Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности
Сегодня мы всё чаще и чаще говорим о необходимости развития образования на основе принципа гуманизации, то есть обучение и воспитание должны составлять единый процесс, результатом которого должна быть всесторонне развитая, творческая личность, имеющая высокие нравственные идеалы и ценности. Но при этом прослеживается доминирование в становлении рационально-аналитического мышления: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т.д. Да, природа наделила нас стремлением познавать мир, раскрывать его тайны, но мы иногда забываем, что у ребёнка это стремление проявляется, прежде всего,через эмоциональные образы.
Давайте вспомним, как реагирует совсем маленький ребёнок на голоса окружающих: голос радостный приветливый - на его лице улыбка и он начинает весь светиться; в голосе сердитые нотки - улыбка исчезает, в глазах настороженность и страх. Это показывает, как тонко и быстро дети реагируют на происходящее и как важно сделать это реагирование правильным. Эмоции и образы - это то, что позволяет нам найти подход к детям, заглянуть им в душу, найти нужные струнки и затронуть их, что приведёт к музыке, наполненной неповторимым звучанием. Сегодня, как никогда необходимо развитие творческого мышления ребёнка, которое позволит ему подходить к решению задач и проблем с позиций всестороннего творческого подхода, он будет с уважением относиться к окружающим, ценить достигнутое, чувствовать, переживать и проживать происходящие события. А это возможно только в результате соединения эмоций, чувств и логики. То есть рациональное и эмоционально-чувственное содержание объекта соединяются и создают целостный образ. Это в наибольшей степени возможно в процессе преподавания именно истории.
История – это полное переплетение образов, эмоций и чувств: народные герои, которых прославляет народ; цари, выступающие часто в роли вершителей судеб людей и государств; поэты и писатели, создающие свои литературные шедевры; и даже века, эпохи, наполнившие историю своими событиями, интригами, неповторимыми личностями. Как важно умело создать этот эмоциональный образ, ведь это поможет нам раскрыть личностное отношение учащихся, развить их образно-эмоциональную сферу, поднять их на более качественный уровень учебной деятельности. В ходе данной деятельности происходит процесс стирания границ между учителем и учеником, мы становимся равноправными партнёрами учебного процесса, обучение переходит на уровень диалога, который позволит синтезировать рационально- логическую сущность материала и его образно-эмоциональное содержание.
Что включает в себя процесс обучения, основанный на соединении образов, эмоций и логики? Он может включать несколько этапов:
- представление образа с помощью продуманной образно- эмоциональной ситуации;
- введение теоретических знаний;
- создание проблемной ситуации: содержание проблемы должно включать в себя идею эмоционального образа;
- организация исследовательской работы, направленной на изучение, анализ образа;
- рефлексия по созданию образа.
Конечно же, эти этапы можно подвергать вариации в зависимости от целей урока, подготовленности класса, возраста детей и т.д. Но главное, чтобы образно-эмоциональная ситуация создавалась в начале урока, так она становится своеобразной ценностной установкой для учащихся. Она уже невольно побуждает к поиску, делая изучаемый материал личностно значимым, а учебный процесс более успешным.
История требует постоянного трепетного, сочувственного внимания и отношения и только потом понимания и анализа. Мир постигается как разумом, так и сердцем. Ведь нельзя проанализировать Красоту, Любовь, Добро - их нужно прочувствовать, а это происходить с помощью эмоций. Нам нужно бережно относиться к детским эмоциям: удивлению, восхищению; нужно воспитывать бережное отношение к нашему историческому наследию, пробуждать чувства меры, красоты, что так необходимо для полноценного развития детей. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся: возрастные, личностные; особенности их мировосприятия, их способности к фантазии, перевоплощениям.
Интерес к предмету - залог успешности его изучения и при этом очень важно заложить интерес или хотя бы его основы в самом начале. С чего мы начинаем изучение истории в 5 классе? С работы над понятием “ история”. И здесь важно оригинально создать этот образ истории, чтобы он запечатлелся в памяти детей, в их сознании и без эмоций здесь не обойтись. Я начинаю с просьбы нарисовать реку, но чтобы при этом обязательно прослеживался окружающий мир: берега, корабли или лодки, животный мир и т.д. Затем прошу представить, что река- это история, то есть образ истории сопоставляется с образом реки. Каково же удивление детей, которое сразу сменяется массой оригинальных идей и предложений. Образ соединился с эмоциями. Может они забудут определение понятия “ история”, но не забудут этого оригинального сравнения истории с рекой: то спокойной, то бурлящей, приносящей людям как хорошее, так и плохое. Ведь так важны и дороги первые впечатления, первая реакция на услышанное и увиденное, т.е. проявление эмоций и чувств. Затем следуют попытки осмыслить всё это: образы, эмоции, чувства переходят в понятия, суждения и умозаключения. Порой здесь так важно яркое, живое и образное слово учителя. Я очень верю в силу эмоциональности учительского слова. Сколько раз убеждалась в том, что построенный на эмоциях урок приносит сравнительно лучший результат, чем тот, где всё основано на сугубо рациональной основе.
Очень важны в становлении и развитии образно-эмоциональных основ межпредметные связи, особенно с такими предметами как литература, музыка, изобразительное искусство и др. В 8 классе на уроке “Россия накануне отмены крепостного права” уделяю большое внимание сравнительной хаpaктеристике двух эпох: уходящей - Николая I и утверждающейся - Александра II. При этом их образы показываю с помощью музыки: звучат два музыкальных фрагмента – первый наполнен давлением, тревогой (здесь возможно прослушивание оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”); второй соединяет в себе настороженность, надежду, веру в новые свершения ( фрагмент оперы М.П.Мусоргского “Хованщина). Как интересно наблюдать проявление на лицах учеников эмоций и чувств на звучание музыки! Затем они передают как свои чувства, так и чувства людей того времени, соединяя свои эмоции с теоретическим материалом.
История - это сплошные личностные образы. Ни одно государство не испытало на себе такого влияния личности как наше. При этом каждая соединяет в себе массу противоречий, является историческим феноменом. Нельзя без эмоций говорить о Петре I, Александре Невском, Иване Грозном, Екатерине Великой, Ленине, Сталине и др. Каждый урок по изучению этих личностей - это уже интрига, проблема, рассмотрение которых требует кропотливой работы со стороны учителя. Здесь очень важно, чтобы эмоции соединились со здравым смыслом, не одержали верх над логикой, и личностное отношение не победило теорию. В начале урока по изучению какой-либо личности важно дать эпиграф или проблему, которые сразу же вызвали бы удивление, изумление, недоумение. Так происходит соединение эмоциональной реакции и интеллектуального процесса. Здесь я часто использую материалы из “ Задачника по истории России “ под авторством С.Г. Горяйнова, раздел “Исторические портреты”, где очень оригинально даны фрагменты биографии различных исторических личностей. Изучение их жизни – это ключ к пониманию истории. Происходит как бы взаимообразный процесс: понимание личности приведёт к пониманию истории, а понимание истории приведёт к пониманию поступков личностей.
Мы часто подвергаем анализу деятельность исторических личностей, выделяем их положительные и отрицательные стороны, критикуем, судим и т.д. Но при этом порою теряем эмоциональную сторону этого процесса, тот эмоциональный импульс, который должен подтолкнуть к мыслительной деятельности, направить её и, даже возможно, повернуть в непредсказуемую сторону. Ведь как важно, давая оценку деятельности Ивана Грозного, не потерять основы формирования его хаpaктера: потеря родителей, несладкое детство, страшное окружение. Дети должны пронести через свои эмоции понимание того, что именно социальная среда оказывает решающее влияние на формирование личности ребёнка. Мы не можем не согласиться с тем, этот фактор сыграл важную роль в становлении личности нашего первого царя. Конечно же, это не станет полным оправданием его минусов, но и отбросить в сторону это мы тоже не можем. А начать первый урок, посвящённый эпохе Ивана IV можно с рассказа о том, что когда у великого князя Василия III родился сын, то повивальная бабка предсказала, что у этого ребёнка два сердца: одно доброе, другое злое. Так и прожил он свою жизнь с двумя противоположными сердцами: символами добра и зла. Данный рассказ можно построить на фоне звучания ударов сердца. Этот приём вызывает высокую эмоциональную окраску у детей.
Материал о Екатерине Великой нельзя изучать без вступительного слова о том, что эта женщина была немкой по национальности, Россия встретила её довольно сурово, но она смогла полюбить нашу страну, полюбить всей душой и сердцем, сильнее, чем многие русские люди, сильнее, чем наследники Петра I. Парадокс истории: не имея родственных связей с Петром Великим, она тоже стала Великой. Но обстоятельства сложились так, что в отличие от него, Екатерине не удавалось вести политику в соответствии со своими взглядами и убеждениями, ведь она была всё-таки незаконным правителем, что и определило противоречивый хаpaктер её правления. Каково это: выбрать между монастырём и правлением, между смирением и непокорностью? В данном случае уместно предложить метод вхождения в роль, когда учащиеся “примеряют “ на себе сложившуюся ситуацию и пытаются предложить возможный выход из неё.
Более глубоко и всесторонне изучить личность можно с помощью исследовательской работы, которая обязательно несёт с собой личностное отношение ученика, проявление его интереса. Процесс информатизации позволяет нам делать это более качественно и продуктивно: по - первых, ученики могут пользоваться материалами сети Интернет;
во-вторых, созданные учениками презентации уже позволяют видеть проявление чувств и эмоций авторов: выделение текста, цветовые оттенки, виды аннимаций, ведь это уже личностное отношение, личностное выражение своего отношения к героям истории, проявление их творчества. В данном случае могу привести примеры презентаций по работе над большим проектом “Кавказская война XIX века - одна из неизвестных войн России”, где исследованиям были, в частности, подвергнуты личности генерала Ермолова, лидера горских народов Шамиля. Очень интересно, что личность Ермолова оказалась огромной загадкой и вызвала неоднозначное как эмоциональное, так и научное отношение. Гипотеза о том, кем же, в самом деле, был генерал Алексей Ермолов, так и осталась гипотезой, но приобрела чёткую цветовую гамму, определённые контуры. Кто он - Алексей Ермолов? Выдающийся военный деятель, но при этом любимец армии или жестокий завоеватель? Инициативный и государственный деятель либерального направления? А может просто способный военный историк? Сколько удивления, даже изумления вызвала у детей работа над данным образом! Но именно соединение логики и эмоций помогли им понять такое неоднозначное отношение к Ермолову, его политике.
Приложение 1. Презентация “Личность в истории. Алексей Ермолов”.
Совершенно изменилось отношение к личности Шамиля, который раньше выступал больше в образе яростного противника России. Его завещание “жить в мире с Россией” вызывает восхищение, а сожаление о том, что произошло в годы войны уважение и прощение.
Приложение 2. Презентация “Имам Шамиль - вне войны, вне политики”.
В данной форме работы произошёл процесс формирования образа через изучение теоретического материала. Нужно было видеть удовлетворение на лицах детей, переработавших такой огромный исторический материал и узнавших так много нового.
Как трудно порой логически объяснить происходящие события. Приходится искать нестандартные пути и методы. Гражданская война в России XX века! Как объяснить, что порой, близкие люди идут против близких, брат против брата, сын против отца и т.д.? Слова “белый”, “красный” - решали всё: судьбы людей, судьбу страны. В работе над данной темой использую отрывки из литературных произведений, выдержки из документов, высказывания историков, государственных деятелей и т.д. Нельзя давать этот материал без эмоционального сопровождения, дети должны прочувствовать страшный трагизм подобных войн, задуматься о том, что такого не должно вообще происходить.
Можно ещё много размышлять о методах и направлениях работы в данном направлении, но главное заключается в том, что плодом наших трудов должна стать творчески мыслящая личность, соединяющая в себе умение логически мыслить через соединение рационального и образно- эмоционального компонентов. На рефлексивном этапе урока учащимся я часто предлагаю составить “синквейн”- четырёхстишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. Это своеобразное стихотворение из четырёх строк, где каждая строка соответствует определённой части речи: 1- одно существительное, 2- два прилагательных, 3-три глагола; 4- кульминация - эмоциональное отношение. Кроме этого можно предложить работу над эссе- это небольшое по размеру письменное или устное сочинение- размышление учащегося, позволяющее получить представление о том, как восприняли тему дети, и наметить пути решения возникших проблем. При этом часто удивляешься тому, как самостоятельны, оригинальны, а порой даже непредсказуемы, бывают их размышления.
Создание образов вызывает обязательно эмоциональное отношение к объекту, стимулирует проявление воображения, способности переносить свойства одного объекта на другой, воспринимать правильно все оттенки и нюансы, и при этом одновременно осознавать внутреннее содержание образа через мыслительную деятельность. Это и есть творчество, так необходимое сегодня нашим ученикам, творчество, которое закладывает основы для их всестороннего развития и становления как личности.
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
18 03 2024 22:35:49
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
17 03 2024 5:10:36
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
16 03 2024 16:50:10
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
15 03 2024 23:15:31
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
14 03 2024 10:18:28
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
13 03 2024 17:49:52
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
12 03 2024 16:40:25
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
11 03 2024 6:18:53
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
10 03 2024 13:51:59
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
09 03 2024 10:56:49
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
08 03 2024 19:24:32
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
07 03 2024 2:35:38
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
06 03 2024 11:18:13
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
05 03 2024 23:48:27
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
04 03 2024 11:38:28
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
03 03 2024 13:49:58
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
02 03 2024 21:44:12
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
01 03 2024 8:57:40
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
29 02 2024 5:51:47
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
28 02 2024 9:40:26
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
27 02 2024 17:24:15
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
26 02 2024 13:10:53
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
25 02 2024 11:51:50
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
24 02 2024 10:39:16
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
23 02 2024 18:13:50
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
22 02 2024 12:54:21
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
21 02 2024 8:24:14
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
20 02 2024 15:26:23
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
19 02 2024 15:55:36
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 02 2024 16:53:36
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
17 02 2024 9:51:48
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
16 02 2024 13:55:20
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
15 02 2024 6:45:24
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
14 02 2024 21:21:57
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
13 02 2024 1:52:24
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
12 02 2024 12:28:17
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
11 02 2024 17:47:28
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
10 02 2024 6:27:46
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
09 02 2024 12:58:31
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
08 02 2024 18:30:42
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
07 02 2024 19:34:34
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
06 02 2024 19:51:34
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
05 02 2024 14:28:25
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
04 02 2024 6:28:21
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
03 02 2024 15:43:53
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
02 02 2024 12:13:51
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
01 02 2024 19:40:25
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
31 01 2024 1:35:34
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
30 01 2024 1:36:45
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
29 01 2024 1:58:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::