Проектная деятельность на уроках обществознания в среднем звене. "Я выбираю свободу…"
Форма работы над темой: метод проекта.
Цели: подытожить и обобщить имеющиеся у учащихся знания по разделу “Свобода для всех, свобода для каждого”, отработать основные понятия, связанные с этой темой, развивать навыки самостоятельной, групповой работы в ходе работы над проектом; стремиться воспитывать учащихся в духе гуманизма и повышать правовую культуру школьников.
Основные понятия: свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
Оборудование: таблица: “Синонимы и антонимы понятия “свобода”; карточки для индивидуальных заданий группам, мешочек для жребия; демонстрационный вариант таблицы “Синонимы….” на ватмане, маркер; таблица “Рейтинг лучшей группы”, таблица для оценки деятельности учащихся в группах.
Опережающее домашнее задание: группы получают за месяц задание изобразить графически свое представление о свободе.
Оформление класса: организуется 4 рабочих стола для работы групп, на доске записывается план урока, эпиграф к уроку, вешается таблица “Синонимы и антонимы понятия “свобода”, оформляется место для рисунков учеников.
Ход урока:
План урока
- Графическое изображение свободы.
- Синонимы и антонимы понятия “свободы”.
- Границы свободы.
- Голосование.
- Домашнее задание.
- Предварительные итоги.
Вводное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы подводим предварительные итоги нашей долгой и кропотливой работы над проектом “Почему я выбираю свободу”. Мы изучали суть свободы, взаимосвязь свободы, морали и ответственности, разбирались в сложностях, подстерегающих свободного человека.
Материалы, собранные на сегодняшнем уроке помогут ученикам следующих поколений разобраться в сложном понятии “свобода” и станут содержанием статьи в школьной газете “Исток” на тему: “Почему я выбираю свободу”.
Организационный момент
На столах бланки оценки работы учеников в группах и бланки для определения лучшей группы, которая станет редакционной, именно она и будет редактировать итоговый проект.
Работайте слаженно, помогайте друг другу и не мешайте вашим соседям.
1. Графическое изображение свободы.
Федор Михайлович Достоевский говорил: “Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой”.
Такой видел свободу один из величайших писателей и философов России. А какой видите свободу вы?
Учитель предлагает ученикам, разделенным на 4 группы представить свое видение свободы. Краткий анализ представленных школьниками работ.
2. Синонимы и антонимы понятия “свобода”.Далее учитель предлагает поработать в группах и заполнить таблицу (см. таблицу 3). В течение 4-х минут записать понятия, связанные со словом свобода и несвязанные с ним.
Отвечать начинает группа, у которой больше всего слов в первой колонке таблицы, затем по цепочке, исключая повторения, все остальные. Тоже проделывается со второй колонкой таблицы
Полученные результаты выписываются на доску в заранее подготовленную таблицу. В целом ответы групп будут сводиться к следующим понятиям:
1 колонка: ответственность, выбор, цель, закон, мораль, нравственность, совесть взаимопонимание, счастье, долг.
2 колонка: преступление; возможность делать все, что хочется, не считаясь с мнением других людей; безответственность; своеволие.
Учитель делает вывод по полученным записям в таблице.
Свобода
– это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе, которой, он добивается поставленных перед собой целей, реализует свои таланты.Свободный человек
– это человек целеустремленный, умеющий не тратить время на безделье. Однако все мы разные и в начале урока мы еще раз убедились, что “свобода” у всех людей своя. В такой ситуации свобода не может быть безграничной.Существуют ли границы у свободы, где они проходят?
Ответ ребят сводится к мысли: “Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого”.
3. Границы свободы.Учитель задает вопрос: “Чем может быть ограничена свобода?”. Ученики отвечают: законом, моралью, общественным мнением, ответственностью.
Задание представителям комaнд выбрать методом жребия тему для групповой работы по вопросу о том, чем может быть ограничена свобода.
Группы получают индивидуальные задания, которые сводятся к одному вопросу: каким образом закон, мораль, общественное мнение, ответственность могут ограничить свободу. Каждая группа обсуждает свой вопрос. Результаты обсуждения записываются на специальные бланки, озвучивает их представитель от группы.
Учитель продолжает. “Свобода – это выбор, каждую минуту существования, это ответственность перед людьми за свои поступки, слова и даже мысли. Если свобода требует от человека постоянного контроля своих поступков, постоянного нравственного совершенствования, не проще ли было отказаться от свободы?”
Учитель просит проголосовать. Первыми поднимают руки те, кто считают, что свобода не нужна человеку. Вторыми поднимают руки те, кто считают свободу жизненной необходимостью человека.
5. Домашнее задание.
В заключительной части урока учитель просит ребят записать домашнее задание. Написать небольшую письменную работу (сочинение-рассуждение) на одну из тем:
- “Да ну ее, эту свободу!”
- “Почему я выбираю свободу”.
Эти работы и станут итогом работы над проектом “Почему я выбираю свободу”.
6. Предварительные итоги.
В конце урока учитель просит оценить работу учеников в группах (работа над рисунком, участие в обсуждении заданий) (см. таблицу 1). Каждый ученик получает бланк для определения рейтинга групп (какая группа лучше подготовилась, сплоченней подошла к работе над проблемами (см. таблицу 2).
Учитель знакомит учеников с итогами голосования.
Таблица 1
Определения работы учеников в группе (10 баллов).
Группа № |
Баллы за работу над рисунком, участие в обсуждении заданий (общий балл) |
|
Таблица 2
Рейтинг групп.
Лучшая группа |
№ |
Таблица 3
Синонимы и антонимы понятия “свобода”.
Понятия, связанные со словом “свобода” |
Понятия, не связанные со словом “свобода” |
Приложение
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
18 03 2024 2:55:31
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
17 03 2024 19:53:42
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
16 03 2024 5:41:52
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
15 03 2024 4:14:24
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
14 03 2024 4:23:22
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
13 03 2024 12:39:31
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
12 03 2024 20:22:24
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
11 03 2024 7:26:58
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
10 03 2024 23:31:32
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
09 03 2024 19:59:30
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
08 03 2024 6:48:38
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
07 03 2024 23:26:56
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
06 03 2024 19:21:45
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
05 03 2024 15:25:33
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
04 03 2024 11:35:51
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
03 03 2024 21:26:27
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
02 03 2024 16:56:29
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
01 03 2024 3:45:12
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
29 02 2024 0:30:37
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...
28 02 2024 11:21:37
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
27 02 2024 10:33:12
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
26 02 2024 21:28:32
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
25 02 2024 5:34:12
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
24 02 2024 15:39:34
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
23 02 2024 14:10:27
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
22 02 2024 22:22:58
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
21 02 2024 13:47:43
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
20 02 2024 18:18:28
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
19 02 2024 5:33:52
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
18 02 2024 2:25:45
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
17 02 2024 16:55:34
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
16 02 2024 5:51:37
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
15 02 2024 14:48:47
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
14 02 2024 6:22:41
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
13 02 2024 1:27:25
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
12 02 2024 11:50:33
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
11 02 2024 17:48:16
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
10 02 2024 19:39:48
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
09 02 2024 10:24:39
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
08 02 2024 17:53:48
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
07 02 2024 10:38:33
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
06 02 2024 0:53:22
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
05 02 2024 1:49:11
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
04 02 2024 13:15:41
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
03 02 2024 3:13:47
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
02 02 2024 5:38:24
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
01 02 2024 1:23:41
В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....
31 01 2024 14:46:56
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
30 01 2024 16:50:40
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
29 01 2024 2:22:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::