Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Цель: развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности.
Задачи:
- Познакомить с процессом социализации (сущность, этапы, проблемы, значение).
- Формировать умение применять знания из разных учебных курсов, из личного жизненного опыта для решения учебных пpaктических заданий.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ключевые понятия: социализация, феральные люди, социальная изоляция, ролевое бесправие, ролевой конфликт, социальная адаптация.
Оборудование: презентация, опopные конспекты, музыкальные отрывки
Ход урока
Этап урока | Обществознание | Биология | ||||
Вступление. Вопрос Вопрос |
Сегодня темой нашего урока будет
процесс, который А. С. Пушкин описал красивыми
поэтическими строчками:
Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету. Докажите, что это не так. Нельзя социальным ролям и культурным нормам научиться по книгам. Социальных ролей много, каждая включает много норм и правил, поэтому обучаться им приходится в реальных условиях, всю жизнь. Чтобы убедиться в важности социализации, давайте представим нашу жизнь без нее. Как выглядел бы человек? Приведите примеры. В литературе: "Маугли" Р. Киплинга В реальной жизни: в Индии в 1940 г. были найдены две дeвoчки -Амала полутора лет и Камала восьми лет, выросшие в стае волков. Амала прожила один год, а Камала - 10, но она так и не овладела речью, не научилась смеяться, двигалась на четвереньки. Феральные люди - существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных. (Термин ввел К. Линней в XVIII в., от итальянского слова "фермата" - остановка). |
Вопрос: Как могут этот случай
объяснить биологи? Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общества. Чтобы стать человеком, необходимы определенное строение мозга, определенные условия жизни и воспитания. |
||||
Вывод | В ходе социализации человек из
биологического существа превращается в
социальное. Социальная среда играет в этом
процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения. |
|||||
Постановка цели урока: | Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Познакомимся подробнее с процессом социализации, с социальной и биологической точки зрения, пройдемся по ступеням человеческой жизни: чему "обучается" человек, какие проблемы возникают. Куда приведут нас эти ступени? | |||||
1.Этапы | 1.1.В доиндустриальном обществе
выделяли всего три этапа человеческой жизни: детство,
зрелость, старость. Детство заканчивалось рано - в 13-15 лет, чаще всего с вступлением в бpaк. Пример:
Сколько лет мадам Лариной? 1.2. Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем походили на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые проблески возрастной изоляции - прически, одежда... В XVIII веке начинают выделять юность. По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной (в 1765 году появилось изобретение Д. Уатта, а в 1762 году Ж.Ж.Руссо "открыл" юношу, написав книгу "Эмиль"). 1.3.Тинейджеры, подростки; ранний юношеский возраст. Где вы в этой цепочке? Кто вы? О подростках и проблемах подросткового возраста заговорили лишь в 50-е годы XX века, когда оставшийся неизвестным журналист впервые употребил в своей статье слово "тинэйджер" и была напечатана повесть американского писателя Д. Селинджера "Над пропастью во ржи". Вопрос: Какие события привели к "появлению" тинейджеров? Ускорился темп исторического развития, усилился разрыв поколений, обострилась проблема "отцов и детей". Демократизация общества, международное признание прав человека и прав ребенка. Вопрос: Появление юношеского, выделения в самостоятельный этап подросткового возраста свидетельствует об удлинении взросления. Почему это происходит? Усложнилась жизнь и деятельность человека, поэтому больше знаний передается потомству, удлиняется процесс обучения. |
Увеличиваются размеры мозга, требуется больше времени, чтобы научиться им "пользоваться". Одновременно сокращалось количество инстинктов, их место занимали социально приобретенные навыки. | ||||
Общий вывод: | Мы определили "ступени" социализации: детство, тинэйджерство, юность, зрелость, старость. Отравляемся в путь по ступеням социализации, ступеням человеческой жизни; познакомимся с их содержанием. | |||||
2.1 Детство. | Детство - самый важный этап
первичного обучения и социализации. "Все мы
родом из детства" (А. Экзюпери). Американский
психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии
личности, четыре из них приходится на детство. В
этот период закладывается фундамент
социализации, человеческая личность формируется
на 70%. Нельзя опоздать, потерять время. Вопрос: Когда начинается детство? Восточная притча. Молодая мать пришла к мудрецу и спросила совета, когда ей стоит начать воспитание ребенка "Каков возраст вашего ребенка?"- спросил мудрец "Всего 3 месяца"- ответила мать. "Увы? Вы опоздали. Вы опоздали ровно на 3 месяца"- сказал мудрец. |
На второй-третьей неделе внутриутробного развития у ребенка образуются зачатки скелета, мышечная система. На восьмой неделе начинает формироваться мозг и нервная система, ребенок начинает слышать, чувствовать; а значит "жить". Психологи советуют мамам разговаривать с малышом, читать сказки, включать музыку, лучше всего, Моцарта | ||||
Вопрос Вывод: Вопрос |
Вынашивание потомства - самый
ранний этап социализации. Мы нередко говорим - "золотая пора детства", "безоблачное детство", "розовое" и т.д. Насколько верны такие утверждения? Сравним для этого: детский и взрослый мир, чем они отличаются друг от друга?
Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не имеет социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы. Как дети усваивают социальные роли? Дети не могут оценивать нормы, способны только их усваивать через стереотипы. Образцами для подражания является ближайшее окружение - отец и мать. Родители являются агентами первичной социализации. Народная мудрость гласит: "Воспитание детей начинается с их родителей". У детей игровое освоение мира. В какие игры играют дети? Какие из них наиболее важны? Ролевые игры: "Дочки - матери", "Школа". То, чему научаются в детстве, сохраняется на всю жизнь и во многом определяет ее. |
Мать и дитя связаны друг с
другом. Человеческий детеныш рождается самым
беспомощным из всех живых существ и нуждается в
тщательном уходе. Уход за детьми постепенно
перерос в сложнейшую процедуру воспитания. рост, физическая сила; обмен веществ (у детей - пластический, у взрослых - энергетический); |
||||
2.2. Вопрос Вопрос |
Юность - самый трудный период
социализации. "Годы юности - самые трудные
годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И.
Кант. Установите смысл слова "тинэйджер"? Почему этот возраст называют трудным, переходным? Трудности подросткового возраста:
Важность подросткового этапа? Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. |
Временные рамки: 13-14, 15-17 -
тинэйджер, 19- 21-23 - юноша. В пубертатном периоде - происходят важные физиологические изменения: пoлoвoе созревание; интенсивный рост ( 5-8 см в год), растет масса тела (4-8 кг в год); перестраивается опopно-двигательный аппарат (увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила) и т.д. Социальная и психологическая зрелость очень часто не поспевает за зрелостью физической. |
||||
Вывод Анализ текста Общий вывод |
Ролевой диапазон тинэйджеров, по
- прежнему, крайне ограничен: экономически
несамостоятельны, требуют социальной защиты, не
выступают участниками правоотношений, не
являются собственниками, производителями. Они
лишь потребители; хотя психофизически они уже
созрели для принятия важных решений. Недостаток
жизненного опыта вынуждает совершать много
ошибок. Но главное не их количество, а качество:
преступность, наркотики, лихачество, алкоголь,
пoлoвая распущенность... Это попытка играть роль
взрослых. Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения... |
|||||
2.3. Задание Вопрос |
Зрелость - это расцвет
человеческой личности. Это длительный период, он
состоит из нескольких циклов. Нижняя граница
размыта, примерно 21-23 года. В экстремальной
ситуации взросление наступает рано, в спокойное
время растягивается. Верхняя граница обозначена
выходом на пенсию - 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.
Главный критерий зрелости: самостоятельность. "Критерии самостоятельности"
Что считать проявлением самостоятельности? Проверьте на себе степень взрослости. Есть ли главные критерии? Можно ли считать взрослым того, кто соответствует одному или двум критериям? Дополните список. Дополнительными критериями социологи называют: способность отвечать перед законом, допуск к голосованию на выборах, вступление в бpaк. С точки зрения социализации, лишь вступление в бpaк может служить главным критерием взрослости. Почему? |
|||||
Вывод | Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение большого количества социальных ролей в реальной жизни. Зрелость - самый активный творческий возраст. Психолог Г.Леман проанализировал несколько тысяч выдающихся открытий и пришел к выводу, что число лучших, оригинальных идей, трудов падает на возраст 29-30 лет: Ньютон открыл закон тяготения в 24 года; Лобачевский - неэвклидову геометрию в 24; Менделеев - периодический закон в 35 лет. | |||||
Вопрос Вывод |
Социализация взрослого периода
тоже связана с определенными трудностями. И это
не только: работа, семья, дети, быт. Вспомните
Андрея Болконского, \'"разговор с дубом": "Он
прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие,
молодые, вновь подаются на этот обман, А мы знаем
жизнь,- наша жизнь кончена! " А ведь князю
Андрею всего 32 года. В последнее время психологи
говорят о "кризисе 40-летних". С чем могут быть
связаны его причины? 40 лет - определенный рубеж - возраст подведения итогов... Жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучной, семья напоминает "опустевшее гнездо"... Но если человек от 30 до 40 сделал хороший "забег", то после сорока он сохранит этот темп, и оттянет надвигающуюся старость. И тогда - в 40 лет "жизнь только начинается". |
|||||
2.4. Вопрос |
С выходом на пенсию
заканчивается активный период социализации -
наступает старость. "Старый, что малый", -
гласит народная мудрость. Что общего между
детьми и стариками? В чем отличие? Старики перестали быть производителями материальных благ, превратились в потребителей; избыток свободного времени; требуют к себе внимания (не редко капризны, раздражительны); Дети - цель жизни для родителей: старики - обуза для детей. У детей - будущее, у стариков исчезают жизненные планы, нет запаса времени и сил. |
Старость - это период человеческой жизни, который наступает после зрелого возраста и делится на несколько циклов: до 71 года - преклонный возраст; с 71 года до 90 - старческий; возраст человека свыше 90 лет принять считать возрастом долгожительства. Старость - это физическое состояние, для которого хаpaктерно постепенное угасание всех жизненных функций. | ||||
Вопрос Вывод | Можно ли преодолеть или
облегчить трудности адаптации в старости? "Уважение, почитание стариков - закон нашей жизни" (В. Сухомлинский).Гете, Репин, Толстой, достигшие солидного возраста, писали о том, что в старости человек ощущает много утрат. Но к нему приходят и многочисленные приобретения: он вооружен зрелым опытом, свободен от игры страстей, сосредоточен на смысле земного существования. |
|||||
2.5. | Рассуждая о старости, Л. Толстой писан: "Я вырос, состарился и оглянулся на свою жизнь. Радости преходящи, их мало, скорби много, и впереди - страдания. Cмepть!" Понятия "социализация cмepти" пpaктически не существует. Мы боимся cмepти, стараемся не говорить о ней, само слово заменяем другим: \'\'жизнь прошла", "друзья уходят" и т.п. | Cмepть - это необратимое прекращение жизнедеятельности организма, это неизбежная конечная стадия существования любой живой системы. Cмepть от старости или так называемой старческой дряхлости - декомпенсация процессов обмена в организме с последующим нарушением всех связей между организмом и внешней средой. (Медицинская энциклопедия) | ||||
Вопрос Вывод |
Почему человеку все-таки не
мешает думать о cмepти? Оценить значение жизни было бы невозможно, если бы жизнь не имела реального предела, временных границ. Вспомните слова барона Мюнхгаузена: "Да здравствуют безумцы, которые любят так, будто этому не будет конца, и живут как в последний день". |
|||||
3.Заклю-чение | Социализация - это процесс
развития личности в течение всей его жизни;
проходя через кризисы и преодолевая их, личность
получает основу для дальнейшего роста (Эрик
Эриксон). Мы прошлись по ступеням человеческой жизни, куда же они нас привели? "Вверх"? "Вниз"? "Вверх по лестнице, ведущей вниз"? |
Приложение.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
16 01 2021 8:18:29
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
15 01 2021 9:48:20

Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
14 01 2021 12:21:35
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
13 01 2021 14:10:35
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
12 01 2021 4:39:28
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
11 01 2021 12:12:40
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
10 01 2021 17:11:46
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
09 01 2021 6:59:37
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
08 01 2021 21:33:15
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
07 01 2021 22:31:29
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
06 01 2021 6:28:22
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
05 01 2021 22:52:56
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
04 01 2021 20:23:51
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
03 01 2021 4:30:41
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
02 01 2021 9:10:16
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
01 01 2021 18:52:45
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
31 12 2020 13:52:35
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
30 12 2020 20:29:17
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
29 12 2020 17:26:44
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
28 12 2020 13:54:26
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
27 12 2020 9:59:14
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
26 12 2020 20:42:41
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
25 12 2020 15:50:25
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
24 12 2020 20:51:16
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
23 12 2020 12:15:55
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
22 12 2020 1:50:21
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
21 12 2020 20:23:27
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
20 12 2020 14:19:50
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
19 12 2020 8:44:32
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
18 12 2020 7:32:28
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
17 12 2020 5:35:22
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
16 12 2020 22:56:44
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
15 12 2020 17:43:31
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
14 12 2020 3:12:19
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
13 12 2020 17:21:54
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
12 12 2020 8:14:59

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
11 12 2020 17:46:22

Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
10 12 2020 16:19:33
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
09 12 2020 16:42:59
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
08 12 2020 8:20:40
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
07 12 2020 6:40:42
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
06 12 2020 19:11:43
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
05 12 2020 6:25:25
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
04 12 2020 15:23:44
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
03 12 2020 21:27:22
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
02 12 2020 14:28:34
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
01 12 2020 15:18:35
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
30 11 2020 22:45:18
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
29 11 2020 1:48:51
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
28 11 2020 6:18:24
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
27 11 2020 13:41:11
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
26 11 2020 17:13:48
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
25 11 2020 3:25:26
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
24 11 2020 7:32:34
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
23 11 2020 13:48:42
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
22 11 2020 16:23:40
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
21 11 2020 0:38:11
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
20 11 2020 12:35:25
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
19 11 2020 4:54:17
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
18 11 2020 10:22:43
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
17 11 2020 5:23:51
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
16 11 2020 1:35:28
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
15 11 2020 7:50:13
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
14 11 2020 13:54:26
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
13 11 2020 22:48:26
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
12 11 2020 9:55:23
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
11 11 2020 22:22:36
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
10 11 2020 18:10:13
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
09 11 2020 14:53:37
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
08 11 2020 18:39:31
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
07 11 2020 6:23:26
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
06 11 2020 10:55:19

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
05 11 2020 10:17:16
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
04 11 2020 17:39:30

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
03 11 2020 20:31:15
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
02 11 2020 21:46:33
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
01 11 2020 1:49:47
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
31 10 2020 20:27:10
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
30 10 2020 5:58:35
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
29 10 2020 4:59:45
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
28 10 2020 23:48:35
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
27 10 2020 9:49:33

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
26 10 2020 12:40:36
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
25 10 2020 2:16:28
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
24 10 2020 19:15:31
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
23 10 2020 21:14:29
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
22 10 2020 9:50:26
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
21 10 2020 18:17:57
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
20 10 2020 14:14:13
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
19 10 2020 0:45:20
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
18 10 2020 7:54:20
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
17 10 2020 12:25:10
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
16 10 2020 7:10:41
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
15 10 2020 23:42:51
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
14 10 2020 1:23:49
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
13 10 2020 12:46:17
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
12 10 2020 3:37:12
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
11 10 2020 17:27:50
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
10 10 2020 6:26:32

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
09 10 2020 0:34:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::