Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"


    Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

Радикальные социальные изменения в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". Эта ситуация приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам, особенно в молодежной среде.

Одним из условий выхода из сложившейся ситуации нестабильности может стать воспитание человека толерантного, который будет стремиться к установлению взаимоотношений с другими людьми, основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть не похожими на остальных.

В своей педагогической пpaктике я столкнулась с такими проявлениями интолерантности обучающихся, как:

  • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
  • этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами).

Действительно, толерантность формируется особенно трудно, когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии сpaбатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного!

На мой взгляд, наиболее оптимальным и проверенным на опыте является способ приближения к " миру других" через обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!), а в школе должен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями.

Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Библии - Ветхий завет - это иудейская священная книга, а в Коране можно встретить многие библейские сюжеты. А между тем, совсем нетрудно найти в Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась о них злодеяниями. И вот, я истрeблю их с земли.

Сделай себе ковчег :и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре (Бытие, гл.6)

И мы внушили ему: "Сделай ковчег на Наших глазах и по Нашему внушению, а когда придет наше повеление: то введи в него из всех по две пары и твою семью, кроме тех из них: которые были неправедны: поистине, они будут потоплены! (Сура 23. Верующие)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнго освятит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божьим (Евангелие от Луки, гл.1)

Сказала она "Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?" Сказал он: "Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: "Будь!" - и оно бывает. (Сура 3. Семейство Имрана).

Этика буддизма Христианская мораль
"Пять запретов": Десятисловие Моисеево:
Убийство

Воровство

Ложь

Блyд

Пьянство

Не убий

Не укради

Не произноси на другого ложного свидетельства

Не прелюбодействуй

Грех против второй заповеди

Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности

В средней общеобразовательной школе № 32 города Тамбова эта задача реализуется в ходе преподавания элективного предмета "История мировых религий" по авторской программе Л.М.Дорошиной. Программа прошла процедуру экспертизы и утверждения городским экспертным советом комитета образования (Приложение). При ее разработке были использованы программы академика Я.Н.Щапова "История религий", Н.В.Шабурова "Религии мира", в которые внесен ряд изменений. Причины модификации следующие:

  • адаптация программы для учащихся профильных социально-гуманитарных классов общеобразовательной школы;
  • стремление увеличить временной блок изучения древних религий;
  • уделение особого внимания истории христианства, православной культуре Тамбовщины.

В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Тамбовской области в настоящее время функционируют 14 конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета - уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.

Элективный предмет "История религий является логическим продолжением элективного курса "Религия и ее памятники" и предназначен для учащихся профильного социально-гуманитарного класса в качестве межпредметного курса, объединяющего знания в области истории,обществознания, культуры.

Цель настоящего курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии.

Задачи курса "История мировых религий":

  • духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся через приобщение к общечеловеческой культуре;
  • формирование понимания психологии наших предков;
  • создание целостного восприятия исторического процесса (связь времен и поколений через традиции, интеграция с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством);
  • формирование у учащихся толерантного отношения к религиям, умения вставать на точку зрения представителей другой религии; понимать, каким образом религия влияет на жизнь конкретных людей и на общество в целом;
  • получение обучающимися информации о современных направлениях
    религии, деятельности церкви, деноминаций и сект в регионе проживания;
  • формирование интереса и положительной мотивации к изучению предметов образовательной области "Обществознание" через освоение новых аспектов содержания учебного материала;
  • отражение в содержании учебного материала новых для учащихся знаний;
  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе проведения занятий;

Религия является значимым фактором в развитии разных культур; она привносит в них смысл, а такие основы поведенческих и социальных норм. Но религия может и разделять людей, становясь причиной нетерпимости и конфликтов. В этой связи предполагается культурологический подход к преподаванию данного курса. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе формирования толерантности школьников является наличие комплекса специальных педагогических методов и средств предмета "История мировых религий". Этот комплекс включает в себя:

определенный отбор содержания и построение учебного материла; включение в систему осваиваемых знаний раннее неиспользовавшегося материала, который активизирует мышление учащихся, требует саморефлексии и личностного сопереживании;

  • обращение к текстам оригинальных источников;
  • активное использование жизненного опыта учащихся;
  • интенсификацию эмоционального компонента в обучении;
  • активные методы освоения знаний.

Применяются различные формы уроков, в том числе лекции, пpaктикумы, уроки с элементами театрализации и коллективными способами обучения, экскурсии (православные храмы, молитвенные дома, картинная галерея и краеведеческий музей) Занятия носят развивающий, проблемный, пpaктический хаpaктер. Используется отметочная система учета знаний.

Примеры письменных творческих заданий:

- Все ли народы древности прошли через политеизм?

- Ранние формы религии в русских народных сказках.

- Календарь древнеримских праздников.

- "Мои любимые высказывания Конфуция".

- "Каким христианским заповедям я следую (хотел бы следовать) в своей жизни?"

- Православные праздники.

- Католические праздники.

- Православные таинства.

- Кроссворды по различным темам, например "Католицизм".

- Направления современного протестантизма.

- "Притчи Соломоновы о:"

- "Современная русская православная церковь".

- "Современные религиозные культы"

Урок-интервью (учащиеся формулируют письменно вопросы в течение 5 минут, учитель отвечает на них без подготовки):

Тема: "Христианство"

  1. Почему в православных храмах нет скульптур?
  2. Почему христианство так называется?
  3. Во что верят христиане?
  4. Есть ли у христиан специальная религиозная одежда?
  5. Специальные молитвы, заклинания.
  6. Как получилось, что христианство делится на сектантство и чистую веру?
  7. Чем отличается Евангелие от Библии?
  8. Когда зародилось христианство?
  9. Какими были первые обряды в христианстве?
  10. Какие обряды были заимствованы христианством из язычества?
  11. Как появилось христианство в России? Какие цели преследовало его появление?
  12. Назовите различия между конфессиями: по идеологии. по форме.
  13. Есть ли исторические доказательства существования Иисуса Христа на Земле?
  14. Каковы основные праздники и обряды в христианстве?

Тема: "Ислам"

  1. Где и почему появился ислам?
  2. Как изменялась эта религия со времени возникновения до наших дней?
  3. Сколько человек поклоняются это религии? И какие народы?
  4. Почему на мусульманских свадьбах невеста сменяет несколько нарядов?
  5. Почему там так ценится танец живота?
  6. Почему никогда не показывают изображения Мухаммеда, есть ли они?
  7. Чем грозит человеку выход из веры?
  8. Есть ли большие отличия в содержании Корана и Библии?
  9. Есть ли в этой религии обряды похожие на Крещение?
  10. Как в этой религии отмечают рождение ребенка?
  11. Почему дeвyшки носят чадру?
  12. Как в исламе заключаются и расторгаются бpaки?

Творческое задание "Отношение к сущности религии"

Уважаемые ребята!

Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения. Приведете аргументы своего выбора.

Что, на ваш взгляд, хаpaктерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.

Автор Высказывание
Р.Бертон Одна религия настолько же истинна, как и другая.
А.Герцен Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.
Б. Франклин Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?
Д.Жирарден Самая лучшая религия - самая терпимая.
К.Маркс Религия - опиум для народа.
У.Пенн Религия - это не что иное, как любовь к Богу и человеку.
Л.Фейербах Религия - дочь невежества

Кроссворд (по количеству букв)

4 5 6 7 8
Грех Магия Тайцзы 1. Анимизм 1. Фетишизм
Елей Секта Пастор 2. Религия 2. Крокодил
Киот Диана Тризна 3. Даосизм 3. Посейдон
Тора Потир Раскол 4. Престол 4. Таинство
Сура Свеча Алтарь 5. Молитва 5. Крещение
Хадж Ересь Аналой 6. Кентавр 6. Кардинал
Пост Амвон Клирос 7. Притвор 7. Синагога
  Оклад Костел 8. Минарет 8. Кикимора
  Карма Мечеть 9. Нирвана 9
  Левит Сангха 10. Свинина 1. Аниматизм
  Цицит Мезуза   2. Эндогамия
  Коран Джихад   3. Монотеизм
  Амина     4. Рождество
  Намаз     5. Спиритизм

4 буквы:

1. Преступление закона Бога.

2. Особо освященное оливковое масло, применяемое во время таинства.

3. Большая рама для иконы.

4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое иудеями.

5. Глава Корана.

6. Паломничество мусульман.

7. Особенное духовное состояние верующего, внешне проявляющееся в ограничении в приеме пищи.

5 букв:

1. Вера в то, что путем заклинаний, определенных действий, можно влиять на человека и явления природы.

2. Вид религиозного института.

3. Древнеримская богиня охоты.

4. Чаша для приготовления причастия.

5. Современный пример жертвоприношения.

6. Учение, противоположное церковному.

7. Середина возвышения в православном храме, на котором расположен иконостас и алтарь.

8. Металлическое украшение, покрывающее икону.

9. Совокупность поступков человека, определяющих его следующее перерождение.

10. Одна из книг Торы.

11. Полотно с шерстяными нитями, которое носят иудеи под верхней одеждой.

12. Священная книга мусульман.

13. Имя матери Мухаммеда.

14. Молитва у мусульман.

6 букв:

1. Символ даосизма.

2. Глава протестантской общины.

3. Заупокойное пиршество славян.

4. Уклонение от единства с церковью.

5. Главная часть православного храма.

6. Столик с наклонной поверхностью перед иконостасом в христианском храме.

7. Место для певцов и чтецов в христианском храме.

8. Католический храм.

9. Мусульманский храм.

10. Буддистская монашеская община.

11. Свиток в цилиндре, который иудеи прикрепляют к правому косяку комнат квартиры.

12. Война с "неверными" в исламе.

7 букв:

1. Вера в существование души и духов.

2. Вера в существование сверхъестественных сил, способных воздействовать на человека и весь окружающий мир.

3. Одна из религий Древнего Китая.

4. Особый стол в алтаре православного храма.

5. Обращение верующего к Богу.

6. Мифическое античное существо.

7. Часть православного храма.

8. Башня при мечети.

9. Особое психологическое состояние, цель буддиста.

10. Запретная пища у мусульман и иудеев.

8 букв:

1. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

2. Священное животное в Древнем Египте.

3. Античный бог, владелец моря.

4. Особо важный христианский обряд.

5. И праздник, и таинство у христиан.

6. Главный священник в государстве у католиков.

7. Молитвенный дом иудеев.

8. Жена Домового.

9 букв:

1. Вера в то, что все окружающее человека (животные, растения, явления природы) живет такой же жизнью, как он сам.

2. Бpaки между близкими родственниками у язычников.

3. Вера в единого бога.

4. Важнейший двунадесятый праздник христиан.

5. Способ общение с духами.

Мнения учащихся о предмете:

История религий - это очень интересный предмет, который помогает нам понять взгляды других людей. Даже очень хорошо, что в мире существует много религий.

Мне очень интересен урок истории религии, так как на нем уделяется внимание не только нашей религии, но и религиям других стран, так же наш учитель рассказывает нам очень интересные мифы и легенды.

Этот предмет проявляет в нас такие качества, как доброта, терпимость, хорошее отношение к людям разных религий.

История мировых религий воспитывает в человеке толерантность по отношению к другим религиям. Этот предмет расширяет кругозор.

История мировых религий самый лучший предмет. Она учит меня хорошо относиться к людям другой расы.

Проведенные социологические опросы выявили качественно более высокие темпы развития толерантных качеств учащихся профильных социально-гуманитарных классов. Не менее 80% старшеклассников отмечали рост позитивной мотивации в отношении к религиозным убеждениям представителей других конфессий. В то же время в параллели 10-11-х классов таких учащихся оказалось лишь 61%. Таким образом, религиоведческие знания являются эффективным средством формирования толерантных качеств личности обучающихся.

Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 22:17:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 20:50:28

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 1:52:36

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 1:26:13

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 4:44:51

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 9:26:27

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 1:50:37

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 14:30:25

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 22:31:18

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 7:35:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 12:32:35

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 3:33:46

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 23:17:37

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 20:53:11

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 16:26:34

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 8:31:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 22:33:23

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 5:42:54

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 3:53:17

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 0:48:31

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 11:37:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 21:15:42

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 21:36:11

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 8:35:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 11:51:36

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 22:29:36

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 10:32:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 5:18:15

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 1:23:49

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 11:21:35

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 1:36:34

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 13:29:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 6:25:12

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 14:43:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 21:19:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 1:39:44

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 21:41:36

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 13:24:17

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 21:10:32

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 9:40:23

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 18:38:44

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 23:23:56

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 3:42:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 16:37:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 12:35:22

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 0:50:20

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 17:11:14

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 0:26:44

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 11:53:38

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 12:17:57

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::