Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Цели урока: рассказать учащимся о соотечественниках, непосредственных участников военных действий, которые геройски выполнили свой воинский долг, познакомить учеников с событиями, связанными с периодами военных действий в Афганистане и Чечне, воспитать чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины.
Оборудование: политическая карта, фотографии, стенд погибших земляков, плакаты и рисунки, кадры из хроники и песни военного цикла, проектор.
Выход участников на сцену:
1 ряд – учащиеся 6 класса – 5 чел. в парадной форме
2 ряд – учащиеся 10–11-х классов – 11 чел., из них трое юношей в форме бойцов ОМОН.
Рисунок 1
Вступительное слово ведущего учителя:
XX век был одним из самых воинственных в истории человечества и одним из самых кровопролитных, сотни боевых столкновений, две мировые войны и десятки локальных конфликтов.
В декабре в России две печальные даты – начало двух войн – Афганской и Чеченской. Если первая велась на территории иностранного государства, то вторая – на собственной территории РФ.
Локальная война – это вооруженное противостояние между государствами, политическими силами или группировками различной направленности, ведущейся на ограниченной территории без широкомасштабных боевых действий.
1 ученица:
Зачастили косые дожди по утрам и тепла своего
будет лето стыдится
На веселой пластинке заигранный шрам, а,
казалось, что песне все длиться и длиться.
Но с разбега в лицо мне бросается дождь, и по
лужам шальными исходит огнями
И я знаю, что ты до утра не придешь, что за тою
чертой невозможно быть с нами.
2 ученица:
Там чужие просторы, палящие горы кругом, из-за
каждого гребня cмepтельная вспышка,
И твой взвод все еще то ползком, то бегом... но вся
правда доходит до нас понаслышке.
Только мама твоя поседела за ночь, а по радио
мирный пророчат ей атом.
Ах, как жаль, что на свет появилась не дочь в том
богатом надеждами шестидесятом.
1 ведущий:
Любая война - это катастрофа для человечества, потому что она пренебрегает наибольшей ценность на земле - человеческой жизнью. В апреле 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция. В нашей стране не каждый обратил внимание на это событие, но в скором времени Афганистан стал реальным фактом биографии миллионов советских граждан.
(На экране кадры войны в Афганистане без звука)
2 ведущий:
В конце декабря 1979 года советские воздушно-десантные войска по распоряжению Москвы взяли под контроль важнейшие стратегические пункты в Афганистане.
Учащиеся 6-го класса:
1 чтец:
До Кабула уже километров пятнадцать, стало ясно
- колонна спокойно дойдет.
Молчаливый комбат начал вдруг улыбаться и сказал
в шлемофон “Нам сегодня везет”
2 чтец:
Нам везет: мы дошли без потерь и все целы, солнце
яркое с неба бросает лучи.
Отрываю глаза я от сетки прицела. Целый день
пулемет мой сегодня молчит.
3 чтец:
Нас встречают не так, как читали мы в книжке,
злобный взгляд из-под сомкнутых черных бровей...
Нас встречают огнем, и так хочется крикнуть - ведь
везем-то мы хлеб для голодных людей.
4 чтец:
Мы везем вам лекарства, одежду, машины, мы везем
вам игрушки для ваших детей.
Ну, а вы под колеса нам ставите мины, и стреляете с
гор в наших юных парней!
5 чтец:
Под Баграмом колонну сегодня встречают
снаряды.
Пулеметы стучат и с камней метко бьют снайпера,
И уходят они, старшине оставляя награды,
Положив их на письма, что не дописали вчера...
(Стоп кадрам, черный экран)
1 ведущий:
Генерал-полковник Борис Громов, который комaндовал 40-й армией, утверждал “Афганская война - это ужасный военно-политический просчет тогдашних хозяев Кремля. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. Все, кто служил там, свято верили, что помогают афганцам... И никто, и ничто не может быть предано забвению”
(Музыка из к/ф “Семнадцать мгновений весны” фоном)
3 ученица:
Порой бывают истины смешны, но истину
оспаривать не надо
Награды мертвым, может, не нужны, людская память -
лучшая награда.
(Продолжается музыка. На экране - имена погибших в Афганистане. Присутствующие, стоя, чтят память погибших войнов-земляков)
Рисунок 2
(Музыка прекращается, имена исчезают, черный экран. Учащиеся 6 класса расходятся по сторонам, строятся каре)
2 ведущий:
Прошло всего 16 лет с начала трагедии в Афганистане, а для России вновь настали нелегкие времена. Очень сложной и тяжелой оказалась проблема целостности многонациональной Российской Федерации. Первые глотки свободы оживили прежние межэтнические обиды и старые счеты между народами. Обострилась национальная рознь на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии, где она порой переходила в кровавые столкновения.
(На экране – обращение президента Ельцина Б.Н. к жителям Чечни, без звука)
Рисунок 3
1 ведущий:
В результате долгих переговоров центральному правительству удалось уладить спopные вопросы. Исключением стала Чечня - ее лидеры наотрез отказались от каких-либо компромиссов и в одностороннем порядке провозгласили полную государственную независимость, что не было предусмотрено в Конституции Российской Федерации. Этот факт дал центральным властям повод применить силу. В декабре 1994 года в Чечню были введены войска.
4 ученик:
К стеклам бинокля плотнее прижмись, чтоб
впереди разглядеть
Линию ту, где кончается жизнь и начинается
cмepть.
Cмepть позабыв, ты ползешь в кустах медленно, но
вперед,
К линии, где кончается страх и подвиг начало
берет.
(На экране –фото ОМОНовцев г. Сергиев Посад, без звука)
Рисунок 4. Фото из фонда школьного музея
2 ведущий:
В октябре 1996 г. 60 сотрудников ОМОН направляются в служебную комaндировку в Чеченскую республику, г. Грозный, где в течение двух месяцев осуществляют охрану Представительства МВД России в Чеченской республике и Центральной комендатуры г. Грозный.
Федеральные войска столкнулись с жестоким сопротивлением. К исходу лета 1996 года в Чечне погибло около 100 тысяч военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тысяч человек получили ранения и контузии.
(Изображение исчезает, черный экран. По-нарастающей звучит “Серенада” Шуберта и приближается видео-изображение горящей свечи. )
Рисунок 5
(Трое юноши в форме бойцов ОМОН, выходят поочередно вперед, взяв за руку дeвyшку-стареклассницу, и читают на фоне музыки и видеоролика)
1 юноша, обращаясь к дeвyшке:
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я
пропаду на чужой стороне
Если я пропаду на ненужной войне, ты поставь мне
свечу и взгрустни обо мне.
Пусть в былом не сбылось, не сложилось у нас, я
вернусь! Если снайпер подарит мне шанс
Если ночь захлестнет его мертвой петлей, если нет
- значит, гнить мне в могиле сырой.
2 юноша, обращаясь к дeвyшке:
Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет. И
неважно, что мне сорока еще нет.
И неважно, что я не хочу убивать. Я - солдат. Чтобы
выжить, я должен стрелять.
И неважно, что я не хочу умирать. Я солдат, значит,
должен приказ выполнять.
Косит cмepти коса и врагов и друзей, каждый час
здесь за два в бесконечности дней.
3 юноша, обращаясь к дeвyшке:
Сквозь прицел я смотрю на цветы на лугу. * Жаль,
что их я тебе подарить не могу.
Ты поставь мне свечу и взгрустни обо мне, если я
пропаду на чужой стороне.
Если я пропаду на ненужной войне, как о друге
хорошем взгрустни обо мне.
* (На экране цветы появляются и исчезают, появляются кадры чеченской войны без звука)
1 ведущий:
В июле – августе 1999 года 100 сотрудников отряда находятся в служебной комaндировке в Карачаево-Черкессии, где несут службу в г. Черкесске по обеспечению общественной безопасности в период осложнения общественно-политической обстановки.
В октябре – декабре 1999 года 100 сотрудников отряда выполняют служебные задачи в Чеченской республике.
(На экране – бой под г.Грозный 2 марта 2000 года, без звука)
2 ведущий:
Следующая комaндировка в Чеченскую республику, начавшаяся 2 марта 2000 года, навсегда останется образцом мужества и героизма Сергиево-Посадских ОМОНовцев, проявленных при исполнении служебного долга.
Ранним утром 2 марта колонна из 11 машин выдвинулась из г. Моздок в г. Грозный. Не доезжая до блок-поста в Старопромысловском районе г. Грозного, колонна попала в засаду и была обстреляна боевиками. В ходе боя, который продолжался 40 минут погибли 17 сотрудников ОМОН.
5 ученица:
Из земли, изувеченной язвами мин, изможденные,
злые, как черти,
Ветераны боев возвращаются в мир на правах
победителей cмepти.
6 ученица:
И не скажут нам метрики сколько вам лет. Так
случилось - на высях сожженных
Прикоснулись вы к вечному миру, где нет
победителей и побежденных.
7 ученица:
И, преследуя солнце, вы рветесь домой к вашим
семьям, по вам тосковавшим,
А над выжженной солнцем чеченской землей ваши
души вселяются в павших.
(В конце кадров – несколько строчек из песни о бойцах Сергиево-Посадского ОМОНа. Песня резко обрывается. Черный экран)
8 ученица:
Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.
(Учащиеся 6 класса возвращаются в 1 ряд. По-нарастающей звучит композиция “Аве Мария” Баха. На экране медленно плывут титры с именами воинов-земляков. Учащиеся по-очередно произносят имена погибших бойцов ОМОН.)
Королев Дмитрий Сергеевич.
Михайлов Владимир Викторович.
Черных Владимир Викторович.
Ипатов Александр Владимирович.
Винаков Роман Александрович.
Лавренов Эдуард Васильевич.
Волков Олег Николаевич.
Варламов Сергeй Викторович.
Морозов Денис Николаевич.
Ваганов Александр Владимирович.
Шилихин Алексей Николаевич.
Федин Дмитрий Вячеславович.
Лазарев Александр Владимирович.
Тихомиров Григорий Владимирович.
Клишин Сергeй Митрофанович.
Терентьев Михаил Алексеевич.
Маркелов Дмитрий Афанасьевич.
(Музыка заканчивается. Ведущий учитель объявляет минуту молчания. Учащиеся покидают сцену. Далее предоставляет слово присутствующим на Вечере Памяти представителям администрации, ветеранам и гостям. После выступлений сборный хор учащихся школы исполняет песню “Офицеры”. Ведущий учитель приглашает присутствующих в школьный музей, посвященный бойцам Сергиево-Посадского ОМОНа)
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
16 04 2021 4:17:52
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
15 04 2021 4:21:45

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
14 04 2021 15:13:43
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
13 04 2021 5:21:19
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
12 04 2021 15:12:55
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
11 04 2021 18:19:55
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
10 04 2021 15:32:22
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
09 04 2021 6:34:31
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы.
...
08 04 2021 4:53:49
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
07 04 2021 2:46:53
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
06 04 2021 10:23:35
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
05 04 2021 11:55:59
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
04 04 2021 7:47:53
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
03 04 2021 17:38:36
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
02 04 2021 23:25:33

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
01 04 2021 6:23:44
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
31 03 2021 1:46:26
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
30 03 2021 7:49:35
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
29 03 2021 7:33:33
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
28 03 2021 12:22:13
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
27 03 2021 9:20:52

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
26 03 2021 16:37:27
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
25 03 2021 0:38:24
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
24 03 2021 1:25:22
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
23 03 2021 23:53:34

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
22 03 2021 11:47:13
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
21 03 2021 6:10:26
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья.
...
20 03 2021 8:55:30
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
19 03 2021 2:22:47
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
18 03 2021 16:51:43
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
17 03 2021 10:57:42
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
16 03 2021 22:21:19
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
15 03 2021 14:15:34
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
14 03 2021 15:49:34
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
13 03 2021 17:13:48
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
12 03 2021 21:31:19
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
11 03 2021 14:55:14

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
10 03 2021 13:47:59
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
09 03 2021 10:21:47
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
08 03 2021 4:30:29
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 03 2021 4:18:34
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
06 03 2021 0:21:22
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
05 03 2021 19:58:17
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
04 03 2021 18:55:13
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов.
...
03 03 2021 16:56:46
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
02 03 2021 11:29:51
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
01 03 2021 12:51:56
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
28 02 2021 14:26:26
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
27 02 2021 15:59:25
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
26 02 2021 9:33:43
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
25 02 2021 14:29:16
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
24 02 2021 3:38:47
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
23 02 2021 22:38:24
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
22 02 2021 15:45:48
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
21 02 2021 10:51:44
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
20 02 2021 8:32:33
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
19 02 2021 9:38:14
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
18 02 2021 6:50:24
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
17 02 2021 17:35:24
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
16 02 2021 21:35:39
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
15 02 2021 14:42:29
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
14 02 2021 13:29:43
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
13 02 2021 5:22:21
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
12 02 2021 10:24:26
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
11 02 2021 22:27:41
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
10 02 2021 3:13:11
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
09 02 2021 12:46:25
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
08 02 2021 20:22:37
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
07 02 2021 12:45:38
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
06 02 2021 21:11:44
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
05 02 2021 20:10:59
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
...
04 02 2021 23:16:22
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
03 02 2021 11:43:54
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
02 02 2021 5:37:16
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
01 02 2021 21:23:19
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
31 01 2021 14:15:30
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
30 01 2021 18:59:36
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
29 01 2021 5:15:11
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
28 01 2021 3:25:16
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
27 01 2021 11:14:14
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
26 01 2021 20:27:18
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
25 01 2021 0:23:53
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
24 01 2021 9:27:41
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
23 01 2021 13:37:17
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
22 01 2021 16:44:13
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
21 01 2021 3:48:25
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
20 01 2021 0:36:50
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
19 01 2021 10:16:32
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
18 01 2021 22:52:21
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
17 01 2021 1:16:21
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
16 01 2021 14:34:19
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
15 01 2021 14:27:42

Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
14 01 2021 14:55:16
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
13 01 2021 8:27:49
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
12 01 2021 13:11:23
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
11 01 2021 2:34:21
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
10 01 2021 12:23:57
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
09 01 2021 15:42:45
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
08 01 2021 23:58:13
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
07 01 2021 18:47:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::