Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы
Пояснительная записка
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию политической культуры личности. Элективный курс служит дополнением в разделу «политическая жизнь современного общества». Полученные знания дают возможность их пpaктического применения, помогают лучше ориентироваться в современной политической жизни. Знакомство с материалом элективного курса поможет учащемуся занять активную гражданскую позицию.
Цель курса заключается в том, чтобы максимально способствовать развитию политической культуры учащихся, сформировать из них политически грамотных субъектов политической жизни; полученные знания дадут возможность лучше ориентироваться в политической жизни своей страны и мира; сознательно выбирать себе, своему государству лидера.
Курс ориентируется на содержание образовательного минимума предметов «История» , «Обществознание» и существенно дополняет их.
Курс реализуется посредством решения ряда задач:
- Нацелен на формирование гражданского самосознания.
- Развитие критического мышления применительно к реалиям нашей жизни.
- Воспитание ответственности за собственный политический выбор.
- Уяснение ряда политических понятий, таких как: политика, лидер и др.
- Знакомство школьников с различными типами политических лидеров.
- Получение возможности ответить на ряд вопросов, например: какова роль личности в жизни общества, государства; какими качествами должны обладать политические лидеры и т.д.
Элективный курс предполагает использование самых различных форм проведения занятий и контроля работы учащихся.
Учебно-тематический план.
№№ п/п | Содержание основных тем | Кол-во час. |
Введение. | 0,5 часа | |
1.1. | Раздел I. Личность и власть. Учёные Древнего Китая и Древней Греции о власти, о государстве. | 1 час |
1.2. | Либерализм и личность. Тоталитаризм и личность. | ^0,5ч. |
1.3. | Положение человека внутри системы власти.. | 0,5 ч. |
Раздел II. Теории политического лидерства. | ||
2.1. | Феномен политического лидерства. | 1ч. |
2.2. | Теории политического лидерства. | 1ч. |
2.3. | Основные черты, природные качества, профессиональные качества политического лидера. | 2 ч. |
Раздел III. Типы политических лидеров. | ||
3.1. | Три уровня политических лидеров. | 1ч. |
3.2. | Четыре собирательных образа лидеров. | 1ч. |
3.3. | Лидерство: формальное, неформальное. | 0,5 ч. |
3.4. | Р. Такер - типы политических лидеров. | 1ч. |
3.5. | Классификация лидеров: авторитарные, демократические и т.д. | 1ч. |
3.6. | Лидеры обычные и великие. | 1ч. |
3.7. | Лидеры правящие и оппозиционные. | 0,5 ч. |
3.8. | 0.3. Муштук — лидеры как «пары антагонистов». | 0,5 ч. |
3.9. | Лидер-агитатор, организатор, теоретик. | 0,5 ч. |
3.10. | Контрольный урок: повторение, тестирование. | 1ч. |
Раздел IV. Функции политических лидеров. | ||
4.1. | Типы функций. | 1ч. |
4.2. | Диагностическая функция. Коммуникация власти и масс. | 1ч. |
Раздел V. Новые тенденции в развитии лидерства. | ||
5.1. | Новые тенденции в развитии лидерства в мире. | 0,5 ч. |
5.2. | Современные системы подготовки лидеров. | 0,5 ч. |
Заключение. | ||
Итоговый урок: Зачёт по пройденному материалу. | 1ч. |
Итого: 18 часов.
Методы обучения: лекции учителя, работа класса, дискуссии, экскурсии, просмотр художественных и документальных фильмов.
В помощь учителю.
Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров. Уже в древности появляются концепции и модели, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона, Аристотеля. В патерналистской концепции государства Конфуция индивид выступает главным образом политически бессознательным участником политики. В политической концепции Платона человек подобен марионетке, управляемой божественными законами, и соответственно вопрос об автономии личности и политическом творчестве заведомо исключается. Аристотель тpaктует власть антропологически, то есть обосновывает её производность от природы человека. В отличие от Платона он противник огосударствления общества. Индивиду необходима определённая автономия. Для Аристотеля хаpaктерен взгляд на гражданина как на активный органический элемент государства.
Отделение индивида от общества и государства, провозглашение равенства всех граждан, впервые провозгласил либерализм. Он утвердил индивида в качестве главного элемента политической системы, индивид выступает источником власти.
Тоталитаризм полностью лишает человека политического выбора, делает его «винтиком» государственно-бюрократической машины.
В современной политической мысли широко распространены концепции, стремящиеся органично сочетать традиционные ценности либерализма с коллективизмом тоталитаризма.
Приступая к изучению данного элективного курса учитель обращает внимание на то, что во всякой человеческой группе есть те, кто комaндует, и те, кто подчиняется, те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. И личность в «ипостаси» лидера присутствует в любой совместной деятельности людей, начиная с семьи («кто в доме хозяин»?) и кончая государством (в лице монарха, вождя, президента и т.д.).
Теория черт создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным Лидерам - героям. Феномен лидерства объясняется выдающимися качествами человека. Исследования поставили под сомнение эту концепцию, но не отрицают полностью, ведь очевидно, что для занятия лидирующих позиций действительно нужны определённые качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств. В некоторых странах политическими лидерами иногда становятся заурядные личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определённой ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей выpaбатывается стиль его поведения. Стиль поведения и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определённых социальных условий. Эффективность политического лидера напрямую зависит от его «способностей-возможностей».
Рассмотрение личности политического лидера предполагает анализ основных, профессиональных, природных качеств лидера. Этот анализ помогут провести познавательные задания № 1,2, таблицы № 4,5.
По хаpaктеру и масштабу деятельности различают лидеров 3-х уровней: лидер малой группы, лидер организации, лидер государства, общества в целом.
Власть лидера малой группы формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. В этом случае можно выделить 3 разновидности лидера: лидера делового, интеллектуального и лидера общений. Для делового лидера хаpaктерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на способности, умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового центра». Лидер общения отличается своей способностью к налаживанию взаимопонимания.
Лидер организации, общественного движения, партии - лицо, с которым конкретные социальные слои связывают возможность удовлетворения своих интересов. Они воздействуют на общественное мнение как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающие его граждане находятся в состоянии ожидания: особом явлении массового сознания - потребности в лидере. Они авансируют лидера определённой степенью доверия.
Лидер государства - политик действующий в системе властных отношений, в которых политическое лидерство представлено в виде социального института, (см. таблицу №11).
Американская исследовательница М. Херман выделяет 4 собирательных образа лидера:
- Знаменосец (великий человек). Имеет свой идеал, привлекательных для масс, умеет увлечь их за собой.
- Политический руководитель (служитель). Всегода стремится выступать в роли выразителя интересов избирателей, действует от их имени.(например - парламент).
- Торговец (предприниматель). Имеет не только свои планы и идеи, но способен преподнести их избирателям так, чтобы они их «купили».
- Пожарный (вожак). Всегда ориентируется на самые актуальные проблемы момента, используя для своей поддержки в массах предложения радикального решения таких проблем.
Подводя итоги изучения разделов № 1-3 учитель отмечает, что в реальной жизни в чистом виде эти типы политических лидеров встречаются редко, обычно они сочетаются у политических лидеров в разных количествах.
Приступая к изучению раздела 4 учитель обращает внимание на то, что функции политического лидерства представляют собой главные направления деятельности политического лидера, их количество, равно как и объём, зависят от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества и т.д. Обычно выделяют функции:
- интегративную - согласование и объединение интересов различных слоев насе- ления на основе общей идеи, целей, общих ценностей и идеалов. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, подавать пример служения народу, Отечеству;
- ориентационную - выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп. И, хотя часто лидеры действуют не лучшим образом, всё же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве;
- инструменталистскую - лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм её осуществления;
- мобилизационную - лидер может проводить преобразования лишь создав развитые стимулы деятельности для народа. Его задача - инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии;
- функция социального арбитража и патронажа - лидер призван выступать гаран- том справедливости, поддержания законности и порядка с помощью контроля, поощрения и наказания. Лидер обязан защищать гражданские свободы, защищать граждан от самоуправства бюрократии;
- функция коммуникации власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от власти;
- диагностическая функция сводится к постановке диагноза. Лидер изучает ситу- ацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычлeняет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено;
- легитимизация строя. Когда политический режим не может найти своего оправдания ни в исторических традициях, ни в демократических процеДypaх, то он вынужден искать его в особых качествах лидеров, которые наделяются сверхъестественными способнос- тями и даже в той или иной мере обожествляются. В результате устанавливается культ личности, на основе которого предпринимаются усилия по обретению доверия граждан к установленному режиму.
В конце изучения элективного курса учащиеся знакомятся с таблицей № 13, обсуждают её, высказывают свои предположения о новых тенденциях в развитии политического лидерства в мире.
В заключение учитель анализирует работу учащихся, отмечает просчёты и удачи, ошибки и достижения, знакомит с результатами тестирования и выставляет зачёт.
Список используемой литературы
- ред. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова Человек и общества. Обществознание. Учебник для 10-11 классов. Ч.2-я. 11 кл. Просвещение» М. 2002 г.
- ред. А.О. Бороноев, М.А. Василик, Основы социологии и политологии. «Гардарики» М. 2005 г.
- К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко и др. Введение в политологию. Учебное пособие для 10-11 кл. 2-е изд. «Просвещение» М. 1998 г.
- Каменская Е.Н. Политология. Курс лекций. «Феникс» Ростов-на-Дону 2005 г*
- Кудинов О.А. Политология. Краткий курс. 2-е изд. «Ось-89» М. 2006 г.
- Кравченко А.И. Политология. Учебник. «Проспект» М. 2006 г.
- Лихачев Р.Т. Политология. 10-11 кл. «Просвещение» М. 1997 г.
- Пасечник В.В. «О них говорят». Политические портреты зарубежных деятелей. Политиздат. М. 1989 г.
- Пасечник В.В. «О них говорят». Политические портреты зарубежных деятелей. Политиздат М. 1991 г.
- Платонов Д.И. Политология (конспект лекций). «ПРИОР» М. 2000 г.
- Севастьянов Г.Н* Лидеры войны. Сталин, Рузвельт и др. Книга для учащихся и студентов. «Просвещение» М. 1995 г.
Видеоматериал:
- Великая Отечественная война (Восточный фронт). Цикл «Забытые годы»
- Диктаторы. Тайны великих вождей. (И. Сталин, Броз Тито, Мао Цзе Дун и др.)
- История Красной Армии. Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский.
- Обыкновенный фашизм. Роман Кармен.
- Россия: вера, армия, народ. История величайших сражений русской армии. «Союз-видео».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
18 03 2024 14:56:46
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
17 03 2024 11:17:12
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...
16 03 2024 4:16:45
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
15 03 2024 3:11:25
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
14 03 2024 15:20:41
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
13 03 2024 15:17:32
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
12 03 2024 11:46:23
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
11 03 2024 23:58:39
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
10 03 2024 7:47:52
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 03 2024 3:39:15
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
08 03 2024 17:14:40
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
07 03 2024 10:27:29
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
06 03 2024 23:43:31
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
05 03 2024 13:16:23
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
04 03 2024 11:33:17
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
03 03 2024 6:37:37
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
02 03 2024 23:55:52
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
01 03 2024 13:22:52
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...
29 02 2024 21:55:34
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
28 02 2024 15:18:50
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
27 02 2024 15:51:31
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
26 02 2024 13:19:57
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
25 02 2024 1:25:56
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
24 02 2024 0:31:33
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
23 02 2024 19:28:46
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
22 02 2024 18:34:15
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
21 02 2024 4:56:20
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
20 02 2024 17:18:31
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
19 02 2024 13:31:24
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
18 02 2024 10:15:58
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
17 02 2024 15:58:11
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
16 02 2024 1:32:52
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
15 02 2024 0:11:48
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
14 02 2024 4:51:34
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
13 02 2024 14:24:14
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
12 02 2024 18:47:47
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
11 02 2024 10:29:28
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
10 02 2024 18:18:30
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
09 02 2024 6:15:44
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
08 02 2024 3:39:57
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
07 02 2024 14:41:21
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
06 02 2024 11:52:13
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
05 02 2024 22:58:12
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
04 02 2024 17:16:52
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
03 02 2024 13:38:39
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
02 02 2024 3:43:41
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
01 02 2024 21:47:28
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
31 01 2024 9:27:51
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...
30 01 2024 1:44:29
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
29 01 2024 22:33:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::