Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

Учитель:
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой…
Музыка. “Волжская рапсодия”.
1 ведущий:
Сталинград – наша доблесть и наша любовь.
Волгоград – наша гордость и слава.
Здесь прославился в битвах советский солдат.
Здесь победа свой путь начинала…
2 ведущий:
К концу августа 1942 года немецкое комaндование сосредоточило в сталинградском направлении 69 дивизий. Начались сражения на подступах к городу.
Музыка. Л.Бетховен. Увертюра к опере “Эгмонт”. На ее фоне:
3 ведущий:
Из дневника немецкого солдата:
“Утром я был потрясен прекрасным зрелищем. Впервые сквозь огонь и дым я увидел Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели – Волги! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои…
Почему русские уперлись на этом берегу? Неужели они думают воевать у самой кромки? Это безумие!”
(5 сентября 1942 г.)
4 ведущий:
13 сентября противник, введя в бой дополнительные 9 дивизий и 1 бригаду, перешел к штурму Сталинграда.
Музыка. Д. Шостакович. Симфония № 7. На ее фоне:
1 ведущий:
Из дневника А.С. Чуянова:
“Они просочились… До 200 танков с сопровождением. Стpaxa нет… Нужно теснить их назад, назад, назад!…”
(14 сентября 1942 г.)
2 ведущий: Развернулась беспримерная по своему упорству и накалу борьба на улицах города. Битва не затихала ни днем, ни ночью.
3 ведущий:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее закрыл собой!
(С. Орлов)
4 ведущий:
Город решил защищаться любой ценой. Героизм был массовым. Он проявлялся всюду: в боях, в работе врачей и дeвyшек – санитарок, на руках выносивших раненных из сражений, связистов, горожан, день и ночь, в жару и холод строивших баррикады и, конечно, детей, маленьких защитников Сталинграда, вместе со взрослыми разделившими все тяготы войны. Они были партизанами и разведчиками, прачками, рулевыми, работали на заводах и переправе.
1 ведущий:
Мы быстро подрастали, как грибы,
Но только под свинцовыми дождями.
Усталые отцовские ряды
Все чаще пополнялись сыновьями.
Война шла очень долго, без конца –
Три года с гаком, по народным меркам.
И за станком ушедшего отца
Стояли мы, подростки – недомерки.
Нам не хватало, может быть, трех дней.
Чтоб быть в строю ударных батальонов,
Чтоб заменить оплаканных парней,
Ушедших в бой с подножек эшелонов.
(Л. Киселев)
Учитель:
Слово предоставляется члeну ассоциации “Дети Сталинграда”, участнику тех событий.
Выступление члeна ассоциации “Дети Сталинграда”.
2 ведущий:
58 дней и ночей героически оборонялись защитники дома Павлова. Упopные бои шли за территорию заводов “Баррикады” и “Красный Октябрь”. Люди чувствовали, что здесь, в Сталинграде, решается судьба войны.
Музыка. Л.Бетховен. Увертюра к опере “Эгмонт”. На ее фоне:
3 ведущий:
Из дневника немецкого солдата:
“Наши войска взяли Сталинградский завод “Баррикады”, но до Волги так и не дошли, хотя до нее было не более 100 шагов… Русские не похожи на людей: они железные, они не знают усталости, не ведают стpaxa, не боятся огня. Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам…”
(14 октября 1942 г.)
4 ведущий:
Участник Сталинградской битвы Виктор Некрасов писал о тех днях: “Город горит. Даже не город, а весь берег на всем охватываемом глазом расстоянии. Багровое клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. Черное и красное. Черный город и красное небо. И Волга – красная”.
1 ведущий:
Клубится дым, горит огонь пожарищ.
Мой Сталинград в развалинах лежит.
Бой не окончен, дорогой товарищ.
И враг, что за стеною, - не разбит.И этот бой, как вечность, длится долго,
И вновь прибрежный дом отбит.
А город, превратившийся в воронку,
Он стал как крепость, как гранит.
(Н. Рыбаков)
Музыка. “Мы сражались в Сталинграде”.
2 ведущий:
140 суток продолжались бои за господствующую над городом высоту 102 – Мамаев Курган. Не ней на каждый квадратный метр приходилось до 1250 осколков. После Сталинградской битвы он был совсем не такой, каким мы привыкли видеть его сейчас: он стал одной большой братской могилой, на которой несколько лет не росла даже трава…
3 ведущий:
Когда изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остepвенело,
Дошел по рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
- Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!Не прерываясь, он гремел,
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.За грозным валом, в свой черед,
Подобно урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану.
И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!..
Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Всё трупы, трупы на снегу –
Зеленые шинели… И вверх поднявСвой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал комбат,
Один – в шинели серой.
(Н.Упенин)
4 ведущий:
В Сталинграде Гитлер переоценил силы своей армии. Предупреждавшему его об опасности увязнуть под Сталинградом и проиграть эту битву Паулюсу он писал: “Русские на грани истощения. Сопротивление под Сталинградом имеет местное значение. К ответным действиям широкого стратегического хаpaктера, которые могли бы быть опасны для нас, русские не способны”.
1 ведущий:
В то время, когда Гитлер писал подобные письма, советское комaндование готовило операцию “Уран”, которая должна была привести к разгрому группировки под комaндованием Паулюса.
Музыка. Л.Бетховен. Увертюра к опере “Эгмонт”. На ее фоне:
2 ведущий:
Из дневника немецкого солдата:
“Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются, что до Рождества мы вернемся в Германию. Они уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение!
Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов…
Сталинград – это ад! Каждый божий день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на 20 метров, вечером нас отбрасывают назад. Физически и духовно русский солдат сильнее целого нашего отделения…”
(16 ноября 1942 г.)
3 ведущий:
19 ноября в 7 часов 30 минут взвились в небо paкеты и залпы гвардейских минометов, ставшие сигналом начала контрнаступления советских войск под Сталинградом.
4 ведущий:
Полоска земли нашпигована дымной бедой.
Полосочка узкая, словно ребячья ладонь.
Но этот великий клочок, будто сердце, вместил
И cмepть, и бесcмepтье, и память, и фланги, и тыл…Полосочка узкая. Быть здесь врагу не резон.
Вдвоем не поместимся мы: или я, или он!..
Атаки, атаки… Грохочет большая война.
…А Сталинграду нужна тишина…
(Н. Рыбаков)
1 ведущий:
Особенно ожесточенные бои развернулись на Донском фронте в полосе наступления 65-й армии. Упopное сопротивление противника было сломлено только к 16 часам 19 ноября. В итоге в первый день наступления наибольших успехов добились войска Юго-Западного фронта. Они прорвали оборону на двух участках. Оказавшиеся на пути советских танков румынские части были разбиты. Таких сокрушительных ударов румынские войска за время войны еще не испытывали.
Музыка. Л.Бетховен. Увертюра к опере “Эгмонт”. На ее фоне:
2 ведущий:
Из дневника румынского солдата:
“Лошадей съели. Осталась только породистая генеральская, до которой ни руками, ни зубами не дотянешься. Неужели генерал надеется на этой полудохлой кляче удрать от возмездия?!
Наши солдаты теперь похожи на cмepтников. Они задерганно мечутся, пытаясь прорваться сквозь русских, но от снарядов не убежать. – Нет сил идти, нагибаться и прятаться… Проклятье войне!..”
(24 ноября 1942 г.)
3 ведущий:
20 ноября перешла в наступление южная ударная группировка — войска Сталинградского фронта. Это было для противника как гром среди ясного неба.
4 ведущий:
23 ноября, на пятый день операции, танковые и механизированные корпуса Юго-Западного и Сталинградского фронтов соединились в районе Калача, отрезав пути отхода группировке войск противника на запад. В итоге, в кольце наших войск оказались “заперты” 22 немецко-фашистские дивизии, всего около 330 тысяч солдат и офицеров.
Видео-Хроника “Сталинградская битва: контрнаступление советских войск”.
1 ведущий:
Стояла осень, морозная и злая,
Немели руки, ветер жег лицо.
Мы, с каждым днем победу приближая,
Сжимали окружения кольцо.
(Н. Рыбаков)
Музыка. Л.Бетховен. Увертюра к опере “Эгмонт”. На ее фоне:
2 ведущий:
Из письма немецкого солдата:
“Отец! Ты полковник, генштабист. Ты знаешь, как обстоят дела, и я не нуждаюсь в сентиментальных объяснениях. Пришел конец…
Отец, сталинградская преисподняя должна быть предупреждением для вас всех. Я прошу тебя – не забывай о ней…
Всё идет к концу… Рановато для 30-детнего офицера…
Я не буду сентиментальничать.
Отец, обер-лейтенант докладывает об убытии на веки вечные”.
(25 ноября 1942 г.)
3 ведущий:
Ожесточенные бои продолжались до 30 ноября. Немцы бешено рвались вперед. Этот бой был решающим, беспощадным, cмepтельным для обеих сторон: одна спасала армию Паулюса, другая — судьбу родной земли. Эта битва была подвигом советских солдат. Многие из них погибли в неравном бою.
Музыка. “Мы стоим у обелиска”.
4 ведущий:
Наступали фашисты по нашей земле,
И до Волги добрались они.
Что им нужно? Таких мы не звали “гостей”,
Встали все на защиту страны.
В Сталинграде жестокие были бои
Их следы здесь не нужно искать.
Я не знаю, за что воевали они,
Мы сражались за Родину-мать.
…Я не знаю, за что умирали они,
Я здесь умер за Родину-мать…
(Н. Рыбаков)
1 ведущий:
Удачное контрнаступление, начавшееся 19 ноября, стало залогом победы наших войск под Сталинградом 2 февраля 1943 г. Это был наш ответ фашистам! Сталинград восстал из пепла! Серый, обугленный, раскаленный, он жил, он сражался, он победил!
Музыка. Д. Шостакович. Симфония № 7. На ее фоне:
2 ведущий:
Из дневника А.С. Чуянова:
“Радостно сознавать, что наступление удалось. Военнопленные фашисты бредут и твердят: “Гитлер капут”. И, хотя это еще не полный разгром, - не беда. Догоним на Западе и прикончим!”
(26 ноября 1942 г.)
3 ведущий:
Кончилась великая битва на Волге. Фашисты потеряли в ней 1,5 млн. солдат и офицеров. Велики были жертвы, понесенные и советскими войсками в ходе сражения за Сталинград. Пострадало большое количество мирных жителей, в том числе и детей.
4 ведущий:
Однако мы выстояли на берегах великой русской реки, нанеся сокрушительный удар по гитлеровской военной машине, подорвав ее мощь и военный престиж.
1 ведущий:
Военная машина вермахта, захватившая всю Западную Европу, после поражения в Сталинградской битве медленно, но верно покатилась назад в Германию, где и была добита общими усилиями союзников по антигитлеровской коалиции два года спустя. Сталинградскую битву назвали “русским чудом”, явившимся убедительнейшим доказательством обреченности фашизма.
2 ведущий:
Вспять – не ринутся реки,
Он – для Мира всего –
Сталинград! –
Торжество!
И – никто
И – вовеки
Не забудет
Его!
Не отменит
Его!
(М.Львов)
Музыка. А. Пахмутова “Не забывайте те грозные года”.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
16 01 2021 2:42:17
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
15 01 2021 0:35:31
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
14 01 2021 16:27:59
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
13 01 2021 14:47:10
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
12 01 2021 17:32:16
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
11 01 2021 9:15:22
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
10 01 2021 12:55:12
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
09 01 2021 15:15:43
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
08 01 2021 20:49:16
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
07 01 2021 22:57:32
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
06 01 2021 18:55:58
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
...
05 01 2021 3:36:38
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
04 01 2021 10:24:44
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
03 01 2021 0:46:36
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
02 01 2021 3:10:44
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
01 01 2021 9:36:35
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер.
...
31 12 2020 0:37:37
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
30 12 2020 12:33:42
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
29 12 2020 7:15:43
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
28 12 2020 7:45:37
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
27 12 2020 18:19:54
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
26 12 2020 2:58:12
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
25 12 2020 3:54:41
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
24 12 2020 1:56:44
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
23 12 2020 12:33:18
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
22 12 2020 23:49:23
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
21 12 2020 4:44:46
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
20 12 2020 4:48:42
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
19 12 2020 6:20:30
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
18 12 2020 2:31:56
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
17 12 2020 2:36:31
Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели,
принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....
16 12 2020 4:20:33
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
15 12 2020 21:31:56
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 12 2020 20:10:58
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
13 12 2020 6:56:58
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
12 12 2020 16:48:54
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
11 12 2020 1:37:32
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
10 12 2020 11:42:19
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
09 12 2020 13:12:11
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
08 12 2020 12:17:14
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
07 12 2020 12:32:19
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
06 12 2020 11:45:11
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
05 12 2020 10:21:36
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
04 12 2020 13:11:36

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
03 12 2020 12:53:14
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
02 12 2020 8:42:49
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
01 12 2020 23:57:20
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
30 11 2020 8:35:23
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
29 11 2020 21:40:53
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
28 11 2020 20:29:41
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
27 11 2020 11:16:22
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
26 11 2020 8:10:29
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
25 11 2020 8:20:22
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
24 11 2020 10:23:52
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
23 11 2020 21:40:33
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
22 11 2020 23:39:27
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
21 11 2020 8:16:24
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
20 11 2020 6:13:36
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
19 11 2020 4:15:36
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
18 11 2020 9:40:51
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
17 11 2020 1:23:51
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
16 11 2020 21:44:44
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
15 11 2020 3:30:47
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий.
...
14 11 2020 0:51:50
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
13 11 2020 12:24:33
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
12 11 2020 12:44:49
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
11 11 2020 3:31:50
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
10 11 2020 22:44:57
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
09 11 2020 16:56:51

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
08 11 2020 9:18:50
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
07 11 2020 11:51:49
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
06 11 2020 19:46:12
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
05 11 2020 15:49:57
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
04 11 2020 1:37:29
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
03 11 2020 7:34:53
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
02 11 2020 7:59:53
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
01 11 2020 2:49:20

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
31 10 2020 19:23:58
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
30 10 2020 15:13:14
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
29 10 2020 4:57:50
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
28 10 2020 18:31:20
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
27 10 2020 16:46:53
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
26 10 2020 18:44:39
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
25 10 2020 21:26:10
В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа.
...
24 10 2020 7:50:14

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
23 10 2020 1:25:51
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
22 10 2020 2:52:42
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
21 10 2020 9:51:13
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
20 10 2020 12:37:55
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
19 10 2020 7:53:47
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
18 10 2020 10:20:53
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
17 10 2020 8:43:21
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
16 10 2020 14:33:53
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
15 10 2020 4:59:30
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
14 10 2020 17:21:25
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
...
13 10 2020 4:40:55
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
12 10 2020 16:45:44
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
11 10 2020 15:16:52
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
10 10 2020 18:29:53
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
09 10 2020 16:44:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::