Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"
Место урока в учебном плане: итоговый по теме: "Киевская Русь в IX - начале XII вв.".
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интеpaктивная доска " SMART",
- мультимедийная презентация " Древняя Русь. IX - XII вв." с иллюстративным материалом.
Учебный материал:
- индивидуальные рабочие листы учащихся;
- творческие задания для групповой работы;
- задания для повторения (в программе Notebook);
- задания для работы в группах (исторические источники, иллюстрации, информационное сопровождение урока (в программе Power Point);
- видеоматериал из энциклопедии " История России . 862 - 1917 гг.";
- домашние заготовки учащихся по теме урока (рисунки, вырезки из рисунков, исторические картинки по теме).
Литература
- Учебник. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в;
- Назаренко Н.М. Поурочные планы по учебнику А,А.Данилова, Л.Г.Косулиной " История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI века".Часть I;
- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной " История государства и народов России", 6 класс.
Цели урока:
Обучающие:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Киевская Русь";
- Дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси;
- Пополнить знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
Развивающие:
- закрепить знание основных дат и понятий;
- развитие учащихся способностей учащихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
- развитие умений учащихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
- способствовать развитию:
- излагать грамотно свои мысли;
- развивать монологическую речь;
- прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
- творчески подходить к выполнению заданий;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
- логического мышления и образного восприятия;
- навыков анализа исторических источников;
- изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий;
- навыков работы с интеpaктивной доской SMART board.
Воспитательные:
- Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
- Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности, музыки, видеофрагментов на уроке.
Форма урока: путешествие.
Особенности роли учителя: учитель выступает на данном уроке в роли координатора самостоятельной деятельности учащихся и составителя учебного материала для данного урока (три задания для самостоятельной работы для всех учащихся в течение всего урока и учебных материалов при использовании ИКТ на уроке.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point, заданиями в программе Notebook (для интеpaктивной доски SMART board).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.
Опережающие задания: подготовка информационных материалов по теме урока, информационных источников и дополнительной литературы.
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
1 этап: Вводно-мотивационный. | |||
1. | Вступительное слово учителя | 1 мин. | |
2. | Организационный момент (формулирование темы, постановка цели и задач урока). |
Слайд - презентация (PowerPoint); Составление кластера. |
2 мин. |
3. | Повторение и закрепление знаний | Задания в программе Notebook (использование
интеpaктивной доски); Работа с индивидуальными рабочими листами (Приложение 2) |
10 мин. |
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/. | |||
4. | Углубление и обобщение знаний, умений и
навыков ( работа в группах). |
Задания в программе Notebook (использование
интеpaктивной доски). Работа с историческими источниками, иллюстрациями. Изготовление картины из домашних заготовок " Преданья старины глубокой". |
12 мин. |
III этап: Контроль и коррекция. | |||
5. | Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе). | Использование интеpaктивной доски. Представление самостоятельной работы учащихся (картина из истории Древнерусского государства). |
10 мин. |
6. | Подведение итогов. | 5 мин. | |
7. | Домашнее задание. |
Ход урока
На доске эпиграф урока:
"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор.
Урок сопровождается презентацией (Приложение 1)
Вступительное слово учителя.
Приветствие учащихся: "Здравствуйте, ребята!" В третьей четверти мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно - Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.
В период изучения данной темы мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока.
Чтение эпиграфа.
Вопрос учащимся: В каком своем великом произведении монах Киево - Печерского монастыря написал эти строки и в каком веке? ("Повесть временных лет". 1113 год).
Выявление психологического настроя учащихся: Учащимся предлагается в задании №1 индивидуального рабочего листа (мордашки, 3 вида) отметить, какому виду мордашки соответствует настроение каждого ученика на начало урока.
Организационный момент (формулирование темы урока, целей и задач):
- Ребята! Я приглашаю Вас в путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте внимательно вопрос и попробуйте определить тему сегодняшнего урока (слайд № 1 - 6 (Презентации).
- О чем идет речь? (Учащиеся высказывают свое мнение по поставленному вопросу: на слайдах презентации мы увидели чередование наглядного исторического материала из истории Киевской Руси.)
На интеpaктивной доске появляется слайд № 2.
Учитель предлагает учащимся, используя вопрос, сформулировать тему урока.
(Учащиеся: тема нашего урока: "Путешествие в Киевскую Русь".)
На интеpaктивной доске появляется слайд №3.
Учитель: Ребята, а какие ключевые слова вы можете соотнести с понятием Киевская Русь?
(Учащимся предлагается выполнение задания № 2 в индивидуальных рабочих листов, на которых они составляют кластер слова "Киевская Русь":
Учитель, используя функцию интеpaктивной доски "Вставить пустую страницу", пишет на доске "Путешествие").
(Составляется кластер с помощью ответов учащихся - см .слайд № 4
Повторение и закрепление знаний. (Работа с интеpaктивной доской).
Задания в программе Notebook для интеpaктивной доски SMART board).
Задание 1. Определите понятия и определения, связанные с событиями истории Древнерусского государства" Киевская Русь".
(Учащиеся называют понятия и определения, учитель убирает на экране закрытые слова для проверки правильности ответов учащихся).
Задание 2. Определите имена первых киевских князей и годы их правления.
Учитель: - Ребята! Следующее задание необходимо выполнить в индивидуальных рабочих листах. При ответах необходимо вспомнить и прокомментировать у доски (а остальные ученики в рабочих листах) заслуги перед своим государством каждого из князей).
(Свои ответы учащиеся аргументируют фактами и доказательствами о значении правления каждого указанного киевского князя).
Учащиеся работают у доски по очереди (соотносят имена первых киевских князей с датами их правления).
Действия учащихся, работающих у доски, обсуждаются в классе.
Таким образом учащиеся повторяют события истории Древнерусского государства, а также развивают прострaнcтвенное воображение.
Задание 3. Соотнесите понятия и определения с религией Древнерусского государства.
Учащиеся должны соотнести понятия и названия из истории язычества и христианства, расположив их в соответствующей колонке. В выполнении задания могут участвовать несколько учащихся.
Задание 4. Соотнесите понятия и определения с областью культуры и искусства Киевской Руси.
После выполнения учитель выводит на экран проверку задания с оценками самопроверки. Учащиеся проверяют выполненную работу и выставляют себе оценки в индивидуальные рабочие листы.
Задание 5. По окончанию выполнения задания, учитель обращает внимание учащихся на Цифровую цепочку дат (историческая задача).
8628829119459809881072106810191054972109711131125
Учитель: Ребята, в задании №3 индивидуальных рабочих листов вам необходимо подумать и решить данную историческую задачу при помощи использования ваших знаний по теме. (учащиеся выполняют решение исторической задачи: необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и дать определение каждой из дат:
Учитель: Ребята, а теперь поменяйтесь рабочими листами и проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране.
(Слайд, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи и условия оценивания данного задания:
- 862 год - призвание варягов восточно - славянскими и финно - угорскими племенами;
- 882 год - образование Древнерусского государства " Киевская Русь";
- 911 год -
- 945 год -
- 980 год -
- 988 год -
- 1072 год -
- 1068 год -
- 1019 год -
- 1054 год -
- 972 год -
- 1097 год -
- 1113 год -
- 1125 год -
Задание 6. Выполнение логической цепочки правления первых киевских князей.
(Слайд, на котором помещена логическая цепочка с пропусками имен первых киевских князей.)
Учитель: Ребята, в задании № 4 индивидуальных рабочих листов вам предлагается выполнить задание по заполнению пробелов логической цепочки, которая указывает на очередность правления первых киевских князей. После выполнения данного задания, обменявшись рабочими листами, проверите правильность выполнения задания по данным на экране (Слайд с правильными вариантами ответов).
Учитель: Ребята, предлагаю оценить выполнение задания согласно данных на экране слайда.
Минутка здоровьесбережения.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах).
Класс разделен на 4 группы. В каждой группе по 5 человек.
Учитель: - Ребята, в результате повторения мы выяснили, что вы знаете об истории Древнерусского государства. Но время идет, и очень много фактов остаются неизвестными. Вам предстоит восстановить эти факты. Для этого мы создадим научно - исследовательскую лабораторию, где каждая группа будет заниматься исследованием неизвестных страницами истории Древнерусского государства
Для этой цели вы получите секретные свитки с документом, который необходимо будет исследовать, и разгадать тайну истории. Для выполнения задания вам предложен алгоритм работы с историческими источниками, в которых вы и найдете ответ на вашу историческую загадку.
(Каждая группа получает свиток с документом, выдержки из исторических источников, алгоритм работы и историческим источником. Если учащиеся нуждаются в помощи, то учитель может е оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего товарища по группе (если он в ней нуждается). После того, как большинство учащихся справятся с заданием, решение каждой группы выводится на доску и комментируется учащимися данной рабочей группы).
7. Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе).
Группа, выполнившая работу, выходит к доске и восстанавливает свою страницу, отчитывается о проделанной работе и получении новой информации по истории Киевской Руси.
Группа 1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т.д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.
Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут - в святые!
Выступление учащихся группы № 1: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
Ольга киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древлян, в отместку за cмepть мужа сожгла их главный город Искоростень, присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей cмepти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.
Группа 2. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых "было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове:"
Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован. Почему?
Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд , с правильным ответом на вопрос:
Владимир - Великий, князь Киевский (980-1015); В русских былинах Владимир назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью при Иване Грозном. Традиционная история княжения Владимира такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После cмepти Святослава произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хазарские евреи, "немцы" от папы и грек -"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства.. Владимир разрушил идолов и крестил киевлян).
Группа 3. Описание Святослава:
"Голова у него была совсем гoлая, но только на одной ее стороне висел локон волос".
Что означал висевший локон волос?
Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
По словам византийского хрониста Льва Дьякона, Святослав был "среднего роста и весьма строен, имел широкую гpyдь, плоский нос, гoлyбые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась
Группа 4. Как вы знаете, восточные славяне долгое время были язычниками:
":В случае беды в старину говорили: "Чур, меня защити!".
Что могли означать эти слова?
Выступление учащихся группы № 2: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
Подведение итогов:
Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.
Задание учащимся: Оценить свое настроение в конце урока, отметить мордашку одну из трех видов.
Выставление оценок. (Руководителей каждой группы с оценкой работы участников группы)
Домашнее задание (по выбору): Картина, сочинение, поделка, историческая находка в школьный музей истории.
Большое спасибо за работу на уроке.
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
18 03 2024 2:28:47
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
17 03 2024 15:10:10
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
16 03 2024 15:53:23
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
15 03 2024 5:52:51
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
14 03 2024 19:40:35
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
13 03 2024 16:45:27
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
12 03 2024 8:24:52
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
11 03 2024 14:35:35
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
10 03 2024 6:11:58
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
09 03 2024 10:33:26
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
08 03 2024 3:49:11
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
07 03 2024 3:38:18
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
06 03 2024 6:56:57
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
05 03 2024 3:19:18
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
04 03 2024 1:38:58
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
03 03 2024 18:33:31
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
02 03 2024 21:52:31
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
01 03 2024 21:15:29
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
29 02 2024 22:31:18
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
28 02 2024 22:14:37
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
27 02 2024 9:13:41
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
26 02 2024 20:51:16
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
25 02 2024 15:43:38
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
24 02 2024 0:47:29
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
23 02 2024 11:31:10
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
22 02 2024 6:23:35
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
21 02 2024 12:29:16
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
20 02 2024 5:22:27
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
19 02 2024 3:27:18
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках". ...
18 02 2024 10:55:45
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
17 02 2024 4:48:28
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
16 02 2024 23:23:54
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
15 02 2024 9:34:25
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
14 02 2024 0:14:14
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
13 02 2024 14:57:22
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
12 02 2024 19:19:13
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
11 02 2024 15:38:52
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
10 02 2024 1:59:33
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
09 02 2024 5:56:45
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
08 02 2024 4:15:29
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
07 02 2024 4:29:18
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
06 02 2024 19:42:28
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
05 02 2024 0:11:48
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
04 02 2024 11:22:47
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
03 02 2024 20:51:56
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
02 02 2024 13:41:49
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
01 02 2024 23:51:44
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
31 01 2024 21:19:23
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
30 01 2024 14:56:28
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
29 01 2024 3:18:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::