Деятельностный подход в изучении истории
Введение
Актуальность: результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, на основе объяснительно – демонстрационного подхода, системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интеpaктивных развивающих технологиях обучения.
Цель работы: выявить и проанализировать преимущества деятельностного подхода в изучении истории на основе современных технологий.
Задачи работы:
- Проанализировать литературу по теме «Деятельностный подход в изучении истории».
- Выявить возможности применения деятельностного подхода на основе современных технологий обучения в пpaктике преподавания истории.
- Обобщить результаты исследования по проблеме применения деятельностного подхода в пpaктике преподавания истории и выявить его влияние на эффективность формирования ЗУНов и ключевых компетенций учащихся.
1. Теоретические основы деятельностного подхода в изучении истории
Переход к новой образовательной парадигме
Поиски эффективной системы обучения в XXI веке – это разрешение дилеммы первичности знаниевого или деятельностного подхода в обучении.
Традиционный подход в обучении – это процесс вербальной передачи знаний от учителя к ученику посредством демонстрационно-объяснительных методов.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат»
(Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, - считал А. Дистepвег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». Об этом писали К.Д. Ушинский и Д.И. Писарев, А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков, а также многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:
- Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);
- Формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;
- Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если студент пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те «способности к самодеятельности», о которых говорил А. Дистepвег.
Значит, для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности.
2. Реализация деятельностного подхода в пpaктике преподавания истории в системе СПО.
«…Человек достигнет результата, только делая что-то сам…»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Виды учебной деятельности, применяемые в пpaктике преподавания истории в Чайковском техникуме промышленных технологий и управления и их пpaктическая значимость:
- Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); Студенты знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
- Составление опopных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения пpaктически.
- Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у студентов пpaктической деятельности.
- Составление биографических справок – хаpaктеристик исторических личностей; Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-хаpaктеристики студенты не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом прострaнcтве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…»
- Анализ исторических источников (документов); Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции, коллоквиуме, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у студентов грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным.
- Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала; Ребята техникума участвовали в 8 Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ в 2007 г. по теме: «Человек и малая Родина». Такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам.
- Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
Все эти виды учебной деятельности реализуются на основе современных личностно-ориентированных технологий по развернутому алгоритму учебных действий.
Алгоритм учебных действий студентов при деятельностном подходе в изучении истории
«Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя, сам требовать, сам контролировать…»
В.А. Сухомлинский
1) Тема, учебные вопросы –> обозначение учебных проблем (для каждого студента индивидуально):
- Чего не знаю/ не понимаю;
- Не умею и не могу выполнить т.к. слабая базовая подготовка и не сформированы в полной мере навыки: самоорганизации, самодеятельности, самоконтроля.
2) Целеполагание –>планируемый результат:
- Что необходимо знать по теме(иметь представление)
- Уметь (объяснить, сформулировать, воспроизвести);
- Сделать самостоятельно(спроектировать, смоделировать, оформить, оценить, презентовать).
3) Задачи учебной деятельности:
- поиск необходимой информации из различных источников: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, периодика (газеты, журналы), базы данных интернета и др;
- обработка учебной информации: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, выводы и т.д.;
- оформление и представление итогов учебной работы в виде: план-конспект, опopный конспект (схема, таблица, график, диаграмма, рисунок, кроссворд и т.д.), доклад, сообщение, реферат, статья, стенд, макет, конкурс (инсценировка, игра и т.д.).
4) Личная мотивация студента в учебной деятельности («надо» – «могу» – «хочу»):
- Требования ГОС;
- Повышение образовательно-культурного уровня;
- Формирование профессиональных компетентностей;
- Получение достаточной научно-пpaктической базы для самообразования;
- Расширение возможностей для самореализации в жизнедеятельности.
5) Пpaктическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы). Здесь можно использовать технологию деятельностного метода , предложенного авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…»
6) Рефлексия и коррекция учебной деятельности:
- Само- или взаимоконтроль (составление контрольных вопросов и заданий, ответы на них). Задания (КИМ) составляются по возрастанию сложности: первые три из них ориентированы на проверку знаний, а четвертое и пятое задание на проверку учебных умений и навыков;
- Само- или взаимооценка учебной деятельности по определённым критериям при сопоставлении планируемого результата с реальным результатом.
Критерии оценки учебной деятельности:
- «удовлетворительно» – я знаю и понимаю учебный материал, могу воспроизвести при сопровождении преподавателя.
- «хорошо» – я умею и выполняю самостоятельно учебную работу по индивидуальной траектории.
- «отлично» – я исследую учебную проблему, оформляю итоги индивидуальной работы и представляю (презентую) их публично.
Взаимооценка может производиться в виде составления рецензии на ответ товарища.
Памятка к составлению рецензии:
- Внимательно слушать ответ товарища от начала и до конца.
- На листе рецензии отметить допущенные ошибки, внести исправления и дополнения (см. таблицу).
Ошибки Исправления Дополнения - Дать оценку товарища по следующим критериям:
- правильность ответа;
- полнота ответа;
- логичность ответа;
- аргументированность ответа;
- грамотность и ясность речи.
- Само- или взаимоконтроль, само- или взаимооценка может осуществляться на основе таблицы, предложенной к.п.н. В. В. Лебедевым в научно-методическом журнале «ОКО» №6, 2008 г., стр. 55.
7) Определение индивидуальной самостоятельной (домашней) работы с выходом на поисково-исследовательский уровень, ориентированный на максимальный результат. Предложения и пожелания студентов в организации учебной деятельности
Основные выводы:
- Главная задача педагога – определить индивидуальную траекторию развития ученика и сопровождать его по этой траектории развития в соответствии с интересами и потребностями личности учащегося.
- Деятельность человека – есть необходимый и ведущий фактор его развития.
- Деятельность становится развивающей, если она способствует удовлетворению интересов и потребностей человека:
а) в умственном (интеллектуальном) развитии;
б) в физическом развитии;
в) в мopaльно-нравственном развитии;
г) в коммуникативном развитии;
д) в эстетическом и профессиональном развитии.
Таким образом, любое обучение строится на усвоении учащимся учебных действий, овладев которыми он становится способен к самообразованию и самореализации в современном мире.
Литература
- Фокин Ю.Г., доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы. Теория и технология обучения. Деятельностный подход, учебное пособие, М: издательский центр «Академия», 2007.
- Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и опробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
- Л.Н. Алексашкина, доктор пед. наук. Институт содержания и методов обучения РАО. Деятельностный подход в изучении истории в школе. «Преподавание истории и обществознания в школе» №9, 2005, стр. 10-20.
- В.В. Лебедев, К.П.М. Критерии структурирования содержания и оценивания знаний учащихся. Научно-методический журнал «Око», №6, 2008, стр. 54-57.
- З.А. Решетова. Процесс усвоения как деятельность. Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». – Донецк: Издательство Дон ГУ, 1997, стр. 3-12.
Презентация.
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
13 08 2022 2:56:42
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
12 08 2022 21:39:24
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
11 08 2022 8:39:34
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
10 08 2022 7:42:12
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль.
Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.
...
09 08 2022 5:21:51
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме.
...
08 08 2022 3:17:58
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
07 08 2022 8:21:21
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
06 08 2022 5:43:51
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
05 08 2022 23:32:38
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
04 08 2022 0:26:16
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
03 08 2022 23:30:14
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
02 08 2022 10:13:39
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
01 08 2022 22:16:29

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
31 07 2022 21:16:58
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
30 07 2022 21:21:45
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
29 07 2022 1:59:45
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
28 07 2022 23:49:19
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
27 07 2022 2:49:40
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
26 07 2022 22:30:27
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
25 07 2022 6:18:50
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
24 07 2022 18:18:10
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
23 07 2022 15:54:51
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
22 07 2022 12:16:34
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
21 07 2022 16:42:20
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
20 07 2022 11:50:49
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
19 07 2022 21:47:56
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
18 07 2022 6:18:49
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
17 07 2022 12:30:59
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
16 07 2022 2:58:23

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
15 07 2022 15:49:58

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
14 07 2022 1:27:34
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
13 07 2022 17:53:52
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
12 07 2022 12:59:22
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
11 07 2022 8:54:51
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
10 07 2022 10:39:18
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
09 07 2022 9:47:30
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
08 07 2022 9:51:37
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
07 07 2022 1:38:39
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
06 07 2022 13:37:17
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
05 07 2022 20:37:43
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
04 07 2022 0:34:21
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
03 07 2022 11:32:43
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
02 07 2022 23:43:40

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
01 07 2022 12:57:39
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
30 06 2022 8:15:21
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
29 06 2022 21:19:38
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
28 06 2022 15:41:22
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
27 06 2022 8:41:41
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
26 06 2022 18:21:36
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
25 06 2022 21:20:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::