Урок по истории Отечества "Пугачевщина"
Опережающее задание:
- дать хаpaктеристику предводителю крестьянской войны 1773 – 1775 гг.;
- почему одни называли его злодеем, другие заступником;
- каковы особенности и историческое значение крестьянской войны 1773 – 1775 гг.
Цель урока: Вынести обвинительный приговор или оправдать Пугачёва и его сподвижников.
Задачи урока:
Образовательные: выслушать свидетелей противоположных сторон, обвинителя и защитника, рассмотреть причины крестьянской войны 1773 – 1775 гг., её ход и итоги.
Воспитательные: формирование навыков театральной деятельности.
Развивающие: активизация творческой деятельности учащихся.
Форма урока: Урок – театрализованное представление в форме судебного заседания.
Участники: судья, обвинитель, защитник, офицер правительственного войска (свидетель обвинения), дворянка (свидетель обвинения), иностранец (свидетель обвинения), переводчик с английского языка, яицкий казак (свидетель защиты), крепостной крестьянин (свидетель защиты), крестьянин Катайского острога Тобольской губернии (свидетель защиты), эксперты.
Оборудование:
- Указатели на столы: «судья», «обвинитель», «защитник» и т.д.
- Оформление доски: портрет Е.Пугачёва, карта «Российская империя во второй половине XVIII века», карта «Восстание Пугачёва в Зауралье».
- Карточки для голосования с надписью: «да», «нет».
- Стол для судьи перед доской, неподалёку столы для участников процесса – обвинения, защиты, экспертов.
Ход урока
Учитель раскрывает причины и цель судебного заседания. Представляет участников и даёт небольшой комментарий по предстоящему представлению.
Судья называет свидетелей обвинения и защиты, и напоминает, что свидетели должны быть ответственны за историческую достоверность показаний.
Всему классу-залу ставятся познавательные задания: 1.На чьей стороне вы бы выступили в этом процессе? 2.В качестве кого вы бы хотели принять участие в нём (обвинителя, защитника, свидетеля, эксперта)?
Слушатели в зале являются непосредственными участниками процесса, поэтому могут задавать вопросы, делать дополнения к услышанному.
Историческая справка
В 1772 году среди встревоженных яицких казаков появился новый человек: «Волосы на голове тёмно-русые и борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску шрам, а ниже правой и левой гpyди две ямки, росту 2 аршина и 4 с половиной вершка, от роду 40 лет...». Это был казак Емельян Пугачёв. Родился он на Дону, в станице Зимовейской. С 17 лет Пугачёв служил в казачьих полках, участвовал в Семилетней и русско-турецкой войнах, получил младший офицерский чин, но по болезни был отправлен домой. Земли у Пугачёвых было мало, а идти в работники к богатым казакам Емельяну не позволяла гордость. С детства он был склонен принимать смелые и быстрые решения и потому без паспорта самовольно ушёл в бега – искать лучшей жизни. Побывал на Кавказе, на Украине, был атаманом ватаги вольных казаков-разбойников, дважды попадал под арест и оба раза бежал вместе со своими солдатами-охранниками. Пугачев обладал редким даром убеждать людей в своей правоте, вести их за собой. Его беспокойная натура искала выхода своей неукротимой энергии.
Наконец судьба забросила его на пограничный Яик. Увидев, что казаки готовы поднять восстание, Емельян решил возглавить его. На встрече с тридцатью наиболее непокорными казаками он выдал себя за чудесно спасшегося от своей коварной жены императора Петра III.
Итак, мы начинаем наше судебное заседание. Для того, чтобы принять решение, мы должны обсудить события, которые происходили в XVIII веке и рассмотреть личность Пугачёва как человека и как организатора крестьянских волнений.
Для дачи показаний вызывается свидетель обвинения Татьяна Дмитриева.
Дворянка: «Я – помещица, вдова Татьяна Дмитриева, поместье моё находится в Сибирском уезде, у меня триста душ крепостных. Отношение к крепостным у меня самое милостивое: работают они на господской земле всего пять дней в неделю, продаю только семьями, оброки требую посильные. Что ещё нужно? Однако нeблагодарные холопы мои, прознав о появлении самозванца Емельки Пугачёва. Послушав разгласителей его подлых указов, взбунтовались. Они вооружились дубьём и стали грабить и жечь поместье. Мой муж был убит разбойниками, мне же чудом удалось избежать его участи.
За cмepть мужа, грабёж поместья и все мои переживания я свидетельствую против ненавистного самозванца и его подручных!»
Для дачи показаний вызывается английский подданный Эддам Джонсон. Он говорит на английском языке, а переводчик переводит.
Иностранец: «Я – Эддам Джонсон был свидетелем событий, которые произошли в 1773 году, в то время когда страной правила Екатерина II. Царствование Екатерины было блистательное. Она была человеколюбива и великодушна, как Генрих IV, была величава, добросердечна и счастлива в войнах, как Людовик XIV; она соединяла в себе свойства обоих государей. Фридрих Великий, когда ещё был с нею в приязненных отношениях, часто хвалил её. «Многие государыни, - говорил он, - заслужил славу: Семирамида – победами, Елисавета английская – ловкою политикою, Мария-Терезия – удивительною твёрдостью в бедствиях, но одна только Екатерина заслуживает наименование законодательницы».
Её управление было покойное и мягкое... Одно только возмущение временно нарушило внутренний мир России: дерзкий разбойник, донской казак Пугачёв, приняв имя Петра III, поднял бунт, завлёк толпу невежественных мужиков, перевешал множество дворян, был преследуем, поражён и, наконец, захвачен генералами Екатерины. Так как cмepтная казнь была изгнана из русского законодательства, то трудно было преклонить Екатерину предписать её Пугачёву.
Для дачи показаний приглашается офицер правительственных войск.
Офицер (подходит к карте «Российская империя во второй половине XVIII века» и показывает территории занятые восставшими): «Восстание пугачёвцев распространилось на обширные территории, нелегко было усмирить бунтовщиков. Казаки – это настоящие разбойники, они грабили суда, проходившие по широкой реке Яик и даже по морю Каспийскому. К яицким казакам явился беглый донской казак Емельян Пугачёв. Ни один человек не соединял в себе столько дерзости и ничтожества, как этот низкий обманщик. Он выдавал себя за императора Петра III, простодушные казаки поверили ему. Главной причиной его успехов в войне было малое внимание, обращаемое на первые шаги мятежа.
В городах и селениях, покорённых им, он казнил без разбора всех дворян и чиновников, принимал в шайку свою только чернь, позволял ей пить и грабить, сколько она хотела. Ужас распространялся во всех местах, куда он приближался.
Но ведь на то мы и солдаты, верные императрице Екатерине II, владеющие боевым искусством, да и генералы наши храбры и умны, скажу об Александре Ильиче Бибикове, о генерале Ларионове, генерал-майоре князе Голицыне (который освободил Оренбург), полковнике Михельсоне и конечно, одни из лучших генералов граф Панин и Суворов. С такими славными генералами, хотя и с большими потерями сумели мы одолеть Злодея.
Голос из зала: «Мне бы хотелось привести пример из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вот как он описывает взятие Белгородской крепости и расправу с комендантом: «Который комендант? – спросил самозванец. Урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузьмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. И через минуту бедный Иван Кузьмич был вздёрнут на воздух». Не только расправлялся Пугачёв с сильным полом, но у Пушкина описывается расправа и над женой коменданта. «Раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрёпанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в её душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, бельё и всю рухлядь. «Батюшки мои! – кричала бедная старушка. – отпусти душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи» - закричала она в исступлении. – Что это вы с ними сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя не штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» - «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступени крыльца».
Судья: мы выслушали свидетелей обвинения, есть ли ещё дополнения, вопросы, замечания к свидетелям? Сейчас будем слушать свидетелей защиты. Вызывается крепостной крестьянин центральной России.
Крестьянин: «Я, Пётр сын Кузьмин, крепостной крестьянин помещика Ефремова, свидетельствую о бесчеловечном обращении помещиков с крепостными. Нас продают, как скот, разлучая детей с родителями, издеваются и мучают за малейшее неповиновение. Мой брат, резчик по дереву, был обменен нашим помещиком на беговую лошадь, сестра с мужем и трёхлетней дочкой проданы вместе со стаей гончих псов, я был бит плетьми за попытку побега и еле выжил. Поэтому, услышав о том, что батюшка Пётр Фёдорович обещал в своих указаниях учинить во всей России вольность и призвал истребить дворян-разорителей, мы с односельчанами подожгли господский дом, убили помещика и бежали под Казань, в войско Петра Фёдоровича. Вскоре мы узнали настоящее имя нашего защитника – Емельян Иванович Пугачёв, казак донской станицы Зимовейской».
Слушаем свидетеля крестьянина Катайского острога.
Государственный крестьянин (показывает на карте «Восстание Пугачёва в Зауралье» места, где в Зауралье проходили военные пугачёвские войска): «Я, крестьянин Фёдор Сухарев из Катайского острога был приписан к Каменским заводам. Но от заводской работы мы скудны, бедны и бескотны. Нас выгоняли в самую рабочую пору, а в домах обнищали жёны да малые дети. От тех заводов, от работы обнищали, осиротели и одолжали великими долгами и разорились вконец. Нас били нещадно, а платить нам нечем и продавать нечего. И от того правежа мы обезножили и многие «заскорбели».
Жизнь наша была тяжёлой, поэтому когда услышали об амператоре-освободителе, Емельяне-батюшке пошли в его отряды. Крестьяне наши присоединялись к отрядам атаманов Ражова и Грязнова, общее руководство над ними принял П.М.Пестерев. Ранним февральским утром мы начали штурм Далматова монастыря. Монахи и дъячки, священники и чиновники, зажиточные крестьяне и монастырские служки, мстительные и злые, как звери, укрылись за широкими каменными стенами «святой обители». Но пробить толстые каменные стены мы не могли. Ни через северные, ни через южные ворота тоже не могли прорваться.
В Верх-Теченском селе собралось до 200 человек, они имели две пушки, они тоже пытались атаковать Далматов монастырь. Де Колонг направил на выручку монастыря тысячную, хорошо вооружённую комaнду. Повстанцы отступили. В руки карателей попали такие мужественные и искусные канониры, как Прокопий Капустин, Епифан Комаров, Иван Лобов и Иван Зайцев.
Вызывается для дачи показаний яицкий казак.
Яицкий казак: «Я решил попытать счастья с нашим амператором Петром Фёдоровичем. Он обещал нам дать землю, хорошую сытную жизнь. Я мало сомневался, что это ненастоящий государь, он показал «царские знаки» - похожие на двуглавых орлов. Одет он был в зелёный зипун с золотым позументом, шёлковый кушак и шапку с бархатным верхом. «Государь» наш был настоящим полководцем: тридцать тысяч человек были разбиты на полки, вооружены ружьями, пушками; башкирские и татарские полки – луками и стрелами, крестьянские полки – пиками, вилами, топорами и дубинами. Целые заводы Южного Урала снабжали армию порохом, пулями и пушками. Был даже высший орган власти – «Военная коллегия», в которой составляли планы походов, распределяли оружие и провиант, судили схваченных чиновников и дворян, писали «царские указы». В них казакам, татарам, башкирам жаловались «земли, воды, вера», крестьянам – «земля и воля». Много славных побед мы одержали, но Екатерина II оказалась сильнее нас. Батюшка наш был приговорён к cмepтной казни через четвертование. Река Яик была переименована в реку Урал.
Показания свидетелей защиты также уточняются и дополняются в ходе ответов на вопросы, поступающие из зала.
После выступления свидетелей слово предоставляется обвинителю и защитнику.
Обвинитель: донской казак Е.Пугачёв и его ближайшие сподвижники И.Чика-Зарубин, А.СоколовХлопуша, С.Юлаев и другие обвиняются в том, что, подняв народ на борьбу против помещиков России и начав крестьянскую войну, они нанесли ущерб экономике страны, обострили внешнюю и внутреннюю политическую обстановку. Кроме того, по мере продвижения пугачёвских войск на значительные территории страны вспыхивали стихийные восстания крестьян. Восставшие убивали помещиков и громили их усадьбы, разрушали города, расправлялись с офицерами и солдатами захваченных крепостей и члeнами их семей. Как мы слышали, А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» описал расправу восставших с комендантом Белгородской крепости за отказ признать Пугачёва государем и выполнять его приказания.
Казацкое восстание превратилось в настоящую крестьянскую войну. По всему правобережью Волги полыхали усадьбы, а вдоль дорог лежали трупы дворян и чиновников. Лишь немногие помещики могли рассчитывать на пощаду. Дворян пиками загоняли в Волгу и топили, а тех, кто умел плавать, добивали с лодок вёслами. Дворянских детей свозили в город и там убивали.
Защитник: действия восставших в крестьянской войне 1773 – 1775 гг. можно оправдать, так как во второй половине XVIII века особенно усиливается помещичий гнёт над крестьянами. Помещики, чувствуя безнаказанность, творили над крепостными, можно сказать, неслыханные насилия. В усадьбах имелись целые арсеналы всевозможных орудий пытки: плётки, кнуты, колодки... Некоторые помещики составляли целый свод законов, предусматривающий всевозможные преступления крепостных и налагающий разнообразные наказания... штрафы, цепи, тюрьмы, батоги. У крепостного, совершившего кражу, отбиралось всё, и сам он отдавался в солдаты.
Как свидетельствуют показания крестьян, были и такие помещики, которые подвергали крепостных жутким наказаниям. Например, Дарья Салтыкова отдавала приказы сечь своих дворовых и их забивали до cмepти на конюшне, причём экзекуцию по барскому распоряжению часто проводили родственники. В её владении от наказаний умерло более 100 крепостных, большинство барыня убила сама скалкой, поленом или валиком для раскатки мокрого белья.
Как мы слышали из показаний свидетелей не лучше жилось и государственным крестьянам, положение работных людей и приписных крестьян на Урале было тяжёлым.
Волнения казаков начались после того, как правительство ликвидировало старинные казачьи вольности на Дону и Яике.
Заключительное слово судьи. Итак в 1775 году были подавлены последние очаги сопротивления в лесной Башкирии и в Поволжье. Сподвижники Пугачёва, рассчитывая спасти свою жизнь, предали вождя, арестовали его и сдались подошедшим правительственным войскам.
В деревянной клетке, закованный в цепи, Пугачёв был доставлен в Москву. Здесь целый месяц велось следствие с применение пыток, в ходе которых Пугачёв находил в себе силы смеяться над своими палачами. Объединённый суд Сената, Синода и коллегий приговорил бунтовщика и самозванца «за все учинённые злодейства» к cмepтной казни через четвертование. В январе 1775 года в Москве на Болотной площади при огромном стечении народа состоялась казнь. По тайному приказу Екатерины II четвертование было отменено – палач отрубил Пугачёву голову и поднял её на пике над плахой.
Но это приговор дворян, против которых Пугачёв и его сподвижники. Каков же ваш приговор, совпадает ли он с приговором Истории?
(Голосование: на столах две цветные бумажки, на которых написано «да» или «нет», т.е. согласен с приговором или нет.)
Эксперты подсчитывают голоса и делают выводы, анализируют ход и результативность игры.
Рефлексия
Анкета для учащихся
1. Интересно ли прошёл урок?
2. Кто из персонажей урока понравился вам своим выступлением и доказательностью больше всего?
3. Довольны ли вы результатами своей работы?
4. Какие трудности возникали у вас в течение урока?
5. Что нового вы узнали во время обсуждения?
Домашнее задание
Написать небольшое сочинение о своём отношении к восстанию под руководством Е.Пугачёва и свои впечатления о проведённом уроке-суде.
Литература
1.Данилов Д.Д и др. Российская история Нового времени. Конец XV – XVIII века. Учебник для 7-го класса. Образовательная система «Школа 2100», 2002
2. Побережников И. «Добрые цари» на Урале, «Родина» журнал, 1995, № 2.
3. Пушкин А.С. Капитанская дочка. М., 1992
4. Черникова Т.В. История России XVII – XVIII века. Учебник для 7-го класса М., 2000
5. Шишков В.Я. Емельян Пугачёв. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986.
4 книги.
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
18 03 2024 1:30:37
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
17 03 2024 6:40:24
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
16 03 2024 16:48:11
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
15 03 2024 22:39:13
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
14 03 2024 15:22:10
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
13 03 2024 15:48:27
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
12 03 2024 2:10:52
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
11 03 2024 8:15:24
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
10 03 2024 12:37:29
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
09 03 2024 13:13:29
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
08 03 2024 14:33:29
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
07 03 2024 10:33:46
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
06 03 2024 9:54:24
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
05 03 2024 18:42:15
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
04 03 2024 7:38:41
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
03 03 2024 10:58:35
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
02 03 2024 2:14:27
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
01 03 2024 15:34:48
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
29 02 2024 7:23:18
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
28 02 2024 16:34:11
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
27 02 2024 22:52:22
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
26 02 2024 2:57:28
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
25 02 2024 18:10:23
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
24 02 2024 13:59:29
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
23 02 2024 18:36:25
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
22 02 2024 2:13:54
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
21 02 2024 14:44:35
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
20 02 2024 16:13:33
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
19 02 2024 17:34:22
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
18 02 2024 18:55:15
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
17 02 2024 3:52:31
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
16 02 2024 15:28:46
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
15 02 2024 19:56:32
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
14 02 2024 12:43:36
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
13 02 2024 0:58:37
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
12 02 2024 1:57:57
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
11 02 2024 6:52:21
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
10 02 2024 16:58:29
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
09 02 2024 20:53:39
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
08 02 2024 21:11:41
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
07 02 2024 11:52:24
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
06 02 2024 10:58:51
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
05 02 2024 15:36:13
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
04 02 2024 12:31:34
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку. ...
03 02 2024 3:21:57
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
02 02 2024 6:17:19
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
01 02 2024 11:22:41
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
31 01 2024 15:11:27
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
30 01 2024 6:46:28
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
29 01 2024 9:24:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::