Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потрeбления"
Школьный курс истории играет большую роль в духовном развитии школьников. В то же время современные образовательные технологии, позволяют повысить удельный вес самостоятельной творческой познавательной деятельности учащихся, что способствует лучшему усвоению материала, создают условия для свободного изучения вопросов истории не только по школьной программе, но и вне ее, а так же усовершенствовать навыки работы с компьютером. Словом, способствует применению компетентностного, а не знаниевого подхода в изучении учебных дисциплин.
Во многом решению дидактических задач способствуют интеграция истории с ИКТ, т. к. позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, дифференцировать обучение, применять коллективные формы работы, совершенствовать формы взаимодействия учеников и учителя.
Использование интегрированных уроков требует от учителя творческого гибкого подхода в организации учебного процесса, владения информационной техникой, однако, требует немалой подготовительной работы. В то же время интеграция позволяет формировать у учеников более целостное мировоззрение на основе использования межпредметных связей, делает процесс обучения более интересным, насыщенным. Этим обусловлен выбор интеграции предметов при изучении данной темы.
Цель: сформировать у учащихся представление об обществе массового потрeбления; способствовать развитию умения учащихся получать информацию из различных источников, анализировать ее, структурировать и переводить в другие виды представления информации.
Задачи:
- Дать знания о причинах возникновения «государства благоденствия», его основных чертах.
- Развитие умения работать с различными видами информации.
- Развитие навыка коллективной деятельности.
Форма урока: урок-исследование (изучение учебного материала происходит в группах).
Оборудование:
- Компьютеры с выходом в Internet.
- Интеpaктивная доска (для работы с таблицами).
- Карточки с заданиями и адресами необходимых сайтов в Internet.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям организовать работу в комaнде для получения необходимой информации и грамотно ее представить: учитель истории консультирует и направляет работу учеников по истории, учитель информатики – по использованию ресурсов Интернета и в работе со стандартными программами: Power Point и Word.
Данную форму урока целесообразно применять в сильном классе для работы по изучению новой темы, предварительно ученикам дается домашнее задание ознакомиться с соответствующим параграфом учебника; в менее подготовленном классе этот урок лучше использовать для закрепления знаний.
Ход урока
1. Разделение класса на группы (по принципу «от лидера»), раздача карточек с заданиями и указанием адресов необходимых сайтов в Интернете, постановка задач (5 мин.). Для экономии времени составить группы можно заранее.
a) политологи: определяют главные политические проблемы, их влияние на формирование «общества потрeбления»;
b) социологи: определяют социальные особенности «общества потрeбления»;
c) экономисты: определяют экономические особенности «государства благоденствия»;
d) аналитики: на основе приведенных данных составляют диаграммы и делают по ним вывод;
e) эксперты: делают выводы, обобщая результаты, работают над составлением теста и словаря.
2. Итоги исследования группы оформляют в виде таблицы, заполняя соответствующий столбец (20 мин.). Последний столбец заполняется совместно после выступления «экспертов». Если учитель и ученики имеют опыт работы с интеpaктивной доской, то таблицу можно выполнять в интеpaктивном варианте, если такой возможности нет, то можно подготовить матрицы таблицы для каждой группы. Если класс владеет технологией создание презентаций (работа с приложением PowerPoint), то на 2 этапе урока можно дать задание о подготовке презентации (1-3 слайда) вместо таблицы. Для экономии времени на данном уроке презентация была выполнена заранее группой учеников по заданию учителя. Прогнозируемый результат работы может выглядеть следующим образом.
Табличный вариант.
Осуществление политики «государства благоденствия» в странах Западной Европы
Новые явления в политической жизни | Новые социальные явления | Тенденции в развитии экономики | Негативные черты |
1. Среди населения вырос авторитет Советского Союза.
2. Рост популярности коммунистических и социалистических идей. 3. Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы (концепция демократического социализма и «государства благоденствия»). 4. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, но подчеркивали важность традиций. 5. Усиление роли государства в жизни общества. 6. Реформы - главный способ деятельности правительства. |
1. Укрепление позиций среднего класса как опоры
государства.
2. Улучшение бытовых условий. 3. Развитие системы социального страхования. 4. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев. 5. Снижение социальной напряженности. |
1. Мощный экономический подъем 50-60-х гг.
2. Государство регулировало экономику через государственные расходы, налоги, установление банковского процента. 3. Развитие массового производства товаров народного потрeбления. 4. Увеличение заработной платы. 5. Развитие сферы услуг. 6. Развитие рекламы. |
1. Рост бюрократического чиновничьего аппарата.
2. Недовольство предпринимателей ростом налогов. 3. Рост инфляции. 4. Появление слоя «новых бедных». |
Проект-презентация (приложение 1 - презентация к уроку).
Вывод. В эпоху «холодной войны» страны Запада пытались доказать, что усовершенствовать капиталистическое общество можно в условиях демократии с помощью реформ, а не революций.
3. Доклад о результатах работы. Выступление экспертов. (10 мин).
4. Рефлексия - просмотр презентации (5 мин.).
5. Повторение - решение теста. Тестирование на 5 этапе урока можно провести путем голосования, для этого учитель предварительно подготавливает оборудование. (3 мин.).
6. Подведение итогов урока, оценка работы (2 мин.).
Приложение 2. Карточки с заданиями.
Задания 1 группы
1. Определите, какие политические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) социальное развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 2 группы
1. Определите, какие социальные проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 3 группы
1. Определите, какие экономические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) социальное развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 4 группы
На основе следующих данных составьте диаграммы, сделайте выводы.
1. Среднегодовые темпы экономического роста стран Запада за 1948-1963гг.:
Франция - 4,6%
ФРГ - 7,6%
Италия - 6%
Голландия - 4,7%
Великобритания - 2,5%
2. Потребительские расходы от личных доходов в 1970г.
французов | англичан | |
- на питание | 25,6% | 20,7% |
- на услуги | 35,5% | 39% |
3. В 1970г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось
636 автомобилей
769 телевизоров
844 холодильника
4. Государственные расходы на социальное страхование в Англии составили в 1962г. 5% валового национального продукта, в 1974г. свыше 16%.
Задания 5 группы
1. Составьте терминологический словарь следующих понятий: "государство благоденствия", государственное регулирование экономики, теория Кейнса (теория эффективного спроса), социальное страхование, «новые бедные», средний класс.
2. Составьте тест из 3-х вопросов, отражающих суть понятия «общество потрeбления», его хронологические рамки, хаpaктерные черты.
3. Сформулируйте выводы по теме урока.
Приложение 3: ресурсы, рекомендуемые учащимся для работы.
www.histori.rin.ru
www.chronologia.org
www.lesson-histori.narod.ru
www.ru.wikipedia.org
www.enc.mail.ru
www.hist.ru
www.ont.by
www.katalog.iot.ru
www.krugosvet.ru
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
18 03 2024 11:50:32
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...
17 03 2024 10:10:34
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
16 03 2024 8:37:44
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
15 03 2024 0:41:46
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
14 03 2024 23:45:26
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
13 03 2024 19:20:13
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
12 03 2024 13:36:35
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса. ...
11 03 2024 9:24:59
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
10 03 2024 18:53:57
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
09 03 2024 8:26:13
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
08 03 2024 5:18:30
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
07 03 2024 6:57:23
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
06 03 2024 2:48:35
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
05 03 2024 14:46:46
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
04 03 2024 14:22:38
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
03 03 2024 12:50:10
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
02 03 2024 0:20:33
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
01 03 2024 2:12:50
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...
29 02 2024 18:52:36
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...
28 02 2024 19:53:21
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
27 02 2024 15:17:41
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
26 02 2024 23:50:25
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
25 02 2024 2:10:30
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
24 02 2024 2:44:38
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
23 02 2024 1:20:58
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
22 02 2024 18:23:23
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
21 02 2024 14:23:48
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
20 02 2024 20:36:39
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
19 02 2024 5:23:38
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
18 02 2024 13:12:13
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
17 02 2024 5:34:33
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
16 02 2024 8:19:20
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
15 02 2024 8:14:22
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...
14 02 2024 13:14:11
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
13 02 2024 13:16:24
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
12 02 2024 6:49:34
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
11 02 2024 6:49:26
Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
10 02 2024 20:42:27
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
09 02 2024 0:11:47
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
08 02 2024 19:40:16
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
07 02 2024 5:22:14
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
06 02 2024 1:29:48
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
05 02 2024 12:30:48
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
04 02 2024 12:13:14
Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
03 02 2024 4:38:42
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...
02 02 2024 3:27:24
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
01 02 2024 14:37:47
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
31 01 2024 23:16:51
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
30 01 2024 7:36:33
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
29 01 2024 14:10:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::