Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"
Тип урока: Урок-деятельностная игра “Лабиринт законов” (урок сообщения новых знаний).
Задачи:
1. Дать понятие семьи, бpaка и познакомить с условиями заключения, расторжения бpaка.
2. Развитие гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.
3. Воспитание активной жизненной позиции на основе уважения морали, соблюдения закона.
4. Формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.
Источники информации: Учебник А.Ф.Никитин “Право и политика”, параграф 17, М.Аксёнова “Энциклопедия для детей”. Иллюстрации картин: П. Федотов “Сватовство майора”, “Свежий кавалер”, стихотворения Э. Асадова, пословицы, статотчёты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация, диаграммы.
Основные понятия: Конституция Российской Федерации, закон, кодекс, граждане, семья, бpaк, ЗАГС, регистрация, государственный акт (официальная запись), свидетельство о бpaке, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, развод.
ХОД УРОКА
1. Мотивационный аспект.
- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!
Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Мозговой штурм.
Ребята работают в группах и заполняют таблицу.
1-я группа Что даёт семья человеку? |
2-я группа Что объединяет члeнов семьи? |
1-я группа Что семья даёт государству? |
2-я группа Назовите члeнов семьи |
защиту | родство | граждан | супруги |
взаимопонимание | общее хозяйство | работников | родители и дети, приёмные родители |
покой | дети | налогоплательщиков | бабушки и дедушки |
продолжение рода | традиции | учёных | отчим, мачеха |
уважение | права и обязанности | изобретателей | пасынки, падчерицы |
тепло | защитников Отечества | родные братья и сёстры |
3. Источники, регулирующие семейное право. Работа в группах.
Что же такое семья? Дайте объяснение изречениям.
1-я группа: “Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер
2-я группа: “Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С Макаренко
Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.
Конституция Российской Федерации
№ статьи | Содержание статьи |
2 | Высшая ценность - человек |
19 | Равноправие всех граждан России перед законом и судом |
20 | Право на жизнь |
21 | Достоинство личности |
22 | Право на свободу и личную неприкосновенность |
23 | Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
28 | Свобода совести, вероисповедания |
38 | Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
46 | Право на судебную защиту |
Назвать другие источники, регулирующие семейное право
• Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений (дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство);
• Трудовой кодекс РФ, определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.;
• УК РФ, предусматривающий ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, за убийство матерью новорожденного ребенка, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины ил” увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (гл. 20 - “Преступления против семьи и несовершеннолетних”);
• иные законы Российской Федерации (например, Закон РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), указы Президента Российской Федерации (например, “О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, увольняемых в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций”), Постановления Правительства Российской Федерации (например. “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”).
Вывод: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ – основополагающие документы и источники в области семейного права.
4. Проверка творческого задания. Отчёт групп о причинах вступления в бpaк на основе анализа содержания картин художника П. Федотова.
1- я группа Анализ картины “Сватовство майора”
Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?"
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Армейский офицер, капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца".
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек
Доберусь.
2- я группа. Анализ картины П.Федотова “Свежий кавалер”
Беспорядок,
царящий в комнате: все разбросано, переломано,
перевернуто. Мало того, что курительная трубка
разбита – так и у гитары оборваны струны, и стул
изувечен, и хвосты селедочные валяются на полу
рядом с бутылками, с черепками от раздавленной
тарелки, с раскрытой книжкой.
Кухарка - недурна собою, опрятная женщина, с
приятно округлым простонародным лицом, всем
своим видом являющая противоположность
расхристанному хозяину и его поведению, смотрит
на него с позиции стороннего и незапятнанного
наблюдателя.
Жалкий чиновник стоит в позе античного героя,
жестом оратора поднося правую руку к гpyди (к
тому месту, где висит злополучный орден), а левой,
упертой в бок, ловко подхватывая складки
просторного халата, так, словно это не халат, а
тога.
Вывод: Взаимное согласие будущих супругов вступить в бpaк – основа создания крепкой семьи.
6. С чего начинается семья? Анализ информационных источников. Составление опopной схемы.
Семья начинается с заключения бpaка, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Слово “бpaк” образовалось от древнерусского “братичи” - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Бpaк – это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. С помощью бpaка вновь образованная семья официально заявляет о своём существовании и получает признание своей законности со стороны общества и государства.
- Каковы же условия заключения бpaка? Работа по учебнику - заполнение схемы:
Условия вступления в бpaк:
- Добровольное согласие.
- Достижение брачного возраста – 18 лет.
- Не должен состоять в зарегистрированном бpaке.
- Не допускаются бpaки между близкими родственниками.
- Обе стороны должны быть дееспособными.
- Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
Принципы создания семьи:
1. Поэты утверждают, что всё начинается с любви.
2. Принцип равенства супругов в семье - означает равенство прав и свобод супругов.
2. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
3. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных члeнов семьи.
4. Поэтическая минутка. Любовь и мораль. Анализ стихотворений.
- В чём нравственная сила любви? Что является главным принципом бpaка?
Слово о любви. Эдуард Асадов
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспopно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости сотканаЛюбить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любовь – стремление к идеалу, живое воплощение идеала. Любовь рождает прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности. Любовь - чувство возвышенное, высокомopaльное.
Любовь несёт мир и спокойствие, помогает сотрудничеству, примеряет врагов, служит человеческому прогрессу.
- В чём взаимосвязь любви и морали? (Мораль - это призыв к добру и справедливости. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами.
Вывод: Любовь - духовный союз влюблённых, основа создания семьи.
7. Особые условия вступления в бpaк:
- Беременность.
- Рождение ребёнка.
- Непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Бpaк недействителен
8. Порядок регистрации бpaка. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.
- Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
- Установление дня регистрации бpaка – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
- Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
- Запись регистрации бpaка в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
- Отметка в паспорте жены и мужа.
- Выдача супругам свидетельства о регистрации бpaка.
9. Права и обязанности супругов. Работа по источникам, заполнение схемы.
10. На основе анализа сделайте вывод, какие годы семейной жизни наиболее подвержены риску распада?
По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что бpaки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее бpaков, возникших, когда супругам было за 30.
- Почему на свадьбах молодожёнам желают совет да любовь? Решение задачи.Может ли быть счастлива семья, где муж и жена свели свои взаимоотношения только к выполнению долга, семейных обязанностей? Не печально ли слышать жене: “Мое дело – принести зарплату, твое – сварить обед. Чего же тебе еще?”. Любовь не ограничивает себя законом, она ищет, чем доставить радость
11. Права и обязанности родителей и детей. Правовой калейдоскоп. Работа с источниками.
- С какого времени супруги получают родительские права и обязанности? До каких пор они сохраняются? Каких родителей лишают родительских прав?
На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.
Правила поведения в семье:
Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:
- при старших молчать:
- мудрых слушать:
- старшим повиноваться:
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
- соблюдать порядок, чистоту в доме:
- строго выполнять свои обязанности;
В крестьянской семье действовали правила:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству;
- воспитание патриотизма и др.
12. Развод. Условия оформления развода.
- Что же определяет крушение семейного корабля?
Кризис бpaка: кто виноват и что делать?
Итоги экспресс-диагностики озвучивают статисты. Было опрошено 35 респондентов.
Вывод: Основной причиной распада бpaка является алкоголизм, эгоизм.
После регистрации развода в органах ЗАГСа права и обязанности супругов считаются прекращёнными.
Статисты представили данные о бpaках и разводах 1922–2007 г. в России
Годы | Тыс. | На 1000 человек населения | ||
бpaков | разводов | бpaков | разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1995 | 1075,2 | 665,9 | 7,3 | 4,5 |
2000 | 897,3 | 627,7 | 6,2 | 4,3 |
2001 | 1001,6 | 763,5 | 6,9 | 5,3 |
2002 | 1019,8 | 853,6 | 7,1 | 5,9 |
2003 | 1091,8 | 798,8 | 7,6 | 5,5 |
2004 | 979,7 | 635,8 | 6,8 | 4,4 |
2005 | 1066,4 | 604,9 | 7,5 | 4,2 |
2006 | 1113,6 | 640,8 | 7,8 | 4,5 |
2007 | 1262,6 | 685,9 | 8,9 | 4,8 |
Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 24-25 февраля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Кто из супругов, на
Ваш взгляд, чаще бывает виноват в разводах? |
1990 г. | 2007 г. |
|||
Всего опрошенных | Пол | ||||
Мужчины | Женщины | ||||
Никто, виноваты обстоятельства | 16 | 16 | 15 | ||
Мужчины (мужья) | 13 | 6 | 18 | ||
Женщины (жены) | 7 | 10 | 3 | ||
И те, и другие одинаково | 62 | 64 | 60 |
Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам? | ||
Алкоголизм, наркомания одного из супругов | 33 | 51 |
Отсутствие собственного жилья | 21 | 41 |
Ничто не вынуждает, в разводах виноваты сами супруги | 34 | 31 |
Невозможность прокормить семью | 8 | 29 |
Вмешательство родственников в дела семьи | 17 | 18 |
Невозможность иметь детей | 10 | 10 |
Длительное раздельное проживание | 7 | 8 |
Хроническая болезнь одного из супругов | 3 | 2 |
Что, на Ваш взгляд, сильнее всего препятствует разводам? (До трёх ответов) | ||
Невозможность "поделить" детей между родителями | 25 | 33 |
Сложности с разделом жилья, имущества | 10 | 32 |
Материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов | 7 | 24 |
Несогласие на развод одного из супругов | 8 | 20 |
Неприятная, тяжелая процеДypa развода | 10 | 12 |
Осуждение близких родственников, друзей | 5 | 8 |
Вывод: В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье. Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит еще раз задуматься об этом?
Семейный дом - жилище семьи и рода, символ счастья, достоинства, благополучия. Семья - школа терпения, взаимопонимания, самоотдачи. Так давайте её все вместе сохранять.
12. Конкурс пословиц о семье. “Где любовь и совет, там и горя нет”.
13. Рефлексия. Составление кодекса счастливой семьи.
14. Дача домашнего задания:
Параграф 17. Мини-сочинение: “Счастливая семья”. Выучить термины.
Итог урока:
- Что закрепляют основополагающие правовые акты, регулирующие семейное право?
- Что на ваш взгляд необходимо сделать для укрепления семейных отношений и сокращения количества разводов в нашем государстве?
Вывод: Каждый человек – это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нем. В нем откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость.
Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, все то, что разъединяет, что рознит его с любимым.
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
18 03 2024 0:51:22
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
17 03 2024 22:56:16
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
16 03 2024 2:14:28
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
15 03 2024 2:21:37
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
14 03 2024 12:36:48
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
13 03 2024 22:47:42
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
12 03 2024 23:27:49
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
11 03 2024 19:54:49
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
10 03 2024 20:32:25
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
09 03 2024 16:49:33
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
08 03 2024 8:32:52
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
07 03 2024 21:33:33
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
06 03 2024 6:41:28
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
05 03 2024 13:13:24
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
04 03 2024 1:14:30
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором. ...
03 03 2024 12:18:41
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
02 03 2024 20:21:13
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
01 03 2024 12:50:57
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
29 02 2024 2:31:21
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
28 02 2024 17:59:49
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
27 02 2024 8:50:35
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...
26 02 2024 8:28:23
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
25 02 2024 20:21:53
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
24 02 2024 7:13:26
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
23 02 2024 11:48:47
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
22 02 2024 7:19:22
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
21 02 2024 15:24:26
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
19 02 2024 11:47:46
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
18 02 2024 13:44:47
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
17 02 2024 7:48:50
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
16 02 2024 12:45:58
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России. ...
15 02 2024 0:40:22
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
14 02 2024 4:36:52
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
13 02 2024 4:25:58
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
12 02 2024 8:12:59
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета. ...
11 02 2024 17:36:52
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
10 02 2024 21:14:40
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
09 02 2024 0:51:46
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
08 02 2024 11:22:56
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
07 02 2024 6:43:36
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
06 02 2024 3:39:23
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
05 02 2024 16:11:21
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
04 02 2024 3:45:11
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
03 02 2024 17:28:38
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
02 02 2024 23:42:48
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
01 02 2024 4:33:44
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
31 01 2024 15:55:49
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
30 01 2024 17:48:46
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
29 01 2024 20:28:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::