Внеклассное мероприятие по истории "Земляки в боях за Родину"

1. Июль 1941 года в Томске был необыкновенно теплым и солнечным. Под вечер 21 июня состоялась торжественная линейка выпускников школ. Погожее воскресное утро 22 июня позвало многих томичей с семьями на отдых за город. День обещал быть хорошим и радостным…
В 16 часов местное радио прервало свою работу, а затем прозвучало сообщение болью и тревогой отозвавшееся в сердцах томичей: “Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…”
2. Весть о войне быстро облетело весь Томск. Несмотря на выходной день приступили к работе райкомы партии, комсомольские организации, создаются комиссии по оказании помощи военкомату в проведении мобилизации людей, трaнcпорта и средств, необходимых для обороны. Проходят митинги людей, возмущенных нападением Германии. При этом слова томичей не расходились с делом: отмечается трудовой подъем на предприятиях, отказываются от каникул студенты, ученые ВУЗов Томска приняли решение о создании комитета для “мобилизации научных сил города по обслуживанию промышленных предприятий, трaнcпорта, сельского хозяйства и нужд Красной Армии”. Появляются очереди желающих попасть на фронт.
И как во все века на Руси в стороне от беды не смогли остаться женщины. Из 973 заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию, поданных в Томске в первую неделю войны , 436 были написаны дeвyшками и женщинами.
1. Война с фашистской Германией с первых дней приобрела хаpaктер Отечественной, народной войны. И эту войну возглавила коммунистическая партия. За годы войны из Томска и районов, вошедших в Томскую область, на фронт ушли 129 тыс. 187 человек, в том числе тысячи коммунистов и комсомольцев.
2. 26 июня 1941 года из Томска ушел первый эшелон с войнами 166 стрелковой дивизии, сформированной в 1939 году. К середине июля дивизия, в составе сибирской 24 армии, заняла оборону линии Белый – Дорогобуж – Ельня. Сибирякам предстояло принять на себя удар группы армий “Центр”, рвавшимся к Москве. Боевое крещение дивизия приняла 19 июля, когда 2 батальона 517 полка и дивизион 499 артполка вступили в бой с превосходящими силами противника и нанесли ему ощутимый удар. В результате кровопролитных боев дивизия понесла большие потери - к 14 ноября 1941 года в ее составе осталось только 517 человек. Оставшиеся в живых, уходили в партизанские отряды. На территории Смоленской области действовало несколько партизанских отрядов.
1. Эти отряды контролировали большие территорию, и доставляли много хлопот врагу: за шесть месяцев провели160 операций, в которых уничтожили 3600 немецких солдат и офицеров, 50 – взяли в плен, взорвали и сожгли 39 танков и бронемашин, 139 автомашин, сбили 5 самолетов, подорвали 52 моста, пустили под откос 37 эшелонов.
Недолгим был путь 166 дивизии – первые месяцы войны, непростая фронтовая судьба досталась ей – жестокие кровопролитные бои, окружение… В течение долгих лет несправедливо обходили и замалчивали ее историю. Уцелевшие бойцы дивизии и после Победы длительное время были лишены признания за свои подвиги.
2. В конце августа 1941 года в Томске формируется 366 стрелковая дивизия. Город взял шефство над ней. 9 ноября 1941 дивизия отбыла на Волховский фронт и в Тихвине вошла в состав 2ой ударной армии. В конце 1941 – начале 1942 годов проводятся ряд операций по дeблокированию Ленинграда на Любанском и Мгинско-Синявском направлениях. Полки дивизии расширили прорыв вражеской обороны по фронту до 10 и в ширину до 40 километров. За проявленную отвагу в районе Мясного Бора, стойкость, мужество, дисциплину, героизм личного состава дивизия была преобразована в 19 гвардейскую стрелковую дивизию. В дальнейшем дивизия принимает участие в боях под Ленинградом, на Смоленщине, в освобождении Белоруссии, где за успешные действия на Витебском направлении награждается орденами Красного знамени и Суворова 2 степени. Принимает участие в боях в Восточной Пруссии, разгроме Квантунской армии. Около 17тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 6 человек стали Героями Советского Союза.
1. Славный боевой путь прошла 370 стрелковая дивизия, сформированная в Асине в основном из призывников Асиновского, Колпашевского и Чаинского районов в сентябре 1941 года. Дивизия входила в состав 16 армии Северо-Западного фронта и участвовала в боях по обороне Ленинграда. За время боев на Северо-Западном фронте 1483 воина были награждены орденами и медалями.
В апреле 1944 года дивизия перебрасывается на 1 Белорусский фронт и вошла в состав 68 армии. Участвует в освобождении Белоруссии, Польши, в штурме Бранденбурга. Дивизия награждена орденами Красного Знамени и Кутузова 2 степени, 8 воинов дивизии стали Героями Советского Союза и 30 – полными кавалерами ордена Славы.
2. В боях под Москвой в конце 1941 года начинает свой боевой путь в составе 5 армии Западного фронта 43 отдельная курсантская стрелковая бригада, сформированная в Новосибирске. Призывники из Томска составляли значительную часть состава бригады. В 1942 году 43 отдельная стрелковая бригада была переформирована в 258 стрелковую дивизию, которая участвует в боях за Сталинград, форсирует Дон. За мужество, проявленное в боях, дивизия была преобразована в 96 гвардейскую дивизию. В дальнейшем дивизия участвует в боях на Украине, в форсировании Днепра, освобождении Белоруссии, Польши, в Германии, Чехословакии. За время боевых действий 96 дивизия была награждена орденами Ленина, Красного Знамени и Суворова 2 степени. Более 14 тыс. солдат и офицеров дивизии были награждены орденами и медалями, 8 стали Героями Советского Союза, 3 – полными кавалерами ордена Славы.
1. Одним из прославленных соединений Великой Отечественной войны по праву считается 79 гвардейская Запорожская ордена Ленина Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого 2 степени стрелковая дивизия. О доблести дивизии, мужестве и героизме ее воинов писали Константин Симонов и Илья Эренбург, высоко оценивал воинскую доблесть сибирского соединения комaндарм прославленной 62 армии В.И.Чуйков.
284 дивизия была сформирована в конце 1941 года в Томске, в ее составе были призывники Томска, районов вошедших в состав Томской, Новосибирской и Кемеровской области. Дивизия приниет участие в Сталинградской битве в составе 62 армии. Здесь у Сталинграда приняла свой главный бой 284 дивизия. Своим под –вигом, своей жизнью заслужила оценку, данную маршалом В.И. Чуйковым: “ Сибиряки были душой сражения за Мамаев курган, за Сталинград”. Указом Президиума Верховного Совета от 9 февраля 1943 года 284 стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 79 гвардейскую стрелковую дивизию. Дивизия участвует в форсировании Северного Донца и Днепра, освобождении Запорожья, Никополя, Одессы, форсировали Днестр. В составе 1 Белорусского фронта освобождает Люблин и другие польские города, форсировала Вислу, Варту, Одер, сражалась на Зееловских высотах и в Берлине, принимала капитуляцию 56 танкового корпуса гитлеровцев на Потсдамском мосту.
2. В составе томских формирований сражался каждый четвертый из воинов томской земли. Многие Томичи воевали в составе других частей и соединений. На все фронты Великой Отечественной войны уходили из Томска и Асина эшелоны с маршевыми ротами на пополнение частей действующей армии. Они были людьми разных возрастов и профессий, но общим для всех было стремление отстоять свою Родину и победить. Ради этого проявляли мужество, стойкость, выносливость, совершали чудеса героизма, и отваги и самопожертвования. Вспомним имена некоторых героев…
В первые дни войны встретил врага в небе над Белоруссией младший лейтенант И.С.Черных. 62 боевых вылита было на его счету, последний – вылет в бесcмepтие. Выполняя боевое задание бомбардировщик Ивана Черных был подбит и загорелся. Сбить пламя не удалось. После того, как был израсходован весь боевой запас, Черных направил свой горящий самолет на автоколонну с немецкими солдатами и врезался в ее центр, похоронив под обломками самолета десятки гитлеровцев.16 января 1942 года Президиум Верховного Совета присвоил Ивану Черных и двум его товарищам звание Героев Советского Союза поcмepтно.
1. С честью выполнил свой долг выпускник Томского артиллерийского училища старший лейтенант Александр Земляков, о чем свидетельствуют его награды, к которым он был представлен за короткий срок с октября по декабрь 1941 года. Ордена Красного знамени, Красной Звезды, орден Ленина поcмepтно. Всего лет было Алексею Лебедеву в январе 1945 года, “солидный” стаж 1,5 года и несколько минут на принятие решения. Во время одой из атак в Чехословакии прикрыл пулемет. Его подвиг Родина отметила подвиг – он был удостоен звания Героя Советского Союза поcмepтно. За годы войны 76 воинов, ушедших на фронт с томской земли, были удостоены звания Герой Советского Союза, Афанасий Петрович Шилин был удостоен этого звания дважды. Среди них есть женщина Мария Васильевна Октябрьская, получившая это звание за бои под Витебском, где была cмepтельно ранена. 2.Решающее значение в победоносном завершении Великой Отечественной войны было единство фронта и тыла.
В Томске было сформировано несколько военных госпиталей, где проходили лечение и поправляли здоровье многие бойцы Красной Армии. В городе готовились комaндные кадры для армии. Всего в Томске были подготовлены тысячи офицеров. Западная Сибирь стала одним из районов, куда эвакуировали многие предприятия из захваченных западных территорий СССР. Томск не стал исключением – сюда было эвакуировано тридцать заводов из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Ярославля и других городов. За годы войны в Томск принял около сорока промышленных предприятий, 15 учреждений, 16 научно-исследовательских института и учебных заведений, разместил около 50 тыс. эвакуированных рабочих, служащих и члeнов их семей. В годы войны в Томске начинают работать манометровый, электроламповый, электромеханический и другие заводы.
1. На службу фронту была поставлена творческая мысль изобретателей и ученых. Проводятся исследования процессов бронепробиваемости, методы защиты танков, изыскания местного сырья и топлива, были открыты месторождения полиметаллических руд на Алтае, молибдена, изучаются проблемы энергоснабжения, трaнcпорта. После войны Томичи участвуют в восстановлении пострадавших районов, городов и сел.
2. Победа в Великой Отечественной войне досталась страшной ценой гибели миллионов наших соотечественников. Свидетельст –вом бесчисленные братские могилы и одинокие могильные холмики на полях Отечества. Жизнь человеческая неповторима и утрата каждого живущего – невосполнима. Не вернулся с войны каждый второй ушедший на фронт с томской земли, - убиты, умерли от ран, пропали без вести более 61 тысячи наших земляков. Не затихает горечь и боль в памяти народной об этих потерях. И заклинанием звучат слова Александра Твардовского:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь. –
Речь не о том, но все же, все же, все же.
1. Среди воинов, призванных в ряды Красной Армии с Колпашевского района четверым было присвоено звание Героя Советского Союза.
Барышев Николай Герасимович родился 16 августа 1923 года в деревне Мысовая Колпашевского района, в семье крестьянина. Окончил четыре класса Инкинской семилетней школы и работал в колхозе “Красное Знамя” в родном селе.
В 1942 году Колпашевским райвоенкоматом призван в армию. С 27 декабря 1942 года участник Великой Отечественной войны.
Разведчик взвода управления 10078 легко-артиллерийского полка Н.Г. Барышев отличился при освобождении Речинского района Гомельской области. 29 марта 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он награжден орденом Отечественной Войны 1 степени, медалями. В 1946 году демобилизовался, жил в городе Глухове Сумской области. Умер в январе 1965.года.
2. Голищихин Григорий Васильевич родился в 1925 году в деревне Петропавловка Колпашевского района, в семье крестьянина. Окончил Кузуровскую семилетнюю школу. Работал в колхозе “Советский Север”.
В мае 1943 года призван в армию Колпашевским райвоенкоматом. Окончил полковую артиллерийскую школу младших комaндиров. В Великую Отечественную воевал на Воронежском, Первом Украинском фронтах. Наводчик орудия 317 истребительно-противотанкового полка гвардии сержант Г.В. Голищихин отличился в боях за Днепр в декабре 1943 года. 9 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью “За отвагу” и другими медалями.
В марте 1945 года вернулся к мирному труду. Несколько лет работал в органах МВД, откуда в 1966 году в звании капитана ушел в отставку. Работал начальником штаба гражданской обороны в авиапредприятии Колпашева. Умер
1. Жданов Ефим Афанасьевич родился в 1912 году в Колпашеве, в семье крестьян. Окончил неполную среднюю школу. В 1934 – 1937 годах служил в армии, демобилизовавшись, работал в Колпашеве.
В январе 1942 года вновь призван в армию. Окончил пехотное училище. На фронте с 1942 года. Лейтенант, комaндир взвода пешей разведки 267 гвардейского полка 89 гвардейской Белгородско-Харьковской дивизии Е.А.Жданов отличился при форсировании Днепра. 20 декабря ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Демобилизовался в 1947 году. С марта 1948 по март 1949 года работал на Колпашевской электростанции, а затем в системе горкомхоза. Погиб 30 июля 1949 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Колпашеве.
2. Трифонов Феоктист Андреевич родился в 1921 году в селе Новоильинка Колпашевского района, в семье крестьянина-рыбака.
Окончил Колпашевскую среднюю школу №1.
В Красной Армии с 1940 года. Прошел ускоренный курс Томского артиллерийского училища и с апреля 1943 года участник Великой Отечественной войны. Воевал на Центральном и Белорусском фронтах.
Комaндир батареи 89 тяжелой гаубичной артбригады старший лейтенант Ф.А.Трифонов отличился в боях на Днепровском плацдарме в районе города Речица. 24 декабря 1943 года ему поcмepтно присвоено звание Героя Советского Союза. Был награжден орденом Красной Звезды.
Погиб в бою 18 ноября 1943 года, похоронен в Речице Гомельской области. Именем героя названы улицы Томска, Речицы, Колпашева. На здании школы в селе Новоильинка, где учился герой, установлена мемориальная доска.
Чтец 1.
Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Помните!
Пусть
Не все герои –
Те,
Кто погибли, -
Павшим
Вечная слава!
Вечная слава!..
Вспомним всех поименно,
Горем
Вспомним
Своим…
Это нужно –
Не мертвым!
Это надо –
Живым!
Р.Рождественский.
Чтец 2.
Когда наклоняется знамя
Над павшими в грозном бою,
Роняет печальное солнце
Слезу золотую свою.
На свежем высоком кургане
У черной могильной плиты
В глубоком и скорбном молчанье
Встают на колени цветы,
А ветер, летящей над чащей,
Разносит над ширью земной
Наш залп,
На кургане гремящий,
Как клятва Отчизне родной…
…Но снова взвивается знамя,
И трубы оркестров гремят,
И пушки стальными стволами
Вбивают заряды в закат,
И ветер, свистящий над чащей,
Разносит грозней, чем вчера,
На Запад, как буря, летящей
Раскат громового “ура”.
Александр Безыменский.
Чтец 3.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – все это, живые,
Нам – отрада одна:Что недаром боролись
Мы за родину-мать,
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
А.Твардовский.
Чтец 4.
Уже не доехать
Бойцу молодому
До края родного,
До отчего дома.Лежит он, раскинувшись,
Руки разбросив,
Над ним обгорелые
Никнут колосья.Лежит он, как витязь,
В потоптанном жите.
Родную увидите –
Не говорите.
Микола Сурначев.
Чтец 5.
…Не быть paбыней Отчизне,
И нам paбами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашие
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить,
Идем мы, cмepть презирая,
Не умирать, а жить!
Е.Брезницкий.
Чтец 6.
ИЗ ФРОНТОВЫХ ПИСЕМ СИБИРЯКОВ.
15.07.41 год 24 день войны.
В. Шарапов – матери в Томск.
“…Вот и настали дни боевой жизни.
…Наша Красная Армия дерется стойко и , конечно, фашизм во главе с Гитлером зароем в землю, а мы снова будем жить счастливой жизнью… если мне придется умереть, не оплакивай, помни, что умру за правое дело Ленина, за народ, за Родину, а за такую Родину, как наша, не жалко и жизни…”
31.10.41.год 130 день войны.
И.С. Черных – матери в Томск.
“…Сейчас в голове одна мысль – не допустить фашистскую гадину к городу Ленина…Я буду драться до последней капли крови…”
(Комaндир экипажа бомбардировщика Герой Советского Союза младший лейтенант Иван Сергеевич Черных погиб 16.112.41года под Ленинградом).
23.12.42год 542 день войны.
В.И. Васильев – родным в Томск.
“…Я работаю по-прежнему комaндиром партизанского отряда “Cмepть фашизму”. Дела идут хорошо… Наш отряд крепко держит переходящее Красное Знамя подпольного Батуринского райкома партии и райсполкома…”
(Преподаватель Томского политехнического института Василий Иннокентьевич Васильев, комaндир партизанского отряда, погиб на Смоленщине 5.02.43 года).
26.10.44 год 1197 день войны.
К.М. Удалов – матери в Томск.
“Дорогая мама, прошло восемь месяцев, как я расстался с тобой, и какой длинный путь остался позади?! Прошел Украину, Белорус-сию, Литву, и Латвию – много пришлось посмотреть! А впереди дорога большая, но все-таки она проходит через Берлин, домой возврата нет, не будет и конца войны. Это знает каждый солдат…”
(Младший лейтенант Коммир Михайлович Удалов погиб в бою 31.01.45 года в Латвии).
Чтец 7.
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
А если я нарушу
Ту клятву, что даю,
Я если вдруг я струшу
Перед врагом в бою,
Суровой мерой мерьте
Позор моей вины:
Пусть покарает cмepтью
Меня закон войны!
Иосиф Уткин.
Чтец 8.
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав.
Борис Смоленский.
Чтец 9.
Живым поверка – слава мертвым.
В строю не стало одного.
Он от меня стоял четвертым,
И я равнялся на него.
Был бой…Он пал, я жив остался.
Он как герой исполнил долг…
Я по нему один равнялся.
Теперь равняется весь полк.
Ге opгий Трифонов.
Чтец 10.
Когда ты приходишь
На поле сраженья,
Склони свою голову
Скорбно и низко.
Отдай им достойную дань
Уваженья –
Солдатам, что спят
Под литым обелиском.
Пускай имена их
Тебе неизвестны,
А почесть они
Заслужили по праву -
Стояли здесь наcмepть -
И храбро и честно,
И вечный огонь им,
И вечная память.
… Нацелены к звездам,
Как будто paкеты,
Молчат обелиски
На русском раздолье.
Без них бы
Не видеть нам
Белого света,
И счастья не знать,
И не видеть бы воли.
Владимир Кулагин.
Чтец 11.
Как я люблю людей родной России!
Они тверды. Их вспять не повернешь!
Они своею кровью оросили
Те нивы, где сегодня всходит рожь.
Их не согнули никакие беды.
И славить вечно вся земля должна
Простых людей, которым за победы
Я бы звезды перелил на ордена.
Вадим Сикорский.
Чтец 12.
Хорошо, товарищ, после боя,
Выдыхая дым пороховой,
Посмотреть на небо гoлyбое –
Облака плывут над головой…
И в затихшем орудийном гуле,
Что в ушах моих еще звеня,
Вся страна в почетном карауле
Над убитым воином стоит.
Владимир Чугунов.
Чтец 13.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток.
Алексей Сурков.
Чтец 14.
Победа – сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной прикус…
Пот
И слезы,
И кровь – соленые:
У победы соленый вкус.
Семен Сорин
Чтец 15.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным комaндирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья, -
Всем миром, всем народом, всей землей.
Поклонимся за тот великий бой,
Поклонимся за каждый cмepтный бой!
М.Львов.
Чтец 16.
Мужество.
Мы знаем, что нынче лежит на весах,
И что свершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
27 01 2021 2:45:26
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
26 01 2021 18:52:20
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
25 01 2021 23:57:11
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
24 01 2021 6:36:25
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
23 01 2021 23:56:19
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
22 01 2021 15:23:24

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
21 01 2021 11:31:21
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
20 01 2021 1:15:46
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
19 01 2021 0:31:37

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
18 01 2021 7:58:40
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
17 01 2021 5:13:22
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
16 01 2021 21:28:39
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
15 01 2021 13:54:36
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
14 01 2021 3:17:24
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
13 01 2021 8:13:19
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
12 01 2021 2:16:36
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
11 01 2021 10:46:56
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
10 01 2021 20:17:59
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
09 01 2021 8:44:50
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
08 01 2021 23:52:58
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
07 01 2021 4:46:32
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
06 01 2021 14:39:46
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
05 01 2021 8:15:39
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития".
...
04 01 2021 16:38:31
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
03 01 2021 7:26:44
В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....
02 01 2021 14:58:18
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
01 01 2021 19:25:33
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
31 12 2020 5:31:27
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
30 12 2020 0:30:36

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
29 12 2020 1:26:16
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
28 12 2020 2:57:37
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
27 12 2020 20:11:46
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
26 12 2020 19:50:49
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
25 12 2020 19:18:34
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
24 12 2020 19:56:51
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
23 12 2020 15:46:57
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
22 12 2020 6:21:55
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
21 12 2020 2:45:23
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
20 12 2020 6:50:32
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
19 12 2020 1:17:18
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
18 12 2020 14:21:30
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
17 12 2020 23:52:25
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
16 12 2020 13:17:18
Исследовательская работа по теме....
15 12 2020 22:12:36
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
14 12 2020 14:18:52
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
13 12 2020 15:50:15
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
12 12 2020 4:34:42
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
11 12 2020 3:33:22
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
10 12 2020 9:10:43
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
09 12 2020 12:49:52
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
08 12 2020 23:57:57
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
07 12 2020 12:11:13

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
06 12 2020 23:41:36
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
05 12 2020 10:22:35
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
04 12 2020 6:50:59
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
03 12 2020 23:27:59
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
02 12 2020 11:29:36
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
01 12 2020 2:10:37
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
30 11 2020 3:35:57
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
29 11 2020 8:23:56
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
28 11 2020 22:55:10
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
27 11 2020 21:34:40
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
26 11 2020 22:17:42
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
25 11 2020 20:58:32
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
24 11 2020 11:27:10
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
23 11 2020 14:15:59
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
22 11 2020 14:38:58
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
21 11 2020 22:40:33
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
20 11 2020 8:31:33
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
19 11 2020 23:14:17
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
18 11 2020 3:59:24
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
17 11 2020 5:13:35
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
16 11 2020 1:17:42
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
15 11 2020 2:26:20
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
14 11 2020 6:38:55
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
13 11 2020 19:27:19
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
12 11 2020 1:42:19
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
11 11 2020 9:33:49
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
10 11 2020 23:22:57
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 11 2020 5:59:34
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
08 11 2020 9:57:36
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
07 11 2020 20:22:22
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
06 11 2020 1:31:24
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
05 11 2020 21:27:35
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
04 11 2020 8:10:28
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности.
...
03 11 2020 7:24:29
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
02 11 2020 12:34:36
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
01 11 2020 3:26:53
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
31 10 2020 19:49:41
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
30 10 2020 8:47:36
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
29 10 2020 20:24:47
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
28 10 2020 11:10:24
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
27 10 2020 14:29:16
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
26 10 2020 9:29:49
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
25 10 2020 8:40:33
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
24 10 2020 20:26:18
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
23 10 2020 1:11:56
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
22 10 2020 18:31:58
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
21 10 2020 10:38:16
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
20 10 2020 19:11:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::