Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"
Цели урока:
- Охаpaктеризовать личность Екатерины II, познакомить учащихся с реформами 18 века, показать необходимость развития капиталистических отношений, сравнить политику Екатерины II и предшествующих ей правителей и сделать вывод о роли личности Екатерины II в истории.
- Совершенствовать работу с учебником, документами, умение составлять таблицу, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, умение общаться, доносить до аудитории информацию, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причины, следствия, связи между историческими явлениями
- Воспитывать на примере Екатерины II – образованнейшей женщины, желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм, гордость за свою Родину.
Оборудование урока: учебник «История России» часть 2, иллюстрации, документы, атлас, карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века», памятки.
Тип урока: изучение нового материала
Форма учебной работы: групповая
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- частично – поисковой
- проблемный
Оформление доски
Раздел «Россия во второй половине 18 века»
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
Карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века»
Портрет Екатерины II
Проблемный вопрос по разделу : «Традиционализм или модернизация хаpaктерны для России во второй половине 18 века?»
Проблемный вопрос по теме урока: «Немка на престоле» или Великая государыня?»
Таблица
Модернизация | Традиционализм |
Ход урока
1. Вводное слово учителя
Закончилась эпоха дворцовых переворотов, к власти пришла Екатерина II, которую назовут «Великая», правившая страной с 1762 по 1796г.г. на протяжении 34 лет – целой эпохи, ей будут посвящены несколько уроков
Тема сегодняшнего урока «внутренняя политика Екатерины II»
2. Постановка целей урока учащимися (возможна их запись на доске)
3. Озвучивание проблемных заданий
- на данный конкретный урок (запись на доске)
- на всю тему (запись на доске)
4. Разделение класса на группы, каждой из которой дается пакет документов.
Работа в группах предполагается в течении 8-10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.
На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ на проблемное задание в письменном виде – эссе.
1 группа
Личность Екатерины II
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 61,62
- В.О. Ключевский «Хаpaктер»
- Использовать памятку «Хаpaктеристика исторической личности»
В течение 8-10 минут группа готовит:
- Устное выступление по теме (не более 5 минут)
- На листке ватмана выписывает основные черты хаpaктера Екатерины II
Памятка – алгоритм хаpaктеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
2 группа
Эпоха просвещения
Группа получает задание:
- Прочитать п. 47 стр. 62
- Наказ Екатерины II
- Дополнительные материалы
- Использовать памятку «Умение доказывать»
В течение 8-10 минут группа готовит устное выступление по вопросам
- Идеи, которые свидетельствуют о политике «просвещенного абсолютизма»
- Как вы думаете, что было реальным для пpaктического осуществления, а что утопительно
- На листке ватмана выписывают основные идеи «Наказа»
Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
3 группа
«Золотой век дворянства»
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр.63
- Документ «Жалованная грамота дворянству»
В течение 8-10 минут ответить на вопросы:
- Почему время правления Екатерины II получило название «золотой век дворянства»
- Какую цель Екатерина II преследовала, создавая благоприятные условия жизни для этого слоя населения? (ответ рассчитан на 5 минут)
4 группа
Управление государством
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 62-63
- Познакомиться со схемой «Местное управление во 2 половине 18 века»
В течение 8-10 минут
- Составить схему центральных органов власти при Екатерине II (на ватмане отобразить)
- Ответить на вопрос: какое значение для государства имела реформа управления (ответ рассчитан на 5 минут)
Заключение
- Обсуждение проблемного вопроса и выводы (можно заслушать только одну группу, остальные сдадут письменную работу – эссе.)
- Рефлексия: заполнение таблицы
Знал Узнал Хочу узнать - Оценивание работы учащихся (возможно самими учащимися)
- Комментирование домашнего задания (по выбору)
- п.47
- Подготовка сообщения на тему «Екатерина II как личность»
- Начать заполнение таблицы:
Традиционализм Модернизация
Памятка: как работать в группе
- Предложить учащимся разделиться на группы по способностям.
- Выбрать в группе лидера, который будет координировать работу.
- Группы получают четко сформулированные задания (каждый должен посильно участвовать в решении поставленных задач)
- Стараться включать в задания группам документы. Исторические источники, что позволит выpaбатывать у учащихся навыки работы с ними.
- Представлять различные точки зрения на один и тот же вопрос. Чтобы учить анализировать. Сравнивать и делать выводы.
- Желательно ставить проблемные вопросы, рассчитанные как на отдельный урок, так и на целую тему.
- Для развития коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки предлагается оценивание работы самими учащимися в группе.
Список литературы:
- Буганов В.И., Зырянов П.И. История России конец 17-19 век. Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М.Просвещение.2002
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М. Владос, 2001
- Ключевский В.О. «О русской истории» М.Просвещение, 1993
- Кочетов Н.С. История России. Конец 17-19 век.10 класс: Поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова. Волгоград: Учитель, 2005
- Мироненко С.В. История Отчества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. М. Политиздат, 1991
- Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18: 7 класс» (М.: Просвещение) М. Экзамен, 2006.
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
18 03 2024 8:10:55
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
17 03 2024 11:27:34
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
16 03 2024 11:30:29
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
15 03 2024 3:13:52
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
14 03 2024 3:25:41
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
13 03 2024 12:20:49
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...
12 03 2024 16:25:41
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
11 03 2024 16:40:43
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
10 03 2024 23:35:53
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
09 03 2024 3:30:21
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
08 03 2024 5:38:26
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
07 03 2024 1:38:59
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
06 03 2024 22:51:20
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
05 03 2024 20:44:33
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
04 03 2024 18:15:32
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
03 03 2024 2:40:44
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...
02 03 2024 13:12:35
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
01 03 2024 15:27:42
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
29 02 2024 8:48:10
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
28 02 2024 23:14:53
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...
27 02 2024 4:32:26
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
26 02 2024 16:56:57
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...
25 02 2024 16:35:52
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
24 02 2024 12:28:27
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
23 02 2024 17:17:25
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
22 02 2024 2:38:39
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
21 02 2024 18:34:52
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
20 02 2024 14:13:10
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 02 2024 0:25:34
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
18 02 2024 15:13:11
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...
17 02 2024 6:40:35
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
16 02 2024 11:29:25
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
15 02 2024 21:32:31
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
14 02 2024 17:48:51
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
13 02 2024 1:26:24
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
12 02 2024 0:18:40
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
11 02 2024 11:42:21
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
10 02 2024 20:31:15
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...
09 02 2024 12:15:41
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
08 02 2024 7:22:30
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
07 02 2024 7:44:41
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
06 02 2024 20:50:57
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
05 02 2024 23:19:13
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
04 02 2024 1:48:52
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
03 02 2024 15:44:23
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...
02 02 2024 8:11:21
Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
01 02 2024 13:33:25
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
31 01 2024 3:52:32
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
30 01 2024 8:34:50
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
29 01 2024 22:14:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::