История для молодежи    

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с религиозными представлениями древних индийцев и с одной из древнейших мировых религий - буддизмом. Показать влияние религии на культуру древней Индии. Познакомить учащихся с выдающимися произведениями древнеиндийской литературы и научными достижениями индийцев. Дать представление о своеобразии и неповторимости индийской культуры и вкладе древней Индии в общемировую культуру.
  2. Продолжить формирование умений работать с картой; составлять рассказ по картинке; анализировать и сравнивать исторические факты и делать выводы; работать с текстом учебника и выделять главное; решать исторические задачи.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, понимание и уважение культуры народа, внесшего большой вклад в общемировое культурное развитие.

Учебное оборудование: Презентация темы: "Культура и религия Индии. Буддизм". (Учебное занятие с применением информационных технологий).

Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Модули урока.

I. Организационный. Организация рабочего места. Определение цели учебного занятия и постановка задач.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "Природа и люди Древней Индии".

1) Используя карту, расскажите о местонахождении, природе и занятиях жителей древней Индии. Что сходного было в природных условиях, занятиях и верованиях жителей Индии и жителей Древнего Египта и Междуречья?

Примерный ответ учащегося:

С освоением железа, работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно "задабривать", оставляли на земле вокруг своих жилищ варёный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно- корове, так как она считалась кормилицей. Также священными животными у индийцев считались зебу (горбатый бык0 и лошадь. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.

2) Используя рисунки, рассказать как выглядели древнейшие города Индии.

(или составить рассказ от имени путешественника, попавшего в Мохенджо-Даро). Какие выводы можно сделать об уровне культуры древних индийцев?

Но в середине II тысячелетия до н. э. эти города оказались заброшенными. По одной из версий причиной смерти людей и опустения городов могла стать естественная катастрофа, например землетрясение, сопровождавшееся разливом рек. Учёные-геологи выяснили, что в начале II тысячелетия до н. э. в 140 км от Мохенджо-Даро находился эпицентр гигантского землетрясения, которое могло выбросить могучую реку из русла. Геологи подсчитали, что Инд пять раз заливал город, и каждый раз Мохенджо-Даро возрождался вновь, население строило плотины. Одна из них обнаружена археологами. Только где-то в XVII-XVI в. до н. э. древнейшие городские центры долины Инда погибли окончательно. Очевидно, на население, ослабленное борьбой с неуёмной стихией, обрушились нашествия соседних племён. Это было за 2 столетия до вторжения Ариев. Теперь уже некому было бороться с наводнениями. Города занесло илом, засыпало песком. Благодаря этому сохранились и дома. В них больше никто не жил. Они не подверглись перестройке, не сносились, как это бывает в тех городах, которые существуют тысячелетиями. Они сохранились, как археологический памятник древней культуры великого народа.

3) Карта "Вторжение арийских племён на территорию Индии".

Вопрос к учащимся: "Что вы знаете об этих племенах? Откуда они пришли? Чем занимались?"

Арии принесли с собой новую религию. А во что верили Индийцы до прихода этих племён? Каким богам поклонялись дравиды?

Переход к изучению новой темы.

Сегодня на уроке у нас пойдёт разговор о религиях Древней Индии, о её самобытной культуре и о том огромном вкладе, который внесла эта страна в развитие общемировой культуры и цивилизации.

III. Изучение новых знаний и способов деятельности.

План изучения нового материала:

  1. Религия ариев.
  2. Возникновение буддизма.
  3. Древнеиндийская литература.
  4. Научные знания.

1. Религия ариев.

Вера в переселение душ. В кого переселится душа, зависит от прежней жизни человека. Бережное отношение ко всему живому. (Работа с текстом учебника и кадрами презентации).

Религия освящала деление людей на варны. Что такое варны? Как религия объясняла происхождение различных варн? (Легенда о боге Брахме.)

Решение теста. (Проверка усвоения материала предыдущего урока).

1. Деление людей на варны - это деление людей по:

а) богатству

б) происхождению

в) их отношению к религии.

2. Все варны имеют общее происхождение из тела:

а) Рамы

б) Будды

в) Брахмы

3. Индийские цари были из варны:

а) земледельцев

б) воинов

в) брахманов

4. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

а) жрецы

б) воины

в) земледельцы

5. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась из ступней ног бога Брахмы?

а) воины

б) слуги

в) жрецы

6. Древние индийцы:

а) были недовольны делением людей на варны

б) думали, что так было всегда

в) поднимали восстания за равноправие варн.

7.* "Неприкасаемые":

а) имели свою варну

б) не принадлежали ни к одной из варн.

Около 500 г. до н. э. в Индии появилась религия, которая не признаёт нерушимых границ между Варнами и считает, что все люди - братья, даже если они верят в разных богов. Это учение было обращено ко всем простым людям независимо от того, на каком языке они говорили и к какой Варне принадлежали. Основатель этой новой религии, царевич Гаутама по прозвищу Будда ("просветлённый", "пробуждённый"), утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат он или беден.

2. Возникновение буддизма.

Работа с текстом учебника (с. 102-103).

Вопросы к учащимся: Какие важные вопросы пытался разрешить Будда?

К каким выводам он пришёл?

Что такое "мировая религия"? Почему, по вашему мнению, именно буддизм стал одной из мировых религий?

Мировая религия - вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах. К мировым религиям относится буддизм, христианство и ислам. (Учебник, с. 103).

Дополнительный материал.* (П. П. Гнедич. "Всемирная история искусств".)

Буддизм оказал большое влияние на индийское искусство, особенно на архитектуру и скульптуру.

"Есть причины полагать, что появление храма в Индии принадлежит к позднейшему времени и что на первых ступенях своего культурного развития индусы проводили служение под открытым небом. Впоследствии священное место, обнесённое крытым помещением, обратилось в храм. Появление первых храмов должно быть отнесено к правлению царя Ашоки, который признал буддизм государственной религией (3 век до н. э.).

Древнейшие памятники, дошедшие до нас - это колонны из красноватого песчаника. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчаника светло-серого цвета; верхняя часть колонны выполнена в виде цветка лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повёрнуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом Республики Индия. (Сидящий лев - эмблема Будды).*

Самое характерное детище индийской архитектуры - это ступы. Ступа состоит из цилиндрического основания, на котором покоится куполовидный верх, напоминающий формой до некоторой степени кочевую киргизскую палатку или тот водяной пузырь, которому может быть уподоблена жизнь человеческая, по толкованию Будды. Вокруг памятника всегда была ограда, отделанная под деревянный забор, с четырьмя воротами, ориентированными относительно сторон света. Порталы сплошь покрывались скульптурами, капители колонн разнообразились изваяниями слонов и львов. Вершина купола заканчивалась жертвенником с маленьким навесом наверху в виде зонтика.

Назначение ступ чисто культурное: они служили телохранительницами частиц мощей Будды. Его тело было после смерти, согласно преданию, разделено на 84 000 частей, которые были заделаны в коробочки из золота, хрусталя, серебра и лазури и разосланы по всему Индостану. Ступы посещались тысячами верующих, которые падали ниц перед святилищем, украшали ступу цветами".

Слайд с различными памятниками Древней Индии.

Задание № 1.

Назовите характерные черты индийской архитектуры.

Слайд с различными памятниками культуры стран Древнего Востока.

Задание №2.

Назовите номера картинок, на которых, по вашему мнению, изображены памятники индийской культуры. Свой выбор объясните.

Многие сюжеты, персонажи индийской скульптуры пришли из богатейшего народного эпоса, из поэтических литературных произведений.

3. Древнеиндийская литература.

Древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Наиболее значительными среди них являются "Махабхарата" и "Рамаяна". (Слайд из презентации).

Выборочное чтение (с.103-104). Ответы на вопросы и задания:

1. Кратко перескажи основной сюжет поэмы "Махабхарата". Какой момент поэмы изображён на рисунке? (Битва Пандавов с Кауравами). Почему боги поддержали Пандавов, даровав им грозное оружие7

2. Какие исторические события нашли отражение в поэме "Рамаяна"?

Кто такие дравиды? Каким богам они поклонялись?

(Или работа с отрывком из текста "Рамаяны" и ответы на вопросы).

Кроме огромного вклада в искусство, литературу народы Древней Индии сделали много выдающихся научных открытий, многими из которых мы пользуемся до сих пор.

4. Научные знания древних индийцев.

А). Письменность. Алфавит.

В 3 тыс. до н. э. индийцы имели письменность из иероглифов.

Однако прочесть эти надписи пока не удалось, потому что все они очень короткие, а язык на котором они записаны нам почти не известен. Он не родственен тем индоевропейским языкам, на которых говорит население большинства Индии. Только в 6 веке до н. э. в Индии появился алфавит, созданный под влиянием арамейского алфавита. С тех пор пор начала развиваться богатая литература, многие произведения которой сохранились до нашего времени.

Индийцы писали на листьях пальмы. Срезанные листья они сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером в тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через них шнур и связывали листы в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.

(* Язык ариев, которые пришли с северо-запада в 1 половине II тыс. до н.э., родственен языкам хеттов (жителей Малой Азии), древних персов и современным европейским языкам: русскому, английскому, французскому. Поэтому сейчас в индийском языке (хинди) много слов, похожих на русские:

А Г Н И (огонь), В А Д А Р (вода), П А Т Х (путь), Г О (бык), Р А Д Ж А (царь, рекс - нем., руа - фр., король).

Б). Астрономия.

Индийцам было известно, что Земля - это шар, вращающийся вокруг своей оси. Они также разработали один из самых точных календарей в древнем мире.

В). Математика. Крупнейшим научным достижением Древней Индии было создание цифр и системы счёта, которыми сейчас пользуются в большинстве стран мира. (Объяснение на примере преимуществ индийской позиционной системы счёта). В индийской системе счёта значение цифры зависит от того места, которое она занимает в числе. Также индийцы ввели обозначение "пустоты" - цифру нуль.

Г) Развитие математического мышления жителей Древней Индии нашло отражение и в создании ими популярнейших игр. Догадайтесь, о какой игре идёт речь в следующем сюжете. (Решение исторической задачи).

"Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мной сражений!- хвастается один.- Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понёс невосполнимые потери1

-Всё было так,- отвечает другой, но в тот момент, когда успех вскружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся:

- Совсем не надолго, возражает первый. Притворным наступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся: это случайное везение: Берегись, мы встретимся ещё раз, и уж тогда победа останется за мной!

О каких сражениях говорили индийцы? Чем из созданного индийским народом мы пользуемся и сейчас?

IV. Применение знаний и способов деятельности.

Задание № 1.

Из предложенного перечня выберите достижения жителей Древней Индии.

  1. Изобретение компаса.
  2. Создание десятичной системы счёта.
  3. Изобретение современных цифр.
  4. Изобретение бумаги.
  5. Изготовление шёлка.
  6. Изобретение шахмат.
  7. Игра в бильярд.
  8. Мороженное.

Дополните список. (Что первыми в мире научились выращивать и вырабатывать индийцы?)

- Рис, чай, сахарный тростник (сахар), хлопок.

V. Подведение итогов учебного занятия.

Задание № 2.

Решение исторического кроссворда.

  1. Священное животное у древних индийцев (Корова).
  2. Непроходимые заросли деревьев и кустарников. (Джунгли).
  3. Вера в сверхестественные силы. (Религия).
  4. Дерево, листья которого древние индийцы использовали как материал для письма. (Пальма).
  5. Игра, изобретённая в Древней Индии. (Шахматы).
  6. Одна из мировых религий. (Буддизм).
  7. Изобретение индийцев в математике. (Цифры).
  8. Древнеиндийская эпическая поэма. ("Рамаяна).

Какое слово получилось в клетках по вертикали? (К У Л Ь Т У Р А ).

Что такое культура? Как это понятие связано с теми вопросами, которые мы с вами разбирали во время урока?

VI. Рефлексия. Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:

-Какую личностно важную цель выполнял?

- Что делал?

- Достиг ли цели?

- Что было наиболее трудным?

- Что удалось лучше всего?

- Что мешало?

- Что могло бы улучшить работу?

VII. Информация о домашнем задании. Параграф № 19, вопросы и задания стр. 106.

Приложение 1, приложение 2.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Проектная деятельность на уроках истории

При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....

26 02 2020 6:44:53

Конференция " Висло-Одерская наступательная операция 1945 года"

Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло- Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....

25 02 2020 5:44:54

Страна пирамид. Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс

Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема " Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...

24 02 2020 19:42:16

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"

Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами М Г П и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...

23 02 2020 5:24:32

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

22 02 2020 20:30:40

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"

Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную характеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....

21 02 2020 20:29:14

Урок английского языка в 5-м классе с использованием УМК «Английский в фокусе» по теме "I'm from…"

Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...

20 02 2020 9:36:39

За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории

Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...

19 02 2020 17:39:46

Урок-ассамблея времен Петра I

Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...

18 02 2020 10:42:17

Великие географические открытия

Данный урок входит в состав темы « Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....

17 02 2020 9:48:56

Интеграция во внеклассной работе как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....

16 02 2020 16:28:13

Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...

15 02 2020 3:18:26

Внеклассное мероприятие для 7-го класса "Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны"

На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять моральную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...

14 02 2020 16:25:49

"Труд – основа жизни". 6-й класс

Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра " Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....

13 02 2020 15:46:50

Избирательная система РФ (Применение информационных технологий в образовании)

Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы Р Ф....

12 02 2020 22:40:48

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, характеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

11 02 2020 5:10:19

Классный час на тему "Холокост"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...

10 02 2020 21:24:54

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

09 02 2020 23:30:51

Урок-обобщение по теме "Россия сегодня"

Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н. И.) Урок относится к теме " Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....

08 02 2020 2:34:53

Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы " Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике....

07 02 2020 9:32:35

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

06 02 2020 13:39:22

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

05 02 2020 5:56:12

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

04 02 2020 5:46:38

Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс

Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...

03 02 2020 22:15:29

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

02 02 2020 12:15:34

Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории

В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на практике. Это « Практические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории Х Х века, « Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...

01 02 2020 22:22:47

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

31 01 2020 2:14:14

Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....

30 01 2020 14:55:36

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

29 01 2020 20:29:50

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век Н Т Р, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы " Права ребенка". ...

28 01 2020 11:17:36

Контрольно-обобщающий урок по теме "Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста"

Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного характера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....

27 01 2020 1:17:57

Интегрированный метапредметный урок английского языка и обществознания по теме "Молодежь в современном обществе"

В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....

26 01 2020 17:24:32

Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции

В статье с позиции учителя-практика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....

25 01 2020 11:36:43

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

24 01 2020 0:53:51

Учебное занятие по истории "Средневековое рыцарство"

Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, характеризующих кодекс части рыцарства. ...

23 01 2020 2:48:14

Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме « Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой « Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

22 01 2020 20:25:50

Урок обществознания "Вечные вопросы" (8-й класс)

Урок организован в форме дискуссии по вопросу: " В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с " Рабочим листом"....

21 01 2020 2:20:54

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

Программа элективного курса « Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

20 01 2020 20:33:57

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а вырабатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий Е Г Э....

19 01 2020 13:23:33

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

18 01 2020 13:42:53

Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)

Данные уроки являются началом темы « Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...

17 01 2020 13:15:18

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

16 01 2020 14:12:53

Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс

Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....

15 01 2020 18:30:49

Внешняя политика СССР в начальный период "холодной войны". Создание системы союзов

Урок является первым в изучении новой главы темы « От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...

14 01 2020 5:37:51

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

13 01 2020 18:21:50

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе

Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....

12 01 2020 13:19:18

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

11 01 2020 11:19:44

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме " Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...

10 01 2020 7:29:48

Разработка урока по истории

Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...

09 01 2020 4:29:19

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

08 01 2020 14:33:10

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

07 01 2020 10:44:52

Соседи восточных славян

Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты « Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

06 01 2020 22:40:50

Информационные технологии на уроках истории

В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

05 01 2020 5:20:21

Международные отношения в 30-е годы XX века

« Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В. Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс « Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1 С....

04 01 2020 20:27:24

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

03 01 2020 20:41:12

Элективный курс по истории России "Русские женщины в политической и общественной жизни Руси и средневековой Европы"

Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....

02 01 2020 7:21:50

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

01 01 2020 3:57:40

Познавательная игра "Государь всея Руси"

« Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....

31 12 2019 16:28:34

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

30 12 2019 14:37:24

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

29 12 2019 22:14:32

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

28 12 2019 17:22:11

Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"

На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют практические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....

27 12 2019 4:19:43

Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс

Урок истории разработан по технологии критического мышления. « Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» ( Муштавинская И. В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...

26 12 2019 21:49:15

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

25 12 2019 20:11:48

Урок по истории "Вклад жителей Красноуфимска в дело победы в Великой Отечественной войне"

Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....

24 12 2019 14:56:29

Урок-практикум "Культура сильной власти" (Культура России конца ХV–XVI веков)

Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....

23 12 2019 15:19:50

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

Методическая разработка урока по дисциплине « Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции Р Ф и « Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

22 12 2019 21:56:57

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

21 12 2019 14:52:52

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием И Т и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

20 12 2019 21:42:55

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

19 12 2019 13:53:49

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

18 12 2019 0:35:25

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

Урок " Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л. Н. Боголюбова " Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

17 12 2019 4:31:17

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

16 12 2019 11:17:36

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

15 12 2019 5:54:39

Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"

Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....

14 12 2019 22:33:13

Открытый урок по истории России "Русское зарубежье"

Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...

13 12 2019 10:39:10

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

12 12 2019 19:15:54

Урок-игра "Путешествие по ленте времени"

Урок-игра " Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы " Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...

11 12 2019 10:33:10

Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"

Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....

10 12 2019 0:12:15

Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

09 12 2019 18:21:42

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А. А. Косулиной Л. Г. " История России с древнейших времен до конца XVI века" ( М.: Просвещение, 2003). ...

08 12 2019 20:54:18

Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению " Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам " Ссылка и каторга России", " Шаги репрессий в С С С Р", " Бутовский полигон", " Зырянгал"....

07 12 2019 5:12:47

Классный час "Эхо войны в Заполярье"

Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....

06 12 2019 1:29:11

Русская живопись 2-й половины XIX века

Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П. М. Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок " Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие " Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

05 12 2019 20:39:26

Причины Реформации в Германии

Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...

04 12 2019 12:58:18

Бинарный урок "литература + история" "Смысл притчи Ф.Д. Кривина "Два камня""

Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина " Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....

03 12 2019 4:38:30

Понятие рынка

Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....

02 12 2019 18:14:13

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

01 12 2019 5:52:20

Контрольно-обобщающий урок по теме "Древний Египет" (5-й класс)

В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...

30 11 2019 12:48:37

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

29 11 2019 6:34:17

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

28 11 2019 7:16:37

Использование опорно-логических схем при изучении исторического материала

Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма " Своя опора". ...

27 11 2019 19:35:33

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

26 11 2019 22:48:43

Открытый урок по теме "Белые, красные, зеленые…"

Урок завершает тему « Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отрабатывает навыки работы в команде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....

25 11 2019 1:59:40

Урок обществознания в 11-м классе по теме "Политические партии"

Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...

24 11 2019 20:22:18

Обобщающий урок истории в 10-м классе. Тема: "Россия в XVII веке"

Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....

23 11 2019 11:58:48

Игра по истории, посвящённая 23 февраля "Надёжный щит Отечества"

Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....

22 11 2019 15:57:40

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

21 11 2019 2:56:45

Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края"

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии (« Новый год», « Рождество», « Святки», « Крещение», « Масленица»)....

20 11 2019 13:42:39

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

19 11 2019 20:28:19

Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем

Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....

18 11 2019 22:39:39

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....

17 11 2019 16:31:24

Урок обществознания на тему "Рыночная экономика". 8-й класс

На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....

16 11 2019 17:27:42

Использование современных педагогических технологий на уроках истории

В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

15 11 2019 10:58:14

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"

Урок знакомит учащихся с темой " Начало правления династии Романовых", повторяет тему " Смутное время", обращается к литературному произведению К. Ф. Рылеева " Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....

14 11 2019 22:57:47

Урок-обобщение в 10-м классе по теме: "Эпоха славных дел Петра"

Урок обобщения материала по теме " Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...

13 11 2019 9:12:53

Викторина "Елабуга тысячелетняя". Внеклассная работа по истории

Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....

12 11 2019 9:49:13

Литературно-исторический вечер, посвященный 200-летию со дня открытия Царскосельского лицея

Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. « Пушкин», « Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....

11 11 2019 1:10:27

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

10 11 2019 3:48:49

Битва за Москву 30 сентября 1941 года – 20 апреля 1942 года

Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....

09 11 2019 7:28:58

Творческий проект по предмету «История и культура родного края» в 10-м классе. Тема: «Первые монастыри в Вологодском крае»

Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....

08 11 2019 3:13:14

Интеллектуальная игра-историческое лото "Древний мир". 5-й класс

Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра « Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....

07 11 2019 10:39:10

Конспект урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Представлен конспект урока истории по теме " Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....

06 11 2019 7:42:58

Никита Сергеевич Хрущев: он "запустил" не только спутник и умел "сажать" не только кукурузу…

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « С С С Р в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи И К Т. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....

05 11 2019 23:45:38

Турнир знатоков военной истории России

Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

04 11 2019 3:44:52

"Воинский долг"

Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

03 11 2019 22:25:44

Декада гуманитарных наук в школе

Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

02 11 2019 13:26:17

В театре Диониса. 5-й класс

Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....

01 11 2019 2:40:45

Повторительно-обобщающий урок "Социальное развитие современного общества". Обществознание. 11-й класс

В процессе подготовки к Е Г Э важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....

31 10 2019 4:54:56

Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо- Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....

30 10 2019 4:56:32

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме « Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу " История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и практических методов; ориентирует на практико-ориентированный подход в обучении....

29 10 2019 15:40:31

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

28 10 2019 1:29:10

Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......

27 10 2019 18:56:23

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

26 10 2019 20:21:44

Формирование правового сознания на уроках обществознания

Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный характер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

25 10 2019 2:15:26

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

24 10 2019 6:13:12

В защиту традиционной (классической) технологии

При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы практически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

23 10 2019 4:42:45

Урок истории в 7-м классе "Дворцовые перевороты"

Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....

22 10 2019 13:25:54

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

21 10 2019 1:48:32

Тема: "Небесный покровитель Руси. Георгий Победоносец"

Цель занятия – определить роль и место святого Георгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Георгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Георгия на Руси, изучают историю ордена Георгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Георгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....

20 10 2019 0:47:16

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

19 10 2019 22:36:29

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме " Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

18 10 2019 2:47:11

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

17 10 2019 15:23:21

Александр Невский — символ нации

Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....

16 10 2019 8:52:54

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

15 10 2019 22:28:59

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

14 10 2019 9:44:34

Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....

13 10 2019 13:23:33

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе « Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – практикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

12 10 2019 10:36:20

Общественные движения первой четверти XIX в.

Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...

11 10 2019 4:43:34

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

10 10 2019 9:34:10

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

09 10 2019 22:55:53

Открытый урок по всемирной истории на тему «Английская революция XVII века». 8-й класс

Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опорный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....

08 10 2019 18:20:29

Урок истории в 5-м классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме " Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....

07 10 2019 8:51:10

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8-м классе

Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы К Т П внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и практические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки ( З У Н). ...

06 10 2019 1:11:14

Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"

Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А. П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....

05 10 2019 8:14:38

Урок по теме "Конституция"

Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “ Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....

04 10 2019 9:18:54

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток" в форме игры КВН "Знатоки истории Древнего Востока". 5-й класс

Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...

03 10 2019 2:58:35

Урок истории по теме "Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права". 10-й класс

Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....

02 10 2019 0:13:12

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

01 10 2019 9:28:32

Культура России в первой четверти XVIII в. 7-й класс

На уроке применяются различные педагогические технологии ( И К Т, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интерактивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....

30 09 2019 15:53:31

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.