"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"
Цели урока – воссоздать панораму событий Кавказской войны 1817-1864 гг.; понять суть и истоки этого конфликта; показать на конкретных фактах героизм и мужество как русских солдат и офицеров, так и кавказских горцев; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа
При этом решаются следующие задачи:
-развивать у учащихся способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к событиям истории и современности.
-формировать у учащихся историческое мышление – способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
-воспитывать гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций; расширять социальный опыт учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
Оборудование урока: учебник, доска, географические и политические карты, дополнительная литература, видео-, фото-, киноматериалы, тематические газеты и стенды.
Методические рекомендации по проведению урока
Урок рассчитан на учащихся старших классов школы (9-11кл). По времени урок может занимать два академических часа (80-90 мин.).
При подготовке к уроку учащиеся класса могут быть разбиты на отдельные группы с целью выполнения проектов по теме урока. Для этой цели учащимся необходимо самостоятельно ознакомиться с учебной и дополнительной литературой по истории, географии, этнографии и культуре. Кроме того, учащиеся могут подготовить фото-, кино-, видеоматериалы, выпустить тематические газеты или стенды по данной тематике, обеспечивающие наглядность на данном уроке, представить индивидуальные и групповые творческие проекты.
Доклады и сообщения могут быть выполнены по следующим темам:
- Жизнь в горах (традиции, быт и обычаи кавказских горцев в начале XIX в.);
- Россия на Кавказе: дипломатическая история до начала Кавказской войны;
- Начало войны. Мятеж в Чечне. Генерал Ермолов;
- Тактика и стратегия войны: горцы;
- Тактика и стратегия войны: русские;
- Герои войны (горцы): Гази-Мухаммед, имам Шамиль, наибы Шамиля;
- Герои войны (русские): М.С. Воронцов, А.И. Барятинский, русские офицеры;
- Война в воспоминаниях участников
- Итоги и уроки войны;
- Россия на Кавказе. XX век.
На первом этапе урока ведущий (учитель) выдвигает проблемы и ставит цель занятия, предлагает вопросы к обсуждению. Учащиеся знакомы с этими вопросами, однако необходимо еще раз заострить на них внимание, для чего необходимо придать им проблемный хаpaктер с целью побудить учащихся высказывать свои предположения и грамотно их обосновывать.
На этапе обсуждения проблем, целью которого является закрепление и совершенствование знаний, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся как можно активней включались в коллективную работу, свободно высказывались, проявляли самостоятельность суждений, следить за тем, насколько свободно они ориентируются в изучаемом материале, как привлекают разнообразные источники знаний. Следует отмечать, с какой глубиной, обстоятельностью рассматриваются поставленные вопросы, каков научный уровень изложения.
На этапе обобщения, систематизации знаний необходимо подвести итоги обсуждения, сформулировать выводы, выяснить вопросы, которые недостаточно освещены. Следует установить, как учащиеся справились с поставленными задачами, насколько рационально использовано время и плодотворно прошел урок.
Ход урока
Ведущий (учитель): Война на Кавказе в XIX веке настолько не изучена, что даже в любой энциклопедической статье, претендующей на строгую научность, можно чуть ли не после каждого слова поставить вопросительный знак, начиная прямо с заголовка и дат ее начала, и уж тем более окончания. Единства мнений не существует до сих пор. Вот почему в предлагаемом “круглом столе” будут рассмотрены различные точки зрения. На наш взгляд это необходимо для того, чтобы попытаться помочь сориентировать участников круглого стола в тех научных поисках, которые ведутся по данной проблеме в настоящее время.
Сегодня нам предстоит ответить на ряд вопросов, касающихся Кавказской войны как исторического явления, попытаться раскрыть ее сущность, причины. Выяснить, возможно ли было избежать подобных трагических событий. Отметить героические страницы войны, рассмотреть ее главных действующих лиц, и в заключении, подводя итог, постараться ответить на вопрос – нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем? Не подогреваем ли мы тем самым шовинистические чувства? Не подливаем ли масла в огонь национализма?
Далее ведущий (учитель) предлагает к обсуждению тот или иной вопрос, позволяя участникам высказывать различные точки зрения. В ходе урока деятельность ведущего (учителя) сводится к координации действий участников круглого стола. Ведущий должен следить за регламентом обсуждения вопросов, так как время обсуждения строго ограничено рамками урока. Примерное время для высказываний и обсуждения – 5-7 минут. В ходе обсуждения учащиеся могут демонстрировать подготовленные ими материалы. Ведущий (учитель) по окончании обсуждения конкретного вопроса должен обобщить все сказанное и сделать необходимый вывод по данному вопросу.
Примерные вопросы и выводы
1. Насколько термин “Кавказская война” отражает сущность происходивших событий? Что это было: завоевание, колонизация, гражданская война?
(Термин “Кавказская война” в большей степени географический, т.е. определяющий место событий. Он появился в дореволюционной историографии и не отражает сути данного явления. Говоря о самой войне, следует иметь в виду, что это была скорее гражданская война между обществами или группировками горцев Кавказа, чем, в свою очередь, пытались воспользоваться не только Россия, но и Турция, Иран и Великобритания.
Что же касается России, то, по всей видимости, эта война носила и завоевательный и колонизационный хаpaктер, именно колонизационный, а не колониальный, как, например, войны Британии и Франции в Африке, Индии и Индокитае. Во всяком случае, вопрос о термине, применимом к этой войне, остается открытым и требует глубокого анализа и детальной проработки событий той эпохи.)
2. Как бы вы оценили роль Ермолова: объективно он способствовал или препятствовал развитию конфликта на Кавказе?
(Фигура генерала Ермолова в истории русско-кавказских отношений одиозна и неоднозначна. С одной стороны, мы видим великого труженика и преобразователя, с другой же – прослеживается достаточно прямолинейный и жесткий государственный чиновник, пытающийся коренным образом изменить обстановку на Кавказе. Как человек европейского склада ума и образования он не допускает и мысли о существовании традиционных отношений на вверенной ему территории. Как человек военный он поступает прямолинейно и жестко, а зачастую и резко. Винить его в развязывании войны очень трудно, т.к. для ее начала хватало и других (внутренних) причин, но проводимая им политика, без сомнения, ускорила столкновение).
3. Мюридизм. Была ли такая идеология на Северо-Западном Кавказе?
(Вопрос о мюридизме, как идеологии, достаточно сложен. Для того чтобы народ воспринял ту или иную идеологию, последняя должна иметь под собой определенную почву среди данного народа. Кавказ в ту эпоху представлял собой “кипящий котел”, в котором “варилась” масса народностей со своим мировоззрением и религиозными представлениями, начиная с ислама в различных его толкованиях и заканчивая язычеством. Все это накладывалось друг на друга, перемешивалось, приобретая причудливые формы. Видимо, только об одном можно говорить без тени сомнения: в результате войны происходит процесс полной исламизации Северного Кавказа, приведший горцев к религиозному единообразию).
4. Как в отечественной исторической науке менялись подходы к Кавказской войне?
(В советской историографии взгляды на сущность Кавказской войны и ее героев неоднократно менялись. Сущность войны определялась и как завоевание со стороны России и как приобщение полудиких горцев Кавказа к цивилизации, со стороны же самих горцев, эту войну пытались представить как национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи. Лидеров горцев, в частности Шамиля, пытались представить то героем, борцом за свободу и независимость Кавказа, то турецким и английским агентом, действовавшим против России.
В настоящее время этот вопрос также является дискуссионным, требующим глубокой проработки.)
5. Можно ли согласиться с датами начала и конца войны, которые приводятся в справочниках и учебниках: 1817-1864 гг.?
(В отношении датировки этой войны также нет единого мнения. Как мы видим из высказываний участников, отношения между горцами и русской администрацией носили сложный хаpaктер. Не все горские ханы добровольно принимали подданство России, а принявшие его не всегда могли отследить действия своих подданных. Стычки между самими горцами и горцами и русскими происходили пpaктически постоянно. С чем, кстати, и пытался бороться генерал Ермолов, называя обычай совершать набеги “хищничеством”. Пожалуй, с полной уверенностью, можно говорить лишь о постепенной (с конца 20-х-начала 30-х гг. XIX в) эскалации войны, вызванной, с одной стороны, распрями среди самих горцев, с другой – действиями русской администрации.)
6. Насколько существенным было английское и турецкое влияние на Кавказе? Роль этих стран в эскалации Кавказской войны.
7. Шамиль – борец за свободу или ставленник Турции?
(Конечно, и Турция, и Великобритания, считавшие Кавказ зоной своего влияния, проявляли определенную озабоченность продвижением русских в данном регионе, что и приводило к попыткам с их стороны поставить под свой контроль движение горцев. Однако отношение самих горцев и их лидеров к такому влиянию было неоднозначным. Если Северо-Западный Кавказ в определенной степени и испытывал такое влияние, то на северо-востоке такого влияния пpaктически не было. Отношение Шамиля, а равно и других лидеров горцев, к подобным действиям турок и англичан было довольно критическим. К примеру, Гази-Мухаммед говорил: “Когда я возьму Москву, отправлюсь в поход на Стамбул”. В силу сказанного, вряд ли можно считать Шамиля и других горских вождей агентами Турции и Великобритании).
8. Осознавало ли русское правительство, что ведет колониальную политику, и насколько оно ее реально вела?
(В одном из своих выступлений по истории Кавказской войны профессор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова М.М. Блиев говорит следующее: “Я вижу два этапа в русско-кавказских отношениях. Первый: установление отношений с Россией, присоединение к ней с сохранением собственных правителей. Второй: установление российской самодержавной администрации с помощью военной силы…
Была ли российская администрация колониальной? Смотря что понимать под словом “колония”. Россия не была капиталистической страной и колоний “капиталистического” типа не имела. В Осетии, например, Россия устанавливала обычную администрацию, и должности там зачастую занимали осетины” (Олейников Д., Бондарев В. Перевернутый мир бесконечной войны// Родина. - № 3-4.- 1994. – С. 22).
9. Каковы основные проблемы, стоящие перед историком, занимающимся изучением данной темы?
10. Правильно ли мы поступаем, когда в сложных условиях в области межнациональных отношений, обращаемся к этой теме?
(Проблема номер один при изучении Кавказской войны, как и любого другого исторического события, – это проблема объективности. Именно объективный подход к историческому прошлому позволяет лучше ориентироваться в настоящем. Подобный подход не унижает и не возвеличивает ни одну из сторон, но позволяет судить о них на равных основаниях.
Что же касается необходимости освещения подобных вопросов в наше сложное время, то, как уже отмечалось выше, это необходимо хотя бы потому, что именно в прошлом лежат корни современных проблем и искать выхода без опоры на объективное знание истории так же бессмысленно, как искать иголку в стоге сена. Изучение подобных вопросов ни в коей мере не унижает историческое прошлое народов, а наоборот, не дает забыть, как славные, так и трагические страницы их истории).
В заключение урока следует обобщить сказанное и сделать общий вывод по теме.
В ходе подготовки и проведения урока могут употрeблляться слова и термины, значение которых может быть не совсем понятно обучающимися. Ниже, в приложении, мы приводим словарь основных терминов, которые могут быть использованы на уроке.
Ведущий (учитель): Россия долго была империей, а всякая империя, чтобы существовать в своем натуральном виде, должна расширяться. Для этого существовал классический способ – завоевательные войны, одной из которых в истории России и является Кавказская война. Она продолжалась немало лет – всю первую половину прошлого столетия – и велась, главным образом, в Чечне, Дагестане, на Северо-Западном Кавказе. Уже ее продолжительность свидетельствует об упорстве сторон – монархов России и кавказских горцев, объявивших священный газават против “неверных”, пришельцев с Севера. Конечно, силы сторон были неравными, как неадекватными были средства и цели этой войны. Для России это была в некотором смысле “война престижа”, “карманная война”, с различной степенью удач по “усмирению” горцев. Для горцев же дело шло о защите национально-религиозной независимости, сохранении вековых исламских устоев.
Наверное, в отличие от официального, имперско-шовинистического отношения к Кавказской войне, присущего верхам российского общества, его передовая, прогрессивная часть имела на нее свой взгляд. От него не могло укрыться, как на Кавказе погибали русские солдаты, годами тянули нелегкую лямку походной жизни армейские офицеры. И в то же время там отмывали запачканную честь проштрафившиеся дворянские дети, делали военную карьеру удачливые генералы, наживали капиталы поставщики и интенданты.
Примечательно, что Кавказская война явилась заметной страницей не только русской истории, но и русской культуры. Именно в лучших произведениях Л. Толстого, М. Лермонтова, А. Бестужева-Марлинского воплотилась ее иногда романтическая, иногда пронзительно реалистическая правда, несомненно, оставившая свой благотворный след в русском общественном сознании.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Рисунок 13.
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 05 2022 10:30:40
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
18 05 2022 13:29:57
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
17 05 2022 7:40:26
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
16 05 2022 5:49:36
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
15 05 2022 9:28:28
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
14 05 2022 12:48:48
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
13 05 2022 2:34:18
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
12 05 2022 19:52:14
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
11 05 2022 23:54:52
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
10 05 2022 17:29:40
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
09 05 2022 3:20:16
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
08 05 2022 21:20:48
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
07 05 2022 2:43:38
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
06 05 2022 20:17:12
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
05 05 2022 9:48:37

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
04 05 2022 16:51:58
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
03 05 2022 0:24:54
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
02 05 2022 11:50:11
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
01 05 2022 0:14:27
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
30 04 2022 16:48:39
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
29 04 2022 2:22:26
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
28 04 2022 7:22:55
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
27 04 2022 21:21:19
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
26 04 2022 23:26:52
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
25 04 2022 13:15:24
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
24 04 2022 16:56:39
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
23 04 2022 16:13:31
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
22 04 2022 12:30:34
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
21 04 2022 15:36:40
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
20 04 2022 1:58:30
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
19 04 2022 9:11:44
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
18 04 2022 12:52:20
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
17 04 2022 9:29:20
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
16 04 2022 15:54:35

Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
15 04 2022 6:33:49
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
14 04 2022 0:45:54
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
13 04 2022 18:27:22
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
12 04 2022 8:23:44
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
11 04 2022 4:17:53
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
10 04 2022 13:36:11
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
09 04 2022 10:12:55
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
08 04 2022 17:19:16
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
07 04 2022 5:26:56
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
06 04 2022 6:46:37
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
05 04 2022 17:25:26
Предлагается игра по истории Древнего мира....
04 04 2022 10:54:23
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
03 04 2022 21:19:29
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
02 04 2022 9:14:46
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
01 04 2022 9:19:44
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
31 03 2022 5:37:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::