Нашествие с Востока

Цели урока:
- раскрыть военно-грабительский хаpaктер монгольской державы Чингисхана и реакционный хаpaктер монгольских завоеваний;
- показать мужество и героизм простых русских людей в борьбе с монголо-татарским нашествием;
- показать предательство интересов Родины со стороны некоторых удельных князей.
Личности в истории: Евпатий Коловрат, Чингисхан, Батый.
Оборудование урока: карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.», рисунки, схема, мультимедийный учебник «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению нового материала.
Вопросы:
- Какой период в своей истории переживала Русская земля в начале XIII в.? (Период феодальной раздробленности)
- Как междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси? (Усобицы раздробляли силы Руси, следовательно ослабляли ее)
III. Работа над изучением нового материала.
1. Вступление учителя.
Русская земля накануне нашествия.
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их пределы, мирились и вновь враждовали.
Самыми сильными тогда были князья Северо-Восточной Руси. Однако многочисленные сыновья князя Всеволода Большое Гнездо вели губительную для Руси политику.
О той поре летописи с горечью сообщали: «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев».
А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа.
Из глубин Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов.
Беседа с учащимися.
Вопросы:
- Кто такие кочевники?
- Каков, по-вашему, образ жизни кочевников?
Рассказ учителя.
Войско монголов.
1. Армии не требовалось длительной подготовки к войне:
- образ жизни;
- жилища приспособлены к пути (час – установка войлочной юрты, еще меньше – разобрать) (учебник, рисунок стр. 96)
2. Семьи воинов сопровождали наступающую армию
- не заботились о пропитании;
- сносили к семье добычу;
- дети учились у отцов.
3. Любимое оружие монголов – лук (поражали цель на расстоянии сотен метров) (демонстрация рисунка)
- копья;
- сабли;
- аркан;
- осадные орудия: тараны, метательные устройства.
5. Что помогало одерживать победы:
- умелое ведение боев;
- очень сильное и дисциплинированное войско;
- использование политической раздробленности;
- разведка территории и вооруженных сил противника;
- заимствование у завоеванных стран технических средств: стенобитные приспособления, катапульты – камнеметы.
По названию одного из племен их стали называть также татарами. В историю они вошли под названием монголо-татар.
2. Талантливый полководец и государственный деятель Темучин, провозглашенный Чингисханом (в переводе – Великий Хан) объединил под своей властью монгольские племена и возглавил завоевательные походы против ближних и дальних соседей.
Работа со слайдом «Чингисхан» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Сообщение ученицы о Чингисхане.
ЧИНГИСХАН
Чингисхан (Темучин) - предводитель войска монголов, один из самых известных завоевателей в истории человечества, который сумел объединить разрозненные племена монголов и создать колоссальную империю, сравнимую по размерам лишь с империей Александра Македонского.
Различные источники дают противоречивые сведения о дате рождения Чингисхана. Называется 1155, 1162 либо 1167 год. Известно, что он родился в районе озера Байкал, которое тогда принадлежало Монголии. Сам Чингисхан нередко говорил, что он является сыном Бога, поскольку его прародителем был серый волк, спустившийся с небес на Землю. Детство будущего воина прошло в условиях постоянной борьбы за власть. Его отца захватили татары, когда ребенку было всего девять лет. После cмepти отца воинственный клан Тайчиутов выгнал его вдову и детей с насиженных мест. Долгое время семья жила в полной нищете, с трудом добывая пропитание в монгольских степях.
Как гласит предание, маленького Темучина захватил Тайчиут, но вместо того, чтобы убить врага, он повел его по своему лагерю кочевников, заковав в деревянный ошейник. Ночью, во время праздника, Темучин убежал из лагеря.
Через некоторое время Темучин подчинил себе несколько племенных войск, с которыми пошел на покорение монгольской народности меркитов. На них он испробовал тактический прием, который помогал ему побеждать в будущем - никогда не оставлять у себя в тылу вражеские силы.
В 1206 году на реке Онон состоялся курултай (съезд) монголов, на котором Темучин был избран верховным правителем всех объединенных племен. Именно тогда он был наречен Чингисханом (властителем Вселенной). Курултай стал поворотным событием в истории монголов: они были готовы выступить в завоевательные походы. Сама Монголия преобразилась, в прошлое ушли мелкие стычки кочевников за поля и табуны. Целью создания нового народа и нового государства была война. Войско Чингисхана было идеально дисциплинированно, в его основе лежала десятичная система с ответственностью всех за каждого: если с поля боя бежал один воин, то казнили весь десяток; если бежал десяток, то казнили сотню и т.д. Полководческий гений Чингисхана заключался в том, что он мгновенно реагировал на изменения в обстановке и мог оперативно подстроиться под новые обстоятельства.
Монголы захватывали один город за другим, проявляя невероятную жестокость - они вырезали полностью все население, сохраняя жизнь лишь тем, кто вступал в ряда монгольского войска. Дворцы, библиотека, сады, ирригационные сооружения превращались в горы пепла и мусора. Кампания против Хорезма была завершена в 1223 году.
Умер Чингисхан 18 августа 1227 года. Его похоронили в богатой гробнице, с торжественными церемониями и мистическими обрядами. Их смысл заключался в том, что если кто-либо в будущем вскроет место захоронения Великого Монгола, мир будет ввергнут в пучину ужаса.
Постановка проблемного вопроса перед учащимися.
Проблемный вопрос:
- Почему Чингисхану так легко дались победы?
- Какие земли он завоевал?
Просмотр видеофильма о завоеваниях Чингисхана помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
3. Битва на Калке.
Половецкие ханы бросились за помощью к русским князьям, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей.
Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу татарам и дать им бой на чужой земле.
Откликнулись 15 русских князей: киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и др.
31 мая 1223 г. на берегу Калки, впадающей в Азовское море неподалеку от устья Дона, произошла битва.
Работа со схемой
Не было согласованности в действиях русских князей:
- они не имели общего комaндования;
- постоянно спорили между собой;
- некоторые князья вообще не приняли участия в битве.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ РУССКИЕ ВОИНЫ ДРАЛИСЬ ХРАБРО И РЕШИТЕЛЬНО.
Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки.
Монголы перешли в наступление и разгромили русские рати. Шесть князей были убиты, Галицкий и волынский спаслись бегством. Монголы три дня осаждали лагерь не участвовавших и обманом сумели одолеть их. Князей подвергли мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.
Просмотр видеофильма до конца помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Работа над проблемным вопросом.
(Дети отвечают на вопросы)
4. Вторжение в русские земли.
Вопрос: Сделали ли князья вывод из битвы под Калкой? (Поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны. Тщетно увещевал митрополит Кирилл, призывая к миру и напоминая о Калке).
Работа со слайдом «Русские земли накануне нашествия» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
5. Батыево нашествие.
Вопрос: Кто пришел к власти у монгол?
Слайд «Батый» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Сообщение ученицы о Батые
БАТЫЙ (Б АТУ ХАН)
Батый, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана. Вошел в историю как великий завоеватель.
В 1229 и 1235 году на съездах знати было принято решение о Большом походе для покорения земель к северу от Каспийского и Черного морей. Во главе этого похода был поставлен Батый. В своем движении это нашествие захватило не только русские княжества, но и часть Западной Европы. Поднявшись по Волге, Батый разгромил Булгары, затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву. Владимир-на-Клязьме (февраль 1238 года), двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушел в Половецкие степи, по дороге расправившись с Koзeльском. В 1239 году Батый покорил Переяславль. Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Каменец, Владимир-на-Волыни, Галич и Лодыжин (декабрь 1240 года). Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу (разгромлены Сандомир 13 февраля 1241 года, Кpaков 24 марта, Ополье и Бреславль), где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.
Монголы далее на запад двигаться не решились. Европа была захвачена врасплох и не оказала дружного и организованного сопротивления. Поворот монголов на юг пришелся на беззащитную Моравию, которая подверглась опустошению.
В декабре 1241 года умер хан Угедей; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана. В марте 1242 года началось обратное, не менее опустошительное, движение монголов через Боснию. Сербию и Болгарию.
Позже Батый не делал попыток воевать на запад, осев со своей ордой на берегах Волги и образовав обширное государство Золотую Орду.
6. Рязанская земля.
Первый удар – 1237 г.
Рязанский князь обратился за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот лишь направил небольшую дружину во главе с младшим сыном Всеволодом на защиту крепости Коломны.
Требования Батыя: «десятую часть от всего, что имеете в земле вашей».
Князь отправил сына Федора с дарами. Взяв подарки, хан выдвинул унизительные требования: помимо дани отдать сестер и дочерей, а для себя жену Федора Евпpaксию. Княжич отказал – его мучительно казнили, а его жена бросилась вниз с колокольни.
Рязань 6 дней отражала атаки, но затем была взята монголами.
(Дети рассматривают рисунки).
В городе победители устроили резню и стерли его с лица земли. Уцелевшие жители собрали дружину. Ее возглавил Евпатий Коловрат.
Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу, нанося монголам большой урон.
Просмотр фильма (помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия»).
III. Обобщение.
Беседа с учащимися.
Вопрос: Почему стало возможно завоевание Руси монголами?
Таблица 1.
Годы | События |
1219-1223 гг. | Поход в Среднюю Азию, Иран, Закавказье, на Кавказ, в половецкие степи |
1223 г. | Битва на Калке. Поражение русских и половецких войск |
1236 г. | Начало похода на русские земли |
1237-1238 гг. | Завоевание Владимиро-Суздальской земли |
1239-1242 гг. | Нашествие на южнорусские земли. Вторжение в Европу |
Таблица 2.
Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами | |
Феодальная раздробленность и распри между князьями | Превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии |
IV. Проверка знаний.
Работа с тестом (по мультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия»).
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок, комментарий учителя.
VI. Объяснение домашнего задания.
- 12, с. 96-99.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
27 01 2021 16:22:40
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
26 01 2021 12:45:33
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
25 01 2021 1:30:14
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
24 01 2021 1:38:14

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
23 01 2021 13:58:44
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
22 01 2021 13:49:27
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
21 01 2021 20:36:58
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
20 01 2021 4:56:56
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
19 01 2021 14:16:20
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
18 01 2021 8:15:27
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
17 01 2021 6:58:17
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
16 01 2021 5:57:25
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
15 01 2021 11:36:11
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
14 01 2021 2:30:27
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
13 01 2021 12:35:36
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
12 01 2021 12:38:37
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
11 01 2021 9:41:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
10 01 2021 15:46:13
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
09 01 2021 11:35:25
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма.
Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
08 01 2021 8:59:11
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
07 01 2021 6:30:10
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
06 01 2021 12:38:36
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
05 01 2021 0:15:34
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
04 01 2021 2:28:52
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
03 01 2021 6:55:36
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
02 01 2021 4:43:10
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
01 01 2021 19:32:27
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
31 12 2020 13:33:59
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
30 12 2020 15:38:25
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
...
29 12 2020 23:14:30
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
28 12 2020 21:23:38

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
27 12 2020 16:18:25
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
26 12 2020 10:52:24
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
25 12 2020 4:56:22
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
24 12 2020 19:15:58
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
23 12 2020 19:41:40
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
22 12 2020 2:40:44
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
21 12 2020 19:40:36
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
20 12 2020 10:22:35
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
19 12 2020 16:37:12
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
18 12 2020 3:50:20
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
17 12 2020 8:11:21
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
16 12 2020 3:45:27
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
15 12 2020 12:52:56
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
14 12 2020 13:33:39
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
13 12 2020 20:34:58
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
12 12 2020 15:10:34
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
11 12 2020 18:11:38
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
10 12 2020 0:16:46
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
09 12 2020 11:36:46
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
08 12 2020 2:26:57
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
07 12 2020 21:10:13
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
06 12 2020 12:10:24
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
05 12 2020 21:43:18
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
04 12 2020 19:28:56
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать.
...
03 12 2020 21:17:41
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
02 12 2020 4:56:29
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
01 12 2020 18:49:13
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
30 11 2020 16:17:53
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
29 11 2020 2:37:49
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
28 11 2020 0:56:42
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
27 11 2020 6:53:37

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
26 11 2020 15:44:51
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
25 11 2020 23:10:11
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
24 11 2020 23:23:20
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
23 11 2020 5:46:22
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
22 11 2020 11:14:21
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
21 11 2020 15:34:18
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
20 11 2020 7:43:32
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
19 11 2020 15:45:33
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
18 11 2020 9:43:49
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
17 11 2020 20:11:59
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
16 11 2020 15:56:58
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
15 11 2020 19:46:37
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
14 11 2020 20:19:11
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
13 11 2020 19:56:30
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
12 11 2020 11:30:16

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
11 11 2020 16:38:18
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
10 11 2020 11:45:37
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
09 11 2020 7:56:26
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
08 11 2020 14:27:43
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
07 11 2020 9:14:34
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
06 11 2020 10:27:47
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
05 11 2020 13:11:41
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
04 11 2020 4:56:22
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
03 11 2020 15:58:20
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
02 11 2020 7:13:58
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации.
...
01 11 2020 14:47:10
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
31 10 2020 19:12:48
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
30 10 2020 10:10:12
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
29 10 2020 19:12:59
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию.
...
28 10 2020 15:24:49
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
27 10 2020 6:42:58
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
26 10 2020 21:36:43
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
25 10 2020 0:10:23
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу?
Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом.
...
24 10 2020 5:54:19
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц:
1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
23 10 2020 11:51:36
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
22 10 2020 13:39:41
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
21 10 2020 3:58:46
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
20 10 2020 6:21:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::