Битва за Кавказ
Источник:
|

Пояснительная записка.
Изучая "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны", я выделяю в отдельный урок тему "Битва за Кавказ" и провожу его на основании краеведческого материала. Битва за Кавказ является составной частью военной кампании второй половины 1942 года на юге нашей страны. В учебниках по истории подробно излагается материал о Сталинградской битве, а о битве за Кавказ упоминается только в двух строках. Битва за Кавказ, приковавшая к себе значительные силы гитлеровских армий, способствовало успешному развитию Сталинградской операции. Она имеет важное военно-политическое и стратегическое значение, в результате упopных, кровопролитных боев на Кавказе враг был остановлен на пути к грозненской и бакинской нефти. Большой вклад в победу над врагом внесли жители Ставрополья. В основу содержания урока положен материал о боевых действиях на территории Ставропольского края и Курского района. Изучение учебной темы на основе краеведческого материала способствует развитию патриотизма, гражданского долга, чувства ответственности за мир и спокойствие в регионе.
Цель урока.
- Раскрыть стратегические цели немецкого комaндования по овладению Кавказом.
- На конкретном краеведческом материале показать итоги военных действий на Кавказе летом - зимой 1942 г.
- Продолжить развивать умения и навыки учащихся: делать выводы, сопоставлять и анализировать факты, аргументировать свои суждения.
- Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов. 5. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.
Основные знания: план "Эдельвейс"; причины отступления Красной Армии на юге; содержание приказа наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г.; оккупационный режим; ход боевых действий на Кавказе.
Основные понятия: эвакуация, бои "местного" значения, коллаборационизм.
Оборудование урока: карты "Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг.", "Битва за Кавказ", "Освобождение Курского района от фашистских захватчиков", альбомы "Они защищали Курский район".
Ход урока
В период весеннее - летней кампании 1942 года Верховный Главнокомaндующий И.В. Сталин ожидал, что главное наступление вермахта будет на московском направлении. В этом его убедила германская разведка, успешно проведя операцию по дезинформации под кодовым названием "Кремль". Вот почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации. Войска, которым на юге предстояло наступать в соответствии с его планами, были обескровлены.
Проблемное задание. Гитлер - японскому послу (январь 1942 г.): "Советы уже в следующее лето будут разгромлены… Я, намереваюсь пока в центре фронта не проводить наступательных операций. Моей целью будет наступление на юге. Я решил, как только улучшится погода, предпринять удар в направлении Кавказа. Это направление - важнейшее". Как вы думаете, почему в 1942 г. Гитлер решил основной удар нанести на юге?
Вводная беседа: Почему Гитлер особое внимание в своем плане придавал Кавказу? Какие стратегические цели определил Кавказу Гитлер в своем плане? Вывод. Северный Кавказ богат природными ресурсами: 86,5 % общесоюзной добычи нефти, 65 % природного газа, 56,5 % марганцевой руды. Без кавказской нефти Гитлер считал невозможным продолжение войны. Все офицеры и генералы воинских частей противника были снабжены специальным "Справочником - путеводителем по Кавказу". В приложении к нему указаны районы вторжения: "Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия - цинк, Занзегур - медь". Враг приложил все усилия, чтобы захватить этот богатый район.Сообщение ученика " План "Эдельвейс":
Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 2
Работа с таблицей " Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.
Силы и средства | Советские войска | Войска противника | Соотношение |
Люди | 112 тыс. чел | 167 тыс. чел | 1:1,5 |
Орудия и минометы | 2,1 тыс. | 4,5 тыс. | 1:2,1 |
Танки | 121 | 1130 | 1:9,9 |
Самолеты | 130 | 1000 | 1:7,7 |
Задание: Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.
Хаpaктеристика учителем периодов битвы за Кавказ
- Первый период 25 июля - 31 декабря 1942 г. - оборонительные действия советских войск. В конце июля немецкие войска начали наступление на сальском, ставропольском и краснодарском направлениях. Немецкие танковые армии прорвали оборону советских войск, и вышли на оперативный простор - в Задонские и Сальские степи. В войсках Донской оперативной группы сложилось критическое положение. В дивизиях 37-й армии насчитывалось от 500 до 800 человек, на одно орудие приходилось по 10 снарядов, на миномет - по 5. Связь с дивизиями отсутствовала. Штаб потерял управление войсками. Отступление проходило в условиях 40 градусной жары. - Второй период начался 1января 1943г. и завершился 9 октября 1943г. - хаpaктеризуется наступательными операциями.
Работа с документом: Знакомство с приказом № 227 от 28 июля 1942 г. изданным Верховным Главнокомaндующим под названием: "Ни шагу назад".
Задание: Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в мopaльном плане и в смысле требований военного устава. Мнение других: приказ слишком суров, жесток, рассчитан на страх перед неминуемой карой, а в мopaльном плане его роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу? Свой ответ обоснуйте.
Сообщение ученика о боях за Кавказские перевалы.
Рассказ учителя о боевых действиях на Ставрополье.
"Первого августа на участке Донской группы войск СКФ наши войска вели тяжелые кровопролитные бои с превосходящими силами немецко-фашистских захватчиков, - сообщалось в сводке советского Информбюро, - противник потеснил наши войска на Сальском направлении, развивая наступление на Ворошиловск (Ставрополь)". 3 августа город был подвергнут интенсивной бомбежке и фактически без боя был сдан. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском; с 9 по 12 августа захватили города Кавминводской группы, 16 августа оккупировали станицу Курскую и большую часть района. Восточные рубежи районы защищали войска Северной группы Закавказского фронта, части 44-й армии, 4-го гвардейского Кубанского Казачьего корпуса. Доблестные воины этих воинских соединений остановили немецко-фашистское наступление, не пропустили фашистских захватчиков на восток дальше наших бурунов и перешли в решительное наступление. В период временной оккупации в районе был установлен "новый порядок", замучено и расстреляно 850 мирных жителей еврейской национальности из хуторов Богдановка и Менжинский, расстреляли юных разведчиков Федю Шерстобитова и Ваню Бражненко из станицы Галюгаевской, Витю Зеленого из хутора Новая Деревня, устроили в центре станицы Курской лагерь военнопленных, разграбили и разрушили 24 колхоза, 1 совхоз, 5 МТС. С лица земли были стерты хутора Кизилов, Пиев, Михайловский, Менжинский, Тарский.
Сообщения учащихся ( приложение 3)
Рассказ учителя о боях за Кавказские перевалы.
В середине августа 1942 г. в горах Северного Кавказа начались ожесточенные бои 46-й армии (комaндующий - генерал В.Ф. Сергацков) с немецким горно-стрелковым корпусом генерала Р. Кондара. Генерал С.М. Штеменко отмечал: "С обороной гор дело явно не клеилось. Комaндование фронта слишком преувеличивало их недоступность, за что 15 августа поплатилось Клухорским перевалом. Вот-вот мог быть взят и Марухский перевал… Допущенные оплошности исправлялись в спешном порядке. Срочно формировались на защиту перевалов отряды из альпинистов и жителей высокогорных районов, подтягивались дополнительные силы из кадровых войск…" На перевалах, по сводкам Информбюро, шли бои "местного значения". Войскам Закавказского фронта была поставлена задача: во что бы то ни стало остановить врага. Сообщение учащегося "Мужество и героизм защитников Кавказа".( приложение 4)
Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 3-4
Работа с картой "Битва за Кавказ" - ход боевых действий.
Вывод. Бои и операции на Северном Кавказе велись в особых условиях горно-лесистой местности, что обогатило советские войска опытом для последующих действий в Крыму и Карпатах. Битва завершилась победой, имевшей важное военно-политическое и стратегическое значение.
Хаpaктеристика учителем второго периода битва за Кавказ.
Второй период начался 1 января и завершился 9 октября 1943 г. - хаpaктеризуется наступательными операциями.
Презентация "Битва за Кавказ" - слайды 5-20
Битва на Волге во многом предрешила исход боев на Северном Кавказе. Наступление на Закавказском фронте в январе 1943 г. Создало угрозу окружения северокавказской группировки противника. Стремясь избежать окружения, гитлеровцы начали отступление из района Моздока, сел Ага - Батыр и Дыдымкино в северо-западном направлении. 5 января было освобождено Курская, 7 января - Курский район, 11 января освобождены города Кавминводской группы, 21 января - г. Ставрополь. В конце января Черноморская группа войск освободила Майкоп, а затем начала Краснодарскую операцию, в ходе которой 12 февраля был освобожден Краснодар. "Постоянно преследовавшие нас русские, зима, упадническое настроение, - отмечал в своем дневнике солдат вермахта Л. Треплин, - все это неимоверно осложняло планомерный отход, и целые подразделения были охвачены паникой и бежали очертя голову". К середине февраля большая часть Северного Кавказа была освобождена от врага. Развивая наступление, советские войска вышли к Таманскому полуострову, где встретили упopное сопротивление противника. В сентябре 1943 г. началась Новороссийско - Таманская операция советских войск. К 9 октябрю Таманский полуостров был освобожден от фашистов.
Закрепление изученного материала.
Тест.
1. Весной - летом 1942 г. гитлеровское комaндование решило основной удар нанести:
а) на ленинградском направлении;
б) на московском направлении;
в) на южном направлении.
2. Укажите кодовое название плана гитлеровского комaндования по захвату Северного Кавказа:
а) "Барбаросса";
б) "Тайфун";
в) "Эдельвейс".
3. Назовите хронологические рамки битвы за Кавказ:
а) 19 ноября 1942 - 2 февраля 1943 года;
б) 23 августа 1942 - 12 декабря 1943 года;
в) 25 июля 1942 - 9 октября 1943 года.
4. Когда был издан приказ № 227, получивший название "Ни шагу назад"?
а) 28 июля 1942 г. в связи с катастрофическим положением на Юго - Западном фронте;
б) 19 ноября 1942 г. в связи с началом наступления под Сталинградом;
в) 12 октября 1941 г. в связи с наступлением немецких войск на Москву.
5. Когда Ворошиловск (Ставрополь) был захвачен гитлеровскими войсками?
а) 1 августа 1942 г.;
б) 3 августа 1942 г.;
в) 7 августа 1942 г.
6. Назовите хронологические рамки оккупации станицы Курской:
а) 23 августа 1942 г. - 12 декабря 1943 г.
б) 16 августа 1942 г. - 5 января 1943 г.
в) 10 августа 1942 г. - 2 февраля 1943 г.
Итоговая беседа
- Какую стратегическую цель преследовало немецкое комaндование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?
- О чем свидетельствовала постановка подобной цели? Почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?
- Каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой - летом 1942 года?
- Почему второй период Великой Отечественной войны можно хаpaктеризовать как период настойчивого равновесия?
Обобщение ответов учащихся.
Подведение итогов.
Литература:
- Багровые горизонты. Сборник, - Ставрополь, 1972г.
- 2. Землякова И., Остапенко В. Заговорили обелиски. - Ставрополь, 1985г.
- Жулин Н.П. "Памяти защитникам Кавказа" - из личного архива.
- Жулин Н.П. "Новогодняя ночь сорок третьего" - из личного архива.
- Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. - Ставрополь, 2002г.
- Муль В.И. "Колодец скорби". - Сб. "Я поменял вершины Пятигорья…", Пятигорск, 2005.
- Розмарица Р.Ф. Боевое крещение. - Газета "Степной маяк", № 2 - 4, 2003г.
- Суменко В. " Мои журналистские тропы". Сборник. - Ставрополь, 2002г.
Приложение1
Приложение2
Приложение3
Приложение4
Приложение5
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
18 01 2021 23:11:13
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
17 01 2021 3:11:34
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
16 01 2021 8:52:44
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
15 01 2021 11:57:24

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
14 01 2021 5:23:44
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
13 01 2021 15:48:50
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
12 01 2021 17:34:50
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
11 01 2021 19:52:47
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
10 01 2021 10:20:33
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
09 01 2021 15:21:57
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
08 01 2021 8:26:12
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
07 01 2021 5:47:21
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
06 01 2021 2:52:25
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
05 01 2021 9:12:34
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
04 01 2021 5:52:35
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
03 01 2021 13:51:13
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
02 01 2021 20:25:36
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
01 01 2021 3:56:58
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
31 12 2020 8:40:58
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
30 12 2020 14:38:50
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
29 12 2020 13:48:15
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
28 12 2020 1:24:43
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
27 12 2020 19:19:34
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
26 12 2020 1:44:24
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
25 12 2020 2:36:26

Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
24 12 2020 16:27:46
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
23 12 2020 16:49:48
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
22 12 2020 2:18:53
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
21 12 2020 4:12:44
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
20 12 2020 10:10:25
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
19 12 2020 6:54:56
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
18 12 2020 7:19:11
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
17 12 2020 20:28:53
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
16 12 2020 21:30:50
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
15 12 2020 0:50:28

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
14 12 2020 12:17:19
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
13 12 2020 0:16:58
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
12 12 2020 11:55:41
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
11 12 2020 21:54:57
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
10 12 2020 20:46:36

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
09 12 2020 1:38:33
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
08 12 2020 21:51:55
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
07 12 2020 3:41:46

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
06 12 2020 7:32:13
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
05 12 2020 11:15:41
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
04 12 2020 19:55:44
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
03 12 2020 20:58:12
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
02 12 2020 5:58:38
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
01 12 2020 3:22:41
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
30 11 2020 7:42:57
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
29 11 2020 21:51:46
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
28 11 2020 16:29:23
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
27 11 2020 0:13:20
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
26 11 2020 11:29:46

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
25 11 2020 16:26:34
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
24 11 2020 21:25:34
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
23 11 2020 7:29:14
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
22 11 2020 3:17:44
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
21 11 2020 5:13:19
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
20 11 2020 19:15:39
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
19 11 2020 10:29:38
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
18 11 2020 16:43:12
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
17 11 2020 8:52:59
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
16 11 2020 7:58:28
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
15 11 2020 10:15:23
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
14 11 2020 4:34:26
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
13 11 2020 15:27:15
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
12 11 2020 14:29:49
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
11 11 2020 4:40:57
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
10 11 2020 15:31:46
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
09 11 2020 7:38:49
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
08 11 2020 9:17:56
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
07 11 2020 21:22:26
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
06 11 2020 23:10:36
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
05 11 2020 20:28:49
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
04 11 2020 15:30:31

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
03 11 2020 0:11:28
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
02 11 2020 18:49:36
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
01 11 2020 2:11:35
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
31 10 2020 0:26:18
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
30 10 2020 23:20:46
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
29 10 2020 5:54:37
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
28 10 2020 17:15:54
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
27 10 2020 5:30:34
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
26 10 2020 2:50:30
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
24 10 2020 14:34:12
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
23 10 2020 6:40:20
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
22 10 2020 23:31:19
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
21 10 2020 3:24:10
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
20 10 2020 22:30:22
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
19 10 2020 11:16:43
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
18 10 2020 12:50:38
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
17 10 2020 20:29:39
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
16 10 2020 2:23:35
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
15 10 2020 7:19:41

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
14 10 2020 11:52:19
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
13 10 2020 13:33:17
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
12 10 2020 15:23:33
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
11 10 2020 20:27:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::