Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"
"Служить Отечеству всяк и по совести и
по должности обязан:"
Митрополит Амвросий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 классов и рассчитана на 17 часов, количество часов может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала.
Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс
- уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность человеку свободно передвигаться в историческом прострaнcтве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
- исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
- они воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
- подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.
Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю. История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и реформаторов, военачальников и политиков, деятелей культуры и дипломатов, купцов и врачей, промышленников и священников. Поэтому эпиграфом данного элективного курса служат слова митрополита Амвросия "Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:". А изучение истории российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить гражданские чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.
Цель элективного курса "История в лицах" - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи данного курса:
Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.
Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:
- формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой;
- анализ документов;
- оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проэктов.
В связи с этим актуальным направлением является: Создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- эвристические беседы; семинары - "Круглые столы"; пpaктические работы;
- "мозговой штурм";
- викторины, конференции.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение делать обобщения;
- умение систематизировать материал;;
- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычлeнить плюсы и минусы своей деятельности);
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. Они же и являются измерителем обученности учащихся. Применение рейтинговой системы оценивания дает возможность более творчески подойти к этой работе.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
- называть хаpaктерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Всего часов | Лекции | Пpaктика | Семинары | Формы контроля |
1 | Введение. Знакомство со структурой курса. | 1 | 1 | Лекция с мультимедийным сопровождением | ||
2, 3 | Российское реформаторство | 2 | 1 | 1 | Лекция - семинар. | |
4, 5 | Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир | 2 | 1 | 1 | Пpaктическая работа Круглый стол |
|
6, 7, 8 | Елена Глинская и Иван 4: как личности, правители, политики. | 3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/м Семинар Пpaктическая работа Тестирование |
9,10, 11 |
Софья и Петр 1 - равносильные ли
величины? Петр 1 - реформатор: "чудо иль чудовище"?: "Птенцы Петрова" |
3 | 1 | 1 | 1 | Лекция м/м Круглый стол Беседа (сообщения, эссе, документы), работа с карточками. |
12, 13 |
Александр 2 и его окружение: великие реформы | 2 | 1 | 1 | Эвристическая беседа Пpaктикум |
|
14, 15 |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | 1 | 1 | Лкция-мультимедия Круглый стол Сравнительный анализ - пpaктикум |
|
16 | Викторина "Интеллектуальный лабиринт" |
1 | 1 | "Мозговой штурм" | ||
17 | Итоговое занятие. Конференция. | 2 | 1 | Защита рефератов, мультимедийных проектов | ||
Итого | 17 | 5 | 7 | 5 |
Условия для реализации
Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру
В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьников.
Программа курса "История в лицах: РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ"
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Лекция: Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов, мультимедийного сопровождения урока.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Лекция-беседа "Российское реформаторство", с использованием мультимедии.
Семинар "Реформы и реформаторы", "Мозговой штурм".
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир Святославович. (2 часа).
Пpaктическое занятие "Что такое реформа?".
Круглый стол: "Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики".
Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Влаимира.
Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Ее вклад в развитие русской истории. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.
Тема 3. Елена Глинская и Иван Грозный (3 часа).
Лекция с мультимедией: "Реформы XVI века: Преобразования в годы правления Елены Глинской и Ивана 4"
Семинар по теме:"Елена Глинская и Иван Грозный: политики, правители и просто личности".
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Пpaктическая работа: "Женщины реформаторы". Сравнительный анализ деятельности Ольги и Елены Глинской. Работа с документами. Тестирование.
Тема 4. Петр I: "чудо" иль "чудовище"? (3 часа).
Лекция с мультимедийным сопровождением "Софья и Петр 1 - равносильные ли величины?"
Круглый стол с элементами пpaктической работы: "Петр I: чудо иль чудовище?".
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели.. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Работа с текстом + тестирование
Семинар по теме: Петр и "птенцы гнезда Петрова" (Сообщения, эссе)
Тема 5. "Александр II и его окружение: великие реформы" (2 часа).
Эвристическая беседа "Великие реформы царя освободителя и их природа".
Личность Александра II и его окружение. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Пpaктикум: Работа с документами, тестирование, составление эссе.
Тема 6. Последние реформаторы Российской империи (2 часа).
Лекция с использованием мультимедии "С.Ю. Витте" и "П. А. Столыпин".
Круглый стол: "Последние реформаторы Российской империи"
Личность С.Ю. Витте и П. А. Столыпина. Деятельность Витте и Столыпина. Сравнительный анализ подходов к реформированию России.
Итоги и дальнейшая судьба реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П. А. Столыпина.
Викторина: Интеллектуальный лабиринт (1 час).
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам - "Мозговой штурм". Групповая работа - развитие коммуникативных навыков.
Итоговое занятие: История в лицах + конференция.(1 час).
Защита рефератов, мультимедийных проектов.
Литература
1. Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.
2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал "Преподавание истории в школе". - 1997. - № 1; 2000. - № 4.
4. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. - М., 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М., 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.
13. Школьная энциклопедия "Руссика". История России. XVIII- XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
18 03 2024 14:48:24
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
17 03 2024 3:55:22
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
16 03 2024 2:45:51
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
15 03 2024 10:24:48
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...
14 03 2024 6:30:43
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
13 03 2024 16:13:52
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
12 03 2024 18:47:48
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
11 03 2024 21:39:33
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
10 03 2024 7:15:32
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
09 03 2024 0:45:33
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...
08 03 2024 2:37:33
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
07 03 2024 1:29:16
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.). ...
06 03 2024 2:41:53
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
05 03 2024 14:37:42
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
04 03 2024 12:10:20
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
03 03 2024 7:29:48
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
02 03 2024 8:24:52
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
01 03 2024 5:56:40
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...
29 02 2024 14:30:15
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
28 02 2024 23:18:33
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
27 02 2024 3:47:16
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
26 02 2024 1:16:33
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
25 02 2024 20:24:17
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
24 02 2024 17:37:52
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
23 02 2024 23:52:26
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
22 02 2024 5:24:27
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
21 02 2024 17:16:59
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
20 02 2024 17:37:49
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
19 02 2024 8:28:22
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
18 02 2024 3:12:29
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
17 02 2024 9:47:23
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
16 02 2024 20:29:10
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
15 02 2024 19:22:53
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
14 02 2024 20:25:32
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
13 02 2024 12:51:46
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
12 02 2024 20:34:36
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
11 02 2024 21:57:13
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
10 02 2024 11:57:10
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
09 02 2024 12:48:48
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
08 02 2024 11:55:20
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
07 02 2024 0:12:13
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
06 02 2024 23:30:20
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
05 02 2024 8:43:46
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
04 02 2024 1:21:41
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
03 02 2024 6:11:16
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
02 02 2024 5:21:26
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
01 02 2024 22:19:26
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
31 01 2024 20:47:26
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
30 01 2024 10:17:26
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
29 01 2024 5:11:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::