Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"
Цель урока:
- Историческая реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности.
- Прививать любовь к литературе и истории родного края, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах.
- Выразительное чтение, аспектный анализ.
Оборудование: Портрет В.С.Пикуля, карта Камчатки, тексты романа, фрагменты национальной музыки, фрагменты фильма «Богатство» по роману В.С.Пикуля.
Перед уроком учащимся розданы карточки с указанием направления деятельности: архивариусы, текстологи, литераторы.
План урока:
- Визитка В.С.Пикуля (3 чел.).
- Писатель – историк.
- Главная идея романа «Богатство».
- Исторические события потрясли Камчатку.
- Особенности творчества и аспекты романа.
Ход урока:
На фоне музыки звучит стихотворение о первопроходцах.
Визитка о жизни и творчестве В.Пикуля (3 чел.).
Учитель.: Да, Пикуль – исторический романист считал себя сторонником метода В.Шишкова: немножко рыхловато, даже порой тяжеловесно, но зато точно, последовательно, и очень широко он изображал жизнь.
Учитель: В каком жанре чаще всего работает писатель
Примерный ответ: в жанре исторической прозы.
Учитель: Почему писатель обращается, прежде всего, к исторической тематике?
Примерный ответ: Пикуль – человек много переживший, перечувствовавший, с 13 лет на фронте. Он стремится найти вопросы, которые волновали, мучили его – писателя-самоучку, на страницах русской истории.
Учитель: Мы видим, что в своих произведениях автор обращает свое внимание на наиболее трудные периоды нашей страны, как бы раскрывал «белые пятна» истории России. О чем пишет писатель?
Примерный ответ: Об истории, которая как бы замалчивается, но знать которую народ хочет и должен знать, ибо это его, народа, история. Его книги объединяет одно – чаще всего повествует писатель не о громких победах русской армии, не о спокойном и величественном течении отечественной истории, а о наших неудачах, наших болях, наших трагедиях.
Учитель: Романы Пикуля можно условно разделить на три серии. Первая - романы о событиях 18 века. Вторая – «морские» романы. Третья – «дальневосточная» - романы периода русско-японской войны под общим названием «Оборона»: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга». И сегодня мы остановимся на романе «Богатство», как наиболее близком нам. Романе, рассказывающем об обороне Камчатки, о малоизвестных страницах русско-японской войны.
Учитель: (дискуссия) Что такое богатство вообще и как тpaктует понятие богатство В.С.Пикуль?
Примерный ответ: По Пикулю – это прошлое, люди, самоотверженность, мужество, недра, пушнина, рыбные запасы
Учитель: Какие детали указывают на то, что речь идет действительно о Камчатке? (землетрясение, пушнина, юкола, спирт, ясак, икра, закусывание моржовыми ластами).
Отрывок из гл. «Пушистая Камчатка». (с. 39) – 3 чел.
Учитель: О каких событиях говорится у автора?
XVII в. -
XVIII в. - на доске краткая хронология событий.
XIX в. –
Учитель: Что стремился выразить автор этими словами и словами стихотворения, прозвучавшим в начале урока?
Примерный ответ: Гордость за страну, за людей, за историю, где проявились сила духа, нравственность.
Учитель: Но последняя фраза из этого отрывка безысходна. Почему?
Примерный ответ: Камчатка становится легкой добычей для американцев, стремящихся за бесценок, как когда-то Аляску или силой ее приобрести и быстро развивающихся японцев, которых поддерживают европейские страны, особенно Англия, и мечтающие захватить не только Камчатку, но и весь Дальний Восток.
Учитель: Какие, в основном, годы описываются в романе?
Примерный ответ: 1903 – 1905 годы.
Учитель: Докажите.
Примерный ответ: Соломина Андреев отправляет летом до начала войны, следовательно, это 1903 год, в январе 1904 года началась война с Японией, в Хабаровске Соломину стало известно о гибели эскадры Рождественского под Цусимой – май 1905 года, подход «Сунгари» с Соломиным и Неякиным к Владивостоку во время восстания моряков – осень 1905 года.
Учитель: Уже начало романа посвящено русско-японским отношениям? Почему они вызывали такое беспокойство в 1903 году и почему многие были уверены, что Япония «не посмеет».
Учитель: Так почему же Япония посмела, каковы были причины русско-японской войны?
Отрывок из «Выдвижение главного героя». Диалог Соломина и Андреева.
Учитель: Можно ли из этого диалога понять, почему Япония была уверена в успехе своего десанта?
Учитель: В чем была стратегия Соломина?
Учитель: Почему же надежды японцев и американцев не сбылись. В чем суть романа.
Примерный ответ: Роман, рассказывает об обороне Камчатки. Она обречена изначально. Защита ее не предусмотрена штатными расписаниями и приказами министерств и губернаторских служб. И если Камчатку удалось отстоять, то не благодаря правительственным указаниям, а вопреки им. И не ради будущих выгод и почестей берутся за оружие герои «Богатства». Они идут на cмepть, потому что Камчатка – их Родина, их земля, отдать которую нельзя никому. Это и Исполатов, который за свою самоотверженность не надеется получить никакого послабления, ни старик Егоршин, которому даже награды не нужны, ни юноша Сережа Блинов, для которого слово патриотизм не пустой звук, инвалид Жабин, готовый рисковать жизнью, чтобы спасти жителей Гижиги от голода, и жители Явина, которые согласны были терпеть лишения и нужду, но не возвращаться в занятый врагом поселок и т.д.
Учитель: Какие аспекты поднимает автор в своем романе?
Примерный ответ:
Социальный, политический, нравственный, этический, исторический, эстетический, этнический, культурный, художественный, экономический.
Учитель: Особенности творчества Валентина Саввича Пикуля.
- эмоциональный пересказ исторических версий.
- авторские комментарии, отступления, разъяснения, голос автора – восторженный, любящий, осуждающий, негодующий.
- многослойность художественной ткани романа, переплетение личных судеб великих деятелей истории и скромных второстепенных персонажей.
- сюжет, более опирающийся более на события, чем на психологический анализ.
- портреты, афоризмы, меткие изречения, отрывки из писем – на основе документированных источников.
- сюжеты романов охватывают одно или несколько десятилетий и создает мозаичную реалистическую картину эпохи.
- эпизоды нанизываются один на другой, реализуя в итоге основной замысел.
- тональность повествования – энергичная, романтическая, приподнятая, пристрастная, автор порой не сдерживается и вмешивается в рассказ, напрямую обращаясь к читателю (пример, Соломин прощается с Петропавловском, голос автора который прощается и с современной Камчаткой).
Учитель: В начале урока вы получили задание, какие же выводы вы смогли сделать?
- архивариусы.
- текстологи.
- литераторы.
Ответы учащихся.
Учитель: Вы показали хорошие теоретические знания, теперь проверим, как вы знаете роман?
Исторический брейн-ринг.
Сколько жителей было в Петропавловске? (350 душ).
А сколько на всей Камчатке? (7 тысяч).
Что такое лепрозорий и где он находился? (Территория с больницей, отведенная для больных проказой, в бухте Paковой).
Чем была вымощена уникальная Петропавловская площадь? (Винными бутылками).
За что получил свою первую награду ге opгиевский кавалер охотник Егоршин? (За оборону Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 году).
Что имело пышное название «Вихрь, вызванный взмахом сабли»? (японская шхуна).
Почему так ждали на Камчатке канонерскую лодку «Маньчжур»? (оградить побережье Охотского моря от бpaконьерства японцев).
О каких Курильских островах идет речь в романе? (Шумшу и Парамушир).
Кто такой Мацуоко Ямагато? (Основатель патриотического общества японской справедливости», «защитник северных дверей», самурай).
За что получил свою награду староста села Явино? (За правильные действия – увод жителей при подходе японцев и проведении разведки).
Что такое дзен и почему в него впал Ямагото? (Состояние прострации, из-за поражения и пленения).
Что такое инородческий капитал? (ясак).
За что был застрелен немецкий доберман-пинчер? (Чтобы не испортил породы камчатских собак).
Сколько было получено денег на аукционе, проведенном Соломиным? (80 тысяч).
Литературная викторина «О ком речь?»
Синтез кабака и аптеки? (Доктор Трушин)
Кто единственный имел дом с железной крышей.(купец Плакучий)
Бобровый король с балыком на вилке. (Папа-Пападаки)
Красивая камчадалка, окучивавшая картошку в лепрозории. (Наталья Ижева)
Выращивал клубнику, что две с трудом влезали в стакан. (Огородник Матвей)
Я любопытный и, когда схожу с корабля на берег, внимательно смотрю себе под ноги…(Кавторанг Кроун)
Высокий, болезненный человек, опиравшийся на самодельный костыль. (Жабин Никифор Сергеевич).
Злодей, словно сошедший со страниц старинных трагедий с глазами осьминога. (Губницкий).
Чье любимое выражение «Приходи кума любоваться!» (Мишки Сотенного)
Кто мог в полуфpaке и торбасах заказывать в тpaктире шампанское? (Исполатов)
Кто, вылетев из окна тpaктира, таинственно исчез? (юарон фон дер Бригген)
За кого просили: «Креста на вас нету! Молодой человек всей душой рвется в сражение, так оцените его священный порыв… (Сергeй Блинов).
Сколько всего романов написал Валентин Саввич? (30).
Сколько лет творческой деятельности? (40).
Какое произведение было написано последним?
Как умер?
Вывод:
Учитель: Можно ли по романам Пикуля изучать историю?
Учитель: В школе мы изучаем историю по учебникам, куча справочников, энциклопедий. Нужны ли тогда такие писатели как Пикуль?
Учитель: Допустим ли в исторических романах художественный вымысел?
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
18 03 2024 0:11:59
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
17 03 2024 6:25:51
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
16 03 2024 23:56:14
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
15 03 2024 10:40:12
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
14 03 2024 22:30:44
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
13 03 2024 20:49:26
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
12 03 2024 18:23:20
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
11 03 2024 12:20:53
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
10 03 2024 11:42:57
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
09 03 2024 2:36:20
Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
08 03 2024 19:10:57
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
07 03 2024 13:13:23
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
06 03 2024 1:16:41
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
05 03 2024 16:30:43
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...
04 03 2024 23:59:51
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами. ...
03 03 2024 5:48:30
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
02 03 2024 0:23:40
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...
01 03 2024 22:23:29
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
29 02 2024 21:39:10
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
28 02 2024 23:12:30
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...
27 02 2024 14:59:51
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
26 02 2024 11:20:13
В работе определены функции гражданского политического образования....
25 02 2024 15:54:16
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
24 02 2024 1:50:24
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
23 02 2024 2:23:54
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
22 02 2024 22:47:58
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
21 02 2024 19:48:15
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
20 02 2024 15:39:30
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
19 02 2024 18:56:52
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
18 02 2024 23:33:48
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
17 02 2024 13:37:44
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
16 02 2024 23:44:12
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...
15 02 2024 15:21:36
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
14 02 2024 8:54:43
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
13 02 2024 7:32:42
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
12 02 2024 11:16:22
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
11 02 2024 7:16:25
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
10 02 2024 21:19:30
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
09 02 2024 20:15:54
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
08 02 2024 18:11:16
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
07 02 2024 4:10:12
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
06 02 2024 20:37:48
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
05 02 2024 11:16:15
Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
04 02 2024 8:20:32
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
03 02 2024 20:25:25
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
02 02 2024 15:53:35
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
01 02 2024 16:20:24
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
31 01 2024 11:58:42
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...
30 01 2024 17:34:27
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
29 01 2024 19:32:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::