История для молодежи    

Формирование и развитие общеучебных исследовательских и интеллектуальных умений учащихся на уроках истории и обществознания

Государственная образовательная политика сегодня акцентирует внимание на самостоятельности ребёнка и развитии его индивидуальности. Следовательно, приоритетными направлениями в организации образовательного процесса являются дифференциация обучения и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований; оно должно стать результатом серьёзной работы не только учителя, но и самих учащихся. Одной из важнейших задач учителя является формирование интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации, что позволит школьнику учиться всю жизнь. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую, учебно-познавательную деятельность. Необходимость развития основ логического мышления и творческих способностей обусловлена временем. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной творческой деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.

Цель работы по данной теме: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности, в состав которых входят общие и специальные умения, и сделать детей активными участниками учебного процесса.

Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. В основной общеобразовательной школе нет целостной системы, реализующей на практике концепцию развивающего обучения, действительно позволяющей создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, реализации их творческого потенциала, поэтому автор опыта систематически на каждом уроке истории работает над формированием и развитием общеучебных, исследовательских умений учащихся, применяя различные приёмы и методы.

Для формирования указанных умений использую в преподавании истории игры. Игра постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его   способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского коллектива интересным содержанием. Игры помогают, по утверждению Ушинского, не только проявить способности и наклонности, но и совершенствовать их. Он считал, что труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствуют формированию характера и развития воли и ума. Игры всегда ведутся по определённым правилам, в игре дети должны мобилизовать свои знания, обращаясь к источникам информации, таким образом, развивая свои умения и навыки.

В основу игр должны быть положены интерес, инициатива, свободный выбор темы. От коллектива ребят, занятых таким трудом требуется усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также разнообразные навыки и умения. Совместное обсуждение и оценка готовых игр приучает выслушивать критические замечания товарищей, думать над устранением недостатков, владеть различными формами устных публичных выступлений, приёмами риторики, культурой речи, умению принимать разные точки зрения.

Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

В дидактической и методической литературе по использованию игр в учебном процессе выделяют две группы:

- малые дидактические игры;
- ролевые игры.

Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:

- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
- “Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
- “ О каком событии идёт речь?”,
- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.

Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Четвёртый лишний”, “Россыпь”,

“Квартет”, “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Колесо истории”, “Своя игра”. Организуя игры на уроке можно прийти к выводу, что без учителя, без его поддержки, многие интересные начинания могут оказаться трудными и неосуществимыми для учеников.

Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Турнир ораторов”, “Конкурс Мюнхгаузенов”, “Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)

В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. (Например, урок – суд – это наша современная оценка исторических личностей, событий, явлений, без неё невозможно изучение истории, извлечение из неё уроков. – “Суд над Пугачёвым”.

Анализ учебной работы, методической литературы, школьной практики позволяет сделать выводы, что эффективность ролевой игры зависит от факторов:

- уровня сформированности исторических знаний;
- уровня сформированности умений и навыков учащихся;
- подготовки учащихся, включающей опыт исполнения исторических ролей, создание установки на игру.

Для успеха ролевых игр учитель вначале опирается на группу хорошо успевающих ребят, проявляющих повышенный интерес к истории, к чтению художественно-исторической литературы, членов исторических кружков, постепенно расширяя круг участников.

Учебные игры в разумном сочетании с другими приёмами и средствами обучения помогают интенсифицировать процесс обучения истории, успешнее решать задачи по формированию общеучебных и исследовательских умений и навыков, по формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности.

Формирование исследовательских навыков учащихся осуществляется посредством написания реферата.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой работы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика, над которой мы чаще всего работаем с ребятами основывается на краеведческом материале, потому что необходимо прививать учащимся любовь к малой Родине, чувство национального самосознания, испытывать гордость за своих земляков.

Интерактивная методика используется автором в преподавании истории при изучении нового материала. Эта методика предполагает работу ребят в группах. Все учащиеся в классе делятся на группы по 4 человека. Каждый ученик получает свой блок материала по содержанию параграфа, затем собираются по номерам в другую по составу группу, изучают материал вместе и представляют его в наглядной форме, записывая в тетрадь. Затем возвращаются в первоначальные группы, где каждый учащийся фиксирует в свою рабочую тетрадь новый материал после объяснения товарищей по очереди. В данной ситуации у ребят формируются следующие учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:

- владение различными формами устных публичных выступлений;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- выслушивание мнения других.

Возможные варианты заданий учащимся при работе в группах:

  • составить конспект по конкретному пункту, здесь формируется умение работы с учебником, умение находить и выделять главные мысли, логическое изложение материала;
  • составить план (простой или сложный), здесь формируется умение составлять планы различных видов, находить отличия;
  • заполнить хронологическую таблицу;
  • работа с картой: найти на карте и ответить на вопрос;
  • найти в предлагаемом параграфе новые понятия, выписать их в тетрадь и выучить (развивается память);
  • проанализировать документ учебника, и определить в чьих интересах он написан;
  • пользуясь дополнительными источниками – художественными и документальными, решить проблемное задание, здесь формируется умение учащихся работать с дополнительной литературой, выслушивать мнение других учащихся группы, развивать креативное мышление.

Учащиеся должны быть замотивированы на написание письменной работы в виде теста из 5 или 6 заданий после обмена материалом. После написания теста ребятам дается ключ, и они выполняют взаимоконтроль, работая в парах, что является очень полезным моментом.

Домашнее задание даётся учащимся дозированное, разноуровневое, что позволяет учитывать индивидуальные особенности.

Изучение нового материала по интерактивной методике (зигзаг) является эффективным т. к. практически работа в группах исключает неудовлетворительные оценки, как показывает опыт работы и формирует широкий спектр общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся.

Главным показателем умственного развития учащихся является не только сумма знаний, приобретённых учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приёмов и логических операций, которыми владеет ученик.

В классической системе образования программы построены не на творческих формах деятельности, а ориентированы на запоминание фактов и получение однозначных вопросов. В большинстве случаев учитель отдаёт приоритет образовательным целям, но и необходимо планировать развитие мышления, т. к. олимпиадные задания, интеллектуальные конкурсы и викторины предполагают развитие общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся.

Поэтому необходимо школьников обучать специальным приёмам и техникам развивающего обучения, чем автор опыта и занимается с учащимися на факультативе “Учимся учиться”.

Процесс развития ученика должен быть целостным, единым процессом, реализующимся как через систему специальных занятий, так и через основные учебные занятия.

Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмов мыслительной деятельности занятие должно включать следующие этапы:

Мотивация
Целеполагание
Планирование
Действие по реализации плана
Самоконтроль, самоанализ, самооценка
Оценка экспертов (диагностика)
Коррекция

Курс развивающих занятий создаёт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. У школьников исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие “познавательные способности” требует длительной, целенаправленной работы.

Развивающие игры по истории России

Игра “Рассыпанное предложение”

Данная игра позволяет сформировать мыслительные операции сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также более сложные – поиск закономерностей. Например:

1. Слова в предложении переставлены местами и нужно восстановить порядок слов в предложении; в каждом из которых даётся определение какому-либо понятию;

- К Родине своему любовь преданность народу Отечеству своему патриотизм это;
- искусство политика государством управлять это;
- форма при которой неограниченная монарху власть принадлежит феодального абсолютизм это государства верховная.

2. Прочитать предложение, в котором буквы в словах переставлены местами, а последовательность слов в предложении соблюдена.

- Одрог Актсн-Тегбурпер ыбл навосон в 3071 одгу.
- Ёртп чрудлие неаст в 1171 удго.

Игра “Чёрный ящик”

Направлена на то, чтобы в игровой форме сформировать у учащихся умения выделять существенные и несущественные признаки, умения анализировать, выделять главное. Суть игры состоит в том, что один из учащихся задумывает понятие, событие и начинает его описывать, не называя его. Все остальные должны угадать, о чём идёт речь. Кто первый угадывает, тот и выигрывает и продолжает игру.

Ученик задумывает событие, понятие. Постепенно, называя признаки, характеристики, начиная, с второстепенных. Какое событие задумал ученик?

Задание. Какое событие из истории России задумано?

Реорганизация армии, введение рекрутской повинности, король Карл XII, “непобедимая армия” Карла XII перестала существовать, морские сражения: у мыса Гангут, у острова Гренгам. (Северная война).

Развивающая игра “ Выражение”

Участникам игры предлагается придумать предложение из 4-5 слов, а каждое слово с определённой буквы. Чем больше вариантов на историческую тему предлагает ученик, тем лучше.

Например буквы: РСИ (Россия стала империей) и т. д.

Развивающая игра “ Построение сообщения по алгоритму”

Участникам игры предлагается построить сообщение по алгоритму:

Факт (что произошло?)
Причины
Повод
Сопутствующее событие
Последствия

Эта игра дисциплинирует мышление, формирует аналитические умения, учит находить и устанавливать закономерности.

Например: восстание под предводительством К.А. Булавина, крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.

Использование системы интеллектуальных упражнений на уроке

При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент. (Разумовский В.Г.)

Линия развития интеллектуальных умений включает: развитие речи устной и письменной, наблюдательности, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.

Самостоятельная работа по истории России для учащихся 7-го класса

Тема: “Россия при Петре 1”

1. Установите соответствие:

1. Начало Северной войны.
2. Провозглашение России империей.
3. Учреждение Сената.
4. Основание Санкт-Петербурга.

а) 1703;
б) 170;
в) 1721;
г) 1711.

2. Дополните предложения:

а) Пётр родился от второго …
б) Первым учителем Петра …
в) Регулярная армия - это …
г) В 1718-1724 годах вместо налога со двора …

3.Исключите лишнее:

а) Астраханское восстание, Башкирское восстание, медный бунт, восстание К. А. Булавина, выступления работных людей;
б) Ж. Леблон, Д. Трезини, И. К. Коробов, А. К. Нартов, М. Г. Земцов.

4. Расположите в хронологической последовательности, приведённые исторические факты:

а) принятие Табели о рангах;
б) Полтавская битва;
в) Прутский поход;
г) Азовские походы.

Самостоятельная работа по истории России XIX век для учащихся 8-го класса

Тема: “Россия в первой половине XIX века”

1. Установите соответствие

1. Учреждение Государственного совета
2. Указ о “вольных хлебопашцах”
3. Отечественная война
4. Восстание декабристов в Петербурге

а)1812;
б)1825;
в)1810;
г)1803.

2. Дополните предложения

А) Экономический кризис – это…
Б) Основными сословиями страны в начале 19 века были…
В) В начале 19 века государственной религией…
Г) Конституционное правление означает прежде всего…

3. Исключите лишнее:

а) Тарутинский маневр, партизанское движение, Бородино, падение Плевны, Смоленское сражение;
б) Граф Строганов, Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей, М. Т. Лорис-Меликов;

4. Расположите в хронологической последовательности, приведённые исторические факты:

А) укрепление роли государственного аппарата;
Б) финансовая реформа Е. Ф. Канкрина;
В) попытки решения крестьянского вопроса П. Д. Киселёва;
Г) выступление декабристов;

Задания в данной работе позволяют определить степень освоения учащимися таких логических операций, как анализ, обобщение, классификация, синтез.

Для наибольшей эффективности работы по развитию творчества учащихся необходимо заниматься упражнениями развивающего обучения не на одном, а на нескольких предметах.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

12 07 2020 14:58:17

Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»

Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А. И., Певцовой Е. А. « Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями Ф Г О С и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....

11 07 2020 6:43:35

Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Урок " Русь в Х- ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям К С О, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....

10 07 2020 5:42:37

Классный час по теме "Пылая местью и любовью, восстала русская земля" для учащихся 8–9-х классов

Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....

09 07 2020 12:59:16

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

08 07 2020 7:41:17

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему " Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

07 07 2020 1:58:42

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

06 07 2020 1:12:55

Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"

Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....

05 07 2020 19:12:32

Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"

Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...

04 07 2020 4:36:58

Внеклассное мероприятие "Ханты-Мансийскому автономному округу – 80 лет"

Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты- Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....

03 07 2020 8:43:50

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

02 07 2020 3:57:53

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

01 07 2020 13:56:54

Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интерактивной доски....

30 06 2020 7:19:11

Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....

29 06 2020 18:44:48

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

28 06 2020 0:27:37

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

27 06 2020 14:24:47

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

26 06 2020 8:23:52

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси « Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....

25 06 2020 23:30:18

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

24 06 2020 3:33:38

Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс

Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....

23 06 2020 15:52:12

История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....

22 06 2020 21:24:56

"Государственная символика, Урок в 6-м классе

В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

21 06 2020 6:44:40

Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

Урок истории России по теме « Русь между Востоком и Западом»....

20 06 2020 15:50:42

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

19 06 2020 18:22:32

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

18 06 2020 5:21:27

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

17 06 2020 19:13:26

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме " Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

16 06 2020 12:30:21

Развитие торговли в Европе в XI—XIII вв.

Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...

15 06 2020 16:49:57

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

14 06 2020 20:17:37

Урок по обществознанию "Социальная структура и социальные отношения" с использованием ИКТ в 11-м классе

Урок по обществознанию в 11-м классе " Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием И К Т. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....

13 06 2020 16:47:31

Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории

В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....

12 06 2020 5:20:14

Урок-путешествие "Древние государства Востока"

Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...

11 06 2020 18:13:32

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П. А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

10 06 2020 23:49:33

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

09 06 2020 17:56:37

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...

08 06 2020 17:14:11

Проект урока "Соседи восточных славян"

Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

07 06 2020 0:21:54

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

06 06 2020 5:45:12

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме " Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

05 06 2020 14:55:54

Социализация личности в курсе обществознания

Тема « Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую практическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...

04 06 2020 18:27:18

Внеклассное мероприятие по формированию навыков толерантного общения и профилактике экстремизма

В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....

03 06 2020 14:30:49

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

02 06 2020 22:33:57

Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...

01 06 2020 19:45:44

Урок истории "Мечты третьего рейха: блицкриг"

Владение И К Т, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок " Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием И К Т и приемов технологии креативного мышления. ...

31 05 2020 22:33:38

Рождение книги о Лодейном Поле

На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....

30 05 2020 8:46:36

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

29 05 2020 23:16:37

Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время

Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....

28 05 2020 6:27:36

Мероприятие "Лучший знаток истории". 5-й класс

Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....

27 05 2020 6:26:36

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

26 05 2020 3:42:45

Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве

Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

25 05 2020 9:15:27

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

Данный урок входит в раздел « Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

24 05 2020 16:43:23

Эпоха палеолита на территории Красноярского края

Урок по теме организован как урок-практикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....

23 05 2020 21:41:50

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы

Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....

22 05 2020 8:35:45

Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"

Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....

21 05 2020 15:38:53

Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования

Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...

20 05 2020 13:38:34

Общественные движения в России начала XIX века

На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....

19 05 2020 22:50:51

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

18 05 2020 14:43:37

Эпоха Петра Великого

Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется И К Т, стимулируются познавательные процессы....

17 05 2020 20:26:17

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

16 05 2020 18:23:30

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников « Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...

15 05 2020 11:25:59

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

14 05 2020 10:59:12

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

13 05 2020 8:25:56

Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс

Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему " Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и вырабатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....

12 05 2020 11:28:47

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

11 05 2020 4:16:38

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

10 05 2020 10:22:47

Российская империя на рубеже XVIII–XIX веков

Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе « История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....

09 05 2020 12:30:58

Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс

Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....

08 05 2020 4:12:33

Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"

Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в команде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....

07 05 2020 2:27:53

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

06 05 2020 7:31:16

Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня смерти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"

Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня смерти М. В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....

05 05 2020 4:12:42

Музей одного дня. Тема: "Русская изба. Мир добрых и злых духов" (для 2–4-х классов)

Разработка представляет собой интерактивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интерактивной доске....

04 05 2020 16:14:14

Программа по обществознанию. 5-й класс

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....

03 05 2020 21:17:20

Религия древних египтян

Цели урока: познать характерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....

02 05 2020 6:51:40

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал практического характера. ...

01 05 2020 11:11:17

Тема урока "Конституция – основной закон государства"

Урок завершает изучение темы " Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....

30 04 2020 19:31:35

Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

29 04 2020 10:54:57

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс

В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....

28 04 2020 16:36:26

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

27 04 2020 4:19:31

Урок-игра "Обожаемый солдатами, прославляемый народом"

Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А. В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...

26 04 2020 9:47:56

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

25 04 2020 11:35:48

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

Урок истории в 11-м классе по теме « Пути большевистской модернизации проводится по программе О. В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы Х Х века. ...

24 04 2020 19:19:17

Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)

Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интерактивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....

23 04 2020 15:38:18

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

Познавательный интерес на уроке формируется методами интерактивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология « Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, « Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

22 04 2020 2:18:55

Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"

На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме " Феодализм". ...

21 04 2020 21:31:28

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

На уроке учащиеся рассматривают эпоху после смерти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

20 04 2020 4:46:59

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

19 04 2020 22:28:35

Программа "Музейная педагогика"

Программа « Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....

18 04 2020 18:28:21

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме " Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе " Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

17 04 2020 0:19:36

Путешествие по Cредневековью

Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в команде, анализировать допущенные ошибки. ...

16 04 2020 10:21:20

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

15 04 2020 0:47:35

Итоги преобразовательной деятельности Петра I

Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1. ...

14 04 2020 23:46:14

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

13 04 2020 8:25:54

Информационные технологии на уроках истории

Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....

12 04 2020 15:21:10

Бинарный урок (история и информатика) "Создание презентации в программе "Microsoft PowerPoint 2007". Тема: "Российская империя 80–90-х гг. XIX века"

Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....

11 04 2020 17:49:28

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают характеристику различным видам культуры....

10 04 2020 18:32:52

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

09 04 2020 0:19:40

Восьмое чудо света

О чудесах света. От античности до современности....

08 04 2020 0:40:55

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

07 04 2020 5:18:57

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

Для данного урока выбрана живая интерактивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

06 04 2020 9:58:39

Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....

05 04 2020 5:45:51

Методическая разработка урока на тему "ГУЛАГ на территории Коми края: Бруни Н.А. и его судьба"

Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н. А. Бруни показать судьбу узника Г У Л А Га....

04 04 2020 19:15:53

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, характеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

03 04 2020 3:52:54

Научно-исследовательская работа "Рюрик – первый русский князь"

Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....

02 04 2020 9:43:47

Свободное телевидение: за и против. 11-й класс

Интерактивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные С М И, должны осознать роль массовой культуры и С М И в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....

01 04 2020 22:26:10

Государственная символика Российской Федерации

В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на " Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

31 03 2020 20:36:51

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках краеведения

На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....

30 03 2020 16:12:31

Итоговый урок-путешествие по истории России в 7-м классе

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....

29 03 2020 4:58:13

Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"

Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...

28 03 2020 8:18:57

Содержание и формы духовной деятельности

На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, трактовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....

27 03 2020 18:52:58

Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс

Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....

26 03 2020 8:34:34

Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...

25 03 2020 9:20:55

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. Х Х в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2020 1:10:35

Занятие элективного курса "Край, в котором ты живешь", 9-й класс. "Герб — отражение истории"

Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....

23 03 2020 2:36:41

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

22 03 2020 17:26:40

"Меч и дипломатия А.Невского" – историческая игра для учащихся 6-х классов

Представлен конспект исторической игры " Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....

21 03 2020 20:47:51

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение"

Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....

20 03 2020 7:58:49

Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…"

Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – Х Х век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....

19 03 2020 14:31:44

Российский Дальний Восток в конце XIX – начале ХХ века. Даленевосточная политика России

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХI Х – начале Х Х в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....

18 03 2020 14:20:18

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....

17 03 2020 1:53:49

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

16 03 2020 19:34:22

Игра как способ найти свое место в жизни

Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по характеру педагогического процесса и применяемых методик....

15 03 2020 3:41:26

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

14 03 2020 8:16:40

Основы российского избирательного права

Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы Р Ф; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....

13 03 2020 19:32:37

Интеллектуальный конкурс по истории для учащихся 9–11-х классов "Патриоты Отечества". Игра по истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...

12 03 2020 12:38:20

Июнь 1918 года в истории моего края

Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

11 03 2020 6:59:11

Экономические предпосылки зарождения торговли на Руси

Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...

10 03 2020 3:46:50

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

09 03 2020 5:20:37

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

08 03 2020 1:26:33

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

07 03 2020 13:54:23

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

06 03 2020 1:18:47

Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: "Предпринимательство"

Урок " Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А. И. Кравченко " Обществознание. 8-й класс" с использованием интерактивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...

05 03 2020 21:56:33

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

04 03 2020 19:25:46

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме « Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....

03 03 2020 8:42:39

Игра-путешествие "В гостях у Клио"

Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории « История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

02 03 2020 9:46:40

Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

01 03 2020 20:33:34

Обобщающий урок биологии в 6-м классе по теме "Цветик-семицветик"

Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....

29 02 2020 7:44:10

Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."

В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел « Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения " Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....

28 02 2020 19:30:19

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

27 02 2020 12:22:44

Эвристический метод в обучении истории

В работе рассматриваются примеры практического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....

26 02 2020 5:13:27

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....

25 02 2020 17:57:29

Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)

Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме « Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям Е Г Э по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов Е Г Э по истории 2014–2015гг....

24 02 2020 6:55:23

Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"

Данный урок завершает тему « С С С Р в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....

23 02 2020 13:33:20

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса " История Астраханского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

22 02 2020 20:52:19

Религия восточных славян. 10-й класс

Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....

21 02 2020 7:51:42

Урок-обобщение по истории Древнего мира "Прощание с Грецией" (5-й класс)

Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе " История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...

20 02 2020 21:23:12

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

19 02 2020 8:35:20

Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"

Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь команды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...

18 02 2020 3:34:45

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....

17 02 2020 23:34:41

Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

16 02 2020 19:18:57

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

15 02 2020 8:24:34

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

14 02 2020 18:33:20

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.