Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Цели урока:
- Выявить особенности процесса модернизации в Японии во второй половине 19 в ;
- определить причины преобразований в Японии во второй половине XIX в.;
- раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ;
- установить особенности развития Японии в XIX в.;
- продолжить развитие умения самостоятельно работать с документами как источниками новых знаний, выделять главное, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить развитие картографических умений учащихся.
Основные понятия:
Мейдзи – буржуазная революция в Японии в 1867-1868 гг.; реставрация монархии в Японии с целью низложения сегуната.
Сегунат – своебразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX веков, при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть реально принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.
Оборудование урока: карта «Территориально-политический раздел мира 1876-1914»
План урока:
- Опрос учащихся
- Черты традиционных обществ Востока.
- Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
- Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.
- Особенности развития Японии в начале XX в.
- Развитие железнодорожных путей сообщения в Японии.
- Закрепление материала, подведение итогов.
Ход урока
1. Опрос учащихся.
А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада, сегрегация, аболиционизм, промышленный переворот, капитализм, амнистия, хартия, милитаризация).
Б) Индивидуальная работа с карточками.
Карточка 1.
- Охаpaктеризуйте особенности развития стран Латинской Америки в конце xix-начале xx века.
- Дайте определения терминам: резервация, олигархия, расизм.
Карточка 2.
- Перечислите три основных эшелона капиталистического развития.
- Дайте определения терминам: радикал, атташе, милитаризация.
В) Устный опрос учащихся по знанию домашнего параграфа 21.
- Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти xix века.
- Почему страны Латинской Америки почти за 100 лет независимости не поднялись до уровня развития европейских государств и США?
- К каким последствиям для стран Латинской Америки привело сохранение пережитков традиционализма?
2. Черты традиционных обществ Востока.
Учитель начинает объяснение нового материала с задания ученикам: с помощью таблицы определить, где проживала в конце xix- начале xx века большая часть населения Земли. Какое общество – традиционное или индустриальное – господствует в странах Востока?
Работа со статистическими данными.
Территория | Население, млн. |
Азия | 950 |
Европа | 290 |
Россия | 130 |
Африка | 110 |
Северная Америка | 81 |
Латинская Америка | 64 |
Австралия и Океания | 6,8 |
Примерный ответ учащихся.
Учащиеся делают вывод о том, что большая часть населения Земли в конце xix-начале xx века проживала в Азии (примерно 950 млн. человек). В странах Востока господствуют черты традиционного общества.
Из курса истории 7 класса учащиеся вспоминают сновные черты традиционных обществ Востока:
- Всевластие государства.
- Главное занятие населения - сельское хозяйство, зависимость общества от природной среды.
- Общество разделено на сословия, касты, общины, личность полностью зависит от государства и от социальной группы, к которой принадлежит.
- Господствует коллективная собственность ( государственная, общинная).
3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века.
Объяснение учителя:
Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивался же для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав. Поэтому основная цель урока - выявление особенностей процесса модернизации в Японии.
Как вы видите на карте мира (Приложение 1 – Слайд 2). Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.
Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие (Слайд 4). За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голланцев , которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.
Познавательные задания.
Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?
Примерный ответ учащихся:
- Низкие темпы экономического развития;
- Международное положение страны было нестабильным.
- Военно-техническая отсталость страны.
Объяснение учителя.
Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммaндором Мэттью К. Перри (Слайд 5). Перри передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами (Слайд 7). 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце xix века превратилась в полуколонию.
«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых, сегун показал свою слабость, он уступил «варварам» (так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев (Слайд 8).
Все чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи:
«Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий.» Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.
4. Реформы «эпохи Мейдзи».
В 1868 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито (Слайд 9) получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.
6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
- Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
- Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
- Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
- Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».
Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.
Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.
Реформы императора Муцухито.
- Аграрная реформа.
- Административная реформа.
- Военная реформа.
- Судебная реформа.
- Реформа образования.
Учащиеся записывают реформы в тетрадь и охаpaктеризуют их значение, используя материал учебника.
Познавательное задание.
Каковы последствия этих реформ?
Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.
5. Особенности развития Японии в начале XX в.
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
6. Особенности развития железнодорожного трaнcпорта в Японии.
(Исследование ученика – Приложение 2)
Слова учителя: Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.
- Решительные реформы императора Муцухито.
- Черты национального хаpaктера - стойкость, готовность к переменам ,трудолюбие.
- Использование западного опыта , техники и технологий.
Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т.е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций. Европейская одежда не вытеснила национальное кимоно (Слайд 13), внедрение европейского календаря и системы образования – чайной церемонии (Слайд 14), любования цветением сакуры (Слайд 15).
ВЫВОД: Япония усвоила все новейшие достижения Европы, и применила их у себя не точно в таком виде, нет ,- она применила их настолько , насколько это нужно было для укрепления ее сил.
Япония воспользовалась Европой как лестницей , по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока.
7. Закрепление.
ТЕСТ.
-
Причины искусственной изоляции Японии.
а) распространение христианства;
б) увеличение численности европейцев в Японии;
в) усиление положения буржуазии. -
Почему Япония вошла в число передовых стран мира?
а) решительные реформы, использование западного опыта;
б) сегун Токугаво Кэйк отказался от власти. -
Какая страна первая подписала торговое соглашение с Японией?
а) США;
б) Россия;
в) Франция.
Домашнее задание.
Параграф 25 (изучить), термины выучить, заполнить таблицу
Направление реформ | Содержание реформы | Значение реформы |
Управление государством | ||
Общественные отношения | ||
Экономические реформы | ||
Реформы образования |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Новая история стран Азии и Африки. «Наука»; М.1982.
- Абдулаев Э.Н., Мендрин В.М. История сегуната в Японии : В 2 т. : Т.1 М.:СПб. 1999.
- Алпатов В.М. История и культура Японии : [Сб.ст.] / Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения.- М. 2002.
- Еремин В.Н. История Японии : Учеб.пособие : Т.2. 1868-1998/В.Н.Еремин, А.Е.Жуков, И.П.Лебедева.- М.: ИВ РАН, 1998.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
19 04 2021 17:41:57
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
18 04 2021 1:28:19
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
17 04 2021 9:44:22
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
16 04 2021 19:53:22
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
15 04 2021 7:58:21
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
14 04 2021 16:22:16
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
13 04 2021 4:16:58
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
12 04 2021 1:19:46
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
11 04 2021 7:59:39
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
10 04 2021 19:57:25
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
09 04 2021 17:55:55
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
08 04 2021 12:59:27
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
07 04 2021 14:27:30
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
06 04 2021 0:37:21

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
05 04 2021 13:29:24
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
04 04 2021 15:54:54
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
03 04 2021 19:34:38
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
02 04 2021 5:34:18
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
01 04 2021 13:26:25
Итоговое занятие после изучения темы «Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....
31 03 2021 14:43:16
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
30 03 2021 7:33:12
Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
29 03 2021 4:57:47
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
28 03 2021 11:28:59
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
27 03 2021 19:51:39
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
26 03 2021 5:47:15
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
25 03 2021 14:34:53
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
24 03 2021 2:24:46

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
23 03 2021 16:31:44
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
22 03 2021 3:49:37
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
21 03 2021 22:19:31
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
20 03 2021 21:43:20
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
19 03 2021 12:42:12
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
18 03 2021 19:57:29
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
17 03 2021 15:43:58
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
16 03 2021 2:47:50
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
15 03 2021 12:29:25
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
14 03 2021 8:50:35
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
13 03 2021 21:19:53
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
12 03 2021 22:41:13
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
11 03 2021 17:28:34
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
10 03 2021 6:33:11
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
09 03 2021 15:36:11
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
08 03 2021 10:32:13
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
07 03 2021 5:12:15
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
06 03 2021 11:55:42
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
05 03 2021 8:17:21
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
04 03 2021 17:26:40
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
03 03 2021 6:21:50
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
02 03 2021 0:45:58
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
01 03 2021 9:53:47
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете.
...
28 02 2021 9:12:48
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
27 02 2021 11:55:37
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
26 02 2021 22:25:49
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
25 02 2021 10:21:31
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
24 02 2021 20:30:59
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
23 02 2021 19:48:42
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
22 02 2021 13:56:30
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
21 02 2021 2:41:38
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
20 02 2021 3:41:48
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
19 02 2021 23:42:28
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
18 02 2021 0:13:18
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
17 02 2021 7:18:54
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
16 02 2021 0:33:58
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
15 02 2021 23:58:15
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
14 02 2021 22:21:25
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
13 02 2021 15:12:40
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
12 02 2021 11:19:24
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
11 02 2021 15:16:33
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
10 02 2021 7:58:36
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
09 02 2021 9:57:22
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
08 02 2021 15:54:17
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
07 02 2021 22:32:57
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
06 02 2021 8:18:43
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
05 02 2021 3:23:51
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап.
...
04 02 2021 18:51:12
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
03 02 2021 0:19:31
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
02 02 2021 22:29:14
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
01 02 2021 18:57:17
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
31 01 2021 8:10:53
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
30 01 2021 14:54:11
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
29 01 2021 1:13:42
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
28 01 2021 9:46:35
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
27 01 2021 16:45:13
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
26 01 2021 10:42:23
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
25 01 2021 16:14:10
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
...
24 01 2021 22:32:39
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
23 01 2021 8:57:46
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
22 01 2021 20:50:48
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
21 01 2021 12:13:54
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
20 01 2021 18:32:13
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
19 01 2021 18:10:16
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы.
...
18 01 2021 20:28:56
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
17 01 2021 12:41:12
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
16 01 2021 9:23:21
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
15 01 2021 15:46:57
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
14 01 2021 8:23:51
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
13 01 2021 22:20:42
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
12 01 2021 5:55:11
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
11 01 2021 21:17:16
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
10 01 2021 7:13:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::