Самодержавие и Земские соборы в России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Самодержавие и Земские соборы в России


    Самодержавие и Земские соборы в России

Актуальное сегодня становление новой парадигмы исторического образования предполагает не только существенное обновление содержания образования, выработку и освоение педагогами новых концептуально-содержательных подходов, но и формирование нового педагогического менталитета, овладение новыми педагогическими технологиями, основанными на разных видах активности учащихся. Современный урок истории должен обеспечивать овладение учащимися такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и пpaктики. В ценностном отношении современное историческое образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для воспитания толерантности.

Важнейшим шагом в достижении обозначенных целей, на наш взгляд, может стать разработка стратегии преподавания истории, основанная на постмодернистском философском понимании истории как гуманитарного научного знания, получающем в последнее время все большее распространение. При таком подходе основной  формой существования исторического знания оказывается интерпретация-версия, появляющаяся у историка в ходе реконструкции исторического процесса на основе работы с различными описаниями и интерпретациями исторических фактов. Следовательно, на уроках истории, организованных на основе этого методологического подхода, ученик осваивает не готовые знания, трaнcлируемые учителем и учебником, а деятельностную процедуру, которая хаpaктерна для работы «взрослого» профессионального историка, и присуща именно этой области гуманитарного знания: извлекает из текстов (в широком семиотическом смысле) информацию и проводит авторскую реконструкцию исторического события в виде связного и внутренне непротиворечивого описания  [1].

Примером организации деятельности учащихся на основе данного подхода является проблемно-лабораторное занятие, специфика проведения которого состоит в следующем:

1. Подготовка занятия  включает формулировку и предъявление учащимся опережающего задания и списка литературы, подбор документального материала по проблемам, разбивку учащихся на группы и объяснение задач урока. Основу документального пакета материалов, подготовленных учителем, составляют тексты, которые отражают исторические события с разной масштабностью и полюсностью, то есть собранные на основе принципа противоречий: событийного, историографического и жанрового (письменные источники, таблицы, схемы, карты и т.д.), которые по разному “кодируют”, зашифровывают историческое прошлое.

2. Во вводной части занятия производится постановка проблемы и определение познавательных задач урока. Ход занятия основан на изучении и обсуждении документального материала в группах учащихся, выработке позиций групп и ее аргументации, представлении и суммировании групповых позиций и мнений. При этом работа с документами требует от школьника реальных мыслительных действий – преобразование материала, усилия по пониманию и «раскодировки» текстов. В результате история предстает ученику в качестве становящегося, а не готового знания.

3. В ходе таких уроков изменяется позиция учителя: из «комментатора», передающего знания,  умения и навыки, учитель превращается в «консультанта». Учитель конструирует урок, продуктивность которого зависит от конкретной работы школьников. Учитель и ученик, работая с текстами, уравнены в исследовательской позиции. Так исчезает давление со стороны учителя и появляется реальная возможность для построения диалога.

4. В ходе занятия выстраивается коммуникация нескольких типов: «ученик – текст», «ученик – ученик», «ученик – учитель». Рождение новых продуктивных версий, выявление и приращение смыслов зависит от умения школьника слушать и слышать не только себя и учителя, но и своих одноклассников. Так происходит развитие коммуникативных навыков.

5. Изменяется риторика урока вообще и учителя в частности. От оценочных комментариев учитель переходит к качественным – «убедительно/неубедительно», «обоснованно/не обоснованно». Так, урок, часто состоящий из монологической речи учителя или ученика, становится диалогом.

Одним из вариантов такого занятия является предлагаемый сценарий урока истории в 10 классе по теме: «Самодержавие и Земские соборы в России».

Предварительная работа и опережающее задание:

1) изучить материалы учебника, познакомиться с дополнительной литературой по теме;
2) задание консультантам подготовить дополнительный материал о сословно-представительных учреждениях в Европе (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше и др.);
3) разделить класс на группы (консультанты, историки, аналитики, избирательная комиссия, группа регламента, юристы-правозащитники).

Вводная часть проблемно-лабораторного занятия

Постановка проблемы и актуализация знаний учащихся.

В одной из русских былин царь обращается к своим подданным с такими словами: «Пособите государю думу думати. Надо думать, крепка дума, не продумати». Таким образом, обращение власти к населению за помощью в принятии решений отнюдь не ново для русской истории. Учитель обращается с вопросами к учащимся: как во времена Киевской Руси назывались собрания в городах и селениях, на которых народ участвовал в обсуждении важных вопросов? В каких землях во времена феодальной раздробленности существовали вечевые республики? Когда и при каких обстоятельствах они прекратили существование?

Образование централизованного государства на Руси должно было окончательно ликвидировать все традиции вечевого управления. Однако внук покорителя великого Новгорода Иван IV  27 февраля 1549 г. созывает собрание «всякого чина людей» в Московском государстве или «великую земскую думу». Это выборное совещательное учреждение вошло в историю под названием «Земский собор». Историки крайне неоднозначно оценивают это событие:

– одни придают этому событию большое значение, утверждая, что Земский собор был органом представительной власти в России, подобным западным парламентам, ограничивающим произвол правителей;
– другие утверждают, что ничего подобного в России не было и не могло быть, так как Земский собор никогда не стремился стать органом власти, являясь собором – советом, формой диалога общества и власти в условиях, когда на низовом уровне существовала прямая демократия;
– третьи рассматривают Земские соборы не как представительные учреждения, а как «органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя» [2].

Всего за полтора века было созвано около 50 соборов. Давайте подумаем, что означало это событие в истории государства Российского? Для этого нам предстоит исследовать историю Земских соборов. Далее в ходе работы учителя с классом осуществляется выделение ключевых проблем и совместная постановка задач урока:

– причины возникновения Земских соборов;
– основные этапы функционирования сословных учреждений в России;
– порядок избрания и условия работы Земских соборов;
– полномочия и круг рассматриваемых Земскими соборами вопросов;
– Земские соборы и сословно-представительные учреждения европейских стран.

Исследовательской работе учащихся предшествует выступление группы консультантов с сообщением «История сословно-представительных учреждений в Западной Европе», что позволяет актуализировать знания и проблематизировать учащихся перед началом работы с документами.

Работа групп учащихся с документальными материалами

Организуя работу с документальными материалами, учитель отмечает, что учащимся предстоит не только ответить на поставленные вопросы, но и дать собственную аргументированную оценку событиям этого периода.

1. Работа группы аналитиков с документом № 1 – хронологическая таблица: «Земские соборы в XVI – XVII вв».

Задание для учащихся.  Изучите материалы таблицы о Земских соборах. Какие выводы можно сделать на основании этих материалов? Назовите три, на ваш взгляд, главных события в истории Земских соборов. Назовите основные вопросы, рассматривавшиеся Земскими соборами. Предположите, в каких условиях чаще всего собирались Земские соборы. Созыв Земского собора – это показатель усиления или ослабления царской власти?

Дата Информация о Земских соборах
1549 г. Первый собор. Известен как «Собор примирения», т.к. Иван IV объявил выборным городов, что с этого времени он сам будет судьей и обороной народа и что в предшествующих злоупотрeблениях виновны бояре, а не царь. Рассматривал вопросы отмены кормлений и пресечения злоупотрeблений наместников.  
1550 г. Принятие нового Судебника.
1566 г. Обсуждение вопроса о продолжении Ливонской войны.
1598 г. Избрание Земским собором нового царя Б. Годунова.
1606 г. Избрание царем В. Шуйского (спopный вопрос).
1610 г. Приглашение польского королевича Владислава на российский престол (неполный состав).
1613–1622 гг. Избрание на царство М. Романова. Собор, в котором менялся только состав выборных, заседал еще почти 10 лет.
1632-1634 гг. Земский собор, созванный по поводу войны с Польшей, ввел дополнительный сбор на военные нужды.
1642 г. Земский собор отверг просьбу донских казаков о присоединении к России отвоеванного у Турции Азова. В ходе заседания представители сословий громко заявляли о своих нуждах, поэтому вскоре забыли о первоначальной цели созыва собора.
1648-1649 г. Утверждение Соборного Уложения – нового свода законов.
1650 г. Умиротворение Пскова, где вспыхнуло мощное городское восстание.
1653 г. Последний полный Земский собор, принявший решение о принятии Украины в состав России.
1681-1684 гг. «Соборные совещания» по вопросам отмены местничества, утверждению на престоле царей Петра и Ивана, урегулированию русско-польских отношений.
1698 г. Неполный собор, собран Петром I для суда над царевной Софьей. Сведения о нем противоречивы, многие ученые отрицают факт его созыва.

2. Работа группы историков с документом № 2 – «Краткая историческая справка о Земских соборах» (составлена по материалам юбилейного издания очерков из русской истории «Россия под скипетром Романовых», выпущенных к 300-летию воцарения Романовых):

«К 1533 г. завершается процесс объединения русских земель, идет процесс складывания российского централизованного государства.  После cмepти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Фактически же государством в течение 5 лет правила его мать Елена Глинская. После ее cмepти в 1538 г. начался период боярского правления, когда не утихавшая борьба боярских группировок за власть привела к ослаблению центральной власти.

В 1547 г. Иван IV впервые в истории России был помазан на царство. Юному царю требовалось укрепление власти. С необходимостью решения этой задачи связывают созыв Земского собора. В 1549 г. царь впервые выступил перед собранием епископов и находившимися в столице дворянами с речью о злоупотрeблениях бояр и наместников. Работа первого Земского собора проходила в сложной обстановке неурядиц боярского правления и московского восстания 1547 г., поэтому он получил название «Собор примирения». На соборе были поддержаны государственные реформы правительства «Избранной рады», принят Судебник 1550 г., принято решение о продолжении Ливонской войны.

В 1598 г. после cмepти Федора Ивановича возник династический кризис. Вопрос о престолонаследии стал одной из причин начала Смуты в России. Высокую оценку мнения «всей земли» хорошо усвоил Борис Годунов, использовавший Земский собор для утверждения на престоле. На пути к трону и в борьбе за власть использовал соборы и В. Шуйский. Но его «одною Москвою выбрали на царство, а иные де города того не ведают», – писал современник [3]. После свержения Шуйского бояре «соборным собранием» пытались мотивировать передачу власти польскому королевичу Владиславу. На пути измены встал «Совет всея земли», ставший организатором народных ополчений, изгнавший захватчиков и постановивший «выбрать государя всею землею». Руководство ополчения разослало письма, призывавшие в Москву выборных от всех сословий для решения судьбы престола. В январе 1613 г. в Москве открылся Земский собор с самым широким в истории России представительством (до 800 участников), который избрал на царство Михаила Романова.

«Благодаря Земским соборам царь мог хорошо знать нужды населения и принимать меры для блага родной страны. При царе Михаиле Федоровиче Земские соборы созывались особенно часто и заседали по нескольку лет подряд. Это вполне понятно, так как в виду общего расстройства царю нужно было постоянное содействие со стороны земских людей. Впоследствии … ввиду укрепления порядка в государстве, большого ознакомления московских властей с народными потребностями, и, наконец, благодаря тому, что царская воля была уже выражена в точных писаных законах, Земские соборы собираются реже» [4].

Задание для учащихся.  Какими историческими событиями было обусловлено учреждение Земских соборов? Когда власть обращалась к созыву этих учреждений? Насколько закономерно появление сословно-представительных учреждений в России? Почему в России они возникли позже, чем в Западной Европе? С чем связано прекращение деятельности Земских соборов? Согласны ли вы с представленной версией причин прекращения деятельности Земских соборов?

3. Работа группы  «Избирательная комиссия» с документом № 3:

«С.Ф. Платонов рассматривал Земский собор как «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «Освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее патриархом во главе»; 2) Боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы и местности государства».

В.О. Ключевский считал, что Земские соборы – это «особый тип народного представительства», которые в XVI в. не были полностью выборными представительствами. «В составе соборов можно было различить  четыре группы члeнов: одна представляла собою высшее церковное управление, другая – высшее управление государства, третья состояла из военно-служилых людей, четвертая – из людей торгово-промышленных… Первые две группы были правительственные учреждения; две последние состояли из двух общественных классов. Только лицам этих последних групп и можно придавать представительное значение. Но эти лица не были представителями своих классов в нашем смысле слова, выборными депутатами специально уполномоченными представлять их только на соборе. Это были должностные или служилые люди, поставленные во главе местных обществ по назначению или по выбору или исполнявшие военно-административные, либо финансовые поручения правительства».

По мнению историка, самое первое сведение о выборном начале приходится на 1610 г., когда после низложения царя Василия Шуйского правительство просило прислать в Москву для избрания нового царя, «изо всех чинов выбрав по человеку» [5].

Самым полным и многочисленным по составу был Земский собор 1613 г.  – число выборных достигало 800 человек из 58 городов России. На собор были призваны по 10 человек от каждого города с уездом, в том числе выборные от черносошных и дворцовых крестьянских волостей.

Однако в полном составе соборы созывались только для решения особо важных государственных дел. «Эти чрезвычайные совещания…бывали обыкновенно по вопросу: начинать или не начинать опасную, тяжелую войну, причем потребуется долгая и тяжкая служба ратных людей, с другой стороны, потребуются денежные пожертвования с тяглых людей; нужно призвать выборных или советных людей…изо вcех чинов, чтоб сказали свою мысль, и если скажут, что надобно начинать войну, то чтоб после не жаловались, сами наложили на себя тягость» (С.М.Соловьев) [6]. Вопросы, требовавшие немедленного решения, рассматривались находящимися в Москве служилыми и посадскими людьми.

Число члeнов собора было не определено и составляло от 200 до 500 человек. «Выборные, или советные люди, являлись на собор из Москвы и областей, из разных чинов людей, например, из стольников, стряпчих, из дворян московских и жильцов, из чина по два человека; из дворян и детей боярских больших городов по два человека, из меньших по человеку, из гостей по три человека, из гостиной и суконной сотен по два, из черных сотен и слобод и из городов, из посадов по человеку. Из крестьян выборных не было; иногда не вызывались и горожане из областей, призывались только московские гости, из гостиной и суконной сотни старосты, из черных сотен сотские» [7]. Выборы проходили в уездных городах и губных станах в виде собраний определенных чинов. Выборные созывались посылкой грамот по городам, которые со своими уездами и составляли избирательные округа. В выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также служилые люди. По завершении выборов составлялся протокол собрания, отсылавшийся в Посольский или Разрядный приказы. Выборные имели с собой необходимый запас провианта или денег,  которыми их снабжали выборщики. Считалось, что участники собора несут службу. Заседания соборов могли проходить годами, поэтому выборным было чрезвычайно важно запастись  всем необходимым. Челобитные царю о выплате жалования позволяют предположить, что выборным из казны выплачивали жалование [8].

Задание для учащихся: ознакомитесь с мнениями историков о составе Земского собора и составьте схему «Состав сословного представительства на Земских соборах». От чего зависел состав представителей сословий на Земских соборах? Как проходили выборы их участников? Чем отличался порядок формирования Земских соборов от порядка комплектования аналогичных учреждений в Западной Европе? В какой степени земские соборы могли влиять на принятие важнейших государственных решений? Почему только состоятельные люди могли позволить себе участие в работе Земских соборов?

4. Работа группы регламента с документом № 4 – «Краткая историческая справка о порядке работы Земских соборов»:

«Первый Земский собор продолжался два дня, на нем прозвучало три выступления царя, выступления бояр и состоялось заседание Боярской думы, принявшей решение о неподсудности детей боярских наместникам. Уже с этого собора повелось проводить обсуждения как бы в двух палатах: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую – воеводы, княжата, дети боярские, «большие дворяне». Земские соборы были собраниями представителей «всех чинов Московского государства», а присутствие на них было обязанностью, а не правом.

Созыв собора осуществлялся призывной грамотой царя известным лицам и местностям, содержащей вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество выборных не определено, это решало само население. Процедурных норм, как и расписания не было. Некоторые заседали часами, другие – днями, иные – месяцами и даже годами.

Вероятно, первый собор был созван на Красной площади. Последующие соборы заседали в Кремле в Столовой или Грановитой палате. Самый многолюдный собор 1613 г. собирался в Успенском соборе, так как это было единственное помещение способное вместить такое количество участников. При царях из династии Романовых соборы созывались в царских комнатах (до 1634 г. – в Золотой палате, а после – в Столбовой избе).

Открывал собор или сам царь или дьяк, зачитывавший «письмо», то есть перечень вопросов, поставленных царем перед собором. Ответы давались по отдельным статьям каждым сословием. На некоторых соборах выборные от сословий подавали «сказки», то есть записки и проекты, отражавшие сословные интересы: «Голос советные люди имели совещательный, у них отбирались мнения, или сказки, для соображений: сказки подавались или соединено или целыми чинами, или по местностям; но каждый советный человек мог отдельно подать свое мнение» [9].  Голосование по основным вопросам происходило в специальных «каморах» (комнатах). Нередко устраивалось итоговое совместное заседание всего собора. Решения обычно принимались единогласно. Они лишь тогда принимали силу закона, когда в работе собора участвовала Боярская дума во главе с царем. При закрытии собора царь давал торжественный обед для выборных.

Задание для учащихся: ознакомьтесь с документом и составьте регламент работы Земского собора. От чего зависела продолжительность и содержание работы собора? Почему на Земском соборе решения принимались и фиксировались единогласно? Какой хаpaктер носила деятельность Земских соборов? Чем работа Земских соборов отличалась от работы европейских парламентов?

5. Работа группы юристов-правозащитников с документом № 6 – «Политические идеалы Ивана IV»:

«Политическим идеалом Ивана IV была сильная единоличная власть самодержца, которая сплачивает общество и обеспечивает полное подчинение царю.  Царь, по мнению Грозного, является богоизбранным, волен «жаловати и казнити», а сам подсуден только Богу, которым и поставлен над людьми: «Неужели это свет – когда поп и лукавые paбы правят, а царь же – только по имени и по чести царь, а властью ничуть не лучше paба? Русская земля держится Божьим милосердием и милостью пречистой Богородицы, и молитвами всех святых и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами. А жаловать своих холопов мы всегда вольны были, вольны были и казнить».

Хаpaктерен в этой связи собор 1566 г., участники которого поддержали царя, требовавшего средств для продолжения Ливонской войны, но просили отменить опричнину. Часть участников этого собора подверглись опричным репрессиям.

Иван IV с осуждением писал князю А. Курбскому о европейских правителях: «А о безбожных языцех что и глаголити! Понеже те все царствами своими не владеют; како им повелят работные их, и тако владеют» [10]. «При самодержавии царство процветает, при самоуправлении граждан падает», – так звучит главный аргумент царя против европейской демократии. Главный недостаток демократии, по его мнению, в том, что «там особь каждо о своем печеся».

«И мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеиш и своей государьской чести смотриш, и своему государева прибытка… Ажно у тебя мимо тебя люди вдадеют, и не только люди, но и мужики торговые, и о наших государьских головах, и о честех, и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты прибываеш в своем девическом чину, как есть пошлая дeвица», – так писал Иван английской королеве Елизавете в 1570 г.

«Ты мужичий род, – писал Иван IV королю Юхану III Вазе (Швеция) за то, что его отец не отличался знатностью рода и у него «советники и вся земля… в сотоварищах», а он «у них в головах, как староста в волости» [11].

Задание для учащихся: в исторической науке сложилось неоднозначное отношение к литературной деятельности Ивана Грозного. С одной стороны, царь Иван «во словесной мудрости был ритор, естествословен и смышлением быстроумен» (отзыв современника), с другой стороны, «царь, у которого неограниченность власти была пунктом мысленного вращения, сам не замечает и не понимает, как он своими письмами унижал себя, как становился страшен, жалок, мерзок, смешон» (Костомаров Н.И.). А какое мнение сложилось у вас? Если целью царя было усиление самодержавной власти, то зачем для решения государственных вопросов потребовался созыв Земских соборов?

Следующим шагом занятия становится презентация и обсуждение результатов работы групп учащихся. Обобщая выступления групп, учитель обращается к проблеме, поставленной в начале урока. Оценивая выступления групп, учитель акцентирует внимание учащихся на полноте аргументации заявленной учащимися позиции.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается решение проблемной задачи: выясните, какие представительные учреждения существуют в современной России? Почему в отличие от Земских соборов они работают на постоянной основе? Какой важный исторический урок мы должны извлечь из истории Земских соборов? При каких условиях представительные учреждения могут успешно функционировать?

Литература:

1. Шатин Ю.В. Феноменология образования и коммуникативная стратегия обучения. // Дискурс № 1, Новосибирск, 1996. Троицкий Ю.Л. О предмете историографии // Дискурс № 2, Новосибирск, 1996.
2. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2003. С. 136.
3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. Поурочное планирование 10 класс. М., 2003, С.118.
4. Там же, с.119.
5. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2003. С. 136 – 137.
6. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 272 – 273.
7. Там же, С. 273.
8. И.В. Черенкова. Земские соборы (урок-пpaктикум в 10 классе)//Преподавание истории в школе, 2008, № 3. с. 49.
9. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 273.
10. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2003. С. 136 – 137.
11. Там же, С. 139.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 18:49:12

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 21:37:56

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 22:34:35

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 23:58:53

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 9:15:48

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 21:18:47

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 12:54:21

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 11:12:51

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 22:29:40

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 6:27:32

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 23:36:31

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 13:24:32

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 12:17:51

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 3:13:28

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 10:21:56

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 10:38:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 6:24:58

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 17:47:55

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 8:18:29

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 10:40:58

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 15:29:45

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 0:31:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 16:38:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 10:20:39

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 4:18:23

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 1:43:16

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 23:12:34

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 9:13:31

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 21:12:17

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 10:50:35

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 23:44:19

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 7:42:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 2:49:10

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 4:37:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 17:35:24

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 20:37:37

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 12:11:51

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 1:19:40

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 19:50:16

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 10:46:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 11:11:47

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 13:59:11

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 22:11:25

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 0:30:41

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 9:41:22

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 9:33:48

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 5:33:56

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 22:58:19

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 12:47:59

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 20:43:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::