История для молодежи    

"Именем Святой Екатерины нареченные"

Цели:

  • Популяризация роли личности Екатерины II в истории Краснодарского края и города Краснодара;
  • популяризация идеи возвращения городу Краснодару его исторического имени город Екатеринодар.
  • привитие любви к малой Родине, родному городу, посёлку;
  • развитие интереса к истории и культуре родного города;
  • формирование чувства собственного достоинства, значимости, сопричастности к родной истории;

Задачи:

  • формирование позитивного общественного мнения личности Екатерины II в истории Краснодарского края и города Краснодара;
  • развитие познавательного интереса и повышение уровня мотивации к исследовательской деятельности в области кубановедения; развитие речи, памяти, внимания;
  • воспитание любви к истории родного города; формирование гражданственности и патриотизма.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

2.Работа учащихся с летописью города   Екатеринодара – Краснодара.

2.1.“Дар Екатерины”…Рождение…Столетие первое”

2.2.Столетие второе. “Екатеринодар глазами современников 19 века”

2.3. “Столетие третье. Город сегодня и завтра”

3.Мини референдум учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени

4.Заключение. Подведение итогов урока.

Форма проведения:

Защита проектов учащихся созвучных второму этапу урока, составленных на основе материалов летописи “Екатеринодар – Краснодар 1793-1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…” с представлением мультимедийных презентаций второй этап мини референдум среди учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, класс оформлен стендами, картинами, работами учащихся по истории города Екатеринодара – Краснодара.

Программное обеспечение:

Microsoft Offis Word,
Microsoft Power Point.
Windows Media.
Power DVD

1. Вводное слово учителя:

Учитель: “Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства”… С тепла и радости родного дома, с тех любимых и родных сердцу мест, где родился и вырос, с улочек родного города или посёлка, где бегал с друзьями босиком…

Наша Великая Родина – Россия, а самая близкая и родная малая Родина – Краснодарский край (Кубань) и город Краснодар, которому исполняется в 2008 году …?

Учащиеся: 215 лет.

Учитель: Земля кубанская – древняя земля, с незапамятных времён населяемая разными племенами, народами и этносами. Многие города нашего края строились на местах древнейших городов и поселений и насчитывают иногда несколько тысячелетий. Последние археологические раскопки на территории города Краснодара произвели сенсацию. Оказывается, во времена Бронзового века здесь уже было поселение людей европейского типа. Однако тому городу, в котором нам посчастливилось жить, суждено было родиться несколько позднее – в 18 веке. И связано это событие с именем Великой императрицы Екатерины II.

(Слайд 2)

2. “Дар Екатерины”…Рождение…Столетие первое”

Учитель: О том, как был основан наш город, какое значение в его основании имеет имя Великой Российской императрицы Екатерины II, и Святой православной Великомученицы Екатерины, день которой мы отпразднуем 7 декабря, поведают нам ребята, работавшие с летописью города.

Ученик 1:

Из материалов летописи Екатеринодара:

“10 июля 1774 г. Закончилась Русско-Турецкая война заключением Кючук Кайнарджирского мира, согласно которому Крымское ханство провозглашалось независимым от Турции. Фактически это означало, что контролируемые ими территории, в том числе по правобережью реки Кубани, переходили под протекторат России”.

(Слайд 3)

Ученик 2:

“В январе-феврале 1778 г. Генерал-поручик А.В.Суворов, осмотрев низовья Кубани, выбрал места для постройки укреплений– крепостей и фельдшанцев Кубанской кордонной линии. Одним из них стал Архангельский фельдшанец, на месте которого в последствии будет построен Главный Ореховатый кордон, а рядом, за Карасуном, заложен войсковой град Екатеринодар”.

Ученик 3:

В начале 90-х годов XVIII века трудно жилось черноморскому казачеству после разгрома Запорожской сечи. Смерть казачьего покровителя Г. Потёмкина– Таврического принесла им зыбкость и шаткость положения во временных поселениях на черноморском побережье. Предварительно совершив экспедицию в правобережье р. Кубани на предмет пригодности к заселению, послали казаки делегацию ко всемилостивейшей императрице Екатерине II с прошением. Возглавлял посольство войсковой судья Антон Головатый.

(Слайд 4)

1.04. 1792г. Императрица приняла их. А 30.06. подписала Жалованную Грамоту.

Из материалов летописи Екатеринодара:

Ученик 1:

Черноморскому казачьему войску “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землёю, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья ея к Усть Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменялись “бдение и стража пограничная”.

Работа учащихся с документом (см Приложения. Жалованная грамота.)

И уже 25 августа флотильи черноморцев под командованием войскового полковника Саввы Белого прибыла к берегам Тамани.

23 октября Захарий Чепига с войском и обозом прибыл к реке Ея и остановился на зимовку.

Весной следующего 1793 года А.Головатый собрал всех оставшихся в Слободзее казаков и их семьи и отправил на Кубань.

(Слайд 5)

Ученик 2.

9 июня 1793 г. кошевой атаман Захарий Чепига с войсковым правительством расположился лагерем в Карасунском куте, близ Ореховатого озера, а 12 июня направил войсковому судье А. Головатому письмо: “…Поздравляю Вас с прибытием в Тамань на войсковую землю… уведомляю, что я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою с правительством над оною при урочище Карасунском куте, где и место сыскал под войсковой град…”

(Слайд 6)

15 августа правительство Черноморского казачьего войска решило:

“В Карасунском куте против дубравы, называемой Круглик, в достопамятное воспоминание имени Жизнодательницы нашей Великой Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, воздвигнуть главный город Екатеринодар, построить в нём войсковое правительство и сорок куреней”

(Слайд 8)

Учитель:

Так наш город обрёл место рождения и своё славное величавое имя ЕКАТЕРИНОДАР. Ангелом-хранителем, покровительницей города стала Святая великомученица Екатерина, хранившая город и его жителей в самые трудные времена.

(Слайд 7)

Сообщение уч-ся о Святой великомученице Екатерине

18 сентября началось размежевание города. День Святой Екатерины, 24.11.1793 г., назван датой его основания.

“Порядок общей пользы”, принятый 1.01. 1794 официально закрепил название и статус города как административного центра казачьего войска.

(Слайд 8-9)

20 октября Данила Волкорез был “избран” первым городничим, который провёл первую в истории перепись населения.

(Слайд 10)

По материалам переписи Д.Волкореза:

“…На 11 11 1794 года в Екатеринодаре имелось :

9 домов,75 хат “на версии”, 154 землянки, 42 казака своего жилья не имели.

По “художествам” (занятиям) горожане распределялись следующим образом:

Хлеборобы – 71

плотники – 11

Пекари – 36

ковали (кузнецы) – 7

Шевцы (сапожники) – 27

резники(мясники) – 6

Кравцы(портные) – 19

ткачи – 5

Бондари – 3

священник – 1

Гончары – 2

диакон – 1

Иконописцы – 2

винокур – 1

Музыканты – 2

 

22 екатеринодарца “промышляли разно” (охотой, рыбной ловлей, бортничеством и т.д.”

Задание для учащихся. Анализ документа:

– Каков социальный состав первых жителей города?

– Характерна ли социальная и имущественная дифференциация общества?

– Какова общая численность населения Екатеринодара?

2.2.Столетие второе. “Екатеринодар глазами современников 19 века”

Учитель: Начало нового столетия Екатеринодар встретил с утверждения в должности нового атамана Черноморского казачьего войска Ф.Я. Бурсака. 5 октября 1802 г. Освящён войсковой собор во имя Воскресения Господня.

(Слайд 11)

В 1803 г. Открыта казачья школа, а через год училище для обучения казачьих детей наукам.

Задание для учащихся:

Прочесть заранее подобранные из дополнительной литературы

Воспоминания очевидцев о Екатеринодаре 19 века.

Учащиеся:

В июле 1808 г. Француз Карл Сикар, побывавший в Екатеринодаре писал:

“ Уже шесть дней как мы здесь находимся, и я хочу отдать вам отчёт о моих наблюдениях о Екатеринодаре и казаках, в нём живущих. Сей город в окружности столь же велик как и Париж… Улицы в нём чрезвычайно широки, а места – суть обширные равнины… Дамы строены в одно только жильё и крыты соломою; у каждого есть свой сад, а иногда маленькой стороне песок…

“ Население дополняется всякий год новыми казаками. Все они записаны в полк – и действительно солдаты. Презрение богатсва есть главная черта их характера.” – Писал некто С. Медик их столицы.

Учитель: В 1809 г. В Екатеринодаре родилось 247 чел. ( 122 мужчины, 125 жен. ) умерло 165 чел. ( 144 муж. И 51 жен.), заключено 76 браков.

(Слайд 12)

В 1810 г. 2 августа благодаря хлопотам протоирея Черноморского казачьего войска К. В. Россинского “Для благолепнейшего богослужения” был основан певческий хор ( существующий и поныне – Кубанский казачий хор )

(Слайд 13)

Кирилл Васильевич стал просветителем земли Кубанской. Первая школа преобразована в 1806 году в училище (такие же училища были образованы в городах и столицах края), 1820году создана гимназия.

“Служа другим, расточаю себя” – девиз с которым жил К.В.Россинский. Важное место в жизни казачьего града и казаков занимала духовность и религия. Поэтому в городе с самого начала строились православные церкви и соборы. Первым был Войсковой Воскресный собор, стоявший на территории Екатеринодарской крепости в 1802 г.

В 1814 освящена церковь святой Екатерины, которая в 1914 году была переселена в наш посёлок, но, к сожалению, сгорела наша церковь в 1978 году.

(Слайд 14)

В 1849 году император Николай I утвердил герб г. Екатеринодара, который воплотил символику императрицы Екатерины второй и кубанского казачьего войска и других императоров России.

(Слайд 15)

XIX век это век расцвета г. Екатеринодара.

Город строится, расширяется стремительными темпами и к концу XIX века численность жителей превышает уже 5000 чел.

“Застывшей музыкой” называют современники архитектурные постройки центра города.

Учитель: рассмотрим результаты предварительной работы учащихся с источниками: (слайд 16)

Население Екатеринодара

 

1805 г.

1809 г.

1811 г.

1854 г.

1897 г.

Общая численность

1710

2500

2345

10554

65606

Мужчин

1108

 

1506

5629

34494

Женщин

602

   

4925

31112

Население большей частью потомки запорожских казаков.

 

1897

Уроженцев

24874

Приезжих

5495

Иногородних

1043

Задание учащимся:

? С чем связано значительное увеличение численности населения города в XIX веке?

Учащиеся:

Много замечательных людей, деятелей науки, культуры просвещения бывают в Екатеринодаре и ленту в его строительство и развитие. Скульптор Микешин, архитектор Н. М. Козово – Полянский, Козлов, А. П. Косякин создают архитектурное лицо города. Здесь бывали А. Пушкин,

М. Лермонтов, И. Репин.

Посещали город и императоры Российские Александр II,Александр III.

Физик Академик Коваленко основал картинную галерею и его назвали кубанский Третьяков.

Е. Д. Фелицын изучал древнее прошлое края и основал историко – археологический музей.

В 1867 году город перестал быть войсковым и получил статус Гражданского и сюда начался приток “иногородних”. Так называли всех людей неказачьего сословия, прибывших в город из разных регионов России. Во второй половине 19 века в городе строились новые здания, открывались институты, городские суды, метеорологические станции, новые библиотеки, создавались музеи, появилось электрическое освещение.

(Слайды 17-20)

В 1896г. на улице Красной рядом с областным правлением открылась выставка “живых фотографий” – прообраз кинематографа, который демонстрировался в Екатеринодаре на год раньше парижского киносеанса братьев Люмьер.

В 1897 г. в начале бульвара по ул. Красной был сооружён по проекту архитектора В.А. Филиппова обелиск в честь 200-летия Кубанского Казачьего войска (историю войска отсчитывали от хопёрских полков, сформированных при Петре Великом – в 1696 году). В 30-х годах прошлого, 20-го, века он был снесён.

Своё столетие в 1893 году город встретил без особых празднеств.

2.4. “Столетие второе”

Рассказ группы учащихся о Екатеринодаре-Краснодаре в 20 веке:

“6 мая 1907 года в Екатеринодаре состоялось открытие памятника Екатерине II по проекту знаменитого русского скульптора М.О. Микешина (завершал работу Б.В. Эдуардс).

А 10 декабря 1900 года состоялось освящение екатеринодарского трамвая и открытие трамвайного движения в городе.

Екатеринодар продолжал формироваться как крупный промышленный центр. В 1911 г. состоялось освящение первого завода по производству машин и орудий для глубокого бурения нефтяных скважин “Кубаноль”, первого не только в Кубанской области, но и в России. Сейчас это завод им. Седина. Маслобойня братьев “Аведовых”, “Жиртрест”, “Мармеладная фабрика” составляли гордость промышленности Екатеринодара.

(Слайд 21)

“Завершилось строительство Екатерининского собора– самого большого в области, способного вместить четыре тысячи человек. Оно продолжалось 14 лет и стоило 300 тысяч рублей, не считая расходов на внутреннюю отделку собора”,– говорилось в Кубанских областных ведомостях за 27 марта 1914г.

(Слайд 22-23)

Первая мировая война 1914 года, революция 1917-го, а затем и гражданская война нарушили мирную жизнь екатеринодарцев. Эти события не только унесли много человеческих жизней, но и разрушили вековые устои жизни страны. Екатеринодару, цветущему южному городу со 100-тысячным населением, суждено было оказаться в эпицентре этих исторических событий.

В 1920 город начал жить с новым именем.

Однако антирелигиозная и нетерпимая к сохранению памятников истории и культуры политика советского правительства сыграла свою отрицательную роль. Власть большевиков изменила внешний облик города Екатеринодара и его внутреннее содержание. У него – отняли имя…,его лишили герба, уничтожили памятники истории и культуры…

Работа с учащимися:

- Какие памятники истории и культуры были уничтожены с 1918 по 1940 гг.?

- Какие политические процессы повлияли на решения в отношении к культурным и религиозным ценностям?

- Почему такая же судьба ожидала и название города?

(Слайд 24-26)

7 декабря 1920 года. Постановлением Наркомата внутренних дел РСФСР №24378, город Екатеринодар, согласно ходатайства Кубчерревкома, был переименован в Краснодар.

Менялся статус города. С 1924г. он был центром Кубанского округа, с 1930г. – лишь районным центром, и только с образованием в 1937г. Краснодарского края он стал его столицей, что повлекло за собой бурное экономическое и культурное развитие.

Созидательную работу жителей нашего города прервала Великая Отечественная война с фашистской Германией. Война коснулась практически каждой семьи. Предприятия города работали на оборону.

С 12 августа 1942 по 12 февраля 1943 года Краснодар был оккупирован немецко-фашистскими войсками, нанесшими городу большой ущерб. Оккупация города длилась шесть месяцев, которые стали самыми страшными за всю его историю: мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города. Для уничтожения населения в Краснодаре фашисты впервые применили душегубки (грузовой автомобиль с герметичным кузовом, куда поступал отработанный выхлопной газ двигателя). Город был в развалинах, практически весь разрушен.

(Слайд 27-29)

После войны он был заново отстроен и реконструирован, но планировка улиц центральной части города сохранилась в том виде, в каком она была с начала 19 века. Центральной улицей Краснодара, как и прежде, является улица Красная, где здания – магазины, гостиницы, банки, – сжимают её, как уступы реку, чтоб вновь выпустить на простор на площади Революции.

За весь послевоенный период Краснодар превратился в крупнейший промышленный, научный и культурный центр Юга России, и, шагнув в третье тысячелетие, город и его жители не только стали смело смотреть в будущее, но и строить настоящее.

В городе появилась своя набережная, хорошеют парки, облагораживаются Карасунские озёра, развиваются новые микрорайоны.

(Слайды 30-38)

2.3. “Столетие третье. Город сегодня и завтра”

Просмотр видеофильма “Краснодару – столичный облик”. Прослушивание стихотворений, сочинённых учащимися и учителями в честь города Екатеринодара – Краснодара.

3. Мини референдум учащихся по вопросу возвращения городу его исторического имени.

Учитель:

Сегодня среди жителей Краснодара идёт полемика по поводу возвращения городу его исторического имени. На сайте http://ekaterinodar.com проводится интернет голосование, в котором Вы можете принять участие. С результатами голосования можно познакомиться из предложенного Вам документа. Давайте мы сейчас внесём свой вклад в будущее нашего любимого города и условно проголосуем за его будущее имя.

4. Заключение. Подведение итогов урока.

Приложения

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Обряды народов Таймыра

Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....

26 01 2020 11:53:43

Урок-исследование по теме "Судьбы крестьянства в годы коллективизации"

Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....

25 01 2020 1:47:20

Занятие по теме "История происхождения ненцев"

В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...

24 01 2020 20:45:52

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и характером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

23 01 2020 4:49:24

Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории

Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине " История" на тему " Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....

22 01 2020 2:42:50

Урок по теме "Восстание Спартака". 5-й класс

Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....

21 01 2020 11:10:37

Электронное пособие. Справочник. Русь IX–XII веков

Данная работа по истории содержит электронное пособие " Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....

20 01 2020 19:26:36

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

19 01 2020 14:35:36

Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации"

Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....

18 01 2020 17:44:23

Урок по истории древнего мира «Поход Александра Македонского на Восток»

Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям Ф Г О С как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....

17 01 2020 12:11:15

Тесты по истории родного края

Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический характер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

16 01 2020 0:41:35

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме К В Н, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

15 01 2020 23:55:44

Урок истории. Тема: "Смутное время – начало XVII века". 7-й класс

На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....

14 01 2020 6:50:58

Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе

Урок " Русь в Х- ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А. Н. Сахарова, В. И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям К С О, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....

13 01 2020 20:11:31

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - " Илиадой" и " Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

12 01 2020 19:20:13

Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опорная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

11 01 2020 10:11:20

Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"

Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления характеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...

10 01 2020 4:56:20

Урок по истории в 8-м классе по теме "США в XIX веке: модернизация, отмена рабства, сохранение республики"

С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории С Ш А и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...

09 01 2020 16:51:49

Внедрение инновационных технологий для достижения результатов по истории

Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей практике....

08 01 2020 4:20:46

Столыпинская модернизация России. 11-й класс

Представлен конспект урока по теме " Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....

07 01 2020 8:36:57

Развитие образования в России в XIX – XX вв.

Урок с использованием экспонатов музея « История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема « Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме практического занятия....

06 01 2020 11:53:20

Гражданин

Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....

05 01 2020 5:52:51

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

04 01 2020 9:15:52

Путешествие по Cредневековью

Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в команде, анализировать допущенные ошибки. ...

03 01 2020 18:42:28

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры « Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три команды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

02 01 2020 23:49:14

Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интерактивного пособия в школе на уроках истории, литературы, М Х К....

01 01 2020 0:27:46

Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс

Элективный курс расширят знания по разделу " Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....

31 12 2019 22:21:35

Классный час "Ямал – сокровищница России"

Классный час посвящен 80-летию Я Н А О, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный характер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации " Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о Я Н А О, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....

30 12 2019 8:10:52

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

29 12 2019 20:49:41

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

28 12 2019 6:49:37

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

27 12 2019 6:39:58

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста " Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, " Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

26 12 2019 1:59:33

А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести

Цель урока: выяснить причины обращения А. С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....

25 12 2019 12:22:32

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

24 12 2019 15:14:38

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

23 12 2019 12:32:35

Особенности дохристианского язычества восточных славян

Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной характер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....

22 12 2019 22:56:16

Урок истории «Россия при Павле I»

На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....

21 12 2019 5:56:50

Задания по истории России (конец XVI – начало XVII века). 7-й класс

Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....

20 12 2019 15:54:11

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

19 12 2019 1:53:26

Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)

Деловая игра " Выборы" носит обучающий характер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...

18 12 2019 9:13:48

Формирование целостного исторического мышления на примере презентации "Прожить один день в XIX в."

Начиная с 8-го класса, абстрактные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....

17 12 2019 7:10:12

Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья

Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...

16 12 2019 23:37:26

Интерактивная игра «По страницам истории Российского государства»

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....

15 12 2019 5:31:12

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

14 12 2019 11:53:33

Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе

Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе Ф Г О С....

13 12 2019 14:45:29

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

12 12 2019 1:53:29

Межпредметный урок (история + французский язык) "Наполеон Бонапарт — гений или авантюрист на французском троне?"

Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....

11 12 2019 16:28:50

Религия Древнего Египта

Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая « История Древнего мира», М., « Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

10 12 2019 21:38:39

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

Урок носит повторительно-обобщающий характер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит практико-ориентированный характер....

09 12 2019 10:35:35

Храмовое искусство Киевской Руси

Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....

08 12 2019 4:31:39

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

07 12 2019 21:20:47

Викторина: «Рыцари и замки»

Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, М Х К, иностранных языков, материальной технологии и родителями....

06 12 2019 14:36:57

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

05 12 2019 21:55:39

История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....

04 12 2019 10:51:53

Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....

03 12 2019 20:17:17

Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....

02 12 2019 14:11:37

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы « Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г. Щербаковой « Вам и не снилось» и фильма И. Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....

01 12 2019 5:33:49

"Я объявляю вам войну!" 11-й класс

Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 « На главном внешнеполитическом направлении: С С С Р и Германия в 30-е годы» по учебнику « История России» А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....

30 11 2019 12:11:26

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

29 11 2019 13:30:53

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

28 11 2019 13:27:30

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

27 11 2019 16:20:50

Урок-игра. Исторический футбол "Мы — славяне". 6-й класс

Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме « Древняя Русь» в объеме школьной программы. Команды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...

26 11 2019 6:58:11

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

25 11 2019 20:27:34

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

24 11 2019 13:45:30

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "В рыцарском замке"

Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....

23 11 2019 23:19:18

"Я – гражданин"

Проект является практическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации « Я – гражданин». ...

22 11 2019 9:35:25

Внеклассное мероприятие по краеведению

Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

21 11 2019 8:31:10

"Финикия". 5-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....

20 11 2019 19:40:37

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

19 11 2019 18:11:51

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

18 11 2019 20:16:17

Россия в Первой мировой войне

Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

17 11 2019 1:44:21

Конституция РФ

Заключительный урок в системе уроков « Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отрабатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....

16 11 2019 20:51:26

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

Урок на тему “ Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: " Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", " Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", " Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", " Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

15 11 2019 23:39:27

Создание мотивационной среды при использовании интерактивных технологий на уроках истории и обществознания

Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интерактивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....

14 11 2019 14:16:25

"Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (повторительно-обобщающий урок)

Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....

13 11 2019 20:50:20

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

12 11 2019 14:39:34

Языческие верования и обычаи древних славян

Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....

11 11 2019 17:54:24

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

10 11 2019 12:19:12

Открытое внеклассное мероприятие "Милый сердцу уголок. Моя малая родина – местечко Данки"

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....

09 11 2019 12:43:41

Урок-лекция по истории с использованием презентаций и ЦОРов по теме "Северная война"

Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные И К Т делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса. ...

08 11 2019 23:32:13

Ментальная историческая карта на уроках истории

Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты....

07 11 2019 12:56:22

Избирательное право и избирательный процесс

Урок изучения нового материала с интерактивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в Р Ф, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....

06 11 2019 6:35:54

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

05 11 2019 1:48:53

Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция"

Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....

04 11 2019 3:20:47

Урок: "Законы царя Хаммурапи"

В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: " Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....

03 11 2019 9:32:32

Статья "Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания"

Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...

02 11 2019 23:38:43

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В. И., чьё имя носит школьный музей....

01 11 2019 7:41:37

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....

31 10 2019 19:49:40

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

30 10 2019 16:11:44

Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....

29 10 2019 5:13:51

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

28 10 2019 2:27:58

Религия древних греков. 5-й класс

Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра « Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....

27 10 2019 0:47:16

История Дона

Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

26 10 2019 1:58:19

Урок истории в 11-м классе (базовый уровень). Организация исследования

Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....

25 10 2019 1:18:13

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....

24 10 2019 9:45:13

Внеклассное мероприятие «С Георгиевском связывают меня корни». 10-й класс

Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....

23 10 2019 21:57:35

Викторина "Герои Отечества"

В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со « Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...

22 10 2019 7:25:43

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

21 10 2019 18:26:28

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

20 10 2019 22:24:55

Накануне отмены крепостного права (10-й класс)

Оригинальная форма изучения нового материала по методике « Обучение в сотрудничестве» ( Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....

19 10 2019 2:37:30

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

18 10 2019 4:57:13

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии " Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением И К Т. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий характер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в практической деятельности....

17 10 2019 1:19:21

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"

Урок является частью курса " Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...

16 10 2019 14:23:39

"Иван III. Образование единого государства"

На уроке рассматривается ситуация, сложившаяся в конце XV века на Руси. Вместе с учащимися опледеляем, как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его характера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы? ...

15 10 2019 2:43:10

Внеклассное мероприятие "Я помню, я знаю"

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....

14 10 2019 17:22:39

Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....

13 10 2019 3:17:37

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....

12 10 2019 6:10:53

Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности

Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....

11 10 2019 11:58:39

Древние жители Кузнецкой земли

В работе " Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

10 10 2019 17:47:12

Интегрированный урок (история + информатика)

Данный урок является составной частью раздела « Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

09 10 2019 16:17:49

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....

08 10 2019 20:48:26

Турнир "Умники и умницы": методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету «Право»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету " Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...

07 10 2019 10:31:15

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

06 10 2019 9:42:25

Урок-портрет "Княгиня Ольга"

Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной характеристики и оценки деятельности исторического персонажа....

05 10 2019 12:20:54

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

04 10 2019 3:12:39

Информационные технологии на уроках истории

Итоговый урок по теме " Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....

03 10 2019 20:39:36

"Древний Восток"

Урок - деловая игра « Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету « История»....

02 10 2019 12:56:44

Раздробленность русских земель

Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

01 10 2019 10:13:10

Правовой статус человека и гражданина

Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....

30 09 2019 8:14:43

Авторская программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Программа элективного курса предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к Е Г Э....

29 09 2019 4:47:10

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....

28 09 2019 8:35:52

"Первая мировая война". План-конспект урока

На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом « Характеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника « История России. Х Х век» М.: Клио Софт, 2001. ...

27 09 2019 22:40:47

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

26 09 2019 17:35:37

Георгий Победоносец. Сценарий

Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Георгия. Рассказывает о святом Георгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....

25 09 2019 5:58:49

Развитие правовой культуры современного школьника

Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....

24 09 2019 0:44:22

Сталинская дорога смерти, или "Пятьсот – веселая стройка"

В статье рассказывается о сталинской дороге смерти....

23 09 2019 7:22:19

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи - Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

22 09 2019 4:30:50

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

21 09 2019 16:20:20

Вклад республики в достижение Великой Победы

Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала Б А С С Р в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

20 09 2019 9:41:30

Смутное время

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы « Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: « Смута в литературе и музыке», « Смута в живописи и киноискусстве», « Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....

19 09 2019 13:15:33

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

18 09 2019 14:20:38

Восстание декабристов

На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного характера....

17 09 2019 10:49:58

Урок-игра по истории "Русь с древнейших времен до 14 века", 6-й класс

В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....

16 09 2019 17:55:47

Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....

15 09 2019 22:34:44

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

14 09 2019 16:26:19

Урок-практикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

Работа представляет собой урок-практикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме « С С С Р в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....

13 09 2019 13:50:10

Внеклассное мероприятие "Дорога жизни"

Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал. Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....

12 09 2019 17:15:27

Урок по теме "СССР в 50–60-х г. ХХ в. Социально-экономическая деятельность Н.С. Хрущева" с презентацией

На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....

11 09 2019 20:23:10

Предания в курсе "История России VI–XVIII в."

Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....

10 09 2019 2:30:49

Урок обществознания "Закон и права"

Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

09 09 2019 3:38:49

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

08 09 2019 0:34:15

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

07 09 2019 5:57:35

Звездный час "Древняя Греция"

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

06 09 2019 11:47:29

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

05 09 2019 18:52:33

Наша Родина – Россия!

На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....

04 09 2019 23:43:29

Урок истории по теме "Средневековый город". 6-й класс

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с И К Т- технологиями....

03 09 2019 11:49:52

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

02 09 2019 11:45:21

Государственная итоговая аттестация выпускников 10-х классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по истории России

Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения Г И А выпускников IX классов О У 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...

01 09 2019 16:41:54

Урок истории "Древний мир: менталитет воина"

Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....

31 08 2019 19:12:55

"Мы живем в Красноярском крае"

Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....

30 08 2019 15:31:33

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.