Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"
Источник:
|
Цель уроков: изучить историческую закономерность падения крепостного права в России.
Задачи уроков:
- Рассмотреть причины и последствия кризиса феодально-крепостнической системы, включающие экономические, социальные, политические и идеологические факторы.
- Проанализировать причины крестьянской реформы.
- Разобрать значение и последствия крестьянской реформы.
- Продолжить работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, выделением главного, классификацией, делать вывод.
- Формировать навыки работы с различными источниками информации.
- Совершенствовать навыки диалогической речи учащихся.
Вопросы:
- Личность Александра II.
- Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.
- Основные положения записки Д.К.Кавелина.
- Реакция общественного мнения на записку.
- Негласный комитет 1857 г. и образование Редакционных комиссий.
- Обсуждение проекта отмены крепостного права
- Основные положения “Манифеста” от 19 февраля 1861 г.
- “Временнообязанные” отношения.
- Выкупные сделки.
- Крестьянские выступления.
- Историческое значение отмены крепостного права.
Основные понятия: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи.
Учебник. Зырянов П.Н. История России XIX век. 8 класс. М.: Дрофа, 2001 г.
Атлас. История Отечества XIX век.
Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий.
Почему отмена крепостного права была первым шагом на пути превращения России в буржуазную монархию?
В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на мecячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение местного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения.
В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы – прикрепление крестьян к земле.
Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистические крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия.
Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с нищетой и бесправием людей, оставшихся в крепостной зависимости.
В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными – отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды.
К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права.
Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30-40-х гг. XIX в. Но пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян опасалась как массовых волнений, так и недовольства помещиков.
Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной.
II. Изучение нового материала по теме проходит с использованием компьютерной программы.
Факторы отмены крепостного права. (Слайды 4,5,6)
1.Социально-экономический кризис.
Вследствие не заинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих – и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков.
Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других.
Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине.
Росла помещичья задолженность государству. В конце 50-х годов 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения.
Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Однако:
- крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих;
- крепостной крестьянин-отходник обязан был делиться заработком с помещиком, а это удорожало рабочую силу, сохраняло паразитический хаpaктер помещичьих доходов. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства;
- крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции.
Ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета в результате Крымской войны.
2.Положение в социальной сфере.
Нарастание социальных конфликтов:
- увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851 г. было убито 139 помещиков);
- произошел рост крестьянских волнений (в 1850 -1856 гг. их было 215, а в 1856 – 1860 гг. – 833). Правда, их основная масса была направлена не против крепостного права, а являлась частью так называемого движения трезвенников;
- в надежде на получение свободы крестьяне целыми уездами устремлялись в города и записывались в годы Крымской войны в ополчение. Приходилось силой водворять их обратно в поместье.
Но на правительство воздействовали не сами волнения, масштаб которых не угрожал государственной безопасности, а скорее нарастание крестьянского недовольства, вселявшего в верхи страх перед новой “пугачевщины”.
3.Политическая сфера.
Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части правящей элиты.
Кроме того, она понимала, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние.
Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения:
- консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований;
- либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей;
- радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.
4.Духовная сфера.
В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.
Свое влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками развивался капитализм, складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.
5.Внешнеполитическая сфера.
Поражение в Крымской войне явилось катализатором отмены крепостного права, ускорившим этот процесс. В результате:
- Выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада.
Было ущемлено национальное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости.
Возникла необходимость возвращения России статуса великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий парижского мирного договора. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.
6.Личные качества Александра II.
Образованность, широкий кругозор, англомания, “доброе сердце”, благожелательное отношение к людям, большая, чем у Николая I, готовность к реформам ради предотвращения революционных потрясений, позволили Александру II осознать необходимость коренных преобразований и приступить к ним. Однако в душе “Освободителя” боролись два начала: гуманное, привитое его наставником – поэтом В.А.Жуковским, и державно-милитаристское, унаследованное от отца. Их противостояние во многом предопределяло непоследовательность курса либеральных преобразований, начатых в 1861 г. Не всегда хватало императору и силы хаpaктера.
Подготовка реформы. (Слайды 7,8,9,10)
1.Первый импульс.
30 марта 1856 г. во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установка на подготовку реформы.
2.Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
В начале 1857 г. в соответствии с традициями был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась мало продуктивной.
Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы и Главный комитет в Петербурге. При нем образованы Редакционные комиссии (руководитель – Я.И.Ростовцев), призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губернии, а затем обобщить результаты. В состав комиссий вошли как представители либеральной части бюрократий (в том числе, Н.А.Милютин, Н.Х.Бунге), так и либеральной общественности (Ю.Ф.Самарин), что и предопределило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.
Огромное влияние на ход разработки реформы оказала также гласность, выражавшаяся предоставленной властью с начала 1858 г. возможности открыто обсуждать крестьянский вопрос на страницах прессы. Открытое обсуждение наболевшей проблемы придало процессу подготовки реформы необратимый хаpaктер.
3.Проекты реформ.
В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов.
Консервативные деятели, составляли большинство в губернских комитетов, смиряясь с неизбежным для них “злом”, допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. Члeн Редакционных комиссий П.А.Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а крестьянам ее передавать в аренду. П.П.Гагарин предполагал предоставить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной земли.
Либералы (К.Д.Кавелин, А.М.Унковский) защищали идею освобождения крестьян землей, которой они владели, но за большой выкуп. При этом Кавелин, оказавший благодаря своей “Записки об освобождении крестьян” (1855) значительное влияние как на общественное мнение страны так и на представителей бюрократии ( с ним был дружен Н.А.Милютин, пытавшийся реализовать основные идей записки), считал, что выкупную операцию должно провести государство с учетом интересов крестьян и помещиков. В дальнейшем это могло привести к образованию единого класса землевладельцев, предотвратило бы обезземеливание крестьян, что, в свою очередь, не допустило бы нарастание социальных противоречий в пореформенный период.
Радикалы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) какое-то время не имели собственной программы и отчасти поддерживали позицию либералов. В “Современнике” была даже опубликована записка Кавелина. Но уже в 1859 г. они выдвинули идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.
После реформы, разочаровавшись в ее результатах, революционно настроенная часть разночинской интеллигенции стала обосновывать и пропагандировать необходимость насильственного захвата сил помещичьей земли и ее уравнительного (“черного”) передела в пользу крестьян.
Проект, составленный Редакционными комиссиями, носил либеральный хаpaктер, но его окончательный вариант после обсуждения высших правительственных органов, прежде всего в Государственном совете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.
Основные положения реформы 1861 г. (Слайды 11,12,13,14,15)
1.Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус “сельских обывателей” и элементарные экономические и гражданские права:
Имели право на собственность; могли защищать свои права в суде; крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения; разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; крестьяне могли вступать в бpaк без согласия помещика.
2.Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы ( дом с огородом) и пахотной земли.
Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время ее составления, согласно закону, не должно было превышать двух лет. В случае, если помещик и крестьяне не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который и принимал окончательное решение по спopным вопросам.
В 4-местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. В случае невозможности компромисса вопрос решался мировым посредником. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем зонам:
- в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,75 до 6 десятин;
- в нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин, что пpaктически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли;
- в степных районах надел мог колeбaться в размере от 3 до 12 десятин.
“Отрезки”. Земли сверх нормы изымались – “отрезались” - у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий.
3.Выкупная операция.
Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.
Помещику крестьянин выплачивал сам 20 – 25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.
Государство оплачивало 75 – 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.
До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния “на выкуп” не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. Выкуп усадебной земли мог производиться в любое время по требованию крестьянина.
4.Крестьянская община.
Освобожденные крестьяне оставались члeнами общины, которая:
- Становилась юридическим собственником земли крестьян.
- Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых члeнов.
- Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.
Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.
На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.
В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опopный конспект.
III. На этапе закрепления знаний по теме учащиеся работают в паре. Отвечают на вопросы с помощью учебника (вопросы записаны на доске).
Параграф 67 (п.2,3) Рассмотрите различные точки зрения на освобождение крестьян, раскрытые в параграфе. Распишите их и представителей в схему 3.
Дайте определение понятиям: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи. (Параграф 68,69)
Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока.
IV. Итог.
Значение и последствия крестьянской реформы. (Слайд 16)
Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.
В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50 – 60-х годов, ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой – неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.
V. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
2 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий (взять из 1 варианта).
II. Изучение нового материала по теме.
Изучение нового материала можно организовать в группах. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает карточку с вопросами-заданиями. 10 минут работает каждый сам по вопросам, 15 минут идет обсуждение, планируется ответ, 5 минут выступают у доски. Внимательно прослушав все выступление, учащиеся отвечают на вопрос
Каковы прогрессивные черты реформы 1861 года? Какие “крепостнические черты” она сохранила? Можно ли назвать эту реформу Великой?
1 группа. Причины отмены крепостного права.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
2 группа. Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
1. Прочитайте параграф 16 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
3 группа. Проекты реформ.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
4 группа. Основные положения реформы 1861 г.
1. Прочитайте параграф 17 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
5 группа. Значение и последствия крестьянской реформы.
1. Прочитайте параграф 17 п.3,4.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Составьте схему (таблицу) по данным вопросам.
5. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опopный конспект.
Учащиеся 3 минуты обсуждают ответ на главный вопрос. Каждая группа представляет свой ответ.
III. Итог (взять из 1 варианта).
IV. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
18 03 2024 18:27:19
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
17 03 2024 23:56:49
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...
16 03 2024 23:54:36
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
15 03 2024 20:11:50
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
14 03 2024 10:35:35
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
13 03 2024 1:48:11
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
12 03 2024 18:52:22
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
11 03 2024 21:14:48
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
10 03 2024 7:14:44
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
09 03 2024 9:32:35
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
08 03 2024 3:43:28
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
07 03 2024 11:36:13
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
06 03 2024 4:26:13
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
05 03 2024 2:57:58
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
04 03 2024 15:44:23
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
03 03 2024 8:41:33
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
02 03 2024 4:41:59
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
01 03 2024 22:45:51
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
29 02 2024 15:44:43
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
28 02 2024 21:33:34
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...
27 02 2024 23:35:43
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
26 02 2024 18:39:55
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
25 02 2024 18:24:56
Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....
24 02 2024 14:10:34
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
23 02 2024 14:16:44
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...
22 02 2024 1:46:16
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
21 02 2024 6:21:46
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
20 02 2024 0:35:37
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
19 02 2024 21:52:24
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
18 02 2024 8:33:26
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
17 02 2024 12:48:44
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
16 02 2024 7:13:27
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
15 02 2024 12:10:38
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
14 02 2024 2:47:29
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
13 02 2024 17:15:38
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
12 02 2024 2:32:47
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
11 02 2024 8:45:41
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
10 02 2024 4:57:20
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
09 02 2024 6:29:54
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
08 02 2024 23:16:30
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...
07 02 2024 23:16:55
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
06 02 2024 17:57:24
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
05 02 2024 17:51:13
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
04 02 2024 12:55:58
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 02 2024 22:46:28
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
02 02 2024 3:18:53
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
01 02 2024 10:26:15
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
31 01 2024 3:39:55
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
30 01 2024 16:51:41
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
29 01 2024 18:44:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::