Цена Великой Победы…
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся многоплановых, глубоких знаний об основных периодах Великой Отечественной войны;
- Определить значение и источники Победы СССР над фашистской Германией.
Задачи:
- воспитание гражданско-патриотических качеств человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;
- развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения на основе знания учебного материала;
- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;
- способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов, используя межпредметные связи.
“Народ, способный на бесконечные жертвы, сможет
подняться на бесконечную высоту. И чем чище жертвы,
тем быстрее продвижение…”
(М.К.Ганди)
Основная часть конференции. Слышен звук метронома. Отсчет времени.
Голос времени. (ведущий). Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем приказ Верховного главнокомaндующего.8 Мая 1945 г. В Берлине представителями Верховного главнокомaндования подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел Советский Союз против немецко-фашистских захватчиков ПОБЕДОНОСНО ЗАВЕРШЕНА! Германия окончательно разгромлена! (звучит фрагмент песни “День Победы”, “Прощание славянки”)
Учитель (обращается к участникам): Вы помните этот день?
Группа 1941 – Нет, мы не помним…
Группа 1942 – Мы не помним, потому что родились спустя много лет после войны…
Все вместе: Мы родились в 1994 году.
Голос времени: Вы не знаете войны, но вы слышали о ней от старших. Война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.
Учитель: Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему перелистываем страницы горькой истории тех дней? Память… Это она заставляет нас обращаться к тем дням, неделям, месяцам, годам… (Звуки метронома)
Голос. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.
Выступление 1 группы. Хроника событий.
1-й участник. 4 часа 15 мин. Начался обстрел из пулеметов с румынской стороны 5-й заставы 24-го пограничного отряда. 4 ч. 30 мин. В бой с противником вступили все линейные заставы. 6 ч. 40 мин. Минск. На границе Белоруссии противник перешел границу на всех участках фронта. В некоторых местах углубился до 4 км. 10 ч. Идут бои по всему фронту. 24 июня началась оборона Брестской крепости, где больше месяца защитники под комaндованием майора Гаврилова сражались с противником. 10 июля после захвата Минска развернулось ожесточенное Смоленское сражение.
2-й ученик. 29 июля город был взят, но сражение продолжалось еще до 10 октября. 26 июня погиб в бою, направив подбитый самолет в скопление танков противника, летчик Николай Гастелло. Список воинов, повторивших этот подвиг, насчитывает свыше 300 чел. 22 июня в 5 ч. утра был совершен младшим лейтенантом Д. Кокоревым в районе Замбров. Этот список продолжили более 450 летчиков. Летчики Здоровцев С. (26 июня), Харитонов П.(29 июня), Жуков М.(30 июня), Талалихин В.(6 августа) первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. 24 августа младший политрук А.Панкратов одним из первых совершил свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. Позднее этот подвиг совершил А.Матросов и еще 400 мужественных воинов. 8 сентября был блокирован город Ленинград. Началась героическая борьба города в условиях блокады.
3-й ученик. Фашисты намеревались стереть Ленинград с лица земли, истребить его население. Сначала противник вышел к Неве, перерезал связь со страной. Город оказался отрезан от суши. Никто не думал сдаваться. Город жил и боролся. Приходилось преодолевать неимоверные трудности. Сплошной фронт обороны Красной Армии отсутствовал. Противник полностью овладел инициативой и упреждал удары советских войск. Средняя скорость наступления в сутки составляла 50 км. 19 сентября после 70-ти дней кровопролитных сражений противник захватил Киев. 4 армии Юго - Западного фронта оказались в окружении.
4-й ученик. 30 сентября началось генеральное наступление на Москву. План “Тайфун” предусматривал охватить Москву с севера и юга. Основным рубежом сопротивления стала Можайская линия обороны. На строительство оборонительных сооружений вышли 450 тыс. жителей. Врагу казалось, что победа близка. Особенно упopно дрались воины стрелковых дивизий Панфилова, А.П.Белобородова, кавалеристы Доватора, Катукова. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск, которое переросло в общее наступление. Враг был отброшен от столицы за 3 дня на 40 км. Гитлер был вынужден свалить неудачи наступления на военное комaндование, отстранив их от занимаемых должностей. Он принял комaндование на себя.
Учитель. Можете ли вы назвать данные о потерях в 1941 году?
Члeны 1-й группы приводят статистические данные. Все эти примеры говорят о том, что первые победы войны достались очень дорогой ценой:
- 1200 самолетов уничтожены в первые дни войны;
- 28 дивизий Красной Армии разгромлены, 70 – потеряли 50% боевой техники и людей;
2-й:
- Уничтожены 66 советских аэродромов;
- 600 тыс. чел взяты в плен под Киевом;
- Путь на Москву был открыт уже в конце августа;
3-й:
- 125 налетов было совершено на Москву, разрушено 1465 жилых домов;
- 7708 чел. пострадало за период битвы под Москвой, 2196 человек – погибли.
Учитель. Давайте подведем итоги первого года войны.
Выступления члeнов президиума конференции.
1-й. Несмотря на тяжелые потери, гибель людей, первые дни показали, что советские люди готовы, не щадя жизни, биться за свободу Отечества. Правда о героях Бреста стала известна лишь много лет спустя. Большинство защитников границы погибли в первые дни войны, но они выполнили свой долг, остановили врага.
2-й. За бои под Смоленском 4 дивизии получили звание гвардейских. Первые поражения были горькими, но это вынуждало агрессоров признать, что хаpaктер войны с СССР иной, чем на Западе. Длительная и упopная борьба защитников Киева сыграла важную роль в срыве плана “молниеносной войны” противника, затруднила наступление на Москву. В ходе оборонительных боев выросло мастерство советских военачальников, таких как: Г.Жуков, К.Рокоссовский, Говоров, Лелюшенко, Катуков.
3-й. Разгром фашистских войск под Москвой (5 декабря 1941 г.) был первой наступательной операцией Красной Армии. Под Москвой для немцев впервые начались дни величайших испытаний. Оказалось утраченным боевое и тактическое преимущество. После разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение не нападать на Россию.
Голос времени. Переломный 1942 год…
- 125 – мне цифра эта снилась…
- 125 – кусочек хлеба, на который все молились…
- 125 – тебя мы молча ждали…
- 125 – вы в Ленинграде нас спасали…
Учитель. Переломный 1942 год… – Хроника событий.
Выступление 2-й группы.
1-й. (1 учащийся показывает на карте) К началу 1942 г. соотношение сил на советско-германском фронте находилось в состоянии равновесия. В январе началось наступление 9 фронтов в полосе около 2000км. В конце марта принято решение ГКО о проведении наступательных операций на Украине и в Крыму. Сосредоточив значительные силы под Москвой, Юго-Западное направление оказалось незащищенным. 9 апреля после того, как все попытки прорвать блокаду Ленинграда закончились неудачей, было принято постановление о перевозке грузов через Ладожское озеро. Город продолжал сражаться и жить. В конце апреля закончилось неудачей наступление в Крыму, Крымский фронт был разгромлен. 29 мая закончилось тяжелым поражением наступление под Харьковом. Противник захватил Донбасс, Ростов-на-Дону. 28 июня немецкие части начали наступление на Волгу и Северный Кавказ. В середине июля они приблизились к Дону. Над страной нависла cмepтельная опасность.17 июля началась битва на Волге – одна из грандиознейших битв 2-й мировой войны. 23 августа гитлеровцам удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Было введено осадное положение. Город горел, но защищался. Телефонная связь с Москвой была прервана.
2-й ученик. С 12 сентября бои шли в самом городе. Первыми встретили врага рабочие Тpaкторного завода. “Казалось, что в пылающем городе нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело…” - вспоминал генерал Чуйков. 15 октября стал одним из самых тяжелых дней обороны. Каждый дом защитники превращали в крепость. Всему миру известен Дом Павлова, гарнизон которого сражался 58 дней до конца обороны города. 19 ноября войска приступили к осуществлению операции “Уран”. В наступлении принимали участие Юго-Западный (коман. ген. Ватутин), Донской (комaндующий генерал К.Рокоссовский) и Сталинградский (коман. ген. Н.Еременко) фронты. В бой были введены танковые и моторизованные части. 23 ноября 22 отборных немецких дивизии (более 250 чел.) попали в окружение. Попытка осуществить дeблокаду силами армии ген. Манштейна закончилась неудачей. Немецкие части были деморализованы. Солдаты умирали от холода и голода. 25 июля развернулась битва за Кавказ. Противник, форсировав Дон, захватил Краснодар, Ставрополь, Майкоп. Для этого было задействовано 1130 танков, 4550 орудий и минометов, 1 тыс. самолетов, 167 тыс. человек.
3-й ученик. Вражеской группировке противостояли 112 тыс.ч., 121 танк, 130 самолетов. Советские воины в тяжелейших, неравных сражениях изматывали врага и к концу 1942 г. наступление было остановлено. 30 мая ГКО принял решение о создании в Москве Центрального штаба партизанского движения. Начальником штаба назначен Пантелеймон Пономаренко.
Учитель. Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Какой ценой были достигнуты эти результаты? Этот вопрос обсуждают и сейчас многие военные историки.
2 группа. Называют данные об итогах военных действий в 1942 г.
1-й ученик. 250 дней сражались, отрезанные от суши защитники Севастополя, 160 тыс. киевлян ежедневно работали на строительстве оборонительных рубежей, 5 мес. обороняли патриоты Аджимушкайские каменоломни под Керчью, 80 млн. ч. находились в немецкой оккупации к ноябрю 1942 г., 100 тыс. ч. были зверски замучены в Бабьем Яру на окраине Киева, потери Крымского фронта в 1942 г. превысили 200 тыс.ч., 20 дивизий попали в окружение в результате неудачной операции под Харьковом, с 28 июля приказ № 227 вводил жестокие наказания за отступления. Многие люди в результате неоправданных решений оказывались предателями Родины, 478 тыс. ч. погибли в Сталинградской битве.
Учитель. Предлагаем экспертам подвести итоги второго года войны. Выступления экспертов. Итоги 1942 г.
1-й. В чем причины этих тяжелых потерь? События 1942 г. показали, что опыта ведения наступательных операций было недостаточно. Отставало и техническое обеспечение танковых и воздушных армий, не хватало резервов. Многие неоправданные решения связаны с просчетами Сталина, неправильно определившего направление главного удара. Причины поражений можно объяснить ошибками высшего комaндования, недооценкой противника, незавершенной перестройкой экономики на военный лад.
2-й ученик. Несмотря на все эти ошибки, потери, неоправданные решения, народ продолжал сражаться, показывая чудеса героизма. Уже в начале 1942 г. Германия осталась без долговременного плана военных действий. Противник вынужден был провести перегруппировку сил, планы наступления постоянно менялись. Подвиг Севастополя способствовал поднятию боевого духа многих бойцов. 22 декабря была учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой награждены свыше 39 тыс.ч. Сталинградская битва продолжалась 200 дней, в результате которой в фашистской коалиции начался кризис. По мнению Муссолини нужно было начать переговоры о сепаратном мире с СССР, так как “Россию победить невозможно!”
3-й ученик. С этого момента Германия потеряла стратегическую инициативу, потери составляли до 1,5 млн. чел. События под Сталинградом улучшили отношения СССР с союзниками, которые осознали необходимость открытия второго фронта. Япония и Турция отказались от намерений вступить в войну с СССР. Неоценимый вклад в борьбу с фашизмом внесло партизанское движение. Это стало ярким примером патриотизма, преданности Родине.
- 127 тыс. партизан награждены медалью “Партизану Отечественной войны” 1 и 2 степеней;
- 269 ч. удостоены звания Героя Советского Союза, Ковпак и Федоров удостоены этого звания дважды.
Голос времени. Решающий 1943 год.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
(А.Межиров)
Учитель. Хроника 1943 г.
1-й ученик. (показывает ход сражения на карте) 10 января советские войска под комaндованием К. Рокоссовского приступили к ликвидации окруженной под Сталинградом группировки. Немецкие части были деморализованы. Началось общее стратегическое наступление, противник был отброшен на 600 км. Самой впечатляющей победой после Сталинграда был прорыв блокады Ленинграда. Город выстоял, работал на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700 снарядов, 1260 тысяч ручных гранат. 18 января произошла встреча войск Ленинградского (генерал Говоров) и Волховского фронтов, все побережье Ладоги было освобождено. В апреле советское комaндование начало разработку стратегического наступления в районе Курского выступа. Оно включало в себя 3 стратегические операции: Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско - Харьковскую наступательные.
2-й ученик. 5 июля началась битва под Курском. Незадолго до наступления по противнику был открыт огонь советской артиллерии. Внезапного удара у немцев не получилось. На линии в 500 км сражались - 4 млн. человек, 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и 12 тыс. самолетов. Немецким армиям противостояли Центральный и Воронежский фронты. 12 июля под деревней Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение времен Второй Мировой войны. Боевые порядки перемешались. С этого момента начали наступление советские войска, противник перешел к обороне. 5 августа был освобожден Орел и Белгород, 23 августа- Харьков, на этот раз окончательно. Курская битва завершилась победой советских войск. К концу сентября наши войска захватили 23 плацдарма и вышли к Днепру. Здесь германское комaндование создало систему укреплений “Восточный вал”. Оно надеялось остановить продвижение Красной армии и подготовиться к следующему наступлению.
Победы на Днепре позволили: освободить Киев 6 ноября, начать форсирование Керченского пролива, освободить восточные области Белоруссии.
3-й ученик. 28ноября – 1 декабря состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: Сталина, Рузвельта, Черчилля. Открытие второго фронта было намечено на май 1944 г. 7 месяцев с 15 февраля по 16 сентября проходили сражения в районе Новороссийска, на Малой земле – участки размером в 4 км. Победа под Новороссийском послужила началом изгнания противника с Таманского полуострова и победоносное завершение битвы за Кавказ.
Учитель. Мы выслушали хронику самых главных событий. Какие же были итоги 1943 года?
Президиум. Эксперты. 1943. Подведение итогов.
1-й ученик. Курская битва отличалась небывалым в истории прострaнcтвенным размахом и исключительной ожесточенностью сражений. Потери советских войск в этом сражении были огромны: 254 тыс. погибших солдат, что в 3, 5 раза больше чем у противника, 6 тыс. танков и 1600 самолетов.
Цена победы была очень высока: можно сказать, что причины таких потерь вызваны:
- неудачным применением танковых соединений;
- в недостаточно согласованном руководстве;
- в неполном использовании возможностей обороны;
- противнику чаще, чем нашим войскам удавалось провести умелое маневрирование войсками. Можно утверждать, что если бы были учтены все эти факторы, то удалось бы сохранить жизни многих тысяч советских бойцов.
2-й: Во время блокады Ленинграда, погибли от холода, голода и бомбежек около 850 тыс. человек. Эти жертвы могли быть меньшими, если бы в начале войны своевременно позаботились об эвакуации жителей и сохранению запасов продовольствия. Война оставила без крова миллионы людей, потрeбление снизилось на 40%.
3-й: В этом году получила крах наступательная стратегия Германии:
- Советские вооруженные силы нанесли существенный удар по группировкам противника: 30 дивизий были разгромлены.
- Курская битва успешно завершила коренной перелом в ходе войны.
- Соотношение сил изменилось в пользу Советского Союза.
- Германия вынуждена была перейти к обороне на всех театрах второй Мировой войны
- Под влиянием побед на Восточном фронте активизировалось движение сопротивления в оккупированных странах.
- В 1943 г. заметно выросло мастерство солдат и комaндиров, высокий мopaльный дух.
- Более 100 тыс. воинов были награждены орденами и медалями.
- Более 180 человек удостоены звания Герои Советского Союза за участие в Курской битве.
- Высочайший пример мужества и героизма показали участники форсирования Днепра – 2438 человек удостоены звания Герои Советского Союза.
- 8 ноября 1943 года был учрежден Высший военный орден “Победа” и орден Славы трех степеней. Так страна благодарила своих героев. Первый победный салют в Москве был произведен 5 августа в честь освобождения Орла и Белграда.
2-й: Все эти жертвы, потери, трудности и лишения не были напрасными. Каждая человеческая жизнь приближала долгожданный день Победы, враг был жесток и силен.
1943 – по праву можно назвать переломным. Он изменил весь ход Великой Отеч. войны.
Голос времени. Освободительный 1944 год.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу
К Победе шел, Россия, твой солдат!
Учитель. Выступление 4-й группы. Хроника – 1944 год.
1-й участник (во время выступления ученик показывает сражения на карте)
- 33 месяца советские люди ждали этого момента – 26 марта 1944 г.
- Войска второго Украинского фронта вышли на границу с Румынией. В этом году уже не применялись широкомасштабные наступления, а проводились операции на различных участках.
- 27 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов сняли блокаду Ленинграда окончательно. Одновременно 24 января – 17 февраля проходила Корсунь -Шевченковская наступательная операция 2-го и 1-го Украинских фронтов. Была освобождена вся Правобережная Украина.
- В апреле – мае были освобождены Одесса, Севастополь и Крым.
- В июне освобождена часть Карелии, что вызвало выход Финляндии из войны на стороне Германии. Важный наступательный удар в 1944г. – это Белорусская операция 23 июня – 29 августа против группы армий “Центр”. В ней участвовало 4 фронта: 1,2,3 Белорусский, 1-й Прибалтийский. В ней участвовали 168 дивизий, численность которых составляла 2, 3 млн. человек. В это время 6 июня войска союзников форсировали Ла-Манш – так был открыт 2-й фронт Северной Франции.
- В августе войска 2-го и 3-го Украинских фронтов провели Ясско-Кишиневскую операцию, Румыния и Болгария капитулировали. В сентябре-октябре Прибалтийская группировка противника – 30-девизий – была блокирована на территории Латвии.
- К середине осени 1944г. государственная граница СССР была полностью восстановлена.
- В октябре-декабре развернулись наступательные операции между Тисой и Дунаем. Германия лишилась своего последнего союзника – Венгрии. Последний, 10-й удар войска Карельского фронта нанесли в районе Петсамо (Печенги), они завершили изгнание врагов из Советского Заполярья.
Учитель. Подведем итоги 1944-го года.
Президиум. 1944 год. Итоги. (Члeны президиума выступают и формулируют выводы)
1-й: Около 3-х лет шли советские воины к этим событиям – изгнанию врага с территории своей страны. Этот год с уверенностью можно назвать освободительным. Всем было ясно, что хотя враг сдаваться не собирается и яростно защищается, исход войны неминуемо принесет победу советским воинам. Десять сокрушительных ударов нанесли советские войска противнику. Он нес большие потери, вводя в бой все новые и новые резервы. Боевой дух Германии был сломлен, вводятся военно-полевые суды для наказания изменников.
2-й: Мы считаем, что цена победы сейчас определялась грандиозными успехами на всех участках боевых операций советских войск. Крупнейшие победы были возможны, благодаря правильному стратегическому планированию.
- Итогом стало перемещение войны к границам Германии.
- Германия оказалась зажатой между Западным и Восточным фронтами.
- Были разгромлены основные силы противника: группы “Центр” и “Северная Украина”, потери составили – 70% всего личного состава;
- Данные сравнения действий войск СССР и союзников свидетельствовали о превосходящем уровне боеспособности советских солдат
- Блок фашистских государств был уничтожен, Германия потеряла своих союзников
- Освобождение территории СССР сопровождалось борьбой с фашистскими режимами на территории Восточной Европы. Многие народы, не сотрудничавшие с оккупационными режимами, встречали Красную армию как армию освободителей.
Голос времени. Победоносный 1945 год.
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой!
Сквозь время рвется
Год сорок пятый!
Учитель. Выступление 5 группы. 1945 год. Хроника.
1-й участник. (ученик показывает события на карте) 12 января – 3 февраля была проведена Висло - Одерская наступательная операция, целью которой являлся разгром группы армий “А” и освобождение Польши.12 января, на 8 дней раньше, по просьбе союзников началось наступление, тем самым их войска были спасены от разгрома в Арденнах. 17 января была освобождена Варшава, в феврале – форсировали Одер – крупнейшую преграду перед Берлином. В эти же дни 13 января – 23 апреля проведена операция в Восточной Пруссии. Оплот Германского рейха был ликвидирован. Кульминацией этой операции стало взятие Кенигсберга 9 апреля, который являлся неприступной крепостью.В середине апреля советские войска подошли на 60 км к Берлину, союзники вышли к Эльбе. 25 апреля состоялась историческая встреча советских войск и союзников на Эльбе в районе Торгау.
2-й ученик. В апреле началась подготовка к штурму Берлина. Эти бои были последними, но они были самыми тяжелыми и кровопролитными. 16 апреля - в 3 часа утра началась битва за Берлин, наступление шло через Зееловские высоты. В операции принимали участие 1-й Украинский фронт (Конев), 1-й Белорусский (Жуков), 2-й Белорусский (Рокоссовский).18 апреля - завязались бои на окраинах города. 22 - 25 апреля – фронты Жукова и Конева замкнули кольцо окружения.Гитлер принимает решение не бежать на юг, а лично руководить обороной города. 29 апреля - начались бои за рейхстаг, а 30 апреля в 14 часов 25 минут там развевалось Знамя Победы. Весь мир узнал имена разведчиков 150 стрелковой дивизии Егорова М. и М. Кантария. Еще до исхода падения Берлина, 30 апреля покончил собой Гитлер. 134 тыс. человек берлинского гарнизона сдались в плен. 1 мая начальник штаба Кребс попытался начать переговоры о частичной капитуляции, но его просьба была отклонена. Так закончилась битва за Берлин. Великая Отечественная Война завершилась победой Советского Союза.
3-й ученик. Сражения в Восточной Пруссии и в Польше были особенно тяжелыми. Они осложнялись отсутствием партизан, действиями вражеских диверсионных групп. Все на этой территории было приспособлено к длительной обороне, продвижение советских войск шло медленно. Были и неоправданные потери, так как наступление началось раньше запланированного срока. Людские потери в Восточной Пруссии сост. 585 тыс. человек, 126 тыс. пали cмepтью храбрых.
Учитель. Какие же были итоги победоносного 1945 года?
Выступают учащиеся. 1945 год - итоги. 1-й ученик. Битва за Берлин – это высочайший подвиг советских воинов, вершина военного мастерства советских полководцев: Жукова, Конева, Рокоссовского. Трудная задача осложнялась отсутствием времени для подготовки. Советским войскам не приходилось еще брать штурмом столь крупные города, со сложной системой обороны. Ночное плотное наступление повлекло за собой потери всех фронтов – 362 тыс. человек. Эти бои были самыми кровопролитными на заключительном этапе войны. Потери СССР при штурме Берлина были больше чем у США за все годы 2-й Мировой войны.Все эти жертвы принесены во имя разгрома фашизма, освобождения своей Родины, миллионов людей, томившихся в концлагерях.
1082 млн. воинов награждены медалью “За взятие Берлина”; 600 участников операции удостоены звания Героя Советского Союза, 13 человек стали дважды героями.
2-й участник. Мы считаем, что Победа досталась очень дорогой ценой:
разрушены 1710 городов, 70 тыс. деревень сожжены, 31.850 заводов и фабрик уничтожены, 65 тыс. км ж/д путей разрушено, 30% национального богатства были потеряны, прямые и косвенные потери составили 50 млн. человек, из них погибли – 27 млн. человек, из мужчин, кому в 1941 г. было 18 лет – осталось в живых не более 3%. Целое поколение мужчин было уничтожено.
Война принесла вдовство и сиротское детство. Соотношение потерь Красной Армии и Германии определялось как 3:1. Победил в войне именно он – Советский народ. Героями Советского союза стали представители всех наций: 7998 русских, 2021 украинцев, 299 белорусов, 161 татар. Советский воин сумел сохранить лучшие качества национального хаpaктера: доблесть, храбрость, товарищество, святую веру в победу.
Учитель (обращается к классу): Какие причины способствовали победе нашей страны в Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся:
- создание мощного экономического потенциала: мобилизация всех ресурсов в условиях войны, СССР в короткие сроки осуществил перевод экономики на военный лад и превзошел Германию по выпуску военной техники к концу войны;
- массовый героизм и единство многонационального народа: для нашего народа война была справедливой и освободительной;
- выдвижение в годы войны талантливых полководцев: Рокоссовского, Жукова, Конева, Ватутина, Василевского, Баграмяна, Малиновского, Черняховского и др.
- единение и сплоченность всех национальностей, единство фронта и тыла;
- единение СССР и стран антигитлеровской коалиции: поставки по ленд-лизу и совместные действия после открытия второго фронта.
Голос времени. - От Бреста до Москвы
– 1000 км…
Учитель. – От Москвы до Берлина – 1600 км.
Голос. - 2600 км. Поездом – 4-ро суток.
Самолетом – 4 часа…
Учитель. - А дорогами войны … 4 года.
Голос. - 4 года!
Учитель. - 1418 дней!
Голос. - 34 тысячи часов!
Учитель. Официальное слово –
“документ” - самый беспристрастный, самый
красноречивый автор книг, рассказов, хроник,
воспоминаний о войне.
Голос. Документ! Он рассказал нам о
горьких утратах, о бедах, о времени
противостояния и о днях Великой Победы!
Учитель. А если сейчас каждый из вас
задумается на мгновение и представит себе тот
счастливый майский день – 9 мая 1945 года…
Попробуйте ответить, что вы сейчас увидели?
Учащиеся. Высказывают свои мнения.
Учитель. Сегодня среди нас есть
ветераны ВОВ.
Голос времени. Скажите, пожалуйста, как
вам запомнился день 9 мая 1945года? (выступление)
Подведение итогов конференции.
Учитель. Цена Победы!!! Как она измеряется? Скупыми цифрами документов? Тоннами и грудами разбитой техники? Километрами искореженной, израненной земли, плачущими, сожженными деревнями, тысячами и тысячами безглазых домов? Торчащими черными трубами среди разрушенных городов? Мы с вами сегодня перелистали страницы 4 тяжких лет Отечественной войны. Мы увидели горечь поражений, страдания, ужас потерь, грохот сражений, радость побед. Всего нельзя назвать и пересчитать. Я уверена, что теперь вы хорошо знаете, какой ценой наши деды и прадеды завоевали свободу и мир. Я думаю, что мы можем гордиться славой своих героических предков! Мы не должны это забывать! (Все встают)
Голос времени. Цена Победы – она измерена человеческими жизнями и судьбами, погибшим и невосполнимым фондом Родины-матери!
Учитель. Более 27 млн. уничтоженных жителей нашей страны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то мы будем молчать более 40 лет.
(Звуки метронома) Минута молчания. Участники выходят из помещения.
Приложение 1
Приложение 2
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
18 03 2024 5:13:13
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
17 03 2024 17:21:38
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
16 03 2024 4:56:11
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
15 03 2024 15:40:16
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
14 03 2024 4:57:38
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...
13 03 2024 21:41:40
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
12 03 2024 23:38:53
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
11 03 2024 17:30:42
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
10 03 2024 18:10:20
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
09 03 2024 16:59:42
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
08 03 2024 11:59:22
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
07 03 2024 21:20:27
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
06 03 2024 21:22:54
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
05 03 2024 10:43:42
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
04 03 2024 10:16:58
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
03 03 2024 8:56:50
Исследовательская работа по теме....
02 03 2024 1:36:52
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
01 03 2024 19:52:55
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
29 02 2024 19:21:44
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
28 02 2024 23:24:57
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
27 02 2024 7:29:12
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
26 02 2024 6:35:40
Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
25 02 2024 11:39:11
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
24 02 2024 4:14:51
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
23 02 2024 3:14:14
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
22 02 2024 16:48:27
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
21 02 2024 8:23:50
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
20 02 2024 21:19:17
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
19 02 2024 11:52:12
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
18 02 2024 4:15:59
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
17 02 2024 23:27:40
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
16 02 2024 4:47:34
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
15 02 2024 13:12:27
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
14 02 2024 16:27:35
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
13 02 2024 9:48:23
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
12 02 2024 1:30:46
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
11 02 2024 21:35:42
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
10 02 2024 14:18:22
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
09 02 2024 22:39:20
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
08 02 2024 14:11:11
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов. ...
07 02 2024 22:33:18
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
06 02 2024 3:13:32
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
05 02 2024 1:30:46
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
04 02 2024 6:17:16
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
03 02 2024 4:50:41
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
02 02 2024 5:55:21
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
01 02 2024 14:17:18
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
31 01 2024 15:58:51
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
30 01 2024 8:39:21
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
29 01 2024 11:24:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::