Проверочные работы    

Интегрированный урок (физика + история) по теме "Тепловые двигатели" (8-й класс)

Цель: изучить историю создания тепловых двигателей.

Задачи:

  • используя системный анализ, рассмотреть генетическое развитие технической системы - тепловой двигатель;
  • рассмотреть исторические предпосылки возникновения нового поколения двигателей на разных этапах исторического развития;
  • на примере биографий великих изобретателей воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

“Вся история человечества при
тщательном рассмотрении сводится,
в конечном счете, к истории изобретения
все лучших орудий труда”.

Эрнст Капп.

Слайд №1

Учитель истории: Сегодня на нашем совместном уроке истории и физики мы отследим “лестницу идей”, на основе которых появились новые двигатели, устройство и значение этих двигателей в развитии техники и транспорта. Техника - это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Техника - составная часть производительных сил общества. И на определенной ступени развития общества материальные и производительные силы приходят в противоречия с существующими производственными отношениями. При разрешении этих противоречий и появляются эпохальные изобретения. Они меняют облик страны и всего мира, т. е. наступает промышленный переворот. Условия промышленного переворота вы знаете из курса новой истории: наличие свободных рабочих рук; наличие рынка сбыта произведенных товаров; накопление капитала.

Сегодня мы рассмотрим развитие технической системы “тепловые двигатели” через призму общественных отношений.

Слайд №2

Учитель физики: Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? Кто же были те “гиганты науки”, на плечах которых строилось “ здание” современной теплотехники. Первым предшественником современных тепловых двигателей может считаться игрушечный двигатель, который изобрел еще во II веке до н.э. александрийский учёный Герон.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: мультимедиа, видеоклип “Турбина Герона”.

Но эта красивая идея до XIX века так и оставалась пустой забавой, а ведь подумать только - паровую турбину можно было применять уже во II веке до н. э.. - ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ БЫЛ СДЕЛАН РЕШИТЕЛЬНЫЙ ШАГ?

Учитель истории: Прекрасная идея Герона о создании паровой турбины не получила развития и была отвергнута, т. к. не было социального заказа общества. Все делали рабы, их было множество и у рабовладельцев даже в мыслях не было желания облегчить труд рабов и военнопленных. Давайте вспомним, в какую эпоху жил Герон? Посмотрим - были ли условия для реализации идей Герона с точки зрения условий промышленного переворота?

1.Наличие рабочих рук - их во времена Герона было больше, чем достаточно, мы видим переизбыток рабочей силы. Но рабочая сила не была свободной.

2. Рынок был, но он был простейший, с минимальным обменом, без конкуренции.

3. Капитал был, но только в руках одного человека - эллинского царя. Капиталооборот отсутствовал. Тем более, не существовало конкуренции.

Таким образом, условия промышленного переворота не выполнялись, они еще не созрели, и идея осталась красивой игрушкой.

Слайд № 3

Учитель физики: В основу же первых тепловых двигателей была положена принципиально другая идея.

ДЕМОНСТРАЦИЯ: пробирка + пробка + огонь.

В XVII веке именно эта идея стала занимать умы учёных. Расширяющийся пар может совершить работу. Нужно, только чтобы пробка превратилась в поршень, соединенный с каким-нибудь насосом или механизмом да научиться возвращать поршень в исходное положение. Здесь пригодились исследования Эванжелисто Торричелли по атмосферному давлению. Если под поршнем образуется “пустота”, то атмосферное давление вернёт его на прежнее место и процесс можно повторить снова. Этим и занимался врач по образованию, француз Дени Папен.

Сообщение:

Над паровой машиной для откачки воды одним из первых стал работать французский изобретатель Дени Папен. По профессии он был врач, но страсть к изобретательству в Дени была так сильна, что медицину он бросил ради своей дорогой и любимой дамы – техники. Произошло это в конце XVII века. В конных, ручных и водяных насосах применялись цилиндры и двигающиеся в них поршни. Папен денно и нощно думал, как же отыскать такой двигатель, который будет приводить насосы в движение. Ведь насколько это облегчило бы труд людей.

А что, если поршень будет поднимать пар – ведь он такой могучий! Кроме того, у него есть замечательное свойство – очень сильно расширяться, занимая большой объем. Представьте себе, что пар, расширяясь, может занять пространство в тысячу семьсот раз большее, чем вода, из которой он получился.

Папен налил на дно цилиндра немножко воды, а под цилиндр поставил жаровню. Через некоторое время вода закипела, и работяга пар поднял поршень. Папен убрал жаровню, а стенки цилиндра полил холодной водой. Пару ничего не оставалось делать, как снова превратиться в воду, а под поршнем вместо пара оказалось безвоздушное пространство. Поршень под воздействием атмосферного давления опустился. А, опускаясь, он проделал полезную работу: поднял груз, привязанный на веревке к стержню. Стало ясно, что пар может приводить в движение насос.

Учитель физики: Но и в этой машине не все было совершенно. Во-первых, было неудобно, что вода кипятилась в цилиндре, а не в специальном котле. Дело шло слишком медленно. Пока вскипит вода, пока цилиндр зальют холодной водой, чтобы пар сконденсировался, да и жаровню нужно оттащить. На всё это требовалось время. А потом жаровню нужно было возвращать на место и начинать всё сначала. И всё же двигатель Папена, усовершенствованный англичанином Ньюкоменом, продержался почти 90 лет, правда, он мог приводить в движение только насос, откачивающий воду из шахты.

Учитель истории: Ребята, давайте еще раз вернемся к условиям промышленного переворота и попытаемся объяснить, почему двигатель Папена оказался востребованным?

Во-первых, в результате аграрной революции, многие крестьяне пошли в город, и тем самым была создана небывалая масса свободных рабочих рук. Во-вторых, образуется рынок, насыщенный разнообразной продукцией, произведенной не для обмена, а для продажи. В-третьих, капитал сосредоточен не только в руках правящего монарха. Он рассредоточен среди группы крупных промышленников нового буржуазного общества. Идет специализация труда. Между капиталистами ведется жесткая конкуренция. Нужно быстрее производить товар и быстро его реализовывать как на ближних, так и на дальних рынках. А это можно было сделать не с помощью ручного труда, а с помощью машин.

Учитель физики: Единственным двигателем, которым пользовались в ту пору в России для заводских нужд, было водяное колесо. На него по ободу насаживались лопатки, и вода толкала их. От вращения водяного колеса движение передавалось насосам, заводским механизмам. Но это был маломощный двигатель. А главное, такой двигатель требовал, чтобы завод обязательно располагался около реки. А те рудники, которые находились вдали от рек? Как быть с ними? Решение нашел русский техник Иван Ползунов.

Слайд №4

Сообщение:

Машина Ползунова имела два цилиндра. Когда один из цилиндров сообщался с паровым котлом, в другой впускалась охлаждающая вода; поршни опускались под действием атмосферного давления. В то время как один из них опускался, под другой поступал пар, и он поднимался. Движение поршней передавалось на шкив, поэтому шкив непрерывно поворачивался то в одну, то в другую сторону. Возвратно- вращательное движение шкива могло быть преобразовано во вращение рабочего вала. Это давало возможность приводить в движение станки и другие механизмы. Таким образом, машина Ползунова была первым в мире универсальным паровым двигателем.

Учитель физики: К сожалению Ползунов, был всего лишь горнозаводским рабочим. Условия труда были очень тяжелыми. Пока изобретатель трудился над своим детищем, он сильно подорвал своё здоровье и не дожил до испытания всего лишь неделю. Двигатель Ползунова проработал всего лишь 43 дня, но и за это время он не только оправдал затраты на его создание, но и принес миллионные прибыли. А затем котёл дал течь, наладить машину было некому, и она просто была разобрана. Так идею теплового двигателя в России похоронили вместе с её автором.

Новый двигатель для заводских нужд пришёл в Россию из Англии спустя несколько десятилетий.

Учитель истории: Новая техника включается в процесс производства, когда она дает экономические преимущества владельцу предприятия. Но сами критерии хозяйственной выгодности меняются в зависимости от той ступени социальной лестницы, на которой пребывает общество. Так, крепостнические отношения в России тормозили внедрение в практику того же двигателя Ползунова. Всех устраивала дешевая гужевая повинность заводских крестьян. А как развивались события в Англии, где идея теплового двигателя получила практическое воплощение?

Сообщение учащегося: “Предпосылки создания двигателя в Англии”

Паровой двигатель мог возникнуть во второй половине 18 века только в Англии. Англия была первой страной победившего капитализма. Новый общественный строй нуждался в новых технических идеях. Это вело к появлению самых современных машин. В России же в это время пышным цветом развивалось крепостное право, в основном применялась мускульная сила людей и лошадей. В России новые идеи были не нужны. Здесь были лошади!

В Англии идеи не только приживались, но и развивались. Они одна – за другой сыпались, как из рога изобилия. Крупные промышленники ухватились за идею Джеймса Уатта. Его оригинальная идея рождала универсальную паровую машину. Теперь фабрику можно было строить в любом месте, а не только у реки. Это был новый социальный заказ нового капиталистического общества в Англии, который привел к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. А это вызвало огромный подъем производительности труда.

Таким образом, в буржуазной Англии были социальные условия для создания и внедрения паровой машины, тогда как в крепостнической России таких условий не было.

Слайд № 5

Учитель физики: Продолжателем идей Папена в Англии стал Джеймс Уатт.

Сценка:

Извозчики города Глазго

Извозчики города Глазго съезжались на свой очередной сбор, официально называемый слетом работников транспорта.

Стояла зябкая, слякотная погода. В такую погоду хорошо иметь за спиной веселого седока, потому что ничто так не согревает, как разговор, - это отлично знают извозчики.

Но веселые седоки брели в этот день пешком, возложив на транспорт только свои надежды. На городской транспорт возлагались сегодня очень большие надежды, и, возможно, поэтому он продвигался так тяжело.

Слет проходил на центральной торговой площади. Первые ряды занимали многоконные дилижансы, за ними шли двуконные кареты, одноконные пролетки, а в самом конце толпилась безлошадная публика.

Среди этой публики находился и Джеймс Уатт.

Разговор шел на уровне дилижансов. Там, наверху, говорилось о том, что лошади наше будущее, что если мы хотим быстрее прийти к нашему будущему, то, конечно, лучше к нему приехать на лошадях.

Одноконные пролетки подавали унылые реплики. Дескать, не в коня корм, дескать, конь о четырех ногах и то спотыкается.

Но эти реплики не достигали высокого уровня дилижансов.

  • Дайте мне сказать! крикнул безлошадный Уатт. У меня есть идея!
  • Где ваша лошадь, сэр? спросили с передних козел.
  • У меня нет лошади. У меня идея…

На него прищурились десятки насмешливых глаз. Десятки ртов скривились в брезгливой гримасе:

  • Нам не нужны идеи, сэр. Нам нужны лошади.

Потому что, продолжали они, лошади наше будущее, и если мы хотим быстрее прийти к нашему будущему, то, конечно, лучше к нему приехать на лошадях.

Собрание проходило успешно. Отмечалось, что за истекший год городской транспорт увеличился на несколько лошадиных сил, а за текущий год он увеличился еще на несколько лошадиных сил, а за будущий год еще на несколько…

Потому что лошади наше будущее, и если мы хотим быстрее прийти к нашему будущему, то, конечно лучше к нему приехать на лошадях.

  • Дайте мне сказать!

Стояла зябкая, слякотная погода. Моросил дождь, и Уатт прятал под плащом модель своего паровоза. Он прятал ее не от дождя, а от этих десятков глаз, которым ни к чему паровоз, когда идет такой серьезный разговор о транспорте.

Настоящий, большой разговор о транспорте.

О будущем нашего транспорта.

Об огромных его перспективах.

…Разъезжались на лошадях.

Учитель физики: Восстановим историческую несправедливость? Дадим слово Джеймсу Уатту.

Сообщение учащегося (от лица Джеймса Уатта):

Наблюдая за тем, как работает паровой насос, я заметил его самые серьёзные недостатки: расходует массу топлива, а дает мало пара. В чем дело? Почему в котле пара много, а в цилиндре не хватает?

Дело вот в чем. Чтобы пар в цилиндре конденсировался, надо впрыскивать много холодной воды – иначе говоря, охлаждать стенки цилиндра. А чтобы поднимался поршень быстро и сильно, пар надо впускать в горячий цилиндр. Улавливаете противоречие? Когда пар попадает на охлажденные стенки цилиндра, часть его тут же превращается в воду. И это уже не полезный пар, а совершенно бесполезная жидкость. Вот так и получается, что котел дает много пара, а в цилиндре его явно не хватает для быстрого и энергичного подъема поршня.

И вдруг блеснула простая и ясная идея. Нужно кипятить воду не в самом цилиндре, а в соединённом с ним котле. То есть пар охлаждать вне цилиндра. Я соединил с цилиндром сосуд, наполненный холодной водой. В него по специальным жестяным трубкам поступал отработанный пар. Теперь он не охлаждался в цилиндре, и поршень быстро поднимался. Машина стала работать намного лучше.

Отдельный конденсатор - очень важное изобретение. Но я на этом не остановился. Я стал думать, как создать машину непрерывного действия. Помните, как бился над этой задачей Ползунов? Его решение было таким: пар подавался попеременно в два цилиндра. А я придумал машину с одним цилиндром, но встроенным так, что пар подавался по очереди под поршень, чтобы его поднять, и над поршнем, чтобы опустить. Давление пара больше атмосферного, поэтому поршень опускался быстрее. Движения поршня вверх и вниз стали полезными, рабочими и осуществлялись силой пара. То есть моя машина это уже не паро-атмосферный двигатель, как насос Ньюкомена, а паровой.

Это было мое второе изобретение, но не последнее. В насосах Ньюкомена пар поступал в цилиндр все время, пока поршень шёл вверх. Я же, внимательно понаблюдав, решил, что это совсем необязательно. Нужно впускать немного пара, чтобы поршень приподнялся, а дальше он уже будет подниматься силой расширения пара, крепко стиснутого в тесном пространстве под поршнем. Это изобретение уменьшило потребность машины в паре, а стало быть, и в топливе.

Кроме того, я разработал механизмы, которые превратили движение поршня вверх – вниз во вращательное движение соединенного с ним колеса или вала. Такая паровая машина запросто могла заставить работать станки.

Демонстрация: модель паровоза.

Учитель физики: Именно двигатель Джеймса Уатта позволил состояться таким изобретениям, изменившим весь мир, как пароход и паровоз.

Учитель истории: Шло время, и становилось ясно, что пароход и паровоз уже не соответствуют уровню производства. Тем более что капитализм в ряде стран (в той же Англии) трансформировался в империализм. Это требовало быстрого перемещения товаров к рынкам сбыта, своевременной доставки сырья на фабрики и заводы, бурного роста мировой торговли, оперативного внедрения капитала в различные регионы земного шара. Начинается конкуренция не только внутри стран, но и между государствами за рынки сбыта, источники сырья, дешевую рабочую силу. Страна, которая владеет всем этим, получает сверхприбыли. Сюда подключается и военная промышленность. Именно подключение военной промышленности к переделу мира дало толчок к бурному развитию техники. Туда стали вкладывать капитал. Между создателями пошла жесткая конкурентная борьба в поисках нового двигателя, который не требовал бы наличия котельной установки и был бы более компактным. Таким двигателем обещал стать двигатель внутреннего сгорания.

Учитель физики: Как это ни странно, но идея двигателя внутреннею сгорания впервые родилась всё у того же Папена. В качестве топлива Папен решил использовать порох.

Продолжение урока

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Социальный конфликт и пути его разрешения. 10-й класс

Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями Е Г Э. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....

10 08 2020 1:17:40

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

09 08 2020 2:59:24

Роль государства в экономике

Урок обществознания в 11-м классе с применением И К Т. Для активизации познавательной деятельности автор использует практическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого характера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

08 08 2020 11:42:28

Устный журнал по теме «Оборона Смоленска 1609–1611 гг.»

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....

07 08 2020 1:51:36

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток". 5-й класс

Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....

06 08 2020 6:31:59

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти....

05 08 2020 4:51:29

Практикум и его роль на уроках обществознания

В статье рассматривается роль практикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских практикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....

04 08 2020 13:17:14

"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...

03 08 2020 17:50:17

Поэт и власть

Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А. С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....

02 08 2020 6:59:53

Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс

Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....

01 08 2020 1:27:56

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

31 07 2020 8:41:36

Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс

В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....

30 07 2020 20:13:15

Урок обществознания "Толерантность"

Урок обществознания представляет собой третий урок по теме « Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

29 07 2020 10:18:17

Глобальные проблемы современности

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....

28 07 2020 16:54:58

Преподавание вопросов внешней политики XVII века на примере Тридцатилетней войны (1618–1648)

В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на практике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...

27 07 2020 15:36:16

Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

Автор обсуждает с учащимися высказывание А. Сент- Экзюпери " Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на практике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....

26 07 2020 11:24:34

Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....

25 07 2020 22:15:49

Урок истории (5-й класс) "Появление неравенства и знати"

В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование И К Т способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....

24 07 2020 17:13:43

Внеклассное мероприятие «С Георгиевском связывают меня корни». 10-й класс

Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....

23 07 2020 21:28:37

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена ( Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, « Сто дней»)....

22 07 2020 1:47:48

Внеклассное мероприятие "Я помню, я знаю"

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....

21 07 2020 3:45:37

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

20 07 2020 23:49:48

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

19 07 2020 3:48:45

Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Урок " Поиск клада" по теме « Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....

18 07 2020 18:32:47

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....

17 07 2020 2:30:53

Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности

В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...

16 07 2020 23:15:16

Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...

15 07 2020 6:20:16

Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интерактивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....

14 07 2020 15:20:20

Практические задания в работе учителя истории и обществознания

Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

13 07 2020 9:59:46

Интегрированное внеклассное познавательно-спортивное мероприятие "День героев Отечества"

Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....

12 07 2020 4:57:39

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

11 07 2020 12:22:29

Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс

В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с характером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....

10 07 2020 13:21:10

Своя игра. Защитникам Отечества посвящается

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со « Своей игрой», идущей на канале Н Т В. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....

09 07 2020 2:47:51

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 07 2020 15:54:15

Программа элективного предмета "Основы политологии"

Программа элективного предмета " Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает практическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...

07 07 2020 23:44:24

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

06 07 2020 13:50:10

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

05 07 2020 0:49:18

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

04 07 2020 0:14:19

Что англичане считают началом своих свобод. 6-й класс

Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории « Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....

03 07 2020 4:28:16

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают характеристику различным видам культуры....

02 07 2020 12:15:35

Появление «человека разумного»

На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....

01 07 2020 1:18:33

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

30 06 2020 20:37:29

Преподавание истории древнего мира детям с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное пространство школы....

29 06 2020 8:11:38

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

28 06 2020 18:38:44

Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....

27 06 2020 6:20:51

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

26 06 2020 14:35:34

Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....

25 06 2020 2:15:35

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

24 06 2020 21:32:18

Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

23 06 2020 18:51:51

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

22 06 2020 0:54:49

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

21 06 2020 7:47:25

Иконопись на Руси

Цель урока: ознакомление учащихся с историей иконописи....

20 06 2020 20:42:24

Элективный курс по истории России "Русские женщины в политической и общественной жизни Руси и средневековой Европы"

Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....

19 06 2020 12:26:53

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое"

История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...

18 06 2020 15:52:53

Интегрированный урок (технология + история) по теме "Кулинария - это наука или искусство?"

Урок в рамках элективного курса « Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....

17 06 2020 12:40:28

Урок всеобщей истории в 5-м классе по теме "В городе богини Афины"

На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия....

16 06 2020 10:22:58

Путешествуем по России: Таруса. Провинциальный город в судьбах замечательных людей

Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....

15 06 2020 3:35:25

Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....

14 06 2020 15:53:14

Разработка урока на тему "Современная школа". 5-й класс

Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....

13 06 2020 18:37:12

"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс

Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...

12 06 2020 1:36:41

Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме " Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....

11 06 2020 7:24:11

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его членов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

10 06 2020 12:38:49

Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"

Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...

09 06 2020 3:51:35

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи"

В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и девушками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....

08 06 2020 9:18:12

Урок: "Олимпийские игры в древности"

Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....

07 06 2020 10:37:43

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

Предлагаются материалы для написания работы на тему " Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

06 06 2020 11:25:21

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

05 06 2020 8:45:22

Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы " Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике....

04 06 2020 1:41:12

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

03 06 2020 11:40:51

Игра "Прощай, ХХ век!"

Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

02 06 2020 14:14:50

Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы

Игра " За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три команды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...

01 06 2020 3:10:19

Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"

На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме " Феодализм". ...

31 05 2020 14:41:20

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка практически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

30 05 2020 22:58:47

Роль азартных игр в мировоззрении потребителя

Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на практике азартных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...

29 05 2020 2:44:35

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

28 05 2020 12:41:50

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и практическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме " Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

27 05 2020 23:46:56

Урок истории в 7-м классе по теме "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого"

Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....

26 05 2020 8:37:56

Урок в 6-м классе "Культура Древней Руси"

На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...

25 05 2020 11:20:59

Другие сборники материалов и примеров по теме История и обществознание на нашем сайте:
История и обществознание 1 ::

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к Е Г Э, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....

10 08 2020 11:37:55

Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс

Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....

09 08 2020 10:17:53

Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"

Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...

08 08 2020 22:27:38

Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охарактеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к Е Г Э. ...

07 08 2020 0:28:39

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

06 08 2020 4:59:39

"Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы

Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме " Страны Запада в 1945–2011 гг."....

05 08 2020 12:50:25

Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории

В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления " Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....

04 08 2020 17:18:43

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

03 08 2020 19:24:55

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....

02 08 2020 8:16:19

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

01 08 2020 0:44:43

Сценарий театрально-музыкальной композиции к 70-летию Победы "70 светлых лет"

День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....

31 07 2020 22:30:56

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

30 07 2020 20:42:48

Борьба русских земель с западными завоевателями

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

29 07 2020 22:19:48

Развитие правовой культуры современного школьника

Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....

28 07 2020 5:30:23

Христианство как мировая религия

Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....

27 07 2020 11:27:18

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе " Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра " Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

26 07 2020 4:52:54

Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"

Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бессмертном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....

25 07 2020 18:55:20

Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...

24 07 2020 5:16:28

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

23 07 2020 20:23:51

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

22 07 2020 23:49:32

Интегрированный урок (история + ИЗО) на тему "Страницы истории Москвы"

Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....

21 07 2020 10:41:49

Урок-путешествие "Афины в V в. до н. э". 5-й класс

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....

20 07 2020 1:29:41

Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"

Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....

19 07 2020 3:28:44

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

18 07 2020 9:25:34

Урок "Жизнь древних славян"

На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....

17 07 2020 18:23:36

Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: "Мышление – основа познавательного процесса"

Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и И К Т. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...

16 07 2020 9:38:57

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"

Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....

15 07 2020 8:12:18

Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс

Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....

14 07 2020 18:51:31

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

13 07 2020 15:24:40

Настольная игра для старшеклассников "Ты - будущий избиратель"

Игра носит одновременно обучающий и развивающий характер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в практической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...

12 07 2020 4:31:56

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

" Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

11 07 2020 2:22:40

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

10 07 2020 14:21:24

Путь 12-й Гвардейской Краснознаменной Пинской ордена Суворова дивизии к Великой Победе

Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....

09 07 2020 19:39:30

Урок истории по теме "Качественные характеристики современного работника"

В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трансформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные характеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и характеристики....

08 07 2020 19:32:58

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

07 07 2020 7:22:45

"Мой дом – моя родина"

Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

06 07 2020 12:22:34

Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)

Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....

05 07 2020 16:20:53

Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов

Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....

04 07 2020 19:25:26

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

03 07 2020 17:30:11

Внеклассное мероприятие по истории "Женщина на войне"

Занятие " Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....

02 07 2020 10:28:15

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи - Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

01 07 2020 3:55:19

Интегрированный урок (история + русский язык) "Награды Родины в нашем доме"

Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период В О В, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....

30 06 2020 13:49:44

Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"

Конституция Р Ф – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...

29 06 2020 19:10:18

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

28 06 2020 22:57:27

Урок по истории России XIX века "Александр II Освободитель. Основные положения реформы от 19 февраля 1861 года"

На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...

27 06 2020 16:26:57

Методическая разработка урока на тему "ГУЛАГ на территории Коми края: Бруни Н.А. и его судьба"

Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н. А. Бруни показать судьбу узника Г У Л А Га....

26 06 2020 20:36:16

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...

25 06 2020 17:34:37

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

24 06 2020 8:30:37

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

23 06 2020 11:26:35

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

22 06 2020 6:51:25

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г. Маленкова и Н. Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н. С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

21 06 2020 12:26:52

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

20 06 2020 13:40:15

«Феодальная раздробленность на Руси». Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе

Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отрабатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...

19 06 2020 1:27:20

Викторина по истории Кубани

Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

18 06 2020 22:12:30

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

17 06 2020 20:50:58

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

16 06 2020 17:20:42

"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс

Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....

15 06 2020 21:28:19

Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира

Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....

14 06 2020 10:17:31

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

13 06 2020 17:27:59

Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс

Командная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися прорабатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...

12 06 2020 0:47:37

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы « Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма « Русская смута»....

11 06 2020 1:17:39

Урок истории "Отечественная война 1812 года"

Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....

10 06 2020 5:30:29

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе "Эпоха Александра I. 1801-1825 гг."

Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...

09 06 2020 4:45:51

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции Р Ф для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что Р Ф является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

08 06 2020 22:16:22

Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....

07 06 2020 7:26:30

Путешествие в мир истории

Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....

06 06 2020 12:22:12

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

05 06 2020 12:38:34

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

Устный журнал " Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

04 06 2020 23:11:29

Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....

03 06 2020 4:16:35

Внеклассное мероприятие "Я помню, я знаю"

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....

02 06 2020 10:17:19

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

01 06 2020 15:34:10

Еще:
История -1 ::