Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

Радикальные социальные изменения в различных сферах (экономике, политике, культуре, сфере межэтнических отношений) нашего общества привели к социальной нестабильности. В последнее десятилетие во многих городах России с традиционным преобладанием русского населения произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, появилась такая категория граждан, как "вынужденные переселенцы". Эта ситуация приводит к распространению вербальной агрессивности, жестокости, насилия по отношению к тем или иным этническим группам, особенно в молодежной среде.
Одним из условий выхода из сложившейся ситуации нестабильности может стать воспитание человека толерантного, который будет стремиться к установлению взаимоотношений с другими людьми, основанных на взаимной терпимости, уважении, признании права другого быть не похожими на остальных.
В своей педагогической пpaктике я столкнулась с такими проявлениями интолерантности обучающихся, как:
- оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование (отказ в беседе, в признании);
- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
- этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами).
Действительно, толерантность формируется особенно трудно, когда речь идет о национальных и религиозных различиях. Ни для кого не секрет, что своего рода биологический инстинкт неприятия и агрессии сpaбатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, "чужому": не такой, как я, значит, - "плохой", "неприемлемый". И важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое преобразование "чужого" - в "другого", и не просто в "другого", но - именно этим и интересного!
На мой взгляд, наиболее оптимальным и проверенным на опыте является способ приближения к " миру других" через обязательное, хотя бы самое общее, знакомство с различными мировыми религиями. В развернувшейся сегодня дискуссии о преподавании основ православной культуры в школе я на стороне тех, кто считает неприемлемым преподавание в светской многонациональной (и, значит, многоконфессиональной) школе этого предмета. Если мы хотим воспитать в детях толерантность, то приобщение к "своей" религии должно быть вынесено за рамки школьного преподавания (это - выбор родителей и самих детей!), а в школе должен быть принят культурологический подход, то есть созданы условия для знакомства с разными культурными, религиозными ценностями.
Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Библии - Ветхий завет - это иудейская священная книга, а в Коране можно встретить многие библейские сюжеты. А между тем, совсем нетрудно найти в Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения:
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась о них злодеяниями. И вот, я истрeблю их с земли.
Сделай себе ковчег :и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре (Бытие, гл.6)
И мы внушили ему: "Сделай ковчег на Наших глазах и по Нашему внушению, а когда придет наше повеление: то введи в него из всех по две пары и твою семью, кроме тех из них: которые были неправедны: поистине, они будут потоплены! (Сура 23. Верующие)
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнго освятит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божьим (Евангелие от Луки, гл.1)
Сказала она "Господи! Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?" Сказал он: "Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: "Будь!" - и оно бывает. (Сура 3. Семейство Имрана).
Этика буддизма | Христианская мораль |
"Пять запретов": | Десятисловие Моисеево: |
Убийство Воровство Ложь Блyд Пьянство |
Не убий Не укради Не произноси на другого ложного свидетельства Не прелюбодействуй Грех против второй заповеди |
Осознание подобной общности взглядов и идеалов - первый шаг к формированию толерантности
В средней общеобразовательной школе № 32 города Тамбова эта задача реализуется в ходе преподавания элективного предмета "История мировых религий" по авторской программе Л.М.Дорошиной. Программа прошла процедуру экспертизы и утверждения городским экспертным советом комитета образования (Приложение). При ее разработке были использованы программы академика Я.Н.Щапова "История религий", Н.В.Шабурова "Религии мира", в которые внесен ряд изменений. Причины модификации следующие:
- адаптация программы для учащихся профильных социально-гуманитарных классов общеобразовательной школы;
- стремление увеличить временной блок изучения древних религий;
- уделение особого внимания истории христианства, православной культуре Тамбовщины.
В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Тамбовской области в настоящее время функционируют 14 конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета - уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект.
Элективный предмет "История религий является логическим продолжением элективного курса "Религия и ее памятники" и предназначен для учащихся профильного социально-гуманитарного класса в качестве межпредметного курса, объединяющего знания в области истории,обществознания, культуры.
Цель настоящего курса состоит в приобщении учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества через историю религии.
Задачи курса "История мировых религий":
- духовное, нравственное, эстетическое воспитание учащихся через приобщение к общечеловеческой культуре;
- формирование понимания психологии наших предков;
- создание целостного восприятия исторического процесса (связь времен и поколений через традиции, интеграция с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством);
- формирование у учащихся толерантного отношения к религиям, умения вставать на точку зрения представителей другой религии; понимать, каким образом религия влияет на жизнь конкретных людей и на общество в целом;
- получение обучающимися информации о
современных направлениях
религии, деятельности церкви, деноминаций и сект в регионе проживания; - формирование интереса и положительной мотивации к изучению предметов образовательной области "Обществознание" через освоение новых аспектов содержания учебного материала;
- отражение в содержании учебного материала новых для учащихся знаний;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе проведения занятий;
Религия является значимым фактором в развитии разных культур; она привносит в них смысл, а такие основы поведенческих и социальных норм. Но религия может и разделять людей, становясь причиной нетерпимости и конфликтов. В этой связи предполагается культурологический подход к преподаванию данного курса. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе формирования толерантности школьников является наличие комплекса специальных педагогических методов и средств предмета "История мировых религий". Этот комплекс включает в себя:
определенный отбор содержания и построение учебного материла; включение в систему осваиваемых знаний раннее неиспользовавшегося материала, который активизирует мышление учащихся, требует саморефлексии и личностного сопереживании;
- обращение к текстам оригинальных источников;
- активное использование жизненного опыта учащихся;
- интенсификацию эмоционального компонента в обучении;
- активные методы освоения знаний.
Применяются различные формы уроков, в том числе лекции, пpaктикумы, уроки с элементами театрализации и коллективными способами обучения, экскурсии (православные храмы, молитвенные дома, картинная галерея и краеведеческий музей) Занятия носят развивающий, проблемный, пpaктический хаpaктер. Используется отметочная система учета знаний.
Примеры письменных творческих заданий:
- Все ли народы древности прошли через политеизм?
- Ранние формы религии в русских народных сказках.
- Календарь древнеримских праздников.
- "Мои любимые высказывания Конфуция".
- "Каким христианским заповедям я следую (хотел бы следовать) в своей жизни?"
- Православные праздники.
- Католические праздники.
- Православные таинства.
- Кроссворды по различным темам, например "Католицизм".
- Направления современного протестантизма.
- "Притчи Соломоновы о:"
- "Современная русская православная церковь".
- "Современные религиозные культы"
Урок-интервью (учащиеся формулируют письменно вопросы в течение 5 минут, учитель отвечает на них без подготовки):
Тема: "Христианство"
- Почему в православных храмах нет скульптур?
- Почему христианство так называется?
- Во что верят христиане?
- Есть ли у христиан специальная религиозная одежда?
- Специальные молитвы, заклинания.
- Как получилось, что христианство делится на сектантство и чистую веру?
- Чем отличается Евангелие от Библии?
- Когда зародилось христианство?
- Какими были первые обряды в христианстве?
- Какие обряды были заимствованы христианством из язычества?
- Как появилось христианство в России? Какие цели преследовало его появление?
- Назовите различия между конфессиями: по идеологии. по форме.
- Есть ли исторические доказательства существования Иисуса Христа на Земле?
- Каковы основные праздники и обряды в христианстве?
Тема: "Ислам"
- Где и почему появился ислам?
- Как изменялась эта религия со времени возникновения до наших дней?
- Сколько человек поклоняются это религии? И какие народы?
- Почему на мусульманских свадьбах невеста сменяет несколько нарядов?
- Почему там так ценится танец живота?
- Почему никогда не показывают изображения Мухаммеда, есть ли они?
- Чем грозит человеку выход из веры?
- Есть ли большие отличия в содержании Корана и Библии?
- Есть ли в этой религии обряды похожие на Крещение?
- Как в этой религии отмечают рождение ребенка?
- Почему дeвyшки носят чадру?
- Как в исламе заключаются и расторгаются бpaки?
Творческое задание "Отношение к сущности религии"
Уважаемые ребята!
Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения. Приведете аргументы своего выбора.
Что, на ваш взгляд, хаpaктерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.
Автор | Высказывание |
Р.Бертон | Одна религия настолько же истинна, как и другая. |
А.Герцен | Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве. |
Б. Франклин | Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее? |
Д.Жирарден | Самая лучшая религия - самая терпимая. |
К.Маркс | Религия - опиум для народа. |
У.Пенн | Религия - это не что иное, как любовь к Богу и человеку. |
Л.Фейербах | Религия - дочь невежества |
Кроссворд (по количеству букв)
4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Грех | Магия | Тайцзы | 1. Анимизм | 1. Фетишизм |
Елей | Секта | Пастор | 2. Религия | 2. Крокодил |
Киот | Диана | Тризна | 3. Даосизм | 3. Посейдон |
Тора | Потир | Раскол | 4. Престол | 4. Таинство |
Сура | Свеча | Алтарь | 5. Молитва | 5. Крещение |
Хадж | Ересь | Аналой | 6. Кентавр | 6. Кардинал |
Пост | Амвон | Клирос | 7. Притвор | 7. Синагога |
Оклад | Костел | 8. Минарет | 8. Кикимора | |
Карма | Мечеть | 9. Нирвана | 9 | |
Левит | Сангха | 10. Свинина | 1. Аниматизм | |
Цицит | Мезуза | 2. Эндогамия | ||
Коран | Джихад | 3. Монотеизм | ||
Амина | 4. Рождество | |||
Намаз | 5. Спиритизм |
4 буквы:
1. Преступление закона Бога.
2. Особо освященное оливковое масло, применяемое во время таинства.
3. Большая рама для иконы.
4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое иудеями.
5. Глава Корана.
6. Паломничество мусульман.
7. Особенное духовное состояние верующего, внешне проявляющееся в ограничении в приеме пищи.
5 букв:
1. Вера в то, что путем заклинаний, определенных действий, можно влиять на человека и явления природы.
2. Вид религиозного института.
3. Древнеримская богиня охоты.
4. Чаша для приготовления причастия.
5. Современный пример жертвоприношения.
6. Учение, противоположное церковному.
7. Середина возвышения в православном храме, на котором расположен иконостас и алтарь.
8. Металлическое украшение, покрывающее икону.
9. Совокупность поступков человека, определяющих его следующее перерождение.
10. Одна из книг Торы.
11. Полотно с шерстяными нитями, которое носят иудеи под верхней одеждой.
12. Священная книга мусульман.
13. Имя матери Мухаммеда.
14. Молитва у мусульман.
6 букв:
1. Символ даосизма.
2. Глава протестантской общины.
3. Заупокойное пиршество славян.
4. Уклонение от единства с церковью.
5. Главная часть православного храма.
6. Столик с наклонной поверхностью перед иконостасом в христианском храме.
7. Место для певцов и чтецов в христианском храме.
8. Католический храм.
9. Мусульманский храм.
10. Буддистская монашеская община.
11. Свиток в цилиндре, который иудеи прикрепляют к правому косяку комнат квартиры.
12. Война с "неверными" в исламе.
7 букв:
1. Вера в существование души и духов.
2. Вера в существование сверхъестественных сил, способных воздействовать на человека и весь окружающий мир.
3. Одна из религий Древнего Китая.
4. Особый стол в алтаре православного храма.
5. Обращение верующего к Богу.
6. Мифическое античное существо.
7. Часть православного храма.
8. Башня при мечети.
9. Особое психологическое состояние, цель буддиста.
10. Запретная пища у мусульман и иудеев.
8 букв:
1. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.
2. Священное животное в Древнем Египте.
3. Античный бог, владелец моря.
4. Особо важный христианский обряд.
5. И праздник, и таинство у христиан.
6. Главный священник в государстве у католиков.
7. Молитвенный дом иудеев.
8. Жена Домового.
9 букв:
1. Вера в то, что все окружающее человека (животные, растения, явления природы) живет такой же жизнью, как он сам.
2. Бpaки между близкими родственниками у язычников.
3. Вера в единого бога.
4. Важнейший двунадесятый праздник христиан.
5. Способ общение с духами.
Мнения учащихся о предмете:
История религий - это очень интересный предмет, который помогает нам понять взгляды других людей. Даже очень хорошо, что в мире существует много религий.
Мне очень интересен урок истории религии, так как на нем уделяется внимание не только нашей религии, но и религиям других стран, так же наш учитель рассказывает нам очень интересные мифы и легенды.
Этот предмет проявляет в нас такие качества, как доброта, терпимость, хорошее отношение к людям разных религий.
История мировых религий воспитывает в человеке толерантность по отношению к другим религиям. Этот предмет расширяет кругозор.
История мировых религий самый лучший предмет. Она учит меня хорошо относиться к людям другой расы.
Проведенные социологические опросы выявили качественно более высокие темпы развития толерантных качеств учащихся профильных социально-гуманитарных классов. Не менее 80% старшеклассников отмечали рост позитивной мотивации в отношении к религиозным убеждениям представителей других конфессий. В то же время в параллели 10-11-х классов таких учащихся оказалось лишь 61%. Таким образом, религиоведческие знания являются эффективным средством формирования толерантных качеств личности обучающихся.
Приложение.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
02 03 2021 18:49:17
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 03 2021 9:28:22
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
28 02 2021 17:22:20
Предлагается игра по истории Древнего мира....
27 02 2021 3:14:16
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
26 02 2021 13:41:45
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
25 02 2021 23:55:27
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
24 02 2021 22:18:21
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
23 02 2021 23:42:14
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
22 02 2021 19:51:32
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
21 02 2021 11:14:51
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
20 02 2021 2:27:32
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
19 02 2021 14:25:23
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
18 02 2021 19:17:26
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
17 02 2021 9:26:41
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
16 02 2021 13:50:22
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
15 02 2021 15:13:50
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
14 02 2021 5:59:50
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
13 02 2021 5:36:20
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
12 02 2021 23:45:16
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
11 02 2021 6:30:42
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
10 02 2021 8:48:52
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
09 02 2021 9:48:24
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
08 02 2021 12:34:32
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
07 02 2021 21:10:55
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
06 02 2021 7:34:38
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
05 02 2021 23:18:29

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
04 02 2021 2:50:13
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
03 02 2021 9:25:11
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
02 02 2021 5:35:42
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
01 02 2021 14:40:44
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
31 01 2021 23:39:10
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
30 01 2021 0:34:11
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
29 01 2021 3:36:31
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
28 01 2021 5:40:49
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
27 01 2021 6:16:38
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
26 01 2021 18:22:27
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
25 01 2021 23:27:27
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
24 01 2021 5:54:37
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
23 01 2021 16:15:37
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
22 01 2021 10:28:49
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
21 01 2021 5:18:13

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
20 01 2021 16:55:34
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
19 01 2021 13:12:35
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки.
...
18 01 2021 9:35:43
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
17 01 2021 14:57:53
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
16 01 2021 4:45:28
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
15 01 2021 7:43:18
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
14 01 2021 9:54:31
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
13 01 2021 9:22:23
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
12 01 2021 18:59:44
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
11 01 2021 15:25:23
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
10 01 2021 7:16:48
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
09 01 2021 16:18:41
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
08 01 2021 3:45:17
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
07 01 2021 4:46:28
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность.
...
06 01 2021 8:41:36
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
05 01 2021 14:30:53
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
04 01 2021 7:24:24
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
03 01 2021 0:41:46
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
02 01 2021 5:50:46
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
01 01 2021 21:11:24
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
31 12 2020 6:58:10
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
30 12 2020 2:40:21

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
29 12 2020 17:46:26
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
28 12 2020 7:13:41
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
27 12 2020 4:50:35
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
26 12 2020 4:52:21
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
25 12 2020 14:55:58
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
24 12 2020 13:37:48
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
23 12 2020 9:13:53
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
22 12 2020 10:24:16
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
21 12 2020 0:32:13

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 12 2020 5:25:34
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
19 12 2020 9:33:25
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
18 12 2020 8:40:18
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
17 12 2020 3:50:47
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
16 12 2020 15:47:34
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
15 12 2020 20:50:22
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
14 12 2020 9:13:17
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
13 12 2020 3:48:13
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
12 12 2020 17:25:23
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
11 12 2020 21:29:51
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
10 12 2020 13:22:26
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
09 12 2020 3:34:39
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
08 12 2020 13:41:17
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
07 12 2020 9:21:36
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
06 12 2020 15:17:38
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
05 12 2020 6:28:26
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
04 12 2020 9:43:34
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
03 12 2020 18:37:17
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
02 12 2020 4:33:45
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
01 12 2020 7:26:54
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
30 11 2020 2:57:59
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
29 11 2020 22:59:14
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
28 11 2020 15:18:44
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
27 11 2020 20:42:25
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
26 11 2020 19:47:31
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
25 11 2020 8:14:51
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
24 11 2020 5:10:51
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
23 11 2020 16:53:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::