Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"
Каким образом сформировать у студентов положительное отношение к самой познавательной деятельности, а не просто заставить их воспринимать и запоминать учебный материал?
Ответ можно найти в “Избранных педагогических сочинениях” А.Дитервега, который указывал, что развитие и образование не одному человеку не могут быть даны или сообщены: “Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только побуждение. Поэтому самодеятельность есть и средство и одновременно результат”.
Именно активизация позиции обучаемого в овладевании знаниями может принести нужный результат. Для этого наиболее целесообразным представляется использование на занятиях нестандартных приемов, которые особо эффективными оказываются в ситуации, когда познавательный интерес к учебному предмету недостаточно сформирован.
Нестандартные уроки, не заменяя занятий классического образца, дополняют их, вносят разнообразие, повышают интерес, а, значит, способствуют совершенствованию учебного процесса.
При их проведении учитывается такая особенность человека, как общественный хаpaктер его деятельности, который включает в себя элемент непрерывной состязательности поведения.
Человеку свойственно стремление к соревнованию за лучший результат, за признание его достоинств, интеллектуальных способностей, опыта, знаний и т.д. Это стремление заложено в социальной природе личности. С детских лет человек участвует в разного рода соревнованиях, переходя от одной ступени сложности к другой, и находя в конечном итоге тот вид деятельности, который позволяет ему утвердиться в глазах окружающих.
Одним из видов деятельности, где отчетливо выражен хаpaктер интеллектуального, профессионального и психологического состязания является игра.
Именно игровое обучение многие исследователи считают дидактической системой будущего. Являясь разновидностью нестандартного урока, деловая игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников и позволяет выполнить такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Современная педагогическая наука, рассматривая различные виды деловых игр, выделяет более двух десятков игровых ситуаций, которые могут быть использованы при проведении занятий по различным предметам. Наибольшее распространение среди них получили игры-диспуты, игры-конкурсы, игры-соревнования.
Игры целесообразно использовать на уроках обобщения, повторения, итоговых занятиях, в качестве проверочных работ, так как при этом отсутствуют такие неизбежные при повторении моменты, как монотонность, утомляемость, монологизм и отсутствие новизны. Наиболее целесообразным представляется вариант игры, связанный с инсценировкой и проведением интеллектуальных соревнований по типу телевизионных викторин. Однако при проведении игры необходимо учитывать специфику предмета.
Данная деловая игра может быть применена для систематизации и обобщения учебного материала или контроля знаний по дисциплине “История”. Она рассчитана на академический час. Наиболее оптимальным количеством участников, как показала пpaктика, являются 25-30 человек (учебная группа), хотя игра может быть проведена и для групп с другой численностью.
Например, для предзачетного повторения может быть выбрана тема, охватывающая целый ряд изученных разделов: “Россия в первой четверти XX века”
Особенностью данной игры является непосредственное участие самих студентов в подготовке заданий для игры и, как следствие, в самостоятельной дополнительной работе, как с учебным материалом, так и с дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями и т.д.
Использование различных по сложности и типам заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех студентов, присутствующих на занятиях, создавая атмосферу успешности. Игра позволяет организовать процесс обучения таким образом, что он становится не напряженным и в то же время информационно насыщенным, обеспечивающим усвоение необходимого учебного материала, актуализацию опopных знаний и контроль качества усвоения.
Игровые ситуации, как правило, предполагают коллективную деятельность, то есть помимо образовательной цели несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность
При проектировании методики проведения игровых занятий необходимо учитывать их основные цели и в соответствии с ними разpaбатывать конкретный сценарий.
В зависимости от возможностей учебного заведения, а также от задач и содержания проводимой игры ее комплексно-методическое оснащение может быть различным. В него могут входить карточки-вопросы, плакаты-задания, кроссворды, фрагменты исторических видеофильмов, слайды, учебная, справочная литература и т.д.
Сценарий проводимой игры включает в себя следующие элементы:
- организационная часть,
- проведение игры-викторины,
- заключительная часть.
Они выглядят следующим образом:
- Организационная часть (3 мин.):
- Объявление темы и цели игры
- Объяснение условий и правил игры
Участвуют две комaнды. От каждой комaнды выбирается по три основных игрока-знатока. Остальные образуют две группы поддержки.
- Проведение игры (38-40 мин.)
Этапы игры:
№ п/п | Содержание этапа | Оценка в баллах | Время (мин.) |
1 |
|
|
15-16 |
2 |
|
|
3-4 |
3 |
|
|
5-6 |
4 |
|
|
5-6 |
5 |
|
|
5-6 |
- Заключительная часть урока (2-3 мин.):
Подводятся итоги, сообщаются результаты, делаются выводы.
При разработке сценария следует учитывать, что будучи чрезмерно многословным или перенасыщенным заданиями и фактами он может привести к быстрой утомляемости и рассеиванию внимания. Поэтому, как показал опыт, более пяти заданий давать в ходе игры нецелесообразно.
Приложение.
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
18 03 2024 22:50:40
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
17 03 2024 15:55:49
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
16 03 2024 5:15:32
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
15 03 2024 1:52:46
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
14 03 2024 13:37:35
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
13 03 2024 5:52:25
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
12 03 2024 20:22:25
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
11 03 2024 18:36:33
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
10 03 2024 21:15:31
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
09 03 2024 6:53:40
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
08 03 2024 21:32:23
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
07 03 2024 11:28:43
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
06 03 2024 10:35:44
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
05 03 2024 22:33:38
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
04 03 2024 15:20:38
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
03 03 2024 11:44:38
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
02 03 2024 11:18:34
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
01 03 2024 11:18:24
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
29 02 2024 4:57:15
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
28 02 2024 4:16:27
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
27 02 2024 14:58:32
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
26 02 2024 3:39:59
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
25 02 2024 18:33:37
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
24 02 2024 2:29:14
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
23 02 2024 5:10:13
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
22 02 2024 4:35:19
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...
21 02 2024 19:50:37
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
20 02 2024 10:50:52
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
19 02 2024 21:34:20
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
18 02 2024 4:52:18
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...
17 02 2024 0:24:48
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
16 02 2024 23:52:34
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 02 2024 14:47:59
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
14 02 2024 3:44:19
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
13 02 2024 7:55:47
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
12 02 2024 18:39:24
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
11 02 2024 17:55:39
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
10 02 2024 0:59:36
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
09 02 2024 5:44:48
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
08 02 2024 10:40:44
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
07 02 2024 15:48:39
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
06 02 2024 22:19:23
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
05 02 2024 23:47:51
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
04 02 2024 17:26:55
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
03 02 2024 16:17:57
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
02 02 2024 13:43:45
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
01 02 2024 22:54:15
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
31 01 2024 16:21:27
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
30 01 2024 9:25:50
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
29 01 2024 22:57:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::