Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"


    Дебаты: "Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?"

Главная цель: обучение и общение.

Участвуют две комaнды из трех человек.

Правила игры:

  1. Обсуждается заданная тема. Одна комaнда утверждает тезис, а другая его опровергает.
  2. Первые спикеры комaнд представляют позицию своей стороны и выдвигают свои аргументы.
  3. Оппоненты задают спикеру вопросы
  4. Вторые спикеры комaнд опровергают точку зрения оппонента, выдвигают контраргументы, восстанавливают свою позицию
  5. Оппоненты задают спикеру вопросы.
  6. Третьи спикеры анализируют области столкновения мнений, сравнивают позиции комaнд, но отстаивают точку зрения своей комaнды.
  7. Выигрывает комaнда, которая, по мнению судейской коллегии была более убедительна в аргументации и доказательствах своей стороны.

Критерии оценки:

Первые спикеры комaнд должны четко сформулировать тезис и выделить пять аргументов — 5 баллов.

Вторые и третьи спикеры выступают в соответствии с правилами игры — 5 баллов.

Говорить четко, ясно, спокойно, но красноречиво, чтобы заинтересовать слушающих — 5 баллов.

Спикер представляет не себя, а свою комaнду. Произносит речь от имени комaнды — 5 баллов

Обращение уважительное, на Вы — 5 баллов.

Речь спикеров должна соответствовать правилам культуры дискуссии — 8 баллов.

Правила дискуссии:

  1. Говори четко, ясно, спокойно.
  2. Умей выслушать собеседника.
  3. Относись к чужому мнению уважительно.
  4. Не увлекайся спором. Контролируй свои эмоции.
  5. Однозначно формулируй тезис.
  6. Аргументировано отстаивай свою точку зрения.
  7. Учись работать с источниками, обращаться к мнению выдающихся людей.
  8. Твое уважительное общение привлечет к себе внимание. Успех гарантирован.

Ведущий: “Мы начинаем дебаты по теме: Что является духовно-нравственной основой русской художественной культуры и истоками ее национальных традиций?”

Представляет комaнды: “Традиционалисты”, “Рационалисты”, судейскую коллегию, редакционную коллегию, экспертов, которые должны вынести резолюцию и независимых экспертов, которые должны написать работу, высказать свой взгляд на проблему дебатов и аргументировать его. Судейская коллегия сообщает критерии, по которым будут оцениваться комaнды.

1 спикер комaнды “традиционалисты” называет тезис комaнды: “Мифологические представления о мире сформировали первооснову русской культуры, являются “началом всех начал”. Как сказал академик Лихачев Д. С.: “Язычество - пролог в русской культуре. Как хаpaктер человека формируется в детстве, так в фундамент русской культуры заложена религия мифов”.

  1. аргумент. Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества. Когда христианская вера поборола языческую и утвердилась, то хотя языческим обрядам и был положен конец, но множество обычаев, не входящих в состав прямого языческого богослужения, были оставлены и множество из них сохранились до сих пор в форме увеселений, обычаев, празднеств. А некоторые обычаи язычества привились к торжествам христианским. Например, Святки, святые вечера, дни веселья и дни священного Рождества Христова. На святках мы встречаем странное смешение обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. К языческим обрядам принадлежит: гадание, игры, наряды (колядуют ряженные). Между тем само слово “святки” представляет понятие о значение святости дней, связанных с рождением Христа.

  2. аргумент. И в XXI веке люди продолжают оставаться суеверными и верить в чародейство. Мы можем открыть газету и увидеть объявления со словами “приворожу” или свою помощь предлагают колдуны, потомственные предсказательницы, или как их раньше называли – ведьмы. Это опять же связано с проявлениями язычества, когда христианская религия вступила в свои права, тогда изменился прежний строй и быт народов. Завязалась борьба между язычеством и христианством. Здесь и открылась самая благоприятная почва для развития всего чудесного и сверхъестественного. Каждый из нас знаком с волшебными сказками, разновидностями русского фольклора, в которых все строится на этих превращениях. Достаточно назвать некоторые из них: “Царевна-лягушка”, “Братец-Иванушка и сестрица - Аленушка”, “Аленький - цветочек”. На основе этих сюжетов русские писатели и художники создавали и создают свои произведения. Ершов П.П. – “Конек-Горбунок”, М.А. Врубель – картина “Иван – царевич и серый волк”. Современными проявлениями являются фильмы “Дневной” и “Ночной дозор”.

  3. аргумент. Каким бы ни был обряд, в нем главную роль играла песня. Музыкальный фольклор – самое раннее проявление художественной одаренности русского народа, его хаpaктеризует жанровое разнообразие (колядки, масленичные, веснянки, жнивные), семейно-бытовые (крестильные, свадебные), хороводные, плясовые. Они несут в себе языческое начало, мироощущение народа, любящего свою землю, живущего в гармонии с природой. Осознание ценности народного музыкального творчества пришло в XIX веке и нашло место в творчестве русских композиторов, чьи имена нам хорошо известны: М.И. Глинка - опера “Иван Сусанин”, А.П.Бородин – опера “Князь Игорь”, М.П. Мусоргский - опера “Борис Годунов”, П.И.Чайковский – опера “Евгений Онегин”, Римский – Корсаков – опера “Царская невеста”. Как сказал А.Н. Радищев: “Народно-песенные интонации запечатлели “образование души” русского человека”.

  4. аргумент. Особое место среди народных музыкантов Древней Руси занимали скоморохи – они одновременно были актерами, музыкантами, танцорами. Они потешали своим искусством простой люд. Шутовство скоморохов порой граничило с ересью. Православная церковь боролась с ними. Отец Петра I, царь Алексей Михайлович повелел разогнать скоморошью братию, а инструменты (дудки, рожки, ложки, рожки, балалайки) утопить в Москве-реке. Это произошло еще и потому, что простой народ, бегал от музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившейся во время игры. Так было до Петра Великого, который рассеял мpaк невежества убеждением, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов.

  5. аргумент. Широкое распространение на Руси имели промыслы. Изготовление деревянной и глиняной посуды, ткачество, игрушки и др. Посуду украшали орнаменты, чаще всего растительные. У каждого племени в союзе племен восточных славян были свои хаpaктерные орнаменты. Особое место занимает вышивка и орнаменты на донцах прялок. По расшитой рубахе и поясу можно было узнать все о хозяине, из какой семьи, женат или холост. Кроме того, магические узоры должны были уберечь его от сглаза и порчи. Чаще всего в орнаменте присутствует языческая богиня Роженица, покровительница домашнего очага. Широко распространены на Руси были обереги, их вырезали из разных пород деревьев, что свидетельствует о тесной связи человека с природой.

1 спикер комaнды “рационалистов” называет тезис комaнды: “В основе русской художественной культуры лежит христианское понимание миропорядка, воспринятое из Византии. С Крещения Руси ведется отсчет русской профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия. “Выше закона может быть только – любовь. Выше права – лишь милость. И выше справедливости – лишь прощение” - так сказал Патриарх московский и всея Руси Алексий II

  1. аргумент. Языческий период Киевской Руси был коротким. Древнерусские языческие верования не успели сложиться в полноценную религию. Славянские боги не имели конкретного облика. “Ус злат” - единственная деталь внешности Перуна, о которой мы знаем. Крещение Руси в 988 году означало конец языческого периода.

  2. аргумент. С принятием христианства Русь обрела письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном греческими монахами – Кириллом и Мефодием, во второй половине IX века. Византийское христианство очень скоро на Руси укоренилось и “обрусело”, сделалось национальной религией. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка, и таким образом церковь заложила основы национальной русской культуры.

  3. аргумент. В обиход вошли разные литературные жанры – жития святых, исторические повествования, “торжественные слова”, поучения, летописи. Появился идеальный образ святости, служащий нравственным ориентиром и указывающий путь к Богопознанию. Не герой-воин, победивший врагов, не богатырь, совершивший подвиги, а человек, последовавший за Христом путем прощения, страдания и cмepти, - таков нравственный идеал, принятый православным народом и воспетый в искусстве, таковы первые русские святые Борис и Глеб. Сам князь Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был разгульным и жестоким. Совершенно переродился после крещения. По рассказу летописца, он глубоко проникся идеей христианской помощи ближним и жил “ в страхе Божии”, получив прозвище Владимир Святой.

  4. аргумент. Торжество православия на землях Древней Руси было ознаменовано возведением огромных каменных соборов, украшенных монументальными мозаиками и фресками. В начале XI века, по свидетельствам того времени было выстроено 400 храмов (вероятно, сюда входили домовые церкви и небольшие часовни). Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской, возведенный между 1017-1037 гг., был плодом совместного творчества отечественных и иностранных зодчих, иконописцев. Он был создан при князе Ярославе Мудром. По своей красоте и масштабности храм Святой Софии Киевской превосходил храм Святой Софии в Византии, построенный в середине VI века. Большое пятинефное сооружение с пятью апсидами. Завершался собор 13 куполами, символизирующими образ Иисуса Христа и 12 апостолов.

  5. аргумент. Высокого развития достигла иконопись. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнюю живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книгу. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных. Изображали самых разных святых, помогающих людям в их повседневных делах и заботах. Почитали Илью Пророка, посылающего на землю дождь, Николу Чудотворца, покровителя путешественников, Ге opгия Победоносца, приносящего воинские победы, Флора и Лавра, защитников скотоводов. В XIV веке иконописцы научились уверенно сочетать установки византийско-славянской культуры с собственным опытом и обогащенными временем представлениями о духовной красоте. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя – Феофан Грек, обретя на Руси вторую родину, так как именно здесь он смог реализовать свой необыкновенный творческий дар

Вопросы к 1 спикеру комaнды “традиционалисты”.

  1. Святочные обычаи существовали и существуют в Западной Европе, что известно о том были ли они в Византии?
  2. Почему в наше время так популярно колдовство и чародейство?
  3. Почему церковь преследовала скоморохов?
  4. Кроме народных песен, исполнялись певцами сказителями былины. Этот вид творчества является проявлением язычества или христианства?
  5. Как гармоничное сочетание человека с природой повлияло на развитие художественной культуры Древней Руси?

Вопросы 1 спикеру комaнды “рационалисты”.

  1. Определите хронологию языческого периода Киевской Руси?
  2. Почему греческие монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку для восточных славян?
  3. Какие каноны имел жанр жития, пришедший на Русь из Византии?
  4. Что означает понятие “храмовый синтез искусств”?
  5. В чем отличие древнерусского искусства от европейского и сходство с византийским?

Выступление второго спикер комaнды “традиционалисты”.

  1. Художественная культура важная составная часть жизни общества. Она передается из поколения в поколение. Традиционно началом всему служит устное народное творчество. В раннем детстве мы начинаем знакомство с художественной культурой русского народа с песен, сказок, былин. А.С.Пушкин был воспитан на песнях и сказках, услышанных от няни Арины Родионовны. В “золотой век” русской культуры композиторы, представители “Могучей кучки”: музыкальный критик В.В. Стасов, композиторы: М.А. Балакирев, А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков занимались пропагандой русской народной песни, в ее традициях создавали свои лучшие произведения. Впервые был выпущен сборник “100 русских народных песен”.
  2. Русские художники XIX века создавали свои полотна, основываясь на фольклорных сюжетах. В.В.Васнецов картины: “Аленушка”, “Витязь на распутье”, “Богатыри”; Ф.А.Васильев “Дорога в березовом лесу”; М.А.Врубель “Царевна – Лебедь”.

    Кроме того, не с чем не сравнятся русские народные промыслы. Их знает весь мир. Символом России является деревянная, росписная матрешка, деревянные ложки, которыми не только ели, но на них играли, как на музыкальных инструментах.

  3. Действительно, с принятием христианства качественно изменилась художественная культура Руси, но это было связано с усилением власти князя, с экономическим развитием Руси, с развивающимися внешними, торговыми связями Руси и Византии, странами Западной Европы.

Бурными темпами стало развиваться искусство в эпоху феодальной раздробленности, так как каждый князь теперь заботился о развитии своего княжества, о его красоте и процветании.

Второй спикер комaнды “рационалисты”.

  1. История нашей страны не похожа на путь других европейских народов, исповедующих христианство. Своей античности на Руси не было, а краткий языческий этап не привел восточных славян к расцвету цивилизации и не оставил заметных памятников художественно творчества. “Прорыв сознания” в область духовных истин у русского человека состоялся в 988 году; к тому же “за плечами” европейских народов к тому времени была тысячелетняя христианская история. С Крещения Руси появляются шедевры русского искусства, в первую очередь связанные с храмовым искусством. Конечно же, непревзойденный по красоте храм Святой Софии Киевской, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли и др. Фрески, созданные Феофаном Греком, например в церкви Спасо-Преображения в Новгороде.
  2. Да же в таком, на первый взгляд, языческом празднике, как Масленица присутствует нравственное христианское начало. Сцены русской масленицы заключаются провожанием ее и прощанием. “На масленице, пишет очевидец Маржерет в начале XVII века, - русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, приветствуют друг друга взаимным поцелуем, считая это знаком приветствия. По окончанию масленицы все идут в баню”. Это обычаи миролюбивого христианства. Происходит духовное и телесное очищение перед Великим постом. Впрочем, сожжение чучел и бросание их в воду также приписывают началу христианства, как воспоминание вечного торжества христианства над язычеством.

Вопросы ко второму спикеру комaнды “традиционалисты”.

  1. Почему язычество не способствовало развитию государственности у восточных славян?
  2. Какое влияние оказывала природа на формирование русской художественной культуры?
  3. Какого значение символов огня и воды в жизни человека периода раннего средневековья?

Вопросы ко второму спикеру комaнды “рационалисты”

  1. Назовите причины принятия христианства на Руси?
  2. Почему известно так мало имен русских зодчих и иконописцев?
  3. Какого значение “Поучений Мономаха” в формировании нравственности, созвучны ли они темам русских народных сказок?

Третий спикер комaнды “традиционалистов”

Если сравнивать оба тезиса, то становится понятно, что столкновение позиций происходит по вопросу “Что является духовно - нравственной основой русской художественной культуры? Каковы истоки ее национальных традиций?”

  1. В позиции комaнды “рационалисты” положительным является то, что Русь восприняла из Византии более развитую художественную культуру, основанную на античных и христианских традициях.
  2. Но, несмотря на то, что период язычества на Руси был коротким, в этот период сформировалось устное народное творчество, промыслы, обряды, праздники, народный костюм. В дальнейшем они остались, многие традиции существуют, по сей день.
  3. Коротким был и период преемственности. В X-XI веках храмовое искусство, создавали иноземные мастера. Но уже в XII веке и оно приобретает национальные черты. В зодчестве строгая гармония формы и духовно-сердечная красота. Позднее в Северо-Восточной Руси развитие получит княжеский стиль, хаpaктерной чертой которого будет возвеличивание княжеского могущества. Например, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире.
  4. Народное творчество продолжит свое развитие, и затем его традиции будут восприняты профессиональными художниками, литераторами, музыкантами. В XXI веке фольклор по-прежнему существует и в повседневной жизни людей и в профессиональном искусстве. Народное творчество является истоками национальных традиций русской художественной культуры.

Третий спикер комaнды “рационалисты”

Если анализировать области столкновения мнений в тезисах наших комaнд, то можно придти к выводу, что в нашем тезисе осуществляется широкий подход, рассматривающий русскую культуру составной частью мировой культуры и при это сохраняющей самобытные черты.

  1. С принятия христианства на Руси искусство становится профессией. Мастерами люди не рождаются. Поэтому нужно было учиться. Учителями для русских мастеров стали греческие монахи, зодчие, иконописцы. Овладев мастерством, русские зодчие, иконописцы создали свою самобытную культуру.
  2. Кроме того, с принятием христианства на Руси стали распространяться нормы морали. Люди стали благороднее и милосерднее. Эти качества были положены в основу сюжетов и жанров. Искусство стало выполнять воспитательную функцию.
  3. Подобные произведения выражают не только любовь к природе, но и любовь к людям, т.е. развивается гуманистический хаpaктер искусства.
  4. Такое искусство является духовно нравственным. Таким образом, усвоив традиции византийской художественной культуры, русские мастера создали самобытную культуру.

Ведущая сообщает, что комaнды закончили свои выступления и пока судейская коллегия подводит итог игры, слово предоставляется экспертам.

Эксперты зачитывают резолюцию (примерное содержание).

  1. Русская культура является самобытной, в ней переплелись языческие и христианские традиции.
  2. Несмотря на то, что культура каждого народа неповторима, она развивается по общим правилам. На смену религии мифов, приходит религия спасения. На смену коллективному началу творчества – авторское.
  3. Русская культура развивается в контексте мировой культуры.
  4. Фольклор является – национальной основой русской художественной культуры.
  5. Христианство весло в развитие русской художественной культуры духовно-нравственные основы.

Слово предоставляется судейской коллегии.

Согласно разработанных критериев оценки, судейская коллегия называет комaнду, победившую в дебатах и лучшего 1, 2, 3, спикеров.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 15:43:27

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 13:25:43

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 5:13:10

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 0:43:40

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 9:27:13

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 6:58:56

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 10:33:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 3:39:12

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 1:28:34

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 22:43:50

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 0:45:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 2:30:16

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 18:44:57

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 14:11:25

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 10:47:57

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 17:38:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 13:51:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 11:48:23

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 14:54:26

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 17:58:34

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 16:15:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 13:33:15

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 0:10:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 19:31:40

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 20:36:15

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 20:31:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 21:49:56

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 1:35:22

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 15:13:51

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 8:43:49

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 21:48:10

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 9:18:10

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 19:33:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 9:12:11

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 6:10:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 19:19:32

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 11:55:49

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 3:24:33

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 6:45:47

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 17:40:16

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 4:59:33

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 2:37:51

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 0:30:27

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 5:12:29

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 9:56:34

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 12:49:21

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 6:26:10

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 1:15:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 18:52:51

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 1:48:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::