История для молодежи    

Факультативное занятие по истории на тему "Судьба человека"

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:

Для подростков восприятие важных моментов «времени Сталина» наиболее доступно и аттрактивно через судьбы людей. Такая подача исторического материала позволяет углубиться в эпоху через сопереживание конкретным людям, взглянуть на историю нашего народа с точки зрения «истории малых величин».
Еще один аспект заключается в том, что в деятельность учащихся в процессе занятия вносятся положительные моменты для восприятия трагичных периодов отечественной истории.
Целесообразно обращение и к судьбам не только жертв, но и палачей, в нашем случае – руководителей процесса насильственной коллективизации (коллективизация началась всего через семь лет после окончания непосредственно революционного времени с его беспощадной гражданской войной).
Тема занятия не формально синтезирует знания, приобретенные девятиклассниками на уроках истории, посвященных Серебряному веку русской культуры, гражданской войне, коллективизации сельского хозяйства, формированию тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы, Большому террору, культурной жизни в СССР в 1930-х гг., Великой Отечественной войне, послевоенному восстановлению народного хозяйства, общественно-политической жизни СССР во второй половине 1950-х–первой половине 1960-х гг..
Формат малой группы и использование различных моделей обучения, в основу которых положен принцип субъект-субъектного общения, в максимальной степени способствует формированию внутренней активности личности каждого подростка, его потребности в саморазвитии.

2. ЦЕЛИ:

  • Образовательная: cформировать у учащихся представление о разности судеб людей в сталинские времена.
  • Воспитательная: способствовать формированию у учащихся убежденности в том, что настоящая свобода есть способ выстраивания человеческого бытия изнутри.
  • Развивающая: сформировать у учащихся позитивный опыт самостоятельной мыслительной деятельности.

3. ОБОРУДОВАНИЕ:

  • портрет О.Мандельштама;
  • сборник стихотворений О.Мандельштама;
  • сборник рассказов М.Шолохова;
  • раздаточный материал (распечатка фрагментов исторических документов).

4. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1) Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность при тоталитарном режиме.
2) И палачи, и жертвы …(Судьбы руководителей коллективизации).
3) Трагедия народа – трагедия Поэта. (Судьба О.Мандельштама).
4) Судьба человека (по одноименному рассказу М.Шолохова).
5) Судьба человека как проявление его внутренней свободы …

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступление

Тоталитарный режим в СССР в 1930-е гг. Личность при тоталитарном режиме.
Тоталитаризм – режим, регулирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего мира человека. В Советском Союзе в условиях тоталитарного режима взаимодействие аппарата власти и масс осуществлялось через иерархическую систему связей «приказ– исполнение». Сложившаяся система разрушала то, что входит в понятие «свободная личность»: самостоятельность и независимость суждений, самобытность, творческое мышление, духовность. Люди становились в большинстве своем простыми исполнителями, «средними индивидами», независимо от социального положения.

2. И палачи, и жертвы…

Беседа о причинах, методах проведения коллективизации и её исполнителях (реализация модели обучения исследованию).

Учащимся предлагается ознакомиться с п.1 и п.2 распечатки.

Текст:

«Говорят документы:

1. Из письма М.Шолохова Е.Г. Левицкой от 2 июля 1929 г., переданного ею Сталину:

«А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен, – писал Шолохов. – Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится… А что творилось в апреле, в мае! Конфискованный скот гиб на столичных базах, кобылы жеребились и жеребят пожирали свиньи (скот был весь на одних базах). И всё это на глазах у тех, кто ночи недосыпал, ходил и глядел за кобылицами… После этого и давайте говорить о союзе с середняком. Ведь всё это проделывалось в отношении середняка».

2. 20 января 1930г. бюро Средне-Волжского крайкома ВКП(б) на закрытом заседании приняло постановление «Об изъятии и выселении контрреволюционных элементов и кулачества из деревни»:

«1) Немедленно провести по всему краю массовую операцию по изъятию из деревни активных контрреволюционных антисоветских и террористических элементов в количестве 3000 человек. Указанную операцию закончить к 5 февраля.

2) Одновременно приступить к подготовке проведения массового выселения кулацко-белогвардейских элементов вместе с семьями, проведя эту операцию с 5 по 15 февраля.

3) Считать необходимым провести выселение кулацких хозяйств вместе с семьями в количестве до 10000 хозяйств».

Был создан «боевой штаб» во главе с М.М.Хатаевичем, куда вошли председатель крайисполкома, крайпрокурор и представитель реввоенсовета Приволжского военного округа. Аналогичные штабы создавались в округах и районах.
Но все это оказалось недостаточным, и через восемь дней, 29 января 1930 года, было признано «необходимым довести общее количество арестованных до 5 тыс. вместо ранее намеченных 3 тыс. человек, а выселенных семей – до 15 тыс. (против 10 тыс.) – т.е. всего около 100 тысяч человек (тогдашняя крестьянская семья состояла в среднем из шести человек).
30 января (на следующий день!) краевой штаб решил всю операцию по изъятию кулацкого актива закончить к 3 февраля, а «тройке» при ГПУ было дано указание с 4 февраля приступить к рассмотрению дел наиболее злостных элементов, приговоры вынести и реализовать не позднее 10 февраля (т.е.расстрелять). Предусматривалось для осуществления операции привлечь и части Красной Армии: в гарнизонах выделить по 50 бойцов в полной боевой готовности, создать отряды Красной Армии в 20 населённых пунктах, где нет воинских гарнизонов, по 40 человек в каждом. Краевой штаб вынес решение о выдаче коммунистам оружия.

Информация к размышлению:

Зерновые регионы страны
(к.1920-х – н.1930-х гг.)

Члены ЦК ВКП(б) –
руководители коллективизации

Судьба (конец 1930-х гг.)

Украинская ССР С.Косиор Расстрелян
Казахская АССР (в составе РСФСР) Ш.Голощёкин Расстрелян
Северо-Кавказский край А.Андреев  
Сибирский край Р.Эйхе Расстрелян
Нижне-Волжский край Б.Шеболдаев Расстрелян
Средне-Волжский край М.Хатаевич Расстрелян
Центрально-Черноземная область Ю.Варейкис Расстрелян
Московская область К.Бауман Расстрелян

Вопросы для беседы:

– В чем состояла основная причина проведения коллективизации?
– Каковы были методы изъятия хлеба у крестьян (п.1 распечатки)?
– Как проявилось отношение власти к человеку (п.2 распечатки)?
– Какова судьба руководителей процесса насильственного изъятия хлеба у крестьян? (П.3. распечатки: из 8 членов ЦК, которые непосредственно осуществляли коллективизацию в основных зерновых районах, к концу 1930-х гг. были расстреляны семеро – уцелел только один Андрей Андреев).
– Как вы думаете, почему они стали «врагами народа»? Почему тех, кто «железной рукой» провел коллективизацию, в итоге репрессировали («свои убивали своих»)?

Версии (выдвигаются учащимися): деятели, осуществлявшие коллективизацию, «слишком много знали» – знали о том, на какой великой крови воздвигалась колхозная деревня, и поэтому подлежали уничтожению; «коллективизаторы» с обостренным революционно-репрессивным сознанием и поведением стали ненужными и даже «вредными» для Системы, т.к. не годились для назревавшей великой войны – войны Отечественной, народной, а не классовой; возмездие, настигшее тех, кто в начале 1930-х гг. беспощадно расправлялся с крестьянством, и т.д.

Вывод: При многообразии версий неоспоримо одно: палачи однажды становятся жертвами, но от этого они не перестают быть палачами. Каждый человек всегда несет на себе груз ответственности за своё прошлое. Из воспоминаний Л.Я Шатуновской, приемной дочери П.А.Красикова – председателя Верховного суда СССР в 1924–1932 гг. и заместителя председателя Верховного суда СССР в 1933–1938 гг.:
«…я не нахожу в своей душе ни жалости, ни сочувствия к ним. Конечно, никаких преступлений против партии и государства, в которых их обвиняли, они никогда не совершали… Но была за ними другая, более страшная вина – они не только создали это государство, но и безоговорочно поддерживали его чудовищный аппарат бессудных расправ, угнетения, террора, пока этот аппарат не был направлен против них».

3. Трагедия народа – трагедия Поэта.

– Система террористического полицейского контроля за жизнью правящей политической партии, всего общества и каждой личности отдельно – одна из важнейших черт тоталитарной диктатуры. Государство насильственным путем ограничивает свободу человека действовать и думать иначе, чем предписывает воля диктатора.

Беседа о последнем этапе жизни и творчества О.Э.Мандельштама (1930–1938 гг.) (реализация модели обучения исследованию).

– На уроках истории мы уже обращались к жизни и творчеству поэта О.Э.Мандельштама.
Поэт был убежден, что России присуща «нравственная свобода, свобода выбора», «это дар русской земли… она равноценна всему, что создал Запад в области материальной культуры», в основе этой свободы лежит «углубленное понимание народности как высшего расцвета личности».

– Как же поэт воспринял коллективизацию? (Стихотворение «Холодная весна. Бесхлебный, робкий Крым…»). В чем смысл слов поэта: «Природа своего не узнает лица…»? (Коллективизация – разрушение основ бытия народа, космическая катастрофа, сокрушающая и народ, и даже природу).
Для творца, для мастера процесс создания произведения – это путь от непосредственного переживания реального бытия к собственно художественной реальности. Пережив трагедию раскрестьянивания, варварского разрушения уклада жизни абсолютного большинства своего народа, Мандельштам не мог не вступить в конфликт с властью, не мог не создать стихотворения «Мы живем, под собою не чуя страны…».
В то же время личная судьба поэта складывалась достаточно удачно. В 1932 году О.Э.Мандельштаму «за заслуги перед русской литературой» была назначена пожизненная персональная пенсия (поэту исполнился только 41 год); его стихи публикуются на страницах журнала «Новый мир», «Литературной газеты»; подписан договор с Государственным издательством художественной литературы об издании книги «Стихи». В 1933 году подписан договор об издании книги «Избранное», состоялись четыре поэтических вечера – два в Ленинграде и два в Москве (один из них – в Политехническом музее), в октябре получен ордер на двухкомнатную квартиру в «престижном» доме около Арбата. И тем не менее вскоре, в ноябре, Осип Эмильевич пишет антисталинское стихотворение и читает его десятку людей, зная, что он идет на роковой конфликт с властью…

– Как можно определить жанр этого стихотворения? (Эпиграмма).
– Какой синоним для определения сущности этого произведения можно подобрать с точки зрения гражданского поступка Мандельштама? (Вызов Системе, вызов веку, вызов времени).

О.Э.Мандельштам был сослан вместе со своей женой в Воронеж. Срок ссылки истёк 16 мая 1937 года. В Москве поэт жить не имел права. Прописку, без которой в нашей стране человек был не человек, можно было получить не ближе, чем за 100 вёрст от столицы. Семья жила на то, что подкидывали друзья. И вдруг – неожиданное благодеяние: Литфонд выделил Мандельштаму путёвку в дом отдыха «Саматиха». Здесь через несколько дней Мандельштама арестовали. Ему дали пять лет, везли в Магадан, из-за состояния здоровья его оставили в пересыльном лагере под Владивостоком. Здесь он и умер от сердечного приступа и общего истощения.

Вывод: В последний период своего творчества поэт создает стихи, в которых находит выражение чувство, пронизывающее всю окружающую его жизнь, – чувство страха. Ощущение того, что страх сохраняет свою власть над временем, и не только над страной, но и над Европой, казавшейся когда-то прибежищем культуры («В Европе холодно. В Италии темно. Власть отвратительна, как руки брадобрея»), не оставит Мандельштама до самой смерти. Поэт этот страх преодолевает («Еще не умер ты. Еще ты не один»). Страх заставляет его мечтать о спасении от «века-волкодава», но, кроме страха, в нем говорит и сознание собственного превосходства над несостоявшимся убийцей («Потому что не волк я по крови своей и меня только равный убьет»).

Звучит стихотворение «Ещё не умер ты…» в исполнении ученицы 9 кл.:

Ещё не умер ты. Ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин,
И мглой, и холодом, и вьюгой.
В роскошной бедности,
в могучей нищете.
Живи спокоен
и утешен —
Благословенны
дни и ночи те,
И сладкогласный труд
безгрешен.
Несчастлив
тот, кого,
как тень его,
Пугает лай
и ветер косит,
И жалок тот,
кто, сам полуживой,
У тени милостыни просит.

– Поэзия Осипа Мандельштама – свидетельство способности человека преодолеть свою судьбу. Он пожертвовал жизнью, но сохранил для нас значение своей личности, отраженное в творчестве. Пусть порой кажется, что бытие одного человека – ничтожная малость, но без этой малости сможет ли существовать великое?

4. Судьба человека.

– Именно этот вопрос ставит перед читателем Михаил Александрович Шолохов в своем рассказе «Судьба человека». Рассказ, вошедший в золотой фонд произведений о борьбе нашего народа с фашизмом, был написан в 1956 году, уже после смерти Сталина, в период так называемой «оттепели». Принципиально новым было то, что писатель показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий плен. Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места ни в жизни, ни на страницах литературных произведений.

Беседа.

Вопросы для учащихся:

– К какому поколению можно отнести главного героя?
– Какими событиями была наполнена жизнь Андрея Соколова?
– Как меняется отношение Соколова к окружающим обстоятельствам в течение жизни?
– В чем значение последнего, завершающего поступка героя – усыновления сироты Ванюшки?
– Почему Соколов вынужден искать работу в другом районе?
– Как этот эпизод характеризует отношение власти к бывшему фронтовику, ровеснику века, принявшему на свои плечи все его социальные катаклизмы, выстоявшему во всех трагических испытаниях, которые послала ему судьба?
– Что же такое судьба человека?

Вывод:В образе Андрея Соколова художественно решаются такие проблемы, как сущность человека, смысл жизни, его отношение к судьбе и обществу. В самом рассказе выражено народное отношение к труду, семье, чужому горю, плену, предательству, родине, смерти (т.е. ко всем основным категориям бытия) и нравственный кодекс народной жизни: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вынести, всё снести, если к этому нужда позвала» и, добавим, – остаться человеком несмотря ни на что, вопреки всему. Судьба – это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, на что он обречен неумолимым ходом событий. Судьба – это и деяние человека, его противостояние ходу событий, сохранение в себе лучших человеческих качеств.

– Каков финал рассказа?
Пусть в рассказе нет счастливого финала. Повествователь спрашивает сам у себя: "Что-то ждет их впереди?" – и продолжает: "И хотелось бы думать, что этот русский человек выдюжит и около плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина". Рассказ-исповедь Андрея Соколова, трудности, беды, которые он вынес, не утраченная им любовь к людям убеждают нас, что он выдюжит. Мы понимаем, что нашего героя ждут новые испытания – такова жизнь, но теперь он не одинок, ребенок – это символ будущего, знак обретения героем личностного смысла бытия.

5. Заключение

Учащимся предлагаются для обсуждения два варианта понимания свободы – в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли – с целью размышления о судьбе человека и его свободе (реализация модели учебной дискуссии).

5. ИТОГИ И ВЫВОДЫ ЗАНЯТИЯ.

Настоящая свобода состоит не во внешних условиях политического режима, не в наличии у человека выбора между некоторыми вариантами поведения в массовом обществе и не в отсутствии влияния извне на этот выбор. Настоящая свобода представляет собой способ выстраивания человеческого бытия изнутри, – такой способ, которым обретается уникальная самобытность личности. Человек призван к сотворению себя и своей жизни – в этом смысл его свободы. Каждый человек способен сказать в своей жизни свое – не заёмное, не чужое – Слово, чтобы прожить свою собственную, а не «как у других» жизнь, чтобы дать возможность своим детям, следующему поколению не утратить этой живой связи со смыслом бытия, а точнее – дать возможность дойти этому смыслу до них через мою жизнь.

И – главное: шанс совести есть всегда. Пусть каждый из нас помнит об этом!

6. ЛИТЕРАТУРА:

  1. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История Русской литературы ХХ века. Учебное пособие. Советская классика. Новый взгляд/ http://www.teneta.rinet.ru.
  2. Жирмунская Т. Осип Мандельштам: «Господи», – сказал я по ошибке…»//Истина и жизнь, 2005, № 3, 4, 5.
  3. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994.
  4. Кожинов В.В. Правда сталинских репрессий. – М.:Алгоритм, 2007.
  5. Мандельштам О.Э. Сборник стихотворений.
  6. Молчание Осипа Мандельштама/ http://www.ruthenia.ru.
  7. Шолохов М.А. Судьба человека.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок-путешествие "Город богини Афины". 5-й класс

Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....

11 12 2019 9:45:47

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

10 12 2019 2:30:56

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

09 12 2019 1:53:51

Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"

Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы " Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...

08 12 2019 17:29:29

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения С Ш А. ...

07 12 2019 0:45:58

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

06 12 2019 22:19:50

Теоретические и практические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

05 12 2019 7:24:53

Итоговое повторение новой истории в 8-м классе "Мир в XIX веке"

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде командного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 команды по 3–5 человек, каждая команда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается команда, набравшая больше баллов....

04 12 2019 8:38:22

Технология дебатов на уроках истории

Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме " Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....

03 12 2019 18:27:56

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в В О В. ...

02 12 2019 20:54:36

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к Е Г Э по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

01 12 2019 3:24:22

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

30 11 2019 21:30:43

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

29 11 2019 20:34:37

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....

28 11 2019 16:20:56

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

27 11 2019 1:20:42

Урок по избирательному праву «Мой выбор»

Урок « Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....

26 11 2019 0:17:51

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. « Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-практической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

25 11 2019 20:33:15

Урок по истории с использованием технологии критического мышления

Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода « Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....

24 11 2019 17:51:44

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

23 11 2019 23:38:11

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

22 11 2019 21:32:56

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

21 11 2019 10:40:21

Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"

Урок обобщения знаний по теме " Рыцарь тоже человек, он без страха и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме " Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В. Скотта " Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное пространство учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на практике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....

20 11 2019 16:35:41

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

19 11 2019 8:27:16

Викторина для недели истории в 5–11-х классах

Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа команда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает команда, ответившая на большинство вопросов....

18 11 2019 21:11:26

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

17 11 2019 20:14:37

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

16 11 2019 11:16:44

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

15 11 2019 7:59:17

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

14 11 2019 10:45:58

"Добро и зло"

Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы " Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

13 11 2019 2:43:37

Урок-лекция в 9-м классе по теме: "Новая экономическая политика"

Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию. ...

12 11 2019 3:38:59

Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"

Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...

11 11 2019 1:10:40

Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"

Игра-дискуссия, соревнование двух команд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать командную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе. ...

10 11 2019 7:44:15

Проект урока "Соседи восточных славян"

Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

09 11 2019 22:13:33

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

08 11 2019 1:58:34

Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"

Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....

07 11 2019 9:50:39

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

06 11 2019 22:25:46

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

05 11 2019 15:40:45

"Я люблю мой край родной. Мой город Ленинск-Кузнецкий". Внеклассное занятие в целях патриотического воспитания школьников. 5 – 8-е классы

Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса. ...

04 11 2019 18:12:31

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

03 11 2019 18:18:15

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

02 11 2019 7:26:44

Литературно-историческая композиция, посвященная Битве под Москвой

Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....

01 11 2019 7:30:44

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

31 10 2019 21:45:29

Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"

В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....

30 10 2019 0:42:32

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

29 10 2019 11:45:31

Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс)

Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...

28 10 2019 23:14:21

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

27 10 2019 13:11:37

Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"

Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...

26 10 2019 6:43:17

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

25 10 2019 23:32:20

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

24 10 2019 10:19:28

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А. С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н. А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....

23 10 2019 12:35:45

Устный журнал по теме «Оборона Смоленска 1609–1611 гг.»

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....

22 10 2019 5:50:15

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...

21 10 2019 21:46:50

Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...

20 10 2019 6:46:33

Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана

Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я. П. Майоров- Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...

19 10 2019 17:20:18

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

18 10 2019 3:19:23

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

17 10 2019 9:47:24

Восстание декабристов

На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного характера....

16 10 2019 22:11:57

Роль государства в экономике

Урок обществознания в 11-м классе с применением И К Т. Для активизации познавательной деятельности автор использует практическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого характера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

15 10 2019 2:11:29

Олимпийские игры в Древней Греции

Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....

14 10 2019 7:32:39

Традиции, культура, быт народов Астраханского края

Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астраханской области. ...

13 10 2019 16:59:14

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

12 10 2019 9:19:55

Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....

11 10 2019 11:14:41

Традиции и быт Кубанского казачества

Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

10 10 2019 7:29:28

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

09 10 2019 18:16:39

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

08 10 2019 22:24:49

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

Предлагаются тесты по истории России по теме " Древнерусское государство" в формате Е Г Э . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

07 10 2019 4:45:36

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

06 10 2019 11:42:38

Урок по истории Древнего мира "Ассирийская держава"

Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опорном конспекте. ...

05 10 2019 10:47:40

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

04 10 2019 20:12:13

Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы"

Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....

03 10 2019 10:46:12

Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"

Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе. ...

02 10 2019 12:16:22

Проектная работа "Район Сокол: дорога славы"

Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интерактивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....

01 10 2019 10:40:27

Урок-лекция "Передвижники"

Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

30 09 2019 1:55:47

Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...

29 09 2019 10:44:53

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

28 09 2019 0:40:18

Презентация к уроку и внеклассному мероприятию

Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....

27 09 2019 19:50:53

Расцвет итальянских городов

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....

26 09 2019 8:25:35

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

25 09 2019 22:47:23

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

24 09 2019 12:40:26

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

23 09 2019 14:12:13

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

22 09 2019 15:39:19

Интегрированный интерактивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

Урок по истории России, краеведению и литературе « Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва и её отражение в произведениях А. С. Пушкина и А. С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: « Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

21 09 2019 21:11:49

Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

20 09 2019 6:15:45

Игра "Страницы истории"

Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы " Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

19 09 2019 23:37:29

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

18 09 2019 20:38:10

Элективный курс для 9-го класса "История военного искусства"

Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....

17 09 2019 0:29:50

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

16 09 2019 21:46:16

Самодержавие и Земские соборы в России

Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

15 09 2019 10:42:54

Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...

14 09 2019 16:18:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: К В Н, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 09 2019 0:48:36

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: "Православная молитва. Храмы и монастыри"

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета О Р К С Э. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....

12 09 2019 1:31:15

Классный час "Это нашей истории строки…"

В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

11 09 2019 6:26:17

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

10 09 2019 1:39:22

Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"

Представлен урок-исследование по теме " Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, характеризующих деятельность тайных обществ декабристов....

09 09 2019 18:39:50

Киевская Русь на рубеже X–XI веков. Первые русские князья

Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...

08 09 2019 3:32:29

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

07 09 2019 4:34:48

Использование архивных документов новейшей истории России в школе

Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....

06 09 2019 23:30:35

Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....

05 09 2019 2:51:17

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

04 09 2019 23:36:26

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г. Благовещенска. В связи с этим тема « Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

03 09 2019 11:37:15

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают характеристику различным видам культуры....

02 09 2019 0:41:36

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

01 09 2019 3:54:52

Конкурсная программа для старшеклассников "Россия – великая держава"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный характер....

31 08 2019 6:57:32

Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить характер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести " Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....

30 08 2019 12:45:11

Урок "Столетняя война"

Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

29 08 2019 8:53:33

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

Урок по теме " Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах Р Ф. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

28 08 2019 17:12:58

Модульный урок по теме "Россия в Первой мировой войне"

Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...

27 08 2019 12:11:28

Культура Древней Руси. 6-й класс

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интерактивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....

26 08 2019 0:17:20

"Олимпийские игры в древности". 5-й класс

Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...

25 08 2019 3:17:46

Экскурсия на мемориальный комплекс "Памяти павших в годы Великой Отечественной войны"

Мемориальный комплекс « Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....

24 08 2019 11:41:23

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

23 08 2019 14:41:55

Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....

22 08 2019 3:48:49

Моделирование исторических событий и процессов

Урок по теме " Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса " Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

21 08 2019 23:12:46

Уватский район

Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты- Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....

20 08 2019 10:39:32

Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д' Арк, охарактеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....

19 08 2019 10:56:26

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его членов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

18 08 2019 22:43:28

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

17 08 2019 21:18:30

Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, вырабатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

16 08 2019 6:18:37

"Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК

Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования У Т Д К и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь У Т Д К; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....

15 08 2019 11:26:44

«Новый курс Франклина Делано Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?»

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность « Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....

14 08 2019 5:51:25

Фрагмент рабочей тетради по теме "Реформы Петра Великого"

Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...

13 08 2019 11:32:57

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

12 08 2019 9:38:45

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

11 08 2019 4:38:48

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....

10 08 2019 21:59:27

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

09 08 2019 8:32:24

Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....

08 08 2019 16:28:57

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

07 08 2019 1:23:16

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....

06 08 2019 11:37:24

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

05 08 2019 0:11:41

Программы элективных курсов "Победы России IX—XVIII веков"

Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...

04 08 2019 17:22:33

Особенности организации урока для детей с ЗПР в основной школе в специальном (коррекционном) классе общеобразовательной школы (на примере предмета "Обществознание")

Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с З П Р возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....

03 08 2019 1:46:55

О введении регионально-национального компонента в содержание исторического образования (из опыта работы)

В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме " Счёт лет в истории", тест " Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме " Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд " Декабристы в Тобольске", классный час " Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия " Письма с фронта". ...

02 08 2019 23:16:34

Иконопись на Руси

Цель урока: ознакомление учащихся с историей иконописи....

01 08 2019 17:25:12

Бинарный урок "Культура Японии"

На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....

31 07 2019 11:21:11

Разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс

Предлагается разработка проекта по теме " Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке " Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование И К Т учащимися....

30 07 2019 20:39:33

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

29 07 2019 3:24:52

Народы северо-востока России в далеком прошлом

Урок проводится в 4-м классе в форме командной игры « Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – " Животные Севера", " Основные занятия народов края", " Орудия труда коренных народов"....

28 07 2019 2:27:16

Культура России в первой половине XIX века

Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....

27 07 2019 5:51:43

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....

26 07 2019 12:53:45

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

25 07 2019 3:39:58

Тема занятия "Индийские касты"

Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока « Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....

24 07 2019 15:41:45

Отечественная война 1812 г. в Калужском крае

В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина « Калуга в войне 1812 года» с презентацией....

23 07 2019 13:41:51

Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю. Воронова, М. Дудина, А. Межирова, О. Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....

22 07 2019 0:27:16

Особенности дохристианского язычества восточных славян

Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной характер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....

21 07 2019 1:51:27

Какая армия нам нужна?

Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....

20 07 2019 2:43:57

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы « Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма « Русская смута»....

19 07 2019 13:50:21

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Представлена программа дополнительного образования по краеведению " Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

18 07 2019 10:55:39

Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....

17 07 2019 13:16:31

Тема предпрофильного занятия "Наследование"

Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...

16 07 2019 5:42:24

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

15 07 2019 22:50:53

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.