Урок в 7-м классе: "Дух предпринимательства преобразует экономику"
Цели и задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о методах и формах накопления капитала в Западной Европе в XV-XVI веках, тем самым показать перемены, происходящие в образе жизни европейцев раннего нового времени
- Умение анализировать информационный материал в поисках решения исторической задачи
- Развивать коммуникативные навыки и творческий подход в реализации задания
Основной терминологический материал: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.
Оборудование урока: учебник "Новая История. 1500-1800" - Юдовская А.Я. и др., "Просвещение"
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Виды ученической деятельности: вопросно-ответная деятельность, выдвижение гипотез, формулирование выводов, самостоятельная работа.
Ход урока
I. ПОСЛЕДСТВИЯ РОСТА ЦЕН
Великие географические открытия способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они обнаружили обратную отрицательную сторону лёгкого и быстрого обогащения.
Пришлось европейцам думать, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой - НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ.
Место, где деньги работают вам всем хорошо известно - это РЫНОК:
В любом городе мира с давних времён существует место, куда люди приходят ежедневно. Каждый из них занимается своим ремеслом - кто-то хлебороб, кто-то сапожник, кто-то пекарь, кто-то животновод и т.д. Все они в совершенстве знают своё дело, но нуждаются в том, что делает другой. Поэтому встречаются и обмениваются плодами своего труда, превращаясь в продавцов и покупателей. Между ними возникают жаркие споры, каждый доказывает, что его товар самый лучший и заслуживает наибольшего вознаграждения. В конечном итоге торг завершается сделкой - в обмен на свой товар они получают -
Сделайте самостоятельный вывод о том, что собой представляет рынок (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ)
Учитель
II. ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ
Первоначально именно с помощью рынка европейцы заставляли работать деньги. Все, кто приходил на рынок и хотел вернуться домой с прибылью
вели бойкую торговлю под лозунгом "КУПИТЬ ПОДЕШЕВЛЕ - ПРОДАТЬ ПОДОРОЖЕ". Но не у всех это получалось хорошо. Многие так и оставались продавцами розничной или мелкооптовой торговли, но были и удачливые предприниматели, для которых торговля стала дорогой к сказочным богатствам.
(зачитывается отрывок "Век Фуггеров")
Учитель
Назовите способы, с помощью которых Фуггеры добились такого могущества (на основании блиц-опроса в тетради формулируется ответ в тетради)
какими новыми формами пользовались предприимчивые дельцы для максимального извлечения прибыли
(ответ записывается в тетради на основе рассказов учащихся - проверка д/з)
ТРИ СПОСОБА ОБОГАЩЕНИЯ
торговля | ростовщичество | производство |
Торговые компании Монополии Биржи |
Банки | Мануфактуры |
Учитель
III. ЭПОХА КАПИТАЛИЗМА
(формулируются выводы в форме схемы на основе текста, который учитель читает, а учащиеся вставляют необходимые по смыслу слова)
Таким образом, предприимчивые европейцы нашли выход из той ситуации, когда Великие географические открытия спровоцировали в Западной Европе РОСТ ЦЕН.
Они заставили работать ДЕНЬГИ и, работая, в торговле, в банке или на мануфактуре, ДЕНЬГИ превратились в КАПИТАЛ
С появление и активным развитием капитала в жизни европейцев происходят важные перемены, в корне меняющие их образ жизни - их желания и направленность действий. Если раньше они трудились, чтобы накопить как можно больше богатства (денег), то теперь они стремились найти выгодное им применение. Хранить деньги в сундуках стало бессмысленным разорительным делом. Для благополучия и процветания необходимо было найти прибыльный способ обогащения. Так в Западной Европе в XV-XVI веках наступает НОВОЕ ВРЕМЯ или эпоха КАПИТАЛИЗМА
Учитель
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить исторический кроссворд из новых слов-терминов: рост цен, деньги, капитал, рынок, монополия, биржа, банк, мануфактура, капитал.
Мини-эссе на тему "Если бы у меня был капитал:" (устный вариант ответа)
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
18 03 2024 2:11:42
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
17 03 2024 2:27:26
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
16 03 2024 10:55:40
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
15 03 2024 1:12:14
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
14 03 2024 7:44:11
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
13 03 2024 8:33:27
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
12 03 2024 1:36:36
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
11 03 2024 5:11:58
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
10 03 2024 14:27:35
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
09 03 2024 7:14:18
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
08 03 2024 17:15:25
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
07 03 2024 5:50:25
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
06 03 2024 21:36:46
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
05 03 2024 9:19:13
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
04 03 2024 19:22:14
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
03 03 2024 13:35:38
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
02 03 2024 16:30:30
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
01 03 2024 0:54:55
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
29 02 2024 21:10:22
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
28 02 2024 12:13:46
Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
27 02 2024 21:54:48
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
26 02 2024 12:13:59
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
25 02 2024 9:24:24
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
24 02 2024 22:37:19
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
23 02 2024 18:25:47
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
22 02 2024 17:26:11
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
21 02 2024 18:14:15
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...
20 02 2024 18:26:52
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
19 02 2024 13:16:39
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
18 02 2024 6:39:55
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
17 02 2024 17:32:40
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
16 02 2024 0:45:13
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
15 02 2024 18:28:10
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
14 02 2024 14:21:33
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
13 02 2024 18:49:57
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
12 02 2024 14:41:47
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
11 02 2024 15:50:17
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
10 02 2024 11:18:25
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
09 02 2024 14:29:47
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
08 02 2024 13:45:43
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...
07 02 2024 9:51:33
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
06 02 2024 8:50:16
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...
05 02 2024 5:20:52
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
04 02 2024 18:22:25
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
03 02 2024 22:58:58
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
02 02 2024 4:19:51
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...
01 02 2024 20:39:56
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
31 01 2024 1:48:36
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
30 01 2024 16:12:53
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
29 01 2024 7:12:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::