Нашествие с Востока
Цели урока:
- раскрыть военно-грабительский хаpaктер монгольской державы Чингисхана и реакционный хаpaктер монгольских завоеваний;
- показать мужество и героизм простых русских людей в борьбе с монголо-татарским нашествием;
- показать предательство интересов Родины со стороны некоторых удельных князей.
Личности в истории: Евпатий Коловрат, Чингисхан, Батый.
Оборудование урока: карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.», рисунки, схема, мультимедийный учебник «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению нового материала.
Вопросы:
- Какой период в своей истории переживала Русская земля в начале XIII в.? (Период феодальной раздробленности)
- Как междоусобные войны отразились на состоянии обороноспособности Руси? (Усобицы раздробляли силы Руси, следовательно ослабляли ее)
III. Работа над изучением нового материала.
1. Вступление учителя.
Русская земля накануне нашествия.
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их пределы, мирились и вновь враждовали.
Самыми сильными тогда были князья Северо-Восточной Руси. Однако многочисленные сыновья князя Всеволода Большое Гнездо вели губительную для Руси политику.
О той поре летописи с горечью сообщали: «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев».
А тем временем из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого воинственного народа.
Из глубин Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов.
Беседа с учащимися.
Вопросы:
- Кто такие кочевники?
- Каков, по-вашему, образ жизни кочевников?
Рассказ учителя.
Войско монголов.
1. Армии не требовалось длительной подготовки к войне:
- образ жизни;
- жилища приспособлены к пути (час – установка войлочной юрты, еще меньше – разобрать) (учебник, рисунок стр. 96)
2. Семьи воинов сопровождали наступающую армию
- не заботились о пропитании;
- сносили к семье добычу;
- дети учились у отцов.
3. Любимое оружие монголов – лук (поражали цель на расстоянии сотен метров) (демонстрация рисунка)
- копья;
- сабли;
- аркан;
- осадные орудия: тараны, метательные устройства.
5. Что помогало одерживать победы:
- умелое ведение боев;
- очень сильное и дисциплинированное войско;
- использование политической раздробленности;
- разведка территории и вооруженных сил противника;
- заимствование у завоеванных стран технических средств: стенобитные приспособления, катапульты – камнеметы.
По названию одного из племен их стали называть также татарами. В историю они вошли под названием монголо-татар.
2. Талантливый полководец и государственный деятель Темучин, провозглашенный Чингисханом (в переводе – Великий Хан) объединил под своей властью монгольские племена и возглавил завоевательные походы против ближних и дальних соседей.
Работа со слайдом «Чингисхан» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Сообщение ученицы о Чингисхане.
ЧИНГИСХАН
Чингисхан (Темучин) - предводитель войска монголов, один из самых известных завоевателей в истории человечества, который сумел объединить разрозненные племена монголов и создать колоссальную империю, сравнимую по размерам лишь с империей Александра Македонского.
Различные источники дают противоречивые сведения о дате рождения Чингисхана. Называется 1155, 1162 либо 1167 год. Известно, что он родился в районе озера Байкал, которое тогда принадлежало Монголии. Сам Чингисхан нередко говорил, что он является сыном Бога, поскольку его прародителем был серый волк, спустившийся с небес на Землю. Детство будущего воина прошло в условиях постоянной борьбы за власть. Его отца захватили татары, когда ребенку было всего девять лет. После cмepти отца воинственный клан Тайчиутов выгнал его вдову и детей с насиженных мест. Долгое время семья жила в полной нищете, с трудом добывая пропитание в монгольских степях.
Как гласит предание, маленького Темучина захватил Тайчиут, но вместо того, чтобы убить врага, он повел его по своему лагерю кочевников, заковав в деревянный ошейник. Ночью, во время праздника, Темучин убежал из лагеря.
Через некоторое время Темучин подчинил себе несколько племенных войск, с которыми пошел на покорение монгольской народности меркитов. На них он испробовал тактический прием, который помогал ему побеждать в будущем - никогда не оставлять у себя в тылу вражеские силы.
В 1206 году на реке Онон состоялся курултай (съезд) монголов, на котором Темучин был избран верховным правителем всех объединенных племен. Именно тогда он был наречен Чингисханом (властителем Вселенной). Курултай стал поворотным событием в истории монголов: они были готовы выступить в завоевательные походы. Сама Монголия преобразилась, в прошлое ушли мелкие стычки кочевников за поля и табуны. Целью создания нового народа и нового государства была война. Войско Чингисхана было идеально дисциплинированно, в его основе лежала десятичная система с ответственностью всех за каждого: если с поля боя бежал один воин, то казнили весь десяток; если бежал десяток, то казнили сотню и т.д. Полководческий гений Чингисхана заключался в том, что он мгновенно реагировал на изменения в обстановке и мог оперативно подстроиться под новые обстоятельства.
Монголы захватывали один город за другим, проявляя невероятную жестокость - они вырезали полностью все население, сохраняя жизнь лишь тем, кто вступал в ряда монгольского войска. Дворцы, библиотека, сады, ирригационные сооружения превращались в горы пепла и мусора. Кампания против Хорезма была завершена в 1223 году.
Умер Чингисхан 18 августа 1227 года. Его похоронили в богатой гробнице, с торжественными церемониями и мистическими обрядами. Их смысл заключался в том, что если кто-либо в будущем вскроет место захоронения Великого Монгола, мир будет ввергнут в пучину ужаса.
Постановка проблемного вопроса перед учащимися.
Проблемный вопрос:
- Почему Чингисхану так легко дались победы?
- Какие земли он завоевал?
Просмотр видеофильма о завоеваниях Чингисхана помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
3. Битва на Калке.
Половецкие ханы бросились за помощью к русским князьям, уговаривая их совместно выступить против непрошенных гостей.
Съезд князей в Киеве решил двинуть объединенные русские рати навстречу татарам и дать им бой на чужой земле.
Откликнулись 15 русских князей: киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и др.
31 мая 1223 г. на берегу Калки, впадающей в Азовское море неподалеку от устья Дона, произошла битва.
Работа со схемой
Не было согласованности в действиях русских князей:
- они не имели общего комaндования;
- постоянно спорили между собой;
- некоторые князья вообще не приняли участия в битве.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ РУССКИЕ ВОИНЫ ДРАЛИСЬ ХРАБРО И РЕШИТЕЛЬНО.
Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки.
Монголы перешли в наступление и разгромили русские рати. Шесть князей были убиты, Галицкий и волынский спаслись бегством. Монголы три дня осаждали лагерь не участвовавших и обманом сумели одолеть их. Князей подвергли мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.
Просмотр видеофильма до конца помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Работа над проблемным вопросом.
(Дети отвечают на вопросы)
4. Вторжение в русские земли.
Вопрос: Сделали ли князья вывод из битвы под Калкой? (Поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны. Тщетно увещевал митрополит Кирилл, призывая к миру и напоминая о Калке).
Работа со слайдом «Русские земли накануне нашествия» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
5. Батыево нашествие.
Вопрос: Кто пришел к власти у монгол?
Слайд «Батый» помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия».
Сообщение ученицы о Батые
БАТЫЙ (Б АТУ ХАН)
Батый, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана. Вошел в историю как великий завоеватель.
В 1229 и 1235 году на съездах знати было принято решение о Большом походе для покорения земель к северу от Каспийского и Черного морей. Во главе этого похода был поставлен Батый. В своем движении это нашествие захватило не только русские княжества, но и часть Западной Европы. Поднявшись по Волге, Батый разгромил Булгары, затем свернул на запад, разорил Рязань (декабрь 1237 года), Москву. Владимир-на-Клязьме (февраль 1238 года), двинулся было на Новгород, но от весенней распутицы ушел в Половецкие степи, по дороге расправившись с Koзeльском. В 1239 году Батый покорил Переяславль. Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Каменец, Владимир-на-Волыни, Галич и Лодыжин (декабрь 1240 года). Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу (разгромлены Сандомир 13 февраля 1241 года, Кpaков 24 марта, Ополье и Бреславль), где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.
Монголы далее на запад двигаться не решились. Европа была захвачена врасплох и не оказала дружного и организованного сопротивления. Поворот монголов на юг пришелся на беззащитную Моравию, которая подверглась опустошению.
В декабре 1241 года умер хан Угедей; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана. В марте 1242 года началось обратное, не менее опустошительное, движение монголов через Боснию. Сербию и Болгарию.
Позже Батый не делал попыток воевать на запад, осев со своей ордой на берегах Волги и образовав обширное государство Золотую Орду.
6. Рязанская земля.
Первый удар – 1237 г.
Рязанский князь обратился за помощью к великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, но тот лишь направил небольшую дружину во главе с младшим сыном Всеволодом на защиту крепости Коломны.
Требования Батыя: «десятую часть от всего, что имеете в земле вашей».
Князь отправил сына Федора с дарами. Взяв подарки, хан выдвинул унизительные требования: помимо дани отдать сестер и дочерей, а для себя жену Федора Евпpaксию. Княжич отказал – его мучительно казнили, а его жена бросилась вниз с колокольни.
Рязань 6 дней отражала атаки, но затем была взята монголами.
(Дети рассматривают рисунки).
В городе победители устроили резню и стерли его с лица земли. Уцелевшие жители собрали дружину. Ее возглавил Евпатий Коловрат.
Они догнали врага в Суздальской земле и стали вести против него борьбу, нанося монголам большой урон.
Просмотр фильма (помультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия»).
III. Обобщение.
Беседа с учащимися.
Вопрос: Почему стало возможно завоевание Руси монголами?
Таблица 1.
Годы | События |
1219-1223 гг. | Поход в Среднюю Азию, Иран, Закавказье, на Кавказ, в половецкие степи |
1223 г. | Битва на Калке. Поражение русских и половецких войск |
1236 г. | Начало похода на русские земли |
1237-1238 гг. | Завоевание Владимиро-Суздальской земли |
1239-1242 гг. | Нашествие на южнорусские земли. Вторжение в Европу |
Таблица 2.
Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами | |
Феодальная раздробленность и распри между князьями | Превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии |
IV. Проверка знаний.
Работа с тестом (по мультимедийному учебнику «Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия»).
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок, комментарий учителя.
VI. Объяснение домашнего задания.
- 12, с. 96-99.
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
18 03 2024 6:36:13
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
17 03 2024 4:55:30
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....
16 03 2024 23:43:36
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
15 03 2024 7:16:22
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
14 03 2024 7:29:34
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
13 03 2024 10:30:41
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...
12 03 2024 1:11:43
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
11 03 2024 5:20:45
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
10 03 2024 13:20:35
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
09 03 2024 4:35:48
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
08 03 2024 3:30:49
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
07 03 2024 20:53:16
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
06 03 2024 2:20:31
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
05 03 2024 5:15:59
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
04 03 2024 21:29:22
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
03 03 2024 5:45:54
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
02 03 2024 12:11:38
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
01 03 2024 4:47:40
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
29 02 2024 15:37:32
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
28 02 2024 2:51:17
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...
27 02 2024 6:29:54
урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
26 02 2024 12:47:23
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
25 02 2024 3:41:44
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
24 02 2024 14:33:55
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
23 02 2024 18:22:25
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
22 02 2024 14:28:31
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
21 02 2024 9:15:14
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...
20 02 2024 17:45:18
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
19 02 2024 9:58:19
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...
18 02 2024 4:40:43
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
17 02 2024 18:20:45
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...
16 02 2024 20:55:20
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
15 02 2024 6:32:32
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
14 02 2024 20:35:12
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
13 02 2024 16:29:17
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
12 02 2024 0:49:50
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
11 02 2024 17:10:48
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
10 02 2024 12:39:23
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
09 02 2024 4:33:34
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
08 02 2024 11:41:51
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
07 02 2024 6:43:14
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
06 02 2024 2:43:59
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
05 02 2024 6:57:35
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
04 02 2024 2:32:28
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
03 02 2024 19:24:56
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
02 02 2024 11:48:44
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...
01 02 2024 6:58:58
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
31 01 2024 17:25:48
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
30 01 2024 7:41:34
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
29 01 2024 21:41:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::