Бинарный урок (история + обществоведение) "Эволюция города"
Предварительная подготовка:
- Формируются экспертные группы, которые готовят материал по отдельным вопросам урока из курса истории средних веков;
- Проводиться конкурс работ «Похвальное слово родному городу».
Цель:
- Повторить и обобщить материал курса истории средних веков о возникновении и развитии средневекового города; познакомить учащихся с историей возникновения родного города.
- Работать над умением слушать, формировать умение сопоставлять и делать выводы; развивать навыки публичного выступления.
- Воспитание любви к своей малой родине.
Понятия: город, эволюция.
Оснащение:
- учебник А.И.Кравченко «Обществознание», М., «Русское слово», 2003 г.;
- компьютер, проектор;
- иллюстрация «Средневековый город»;
- схема на доске «Самоуправление в средневековом городе»;
- раздаточный материал по краеведению (Приложение 2);
- магниты, таблички к схеме.
Тип урока:бинарный урок с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Приложение 1).
План:
- Возникновение городов
- Управление городом.
- Состав горожан.
- Хозяйственная жизнь города.
Ход урока
Вопрос |
Реализуемые цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Определить место урока в теме |
Работа с учебником. (Какую новую главу мы начали изучать? Как называется новый параграф? Что такое эволюция?) |
Открывают оглавление: «Ребёнок и его жилая среда. Город и село». |
|
|
Сегодня мы поговорим о городе. Какие древние и средневековые города вы знаете? |
- Афины, Спарта. Рим, Вавилон, Мемфис, Париж. Орлеан и др. |
|
Целеполагание |
Наша задача – вспомнить из курса истории средних веков, что представлял собой средневековый город и сравнить его с современным городом, посмотреть, что изменилось, а что пришло к нам из глубины веков. |
|
|
|
Учитель объявляет тему урока. Мы учимся слушать друг друга, составлять сравнительную таблицу, сравнивать и обобщать. |
Записать тему в тетрадь. |
|
Постановка задачи на урок |
На экране – слайд № 1 с заданием (Приложение1). |
|
|
|
По ходу урока составить сравнительную таблицу, выделить общее и особенное средневекового города и современного на примере Мурманска. (Приложение 3) |
Учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь |
1. Возникновение городов |
Умение слушать, выделять главное. |
Слайд № 2. |
|
|
|
Выступление экспертов по данному вопросу. |
Выступление эксперта по вопросу о причинах возникновения городов. |
|
Обобщение. |
Беседа. Вопрос классу: в чём причины возникновения городов в средние века? |
Возможные ответы: - ремесло отделилось от сельского хозяйства; |
|
Повторение. |
Где чаще всего возникали города? |
Запись в тетради. Возможные ответы: - возле замков (бург) – Гамбург, Страсбург; |
|
Умение работать с документом, находить нужную информацию в тексте. |
Вопрос: когда, и по какой причине возник наш город? Организовать работу с документом. |
Учащиеся читают текст о возникновении Мурманска и отвечают на вопрос: - 4 октября 1916 года из-за необходимости строительства порта. |
|
|
Слайд №3. Каково происхождение названия нашего города? |
|
2. Управление городом | Умение слушать. Отpaбатываются навыки публичного выступления. |
Слайд № 4. | Ответы на вопросы, выступление экспертов. |
Задание: составить схему самоуправления средневекового города (на доске – карточки и магниты). | Ученик у доски составляет схему. (Приложение 4) |
||
|
|
Проверка выполненного задания. Вопрос: есть ли самоуправление в нашем городе? Как оно организовано? Какие элементы самоуправления пришли к нам из средневековья, а что появилось нового? |
Проверка выполненного задания Сохранился Городской совет, мэр. |
|
Умение сопоставлять, находить сходство и различия. |
Демонстрация схемы на доске. (Приложение 5) Обратить внимание, что законодательная и исполнительная власти разделены. |
Учащиеся высказывают своё мнение. Сделать необходимые записи в тетради. Учащиеся сравнивают, делают выводы. |
3. Состав горожан |
Умение слушать, обобщать, делать записи. |
Слайд №5. |
По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради. |
|
|
Вопрос: какие объединения граждан существуют в нашем городе? |
Возможные ответы: Заполнение таблицы. |
4. Хозяйственная жизнь |
Умение слушать докладчика; обобщать, делать выводы. |
Слайд №6. |
По ходу выступления докладчика учащиеся делают записи в тетради. |
|
|
Вопрос: какие отрасли хозяйства развиты в нашем городе? |
Возможные ответы: - пищевая; |
|
|
Как выглядит современный город? Слайд №7. |
Город больше по размерам, высокие дома, широкие улицы, площади, парки, планировка, больше жителей. |
|
|
Что такое качество жизни и что вы можете сказать об этом в сравнении со средневековым городом? (напомнить о чистоте воздуха, уровне шума). |
- это комфортность условий существования в городе, безопасность проживания. |
Обобщение |
Проверка усвоения материала и обобщение. |
Слайд №8. Организовать работу по вопросам слайда. |
Ответы на вопросы слайда: - самоуправление, выборность; |
Заключение |
Навыки публичного выступления |
Слайды № 9, 10. |
|
|
|
Подведение итогов конкурса «Похвальное слово городу». Демонстрация слайдов с видами города. |
Выступление победителя с похвальным словом городу |
|
Рефлексия |
Что понравилось на уроке, что запомнилось, что вы узнали нового? |
Учащиеся сдают тетради |
|
Домашнее задание |
§ 18, вопрос 1, 4, 5 |
|
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
18 03 2024 16:48:56
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
17 03 2024 9:59:32
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
16 03 2024 20:12:20
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
15 03 2024 9:35:53
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
14 03 2024 4:24:21
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
13 03 2024 13:12:16
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
12 03 2024 11:40:10
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
11 03 2024 3:17:29
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
10 03 2024 11:17:56
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...
09 03 2024 4:20:16
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
08 03 2024 6:23:36
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
07 03 2024 6:19:32
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
06 03 2024 8:51:58
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
05 03 2024 21:27:23
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
04 03 2024 18:45:43
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
03 03 2024 9:10:46
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
02 03 2024 1:46:31
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
01 03 2024 10:54:50
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
29 02 2024 12:56:52
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
28 02 2024 21:36:25
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
27 02 2024 6:46:32
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
26 02 2024 8:44:14
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
25 02 2024 10:46:33
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов . ...
24 02 2024 13:11:41
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
23 02 2024 12:58:32
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
22 02 2024 15:21:43
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...
21 02 2024 16:17:58
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
20 02 2024 19:27:27
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 02 2024 5:57:42
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
18 02 2024 18:38:15
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
17 02 2024 1:35:37
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
16 02 2024 23:47:36
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
15 02 2024 22:38:17
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
14 02 2024 17:36:16
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
13 02 2024 12:28:29
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
12 02 2024 11:43:36
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
11 02 2024 10:42:47
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
10 02 2024 10:13:53
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
09 02 2024 5:51:42
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
08 02 2024 1:26:25
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
07 02 2024 21:15:17
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
06 02 2024 9:17:40
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
05 02 2024 3:14:42
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...
04 02 2024 18:31:18
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
03 02 2024 3:58:51
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
02 02 2024 21:41:43
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
01 02 2024 13:47:58
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
31 01 2024 2:44:39
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
30 01 2024 18:25:51
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
29 01 2024 19:51:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::