История для молодежи    

Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"

Что такое социальное проектирование, когда оно возникло? Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности, в этом смысле “Государство” Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании можно говорить, только начиная с 20-30-х годов нашего столетия, когда сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставленная задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, т.е. того, что сегодня относят к социальной деятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку только в настоящее время произошло осознание социального проектирования и складываются его образцы, в которых целенаправленно проводятся идеология и методы проектирования, а так же социологический подход.

“С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования”. В конце 70-х начале 80-х годов социальное проектирование является общественной практикой, но не реальной со своими противоречиями, проблемами и кризисами. В 70-х годах за новым подходом закрепляется другое название – “социальное проектирование”. Кроме того, социальное проектирование позволяет разработать образцы реальных проблем и задач.

В последнее десятилетие социальное проектирование вошло в образовательный процесс. Образовательные учреждения стали использовать социальный проект как средство формирования компетентностей обучающихся. Данная работа предусматривает организацию учебной деятельности лишь на старшей ступени образования. Педагогическая практика доказала, что для получения оптимального эффекта в подобной работе, следует использовать элементы социального проектирования ещё на второй ступени обучения.

Элементы социального проектирования целесообразно вводить при организации деятельности учащихся на уроках закрепления, уроках– семинарах, лабораторных, игровых, диспутах. Социальное проектирование позволяет организовать внеурочную деятельность по предмету, повышает эффективность учебной деятельности учащихся, формирует гражданскую активность и правовое самосознание, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в современном мире.

Социальный проект представляет собой реализацию способностей обучающихся, их непосредственное взаимодействие с различными уровнями власти, проявление лидерских качеств, способность устанавливать связи между знаниями и ситуациями, выстраивать процедуру, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель-ученик, ученик-общество, ученик-власть. Учитель уже не является единственным источником информации. Он становится консультантом, который меньше всего должен “вмешиваться” в решаемые проблемы. Следует сказать, что данная форма организации учебной и внеурочной деятельности и её результаты, прежде всего, помогают изменить непростые условия для взросления старшеклассников.

Социальное проектирование по учебному плану является обязательным для изучения только в 10-11-х классах. Но очень сложно создавать проект и воплощать его в реализации, если не имеется первичных навыков в такой работе. Метод проектов, который реализуется в 5-9-х классах, не всегда может помочь в такой работе, поэтому в основной школе я начинаю использовать элементы социального проектирования уже с 5-го класса на уроках обществознания за долго до работы над социальным и исследовательским проектами.

Актуальность данной разработки обусловлена несколькими факторами, одним из которых является реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализации национального Приоритетного проекта “Образование”, “Информатизация”.

Человек – открытая система, следовательно, необходимо глубоко изучать его связи с социальным миром, воздействие на него достижений мировой и национальной культур, поэтому подростка нужно вести к успеху, чтобы он уважал себя, чувствовал уважение окружающих.

Для рассмотрения проблемных вопросов обществознания можно использовать на уроках один из этапов социального проектирования – разработка собственного варианта решения проблемы.

Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения. При работе следует разработать такой план, который отвечал следующим показателям.

  • Ожидаемый эффект.
  • Простота реализации, посильность исполнения.
  • Наличие необходимых ресурсов.
  • Наличие определённого опыта.

Одним из вариантов работы на данном этапе является использование приёма “древа решений”, который реализуется малыми группами. С этой целью возможно использование жизненного опыта не только обучающихся 10-11-х классов, но и учащихся 8-9-х классов.

Данный урок продемонстрирует результат подобной работы.

8-й класс.

Тема: Современная семья

Цель: формирование коммуникативных компетенций при испрльзвании элементов социального проектирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование у учащихся стойкого положительного отношения к семье и семейным ценностям.
  2. Формирование готовности к построению семейных отношений на основе социального партнёрства.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к закону и праву.
  2. Развивать умение применять полученные знания для решения проблем семьи.

Воспитывающие:

  1. Воспитание уважения к личности, её правам и достоинствам.
  2. Воспитание личности, способной строить внутрисемейные отношения на основе компромисса.
  3. Воспитание гражданской позиции у обучающихся.

Оборудование: таблички с названием групп, результаты социологического опроса, мультимедийный проектор, презентации, карточки с задачами, презентация учителя.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: групповая работа, диспут, работа на компьютере.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение пройденного материала– 10 минут. Презентация учащихся по формам семей.
  3. Практическая работа – 7 минут. Заполнение кластера проблем современных семей п. Светлодольск.
  4. Решение задач – 10 минут. Оценка ситуации с точки зрения традиционной и современной семей.
  5. Поиск вариантов решения проблем – 7 минут. Презентация учащихся “древа решений”.
  6. Заключительный этап урока – 5 минут. Домашнее задание.

 

Эпиграф: “Мы творим собственную жизнь и называем её судьбой”

Дизраэли

Ход урока:

  1. Организационный момент. Класс делиться на 2 группы

(сторонники традиционной семьи и современной). Учащиеся за неделю до урока проводят социологический опрос среди жителей посёлка по самостоятельно составленным анкетам (возможна консультация учители при составлении анкет).

Пример анкеты:

  1. Ф.И.О. респондента_____________________________________
  2. Дата рождения_________________________________________
  3. Сведения о замужестве__________________________________
  4. Какая семья, на ваш взгляд, является идеальной на сегодняшнее время – традиционная или современная (нужное подчеркнуть). Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Назовите, какие проблемы были в вашей семейной жизни. Какие вы решали самостоятельно, а какие совместно с родителями. Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие организации и учреждения помогают Вам строить крепкую семью? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Как вы считаете, что важнее семья или личная свобода? Почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Предложите наиболее продуктивный вариант решения проблем современной молодой семьи? __________________________________________________________________________________________________________

 

Заранее благодарим за ответы!

Учитель: Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления реальных возможностей, для социокультурного развития. В последнее время статус семья определяется лишь необходимостью воспроизводства рабочей силы. Хотя семья с момента своего появления должна выполнять довольно широкий спектр обязанностей, поэтому учащиеся предлагают свои точки зрения на форме семей, с указанием положительных и отрицательных сторон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Учитель: Современная семья существует, чтобы выполнять функции и как социальный институт. Со времени возникновения рост числа функций постоянно изменяется и пополняется, что связано с государственной политикой и запросами общества. Но есть рад обязанностей, которые стали основой любой семьи и в любое время. Вам предлагается ряд таких функций, вы должны распределить по графам таблицы и обосновать свой выбор.

Детский вариант выполнения задания:

Традиционная семья

Современная семья

1. Репродуктивная

2. Воспроизводство рабочей силы

3. Первичный социальный контроль

4. Социализация молодого поколения

 

5. Поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

 

6. Представление определённого социального статуса

Работа с результатами социологического опроса (“мозговой штурм”)

Семья в настоящее время сталкивается со множеством проблем, которые порою не в силах разрешить самостоятельно без посторонней помощи и тогда она приобретает статус “кризисной”. Вы провели социологический опрос и выявили проблемы семей нашего посёлка. Вместе с вами мы заполним таблицу наиболее часто называемых проблем семей посёлка (см. приложение № 1).

Практическая работа.

Группы оценивают проблемы с точки зрения семейных ценностей традиционной и современной семьи. Учащиеся предлагают свои варианты решения проблем, обосновывая точку зрения. (с использованием теоретического материала).

Пример таблицы:

Вариант решения с точки зрения традиционной семьи

Вариант решения с точки зрения современной семьи

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Возможен вариант составление ситуаций самими учащимися.

Жизненные ситуации:

  1. Несовершеннолетний сын пришёл с улицы за полночь в нетрезвом состоянии.
  2. Ссора родителей по вопросу дальнейшего обучения дочери в школе (дочь закончила 9 классов)
  3. Мама заставляет помогать по дому отца и сына (сходить в магазин, помыть посуду, убрать комнату и т.п.)
  4. Из-за отсутствия в семье “лишних” денег родители не могут купить сыну новую модель телефона.
  5. Дочь ушла из дома после применения отцом физической силы.
  6. Родители заставляют хорошо учиться в школе, при отсутствии способностей у ребёнка.

После решения простых по содержанию проблем возвращаемся к поиску решения семейных проблем п. Светлодольск, при заполнении “древа решений”.

 

“ДРЕВО РЕШЕНИЙ”

Учитель: Выполняя подобную работу, вы развиваете умения и навыки для работы над социальным проектом. Ваши результаты и выводы будут использованы при разработке совместного проекта “Надежда”.

Урок подошёл к концу и в завершении следует привести слова российского социолога И. Бестужева–Лада, который считает, что не так трудно создать семью, как трудно её сохранить. Сегодня на неё обрушилось действие

“четырёх джинов”, свирепствовавших и до этого, но державшихся в определённых рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов с родителями, несправедливость в распределении обязанностей и бытовое хамство. Используя высказывание социолога, выполните следующее домашнее задание:

– Согласны ли вы с социологом в оценках причин распада семей?

– Что, на ваш взгляд, может обуздать “джинов”?

Результативность: В процессе изучения данной темы учащиеся получают чёткое представление о семейных отношениях, правах и обязанностях родителей и детей. Урок представляет собой звено многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к семье и её духовным ценностям. Развивает умения участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, отстаивать гражданскую позицию, самостоятельно анализировать и находить пути решения семейных проблем, используя только компромисс, не как простой обыватель, а как человек деятельный и самостоятельный.

Используемая литература:

  1. Журнал “Преподавание истории и обществознания в школе”, 2007 г. № 6,7,9,10.
  2. Пахомов В.П. “Социально– образовательный проект “Гражданин”, Самара, 2006 год.
  3. Корнева Т.А. “Уроки учительского мастерства”, Волгоград, 2006 год.
  4. Сластёнины В.А., Л.С.: Педагога. Инновационная деятельность. М. Издательство Мастер 1997 год.

Приложение № 1.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Способы развития речи обучающихся на уроках истории и обществознания

Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опорные конспекты и опорные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....

16 01 2020 18:14:57

Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник " Литература" под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...

15 01 2020 14:53:23

Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....

14 01 2020 0:22:49

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку

Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...

13 01 2020 11:28:24

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

В статье даётся методическая разработка урока истории России или М Х К. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

12 01 2020 9:27:49

Педагогическая мастерская по теме "Этнос: нации и народности". 8-й класс

Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме « Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный характер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....

11 01 2020 13:50:56

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)

В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала Х Х в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...

10 01 2020 1:26:17

"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс

Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе « Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме « Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания « Роль книгопечатания в развитии образования»....

09 01 2020 2:26:32

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

Труды П. А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

08 01 2020 19:30:48

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

07 01 2020 14:10:45

Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"

Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....

06 01 2020 5:54:18

Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"

В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...

05 01 2020 9:15:47

Интерактивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

04 01 2020 11:27:21

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

Урок-конкурс проводится после изучения главы « Древний Египет» в разделе « Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

03 01 2020 18:19:41

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

02 01 2020 2:39:13

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

01 01 2020 2:41:50

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

31 12 2019 18:17:24

Конкурс знатоков-пушкинистов

Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...

30 12 2019 0:23:17

Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"

Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф. А. Михайловский « История древнего мира», Москва, « Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....

29 12 2019 23:32:16

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

Урок по литературе, истории, М Х К и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

28 12 2019 7:42:58

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь

Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....

27 12 2019 23:30:48

Интегрированный урок по истории и обществознанию "Господин Великий Новгород". 6-й класс

Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с I Х века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....

26 12 2019 21:36:18

Первая мировая война 1914–1918 гг.

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Команда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из команд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает команда. После правильного ответа команда засчитывает количество набранных баллов....

25 12 2019 7:47:51

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Цель урока: сравнить рабовладение в С Ш А и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства С Ш А и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....

24 12 2019 13:14:42

Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"

Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...

23 12 2019 12:17:51

Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)

Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...

22 12 2019 19:35:46

Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий

Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии. ...

21 12 2019 2:43:35

Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, брак, условия заключения брака, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

20 12 2019 19:11:14

Конспект урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Представлен конспект урока истории по теме " Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....

19 12 2019 0:51:18

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

18 12 2019 12:40:22

Гражданская война: люди и события

Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...

17 12 2019 4:51:47

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и М Х К; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....

16 12 2019 15:43:58

Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....

15 12 2019 0:21:57

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

14 12 2019 1:39:13

Учебно-методический материал "Выборы в моей жизни" для учащихся 10-го класса

Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование практических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....

13 12 2019 17:48:15

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной характеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий Е Г Э уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

12 12 2019 22:33:37

Творческий проект "Как рождается коллекция"

В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма " Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

11 12 2019 15:26:47

Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)

Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....

10 12 2019 11:20:35

Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс

В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....

09 12 2019 23:44:40

Позиционная технология на уроках истории

Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....

08 12 2019 5:57:20

Урок истории по теме "Нашествие с востока"

Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе « Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....

07 12 2019 0:34:56

Историческая игра "Листая страницы Смутного времени"

Игра проходит в рамках " Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке " Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к Е Г Э....

06 12 2019 12:25:31

Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"

Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное пространство. ...

05 12 2019 20:20:35

Тема урока: "Восточные славяне"

Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из « Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского характера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

04 12 2019 21:41:38

Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)

Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала характеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....

03 12 2019 18:19:17

Разработка открытого урока истории в 8-м классе по теме "Гражданская война в США: причины и итоги"

На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии С Ш А в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....

02 12 2019 3:13:34

Интегрированный урок (информатика + история) "Права человека: и жизнь, и слезы, и любовь"

Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе практической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...

01 12 2019 17:22:59

История деревень бывшей Сигорской волости Угличского района Ярославской области в первой половине ХХ века. 10-й класс

Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....

30 11 2019 20:17:23

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

29 11 2019 22:54:31

Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, вырабатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

28 11 2019 6:48:23

"…Откуда взялась мода на Британию?"

На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т. Диттрич « Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...

27 11 2019 4:42:52

Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.

Урок соответствует Ф Г О С второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интерактивные упражнения на закрепление изученного....

26 11 2019 13:46:41

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

25 11 2019 6:35:21

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

24 11 2019 23:58:28

Тема: "Брестский мир"

В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме " Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М. Шатрова " Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...

23 11 2019 20:31:32

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

22 11 2019 19:41:13

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

21 11 2019 21:12:33

Урок истории по теме "Путешествие сквозь века"

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....

20 11 2019 18:36:39

Урок истории по теме "СССР накануне войны: готовность СССР к отражению агрессии, иллюзии или реальность?". 11-й класс

Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....

19 11 2019 6:27:26

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

18 11 2019 1:18:31

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

На уроке истории учащиеся знакомятся с Н Э П в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к Н Э Пу. ...

17 11 2019 0:13:59

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

16 11 2019 22:54:32

Народы северо-востока России в далеком прошлом

Урок проводится в 4-м классе в форме командной игры « Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – " Животные Севера", " Основные занятия народов края", " Орудия труда коренных народов"....

15 11 2019 7:22:33

Модульный урок. История России. XX век. Тема "Итоги и значение Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Урок-практикум в 11-м классе

Урок-практикум, повторительно-обобщающий по теме " В О В". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области " Обществознание"....

14 11 2019 19:26:30

Самопознание

Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....

13 11 2019 15:16:20

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

12 11 2019 7:40:53

История России. 10-й класс

Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

11 11 2019 3:34:54

Моделирование исторических событий и процессов

Урок по теме " Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса " Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

10 11 2019 13:51:11

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

09 11 2019 9:45:33

Нашествие. Угроза с Запада

Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстрактное мышление практически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием И Т. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....

08 11 2019 4:53:28

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

07 11 2019 5:27:13

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

06 11 2019 20:39:21

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

05 11 2019 6:51:16

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: « Е М Е Л Ь Я Н П У Г А ЧЁ В: К Р О В А В Ы Й У Б И Й Ц А И Л И Н А Р О Д Н Ы Й Г Е Р О Й?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

04 11 2019 19:34:55

Урок памяти "Эхо афганской войны"

15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...

03 11 2019 3:24:56

Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи

В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: " Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...

02 11 2019 2:11:52

Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс

Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию « Добро»....

01 11 2019 11:35:46

Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс

Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....

31 10 2019 12:43:54

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

30 10 2019 1:29:19

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

29 10 2019 19:50:11

Вооруженные Силы РФ. Истоки и настоящее

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Р Ф служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы Р Ф, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....

28 10 2019 22:41:56

Факультатив по истории в 3-м классе по теме: "История в архитектурных памятниках"

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием И К Т, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...

27 10 2019 18:27:23

Урок обществознания "Конституция"

Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....

26 10 2019 14:52:40

Духовная жизнь Серебряного века

Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...

25 10 2019 15:48:23

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; характеризовать первые реформы императора периода « Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения « Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

24 10 2019 6:58:49

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

Обобщающий урок по теме « Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

23 10 2019 15:30:35

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

22 10 2019 20:25:42

Урок обществознания по теме "Правовые основы брака и семьи". 11-й класс

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....

21 10 2019 0:29:34

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

20 10 2019 9:10:21

История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы в России. 11-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....

19 10 2019 15:52:52

Урок по обществознанию "Современный терроризм: поиск решения проблемы"

Урок является составной частью темы " Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона Р Ф " О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....

18 10 2019 9:12:14

Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"

Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....

17 10 2019 18:15:29

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

16 10 2019 11:42:24

Урок (русский язык + история) "Строка, крапленная Афганом.."

Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В. Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...

15 10 2019 9:31:11

Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС

И К Т развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опорные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....

14 10 2019 11:48:29

Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....

13 10 2019 11:10:22

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

12 10 2019 4:29:37

Урок обществознания

Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интерактивного упражнения « Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....

11 10 2019 0:17:31

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Греции в V веке нашей эры"

Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины " Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....

10 10 2019 18:52:20

Народное движение в середине XVII века

Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....

09 10 2019 7:38:20

Экскурсия на мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны"

Мемориальный комплекс « Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....

08 10 2019 22:54:51

Урок истории в 5-м классе на тему:"В древней Александрии Египетской"

Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....

07 10 2019 10:18:13

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

Интерактивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интерактивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

06 10 2019 11:26:14

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

05 10 2019 2:58:59

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности Т Р К М, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

04 10 2019 6:50:10

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

03 10 2019 4:33:23

Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...

02 10 2019 5:24:48

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

Конспект урока по истории России для 11-го класса....

01 10 2019 10:32:59

Исторический вечер "Подвиг во имя любви", посвященный памяти жен декабристов

Исторический вечер « Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....

30 09 2019 19:43:46

Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР

Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся характеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался С С С Р, воссоздают историю образования С С С Р....

29 09 2019 6:42:27

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд практика. Проект "Память поколений"

В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой практически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Р Ф»....

28 09 2019 17:13:55

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

27 09 2019 10:49:56

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

26 09 2019 19:17:58

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

25 09 2019 3:37:58

Игра-викторина "Ратные страницы истории Отечества"

Методические материалы по проведению игры-викторины " Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта Т С О на базе интерактивной доски " Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....

24 09 2019 2:47:47

Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Представленный урок — пятый урок в теме " Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....

23 09 2019 21:59:30

Обобщающий урок по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....

22 09 2019 20:42:46

Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета "Обществознание")

Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с З П Р возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....

21 09 2019 10:30:51

Внеклассное занятие по обществознанию "К демократии через демократические выборы". 9–11-е классы

Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента Р Ф. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к практическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....

20 09 2019 20:59:44

Обобщающий урок "Древняя Греция"

Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на практике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

19 09 2019 5:30:38

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

18 09 2019 0:18:26

Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории

В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа « Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....

17 09 2019 5:27:17

Любит, любит кровушку русская земля

Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....

16 09 2019 11:36:54

Крымская война 1853—1856 гг.

Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...

15 09 2019 18:35:23

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “ Своя игра”. Участие принимают 4 команды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает команда, набравшая наиболее большое количество баллов....

14 09 2019 22:16:10

Игра "Большие интеллектуальные гонки"

Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные команды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....

13 09 2019 3:58:58

Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс

На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный характер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....

12 09 2019 17:26:18

Внеклассное занятие по истории "Государственный герб России: история и современность"

Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба Р Ф, прослеживая процесс развития герба как символа России. ...

11 09 2019 8:50:27

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Урок повторения и обобщения темы " Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....

10 09 2019 23:39:19

Урок "Культура древнегреческого полиса"

Урок " Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе " Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям Ф О С. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к Е Г Э к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...

09 09 2019 21:54:36

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

08 09 2019 10:58:34

Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий"

2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....

07 09 2019 15:43:42

Своя игра. Защитникам Отечества посвящается

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со « Своей игрой», идущей на канале Н Т В. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....

06 09 2019 18:40:37

Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

05 09 2019 20:20:59

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

04 09 2019 11:56:56

Программа по истории. 9-й класс

Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

03 09 2019 15:56:15

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

Урок истории в 6-м классе по теме " Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

02 09 2019 2:39:51

Методическая разработка к уроку "Истоки" "Святители и святые земли русской (местночтимые святые). Святитель Митрофан Воронежский", 4-й класс

Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...

01 09 2019 17:55:29

Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс

На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....

31 08 2019 19:59:32

Урок по избирательному праву «Мой выбор»

Урок « Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....

30 08 2019 21:32:23

Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда"

При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....

29 08 2019 6:14:55

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им практические навыки общения с людьми разных конфессий....

28 08 2019 23:48:24

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

27 08 2019 10:12:13

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

26 08 2019 4:29:43

Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности

В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...

25 08 2019 21:38:23

Урок по теме "Восстание Спартака". 5-й класс

Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....

24 08 2019 5:32:32

Положение тружеников в Древнем Египте

Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

23 08 2019 17:19:45

Путешествие по Древнему Востоку. Древняя Индия. Древний Китай

Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....

22 08 2019 4:30:13

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

21 08 2019 1:13:52

Урок-игра по истории "Русь с древнейших времен до 14 века", 6-й класс

В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....

20 08 2019 4:43:21

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.