Элективный курс "Основы правовых знаний"
Пояснительная записка
Данный элективный курс для 9-х классов разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Этот курс является основной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Тем более что в школьном курсе “Обществознания” не достаточно времени выделено на изучение основ теории права и государственного устройства Российской Федерации. А так же не достаточно внимания уделяется пpaктическим работам с правовыми документами РФ.
Согласно Закону РФ “Об образовании”, образование осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством России, оно ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, на развитие правового общества.
Актуальность правоведческого курса очевидна, так как возрастает интерес граждан России к правовой информации, ведь в условиях становления демократического государства, преодоления кризисных процессов в России, развития рыночных отношений человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в коллективе, семье, в бизнесе. В этой связи, очевидно, что именно школа призвана воспитывать свободных и ответственных граждан, умеющих разрешать споры и конфликты, грамотно и осознано использовать свои права и свободы, защищать их в случае необходимости, уважать себя как личность, не забывая о правах и свободах других людей.
Настоящий курс составлен на 34 часа и рассчитан на изучение как в 9 так и в 11 классе. Предлагаемый курс не противоречит основной программе “Обществознания” в школе, являясь ее дополнением. К данному элективному курсу разработан электронный учебник “Основы правовых знаний” Содержащий разделы с лекционным материалом, документами, библиографией, словарем, основными графиками и заданиями для самостоятельных и пpaктических работ.
Данный курс преследует цель: формирование представлений о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации, направленных на пpaктическое использование их в жизни.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:
- Знакомство учащихся с ключевыми вопросами теории права и государства.
- Формирование навыков по пpaктическому применению прав в решении правовых задач.
- Формирование активной гражданской позиции учащихся.
В рамках данного курса предполагает использование таких форм занятий как лекции с элементами беседы, семинар, пpaктические занятия с правовыми документами, самостоятельные работы, уроки дискуссии, круглый стол.
Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля:
- Стартовый контроль предполагает проведение тестирования с целью знакомства с базовыми знаниями учащихся по данной тематике.
- Текущий контроль предполагает выполнение пpaктических задач, контрольных упражнений по разделам.
- Итоговый контроль предполагает защиту проектной работы по теме “Органы государственной власти Российской Федерации”
Содержание курса
Раздел I. Общая хаpaктеристика понятий государство и право (9 часов)
Вводное занятие: общая хаpaктеристика понятий и признаков государства. Выяснение основных знаний учащихся по тематике курса. Общество понятие и типология обществ. Теории происхождения государства. Социальная сущность и функции государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Политический режим и его особенности. Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право и другие сферы общества Российская Федерация. Итоговое обобщение по разделу.
Раздел II. Государство Российская Федерация (21 час)
Общая хаpaктеристика государства Российская Федерация. Президент Российской Федерации. Статус и функции президента Российской федерации. Полномочия президента Российской Федерации. Изменения в Конституции Российской Федерации 2008 года. Порядок выборов и отрешение от должности президента Российской Федерации. Парламент Российской Федерации. Понятие и типы парламентов. Функции парламентов. Структура парламента Российской Федерации. Статус Федерального собрания и его структура. Полномочия и функции Федерального собрания. Статус депутатов Государственной Думы. Исполнительная власть в России (исторический экскурс) Правительство Российской Федерации структура процесс формирования. Полномочия правительства в сфере экономики. Полномочия правительства в социальной сфере. Полномочия правительства в государственной безопасности. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Судебная власть в Российской Федерации. Суды присяжных Российской Федерации. Итоговое обобщение по разделу.
Раздел III. Итоговое обобщение по пройденному курсу (3 часа)
Итоговое обобщение по теме “Структура власти Российской Федерации”. Контрольное тестирование по курсу.
Тематический план
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Форма работы |
Раздел I. Общая хаpaктеристика понятий государство и право Вводное занятие |
9 1 |
Беседа, тестирование | |
Общество понятие и типология обществ. |
1 |
Лекция | |
Теории происхождения государства. |
1 |
Лекция | |
Социальная сущность и функции государства. |
1 |
Лекция с элементами бесседы | |
Формы государства. Формы правления |
1 |
Семинар | |
Политический режим и его особенности. |
1 |
Лекция | |
Понятие права. Правовая норма. Источники права. |
1 |
Лекция | |
Право и другие сферы общества. |
2 |
Пpaктикум | |
Итоговый контроль раздела. |
1 |
Самостоятельная работа | |
Раздел II. Государство Российская
Федерация (19 часов) Общая хаpaктеристика государства Российская Федерация. |
22 1 |
Лекция | |
Президент Российской Федерации. Статус и функции президента |
1 |
Лекция, Работа с Конституцией РФ |
|
Изменения в Конституции Российской Федерации 2008 года. |
1 |
Семинар, работа с интернетом | |
Порядок выборов и отрешение от должности президента Российской Федерации. |
1 |
Семинар | |
Повторительно-обобщающее занятие: Президент Российской Федерации |
1 |
Семинар с Конституцией РФ | |
Парламент Российской Федерации | 1 |
Лекция | |
Понятие и типы парламентов. |
1 |
Лекция | |
Функции парламентов. | 1 |
Пpaктикум | |
Структура парламента Российской Федерации. |
2 |
Семинар с Конституцией РФ | |
Статус Федерального собрания и его структура. |
1 |
Лекция | |
Полномочия и функции Федерального собрания. |
1 |
Лекция, работа с Конституцией РФ | |
Статус депутатов Государственной Думы. |
1 |
Лекция | |
Повторительно-обобщающий урок: Парламент Российской Федерации |
1 |
Семинар, пpaктикум | |
Исполнительная власть в России (исторический экскурс) |
1 |
Лекция | |
Правительство Российской Федерации структура процесс формирования. |
1 |
Лекция | |
Полномочия правительства в сфере экономики. |
1 |
Пpaктикум, самостоятельная работа | |
Полномочия правительства в социальной сфере. |
1 |
Пpaктикум, самостоятельная работа | |
Полномочия правительства в государственной безопасности. |
1 |
Пpaктикум, самостоятельная работа | |
Федеральная служба безопасности Российской Федерации. |
Лекция | ||
Судебная власть в Российской Федерации. |
Самостоятельная работа | ||
Суды присяжных Российской Федерации. |
Лекция | ||
Итоговое обобщение по разделу |
Пpaктикум | ||
Раздел III. Итоговое обобщение по пройденному курсу. “Структура власти Российской Федерации”. |
3 2 |
Защита проекта | |
“Структура власти Российской Федерации”. |
Защита проекта | ||
Контрольное тестирование по курсу. |
1 |
Тестирование |
Список литературы
- Александров Д.Н. Государстсво, бюрократия и абсолютизм в России. – М.: 2000.
- Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 1999.
- Мушинский В.О Азбука гражданина. - М., 2000.
- Никитин А.Ф. Политика и право. – М., 2005.
- Конституция РФ. – М., 2005.
- Щепетев В.И. История государственного управления в России. М.: 2003.
- Яковлев А.И. Омут памяти. От Столыпина до Путина. – М.: 2005.
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
18 03 2024 8:40:28
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
17 03 2024 11:39:47
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
16 03 2024 15:55:29
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
15 03 2024 4:29:48
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
14 03 2024 20:39:15
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
13 03 2024 14:44:50
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
12 03 2024 3:20:56
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
11 03 2024 6:47:34
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
10 03 2024 16:33:49
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
09 03 2024 2:31:40
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
08 03 2024 1:25:26
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
07 03 2024 12:35:22
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
06 03 2024 22:39:38
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
05 03 2024 15:19:36
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
04 03 2024 11:12:27
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...
03 03 2024 4:27:17
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
02 03 2024 15:59:20
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
01 03 2024 3:14:46
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
29 02 2024 9:56:34
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
28 02 2024 17:50:30
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
27 02 2024 20:18:53
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
26 02 2024 18:33:50
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
25 02 2024 22:39:17
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
24 02 2024 14:18:16
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
23 02 2024 3:42:13
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
22 02 2024 5:26:18
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
21 02 2024 21:53:57
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
20 02 2024 10:52:49
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
19 02 2024 11:56:37
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
18 02 2024 10:48:20
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
17 02 2024 4:31:29
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
16 02 2024 18:31:31
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
15 02 2024 7:37:52
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
14 02 2024 23:20:41
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
13 02 2024 19:49:21
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
12 02 2024 9:26:57
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
11 02 2024 16:28:47
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
10 02 2024 23:51:20
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
09 02 2024 3:40:24
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
08 02 2024 0:53:47
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
07 02 2024 18:10:40
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
06 02 2024 7:16:31
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
05 02 2024 11:58:56
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
04 02 2024 20:33:29
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
03 02 2024 13:10:43
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
02 02 2024 16:59:57
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
01 02 2024 3:26:50
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
31 01 2024 18:34:21
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
30 01 2024 0:50:45
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
29 01 2024 10:39:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::