Урок в 9-м классе по теме "Образование СССР"
Обучающая – сформировать у учащихся представление об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.
Развивающая – формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.
Воспитательная – способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Методическое оснащение:
- карта «Российской федерации и стран Ближнего зарубежья»
- планшеты «Столицы союзных республик, герб СССР и РФ»
- изображение государственных символов СССР
- использование песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
- карточки с вопросами
Учебные элементы урока:
- Мотивационная беседа. Формулировка целей урока.
- Работа по вопросам к песне.
- Отчет учащихся по выполнению опережающего задания (анализ соц. опроса по теме «Плюсы и минусы советской системы»).
- Позиция партии большевиков по национальному вопросу (работа с документом). Приложение 1.
- Предпосылки образования СССР (работа с учебником).
- Сравнение планов объединения (работа со схемой).
- Границы СССР (работа с картой).
- Принятие конституции СССР (сравнительный анализ с конституцией РФ от 12.12.1993 г.)
- Итоговый контроль (карточки с заданиями). Приложение 2.
- ПОПС – формула.
- Творческое задание. Приложение 3.
- Домашнее задание.
- Итоговая отметка.
Литература:
- История Отечества, 1900 - 1940 гг. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М. Просвещение 1992г.
- Краткая история СССР. Издательство «Наука».
- Пятецкий Л.М. История России для старшеклассников и абитуриентов. ХХ век. Учебное пособие. Московский лицей 1996 г.
- Ю.А. Щетинов. История России ХХ век. Учебное пособие. Москва 1998 год.
- Народы России: энциклопедия. Гл. редакция В.А. Тишков. – М. Большая Российская энциклопедия, 1994
- Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история. Сост. Н.С. Елманова, Г.М. Савичева. 1994 г.
Ход урока
1. Мы должны понять, что образование СССР было не случайным событием, которое
способствовало укреплению коммунистического режима, усилению военной мощи страны, но и найти противоречия, которые способствовали со временем распаду Советского Союза. СССР – так называлось государство, существовавшее почти 70 лет на политической карте мира. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по – новому вглядываясь в их особенности. В происходящие в те годы события.
2. Прослушав песню, подумайте. Почему она звучит на уроке? О чем эта песня?
3. Вы родились в ХХ веке, ваши родители очевидцы распада Советского Союза – огромного
по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши пpaбабушки и прадедушки. Таким образом, история СССР – это история 4 поколений, история граждан СССР – людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев. Наша задача установить, как и на каких основах образовался СССР, увидеть те противоречия, которые позже привели к его распаду. На последующих уроках узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось.
Перед уроком вы получали опережающее задание. Провести соц. Опрос жителей нашего района по теме: Плюсы и минусы советской системы. Результаты заслушиваются.
4. Вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу. Для этого
воспользуемся документом на ваших столах. Запись в тетрадь ответа на вопрос: «Что было положено в основу вопроса по национальностям России?» Приложение 1.
5. Ряд факторов способствовал сближению республик в первые годы после Октября. Прочитайте тест выступления И.В. Сталина на Х Всероссийском съезде Советов 26.12 1922 года и выпишете в тетрадь предпосылки образования СССР.
6. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. У вас на столах есть
схема. Где отражены два плана образования СССР (Ленина и Сталина). Сопоставляя два проекта, объясните, какой из них наиболее способствовал справедливому решению национального вопроса. Какую позицию в решении вопроса о национально – государственном устройстве отстаиваете вы. Аргументируйте свой ответ.
7. Работа с картой. Показывают границы СССР, союзные республики и называют их столицы.
8. В соответствии с принятой в 1924 году конституцией СССР высшим органом власти
являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обратите внимание, что каждая республика имела права выхода из союза. Откройте Конституцию от 12.12.1993г. ст. 71 и сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР и современной Конституции. Вспомните, кто был лишен политических прав. Почему были сняты ограничения?
9. Карточки с заданиями. Приложение 2.
10. ПОПС – формула.
П – позиция (я считаю…)
О – обоснование (потому что…
П – пример (например…)
С – следствие (следовательно…)
Какое значение имело образование СССР?
11. Творческое задание. На доске слова: родина, страна, земля, знаю, единая. Напишите эссе или стихотворение, используя при этом данные слова. Приложение 3.
12. Домашнее задание.
13. Итоговая оценка.
Приложение 1
«…Недостойной политики лжи и недоверия должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России, политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России.
Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующее:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально – религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Приложение 2
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
1. Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национально – государственного устройства.
2. СССР – пример подлинно демократической федерации.
3. Создание СССР решило все национальные проблемы бывшей империи.
4. СССР сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.
5. Последующее развитие советского гражданского общества подтвердило правильность так называемой ленинской национальной политики.
Приложение 3
Пример творческого задания одного из учеников (стихотворение).Родина многое видела,
Многое знает она.
Каждый в ней главное выделил,
Каждый, включая меня.
Неважно, где родина малая.
Неважно, в какой мы стране,
Ведь все мы живем не на разной,
Живем на единой земле.
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
18 03 2024 5:38:20
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
17 03 2024 23:58:43
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
16 03 2024 20:28:28
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
15 03 2024 9:30:29
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
14 03 2024 15:29:54
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
13 03 2024 6:15:16
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
12 03 2024 10:47:31
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
11 03 2024 0:16:15
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
10 03 2024 20:21:35
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
09 03 2024 10:27:39
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
08 03 2024 18:32:34
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
07 03 2024 11:43:50
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
06 03 2024 9:53:30
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов. ...
05 03 2024 6:19:40
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...
04 03 2024 15:52:10
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
03 03 2024 0:16:22
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
02 03 2024 3:17:37
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
01 03 2024 13:27:30
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
29 02 2024 22:29:29
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
28 02 2024 4:31:44
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
27 02 2024 23:45:15
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
26 02 2024 23:22:22
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
25 02 2024 11:10:57
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
24 02 2024 15:40:32
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
23 02 2024 9:53:15
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
22 02 2024 20:35:33
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
21 02 2024 18:34:21
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
20 02 2024 17:14:24
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
19 02 2024 8:21:34
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
18 02 2024 0:25:31
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
17 02 2024 23:50:46
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
16 02 2024 9:37:57
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
15 02 2024 22:34:15
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
14 02 2024 19:39:54
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...
13 02 2024 15:25:13
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
12 02 2024 22:47:17
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
11 02 2024 17:38:21
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
10 02 2024 5:31:57
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...
09 02 2024 4:15:22
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
08 02 2024 23:24:32
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
07 02 2024 19:35:43
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
06 02 2024 20:42:18
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
05 02 2024 6:44:56
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
04 02 2024 14:38:31
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
03 02 2024 15:56:54
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
02 02 2024 22:24:21
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов. ...
01 02 2024 13:14:47
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
31 01 2024 12:40:15
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...
30 01 2024 5:13:33
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
29 01 2024 22:39:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::