Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике") > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")


    Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")

Задачи для учителя:

  • дать учащимся представление о социально-экономическом развитии России в XVII веке.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
  • развивать у учеников умения и навыки работы со схемами;
  • развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией;
  • продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой;
  • раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»;
  • конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».
  • Содействовать воспитанию экономической культуры школьников.

Задачи для учащихся:
1) охаpaктеризовать последствия Смуты для экономики России;
2) знать какими средствами и методами было восстановлено сельское хозяйство и ремесленное производство;
3) раскрыть понятие «хозяйственная специализация районов»;
4) выяснить причину роста городов;
5) определить роль государства в развитии торговли и ремесла.

Тип урока: формирование новых знаний.

Место урока в теме: вводный урок в теме «Россия в XVII веке». Предыдущий урок – повторение и обобщение темы «Россия на рубеже XVI - XVII века».

Формы урока: элементы беседы, пpaктического занятия, игры.

Межпредметные связи:  экономика.

Межкурсовые связи: история Нового времени («Дух предпринимательства преобразует экономику»).

Внутрипредметные связи: «Смутное время».

Использованное оборудование и литература:
- карта «Россия в XVII веке»;
- презентация  PowerPoint по теме урока;
- учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М., Просвещение, 2007;
- Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2006.
- Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России. Конец XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2007.
- CD-диск «Династия Романовых. Три века Российской истории».
- CD-диск «Татищев В. Н. История Российская».

Основные понятия: «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»; «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».

 На данном уроке предполагается использование компьютерной презентации PowerPoint. Презентация должна помочь решить задачи активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательный интерес к предмету «история», систематизировать знания учащихся, использовать качественный наглядный материал на уроке; экономить время. Слайд-фильм позволяет учитывать психолого-педагогическую хаpaктеристику класса и задействовать все каналы восприятия у учащихся (слуховая, визуальная и кинестетическая), а также отследить состояние обученности учащихся основным общеучебным и надпредметным умениям.
Так как, данный урок по типу является уроком формирования новых знаний, то в презентации активно используются различные информационные объекты: иллюстрации, схемы, карта, что позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.
В целях соблюдения техники безопасности при работе с ИКТ, презентация имеет строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала, анимация строго дозирована и разумна по смыслу материала, информация на экране не напрягает зрение, чётко рассчитана по времени (демонстрируется не менее 10 секунд), к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга  материалов и эффектов («разогретый зритель»), содержит оптимальное число слайдов, чередовании форм (беседа, пpaктика, игра) и средств организации деятельности учащихся (экран, учебник, доска).
Отбирая содержание презентации, педагог исходил из причинно-следственных связей, базовых понятий темы, возможности использования иллюстративного материала.
В качестве контроля за знаниями учащихся в конце урока на этапе закрепления предполагается использование игрового момента, который станет возможным благодаря презентации PowerPoint.
Прогнозируемые результаты: решение задач урока с помощью презентации PowerPoint.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся. Активизирует их внимание. Настраивает на урок.

Настраиваются на урок. Настраиваются на урок.
Актуализируют внимание.

2.Переход к формированию новых знаний.

Организация мотивационного блока: проводит связь XVII в. с петровскими реформами, просит вспомнить определения важнейших сфер жизни общества.

Формулирует тему урока. Знакомит с планом

Просит поставить цель урока.

Воспринимают информацию учителя.
Вспоминают определения важнейших сфер жизни общества. Озвучивают.
Проверяют по слайду № 3.
Записывают тему  в тетрадь.
Читают план со слайда № 2.

Ставят цель урока, опираясь на формулировку темы.

3. Формирование новых знаний.

1. В ходе беседы с учащимися объясняет последствия Смуты для экономики страны.

Ставит проблемный вопрос о задачах вновь избранной власти.

 

2. Беседует с учащимися с опорой на схему слайда № 7.

 

Знакомит школьников с важнейшими понятиями темы.

 

3. Опираясь на слайд № 10 и карту, рассказывает о хозяйственной специализации районов. Знакомит с новыми понятиями.

 

4. В ходе беседы  с учащимися, выводит их на причины роста городов в изучаемый период.
Опираясь на слайд № 13, просит описать город России XVII в.
5. В ходе беседы и организации пpaктического занятия, подводит учащихся к выводу об изменении роли государства в развитии ремесла и торговли и их изменении на протяжении XVII в.

Следят за логикой рассказа учителя по схеме слайда № 4. Работают с текстом учебника с. 33.
Комментируют схему слайда № 5
Отвечают на поставленный вопрос.
Знакомятся с портретом М. Ф. Романова на слайде № 6.
Отвечают на вопросы учителя. Следят за причинно-следственными связями по схеме на слайде № 7.
Читают определения со слайда № 8. Записывают их в тетрадь.
Доказывают, что на слайде № 9 изображена мануфактура, опираясь на основные признаки мануфактуры.
Слушают, следят за логикой учителя, затем работают с картой на слайде № 11 и атласами. Переносят знания в новые условия.
Записывают в тетрадь новые понятия.
Формулируют причины роста городов в XVII в.
Работают с картой и атласом.
Описывают иллюстрацию на слайде № 13.
Отвечают на вопросы, прослеживают причинно-следственные связи. Работают с документом в учебнике.

4. Закрепление.

Формулирует проблемные вопросы для учеников. Предлагает разгадать чайнворд и самостоятельно сформулировать вывод урока с опорой на алгоритм.

Отвечают на проблемные вопросы, разгадывают чайнворд, повторяя основные понятия урока. формулируют вывод с опорой на готовое предложение.

5. Домашнее задание и инструктаж его выполнения.

Проговаривает и объясняет.

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы. Записывают домашнее задание в дневник.

6. Рефлексия.

Просит детей передать учителю «смайлик».

Рисуют и передают учителю.

7. Итоги урока.

Оценивает урок. Выставляет отметки, аргументируя каждую. Благодарит за урок.

 

1. Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь.
2. Мы закончили изучение темы «Россия на рубеже 16 – 17 веков». Сегодня начинаем изучать следующую тему «Россия в 17 веке». Тема важная для усвоения и запоминания, т. к. именно в XVII в. были заложены предпосылки преобразований Петра I . Запишите заголовок в тетрадь.
Для проведения правильного анализа событий и процессов, имевших место в истории России, необходимо представлять себе целостный хаpaктер исторического развития. История любой страны, в том числе и России изучается всесторонне: необходимо анализировать развитие экономики, внутренней и внешней политики, общественного устройства, культуры. Давайте вспомним, что такое экономика, внутренняя политика, внешняя политика, общественное устройство, культура. Слайд № 3.
Изучение 17 века начнем с экономики. Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Новые явления в экономике)». Слайд № 1.
Исходя из формулировки темы, сформулируйте цель урока. Слайд № 2.
3. В 17 веке в России появились новые явлении в экономике, внутренней и внешней политики, общественном устройстве, культуре. Многие из них были заимствованы из Западной Европы. Почему? Попробуем разобраться.
Это связано с событиями эпохи Ивана Грозного, который вёл Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Противниками России были Речь Посполитая и Швеция – западноевропейские государства. Россия проиграла войну, выхода к Балтийскому морю не получила. Страну охватил глубочайший кризис. Разорение России стало одной из причин Смуты. Во время Смутного времени Россию едва не завоевали те же Речь Посполитая и Швеция. Многим стало ясно, что Россия слабее западноевропейских стран, и чтобы стать сильнее, ей надо учиться у Западной Европы.
По ходу объяснения учителя демонстрируется слайд № 4.
Смута привела к экономической разрухе в России. Доказательством этому служат факты, приведенные на с. 33 учебника. Прочитайте первый пункт параграфа 4 с. 34 и прокомментируйте схему. Слайд № 5.
В 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Слайд № 6. Какая задача стояла перед властью после окончания Смуты?
Попробуем ответить на вопрос, каким образом первый царь из династии Романовых и его сподвижники решали проблему ликвидации экономической разрухи. Учитель, опираясь на слайд № 7, отвечает на вопрос в ходе беседы с учащимися.
Были приняты следующие меры: раздача земель с крестьянами боярам и дворянам, увеличение с 5 до 15 лет срока сыска беглых крестьян, снижение налогов с крестьян, повышение налогов на горожан. Почему были снижены налоги с крестьян, а на горожан налоги повышены?
Меры, принятые для восстановления сельского хозяйства, дали свои плоды. Налоги с горожан пошли на оплату службы дворян. Дворяне смогли дать своим крестьянам семена, скот, орудия труда. Крестьяне увеличили производство продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья. Его стало столько, что хватало на потрeбление крестьянам и их помещикам и на продажу в города и за границу. У крестьян появились средства для приобретения ремесленных изделий. Было восстановлено ремесленное производство. Более того, население России росло и товаров требовалось всё больше. Ремесленники стали переходить от работы на заказ к работе на рынок. Так появилось мелкотоварное производство. Слайд № 8.
Мелкотоварное производство — производство неболь­ших партий изделий для продажи (определение записать в тетрадях).
Но отдельные ремесленники не могли удовлетворить возраставший спрос на ремесленные изделия. Например, государству требовались очень большие партии обуви, одежды, оружия, боеприпасов и т.п. для армии. Появились мануфактуры.
Мануфактура — крупное предприятие, основанное на внутреннем разделении труда, ручной ремесленной техни­ке и использовании наёмного труда. Посмотрите на гравюру XVII века. Слайд № 9.  Докажите, что на ней изображена мануфактура, а не ремесленная мастерская.
На мануфактурах каждый работник выполняет отде­льную операцию, благодаря этому увеличивается произво­дительность труда.
Производительность труда — количество изделий, произведенных за единицу времени.
Запишите определения в тетрадь.
Развитие сельского хозяйства и ремесла привело к возникновению хозяйственной специализации отдельных районов страны и формированию всероссийского рынка. Слайд № 10. Что это значит? Россия-страна с огромной территорией. Разные районы имеют разные природные условия. Поэтому одни товары где-то производить выгодно, а где-то нет. Обратимся к карте (учебник с. 39, слайд № 11).
- Назовите районы производства для продажи хлеба, льна, конопли, меха и скота.
- Назовите районы кузнечного ремесла.
- Назовите районы кожевенного производства.
- Укажите места важнейших мануфактур.
Специализация вызвала рост торговли. Слайд № 10. Торговля — обмен товарами. Главная форма торговли – это ярмарки. Ярмарка — ежегодный съезд продавцов и покупателей-оптовиков из разных районов страны. Складывается всероссийский рынок — экономическая взаимозависимость отдельных районов страны, основанная на их естественно-географическом разделении.
Запишите эти определения.     
Слайд № 11. Укажите на карте пункты главных ярмарок. Обозначьте главные торговые пути. 
Слайд № 12. Восстановление ремесленного производства привело к росту городов. Почему? Где живут ремесленники? В городах. В России в XVII в. наблюдался значительный рост городов. Рост городов — это рост численности городского населения. Но была еще одна причина роста городов. Южные области России продолжали подвергаться грабительски набегам кочевников — крымчаков, казахов и др. Для обороны  от них  строились  крепости.  Крепости  обороняли стрельцы. Они нуждались в различных ремесленных изделиях. Так в крепостях появляются ремесленники, крепости превращаются в города.
Обратимся к карте на с. 39 учебника и слайде № 11, найдите на ней крупнейшие российские города — Москву, Новгород, Смоленск, Ярославль, Архангельск, Астpaxaнь и те, которые появились в XVII в.: Воронеж, Тамбов, Царицын, Саратов, Самару.
Слайд № 13. Опишите российский город XVII в.
Государство должно заботиться о развитии экономики страны. Проанализируем, как это происходило в России в XVII в. В разные периоды XVII в. состояние экономики России было разным, поэтому и политика государства в этом направлении была разной.
При царе Михаиле Федоровиче: слайд № 14.
Слайд № 15. При царе Алексее Михайловиче: слайд № 16.
Слайд № 17. Работа с документом.
4. Закрепление.

  • Охаpaктеризуйте положение народа после Смутного времени.
  • Почему появился наёмный труд? Где и почему он оказался нужен?
  • Город Великий Устюг в 17 веке имел торговые связи почти с 40 городами, не считая сельских поселений. Можно ли считать этот факт для того времени единичным?

Слайд № 18. Разгадайте чайнворд.
Слайд № 19. Вставьте необходимые слова в предложение.
5. Домашнее задание: параграф 4 прочитать, подготовиться к терминологическому диктанту. Для желающих получить дополнительную отметку: составить кроссворд или чайнворд, или шарады по новым словам, используя компьютер, принтер.
6. Рефлексия: передайте мне, пожалуйста, Ваш «смайлик». Отразите в нём Ваше самочувствие на уроке, насколько Вам был понятен новый материал, понравился ли урок. Спасибо.
7. Итог урока. Благодарю Вас за работу. Выставление отметок и их аргументация. Урок окончен. До свидания.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 8:42:10

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 4:16:27

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 14:26:44

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 4:52:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 9:47:40

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 11:55:59

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 6:21:54

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 21:10:55

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 11:11:20

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 0:48:58

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 18:16:12

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 12:44:12

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 19:11:53

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 6:49:39

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 0:50:18

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 15:34:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 1:20:56

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 9:17:40

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 17:53:41

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 15:13:21

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 3:26:59

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 20:35:27

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 18:11:35

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 12:25:37

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 16:14:14

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 4:46:50

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 10:38:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 7:27:57

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 5:24:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 12:58:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 23:51:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 1:52:12

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 4:15:16

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 18:24:39

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 11:35:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 20:23:33

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 19:17:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 1:58:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 21:52:20

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 14:11:56

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 20:59:44

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 13:56:55

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 13:12:51

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 15:43:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 10:21:32

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 16:15:42

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 17:37:50

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 2:49:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 10:26:33

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 8:38:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::