История для молодежи    

Версии происхождения религии

Тема отражает положения программы курса «История религии» «данные археологии и этнографии по религиозным верованиям, их значение для воссоздания процесса генезиса религии. Версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии». Для её изучения обычно отводится один час в рамках календарно-тематического планирования. Педагогом могут быть востребованы различные виды работы – лекционное занятие с элементами дискуссии, выполнение коллективных проблемных заданий в форумах (например – на страничке истории на сайте школы, если таковой имеется) или в виде диспута на занятиях.

План лекции с элементами дискуссии «Версии происхождения религии».

  1. Как возникла религия?
  2. Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии.
  3. Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии.
  4. Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека.
  5. Данные археологии и этнографии о происхождении религии.

Материалы лекции и методические рекомендации учителю.

Вопрос 1 – «Как возникла религия?» посвящён введению в проблему возникновения религии. Учитель может привести высказывания античных философов и мыслителей Нового времени, указать время создания научных теорий по генезису религии. Он может начать с тезиса, что с древности и до сего времени нет точного ответа на вопрос «как возникла религия?». Одни философы видели причину возникновения религии в страхе перед силами природы и неуверенностью в завтрашнем дне. Среди них - Г. Петроний (?-66 г.). Он писал: «Первых богов на земле создал страх». Другие - в невежестве людей: «Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины». (И. Гольбах (1723-1789)). Третьи писали о религии, как об изобретении сообразительных людей, жрецов и правителей. Так, Критий (около 460-403 до н. э.) считал, что было время, когда жизнь человека подчинялась лишь грубой силе. Затем в обществе возникли карательные законы против преступников, но они совершили насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое всё видит, всё слышит и за всем наблюдает. Так из хитрости одного сообразительного человека и возникла религия. Четвёртые рассуждали о богах, как о похожих на людей существах, дающих людям некие блага: Ксенофан из греческого Колофона (около 570 – после 478 до н. э), объяснял, что боги общепринятой религии греков как бы «списаны» людьми с самих себя и отличаются от них не качественно, а количественно: «Если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и широконосыми, изображают богов черноволосыми и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми…». Продик (родился ок. 470-460 до н.э.) полагал, что боги – это олицетворение полезного и выгодного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще всё полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил». Завершая изложение материала, педагогу нужно отметить, что проблема возникновения религии стала одной из основных в науке о религии, - религиоведении, приобретшей относительную самостоятельность на рубеже XIX - XX веков. В качестве основы для закрепления материала можно использовать высказывание французского просветителя К. Вольнея (1757-1820) о возникновении религии.
«При таком режиме безнадёжное отчаяние охватило народы. К случайным несчастьям, приносимым людям грозными явлениями природы, присоединились страшные общественные бедствия, а обезумевшие, потерявшие голову люди приписали их высшим скрытым силам». В процессе обсуждения ученики придут к выводу о причинах возникновения религии, сформулированных К. Вольнеем – страхе перед силами природы и невежестве людей.

Вопрос 2 – «Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии». Приведённый материал по концепциям Э. Дюркгейма, З. Фрейда, М. Мюллера, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, стоящих на позиции «извне» религии, позволит познакомить учащихся с социологической, психологической, биологической, этнологической и мифолого-лингвистической концепциями возникновения религии.

Социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) писал, что Бог создаётся не по образу и подобию человека, а по образу и подобию общества. Так, отношение верующих к Богу отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо к обществу, среди них - чувство почтительного подчинения. Религия формирует, объясняет и передаёт из поколения в поколение те правила и нормы, которые общество предъявляет человеку, делая его общественным существом.

Философ, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939) видел основу для возникновения религии в особенностях мышления первобытного человека: первобытный человек считает реальным образ какого-либо объекта, в каждый момент он надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает какие-то действия, исходящие от объекта, или воздействующие на него. Затем верования передаются из поколения в поколение, навязываются людям, пробуждая в них различные чувства - страх, уважение, поклонения и т.д.

Психолог З. Фрейд (1856-1939) писал о возникновении религии из потребности человека защитить себя от мощи природы и давления общества. Так, он говорил что почти во всех религиях есть примеры отношения к божеству как к отцу - его боятся, но к нему тянутся и им восхищаются. Когда человек взрослеет, он начинает понимать, что ему всегда будет нужна защита от мощных чуждых сил, и он наделяет эти силы чертами отцовского образа, создаёт себе богов, которых боится, и у которых ищет защиты. И «боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».

По мнению этнографа Б. Малиновского (1884-1942) религия возникает и существует в ситуациях, когда люди находятся в эмоциональном стрессе, связанном с жизненными кризисами, неудачами, смертью, посвящением в тайны племени, с невымещенной ненавистью... Она предлагает выход из таких ситуаций и тупиков с помощью ритуалов и веры в сверхъестественное.

Филолог М. Мюллер (1823-1900) считал, что религия происходит из чувства бесконечного и присущей человеку способности верить. А конкретные религии (еврейская, индусская, христианская и др.) могут возникать, заменять друг друга, появляться и исчезать, отражая лишь эти способности и чувства человека.

В заключении учитель может подчеркнуть, что научных теорий о возникновении религии - великое множество. И были приведены лишь некоторые примеры. Общим для всех них является то, что учёные пытались проанализировать эту проблему, стоя на позиции «извне» религии, которая позволила им принять к рассмотрению материал большого количества религиозных верований, воспринимая их как одинаково ценные для общества.

Вопрос 3 – «Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии». Исходя из того, что христианство является одной из доминирующих религий РФ, подход «извне» религии раскрыт на основе концепций христианских богословов. В упрощённом виде даны объяснения подходов к определению религии: супранатурализма, исторической школы в теологии (Э. Трёльч), дихотомической (Р. Отто) и трансцендентно-имманентной (С. Булгаков) традиций в понимании религии и её связи с обществом. При этом мы постарались не перегружать небольшой по объёму текстовый материал религиоведческими терминами, выходящими за пределы школьной программы.

Итак, существует множество объяснений возникновения религии, данных богословами. Как правило, они считают религию данной Богом человеку ценностью. В Библии, в самой первой книге, называемой «Книга Бытия», говорится об истоках Вселенной, человечества и веры в Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися на земле». (1 Быт. 27-28). Бог, создав человека, благословил его – и тем самым вступил с ним в общение и даровал ему веру, т.е. религию. Человек отвечает на этот дар почитанием, осуществлением религиозного культа, образованием общины, этическим образом жизни.

Некоторые богословы утверждали, что христианство дано Богом человеку в целостном виде и изучать его можно только на основе божественного откровения, данного в Библии. По мысли других - общество влияло на формирование христианства, и изучать историю христианства можно на основе различных источников. Например, протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865-1923) исследовал влияние общества на развитие христианства, отмечая при этом, что оно не является «неустойчивым зеркальным образом" экономической и социальной истории, поскольку человек и общество в целом причастны божеству и этим определяется самостоятельность христианской веры.

Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869-1937) так писал о религии: религия - это «переживание святого», вызывающего двоякое чувство. С одной стороны - «человек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга, боязни, трепета, «совершенной зависимости», «чувства твари» и т.д. С другой стороны, святое ... захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его от себя, держит в своём обаянии» (так описывают теорию Р. Отто авторы учебного пособия «Религиоведение», изданного в 1998 году в издательстве «Гардарика»).

Православный богослов и философ С. Булгаков (1871-1944) считал, что в основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством. «Бог абсолютно возвышается над человеком, в то же время он снисходит к миру, вселяется в человека».

Вопрос 4 – «Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека». Учитель может начать изложение материала с перечня источников по верованиям древнего человека:

  • данные археологии и этнографии по первобытным захоронениям, скульптуре и архитектуре,
  • произведения пещерной живописи,
  • описания верований и обычаев современных народов, стоящих на ступени развития, близкой первобытному обществу).

Затем педагог может перейти к краткой характеристике пещерного искусства, и на примере широкоизвестной истории о «трагедии Альтамиры» описать ситуацию в научном мире в эпоху начала исследования пещерного искусства, показать сложность интерпретации древнего искусства. В последнем они смогут убедиться сами, выполняя проблемное задание, само название которого призвано активизировать их работу:

«Бегут, умирают, готовятся рожать… Звери!»

Задание построено в форме коллективной работы в форуме (на страничке истории на сайте школы) или во время диспута в классе. Цель задания – подвести учащихся к пониманию магической версии происхождения искусства. Работа над ним поможет учащимся научиться извлекать информацию не только из текстового, но из визуального материала, искать необходимый материал – от простого прохождения по гиперссылкам в интернете к самостоятельной работе. На основе иллюстративного ряда по пещерному искусству они проведут анализ изображений и попытаются ответить на вопрос: каково назначение этих изображений. Приводим материалы задания:

«Основной темой первобытного искусства был зверь: бизоны, лошади, олени, мамонты... Некоторые из них будто замерли в ожидании чего-то, другие поражены нарисованными стрелами, третьи ранены охотниками и корчатся в предсмертных страданиях, животы четвёртых достают почти до земли, указывая на то, что эти самки вот-вот принесут детёнышей...

Посмотрите на рисунки из разных пещер и попробуйте объяснить – каково было назначение этих и подобных им изображений».

Рисунок 1.

Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 2.

Раненый бизон и мертвый охотник. Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 3.

Пещера Альтамира, Испания.

Рисунок 4.

Пещера Руффиньяк, Франция.

Рисунок 5.

Капова пещера, Россия.

Интересную информацию по этой проблеме вы сможете найти на этих сайтах:

  • Страничка по палеолитическому искусству http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st006.shtml
  • Сайт по первобытному искусству http://www.ssga.ru/erudites_info/art/muzey/text/ns09.html

Для руководства над выполнением коллективного задания, мы предлагаем материалы для учителя: он может принимать версии об эстетическом характере изображений (нарисовали, чтобы было красиво, им просто нравилось рисовать), при этом отмечая, что существуют доказывающие эту теорию научные работы (например, исследование М. Лорбланше 1989 года «Animals into Art», в котором автор приводит несколько археологических находок, которые, по его мнению, говорят о чувстве прекрасного у древних людей – среди них – кусочек вулканического камня из Берехат-Рам в Израиле, подобранный человеком около 250 тысяч лет назад, который был похож на женскую фигурку, и немного обработан человеком). В этом случае педагогу нужно указать, что доказательств этой версии не очень много, но отвергать её полностью нельзя. Примеров создания изображений, интерпретируемых исследователями как созданных в магических целях, намного больше. Так, в предисловии к 1 тому «Истории человечества», написанном учёным из Франции Жан-Полем Моэном, говорится: «Недавание тщательные исследования техники исполнения, частоты посещений, всех особых следов деятельности, таких как использование кремниевых пластин и осколков костей, или же зубов животных в расселинах … департамента Арьеж предоставили солидные аргументы о том, что «эстетическая» функция «палеолитического искусства пещер» послужила лишь предлогом для проявления ритуальных обычаев, которые касались не только охоты, но, более вероятно, отношения небольшой группы людей с окружающим их торжествующим животным миром, который одновременно и близок человеку, и тревожит его своими сверхъестественными проявлениями». В Предисловии так же говорится и о назначении рисунков. Например: «Мир реальных и фантастических животных в расписанных пещерах создаёт иллюзию жизни. М. Гренен (1997) считает, что изображение этой естественности иногда связано со специальными действиями, верой в то, что можно ранить животное, изображённое так, как, например, выгравированный бизон из Нио со следами от трёх ударов метательных орудий на боках, соответствующим трём тут же выгравированным стрелам…». «Если рассматривать двоякое значение изображения – как символ самого животного и его дух, в столкновении с разрушающим действием или жертвоприношением, то интерпретация рисунка означает вмешательство человека, но не только и не столько как охотника с его отношением к убитому животному, как это часто допускалось; иерархия животных в контексте структуры изображения, по мнению А. Леруа-Гурана, более всего соответствует общему представлению о живом мире».

Один из учеников так cформулировал свои предположения в форуме: «Я думаю, что древний человек отождествлял себя с этими животными. Возможно, рисуя таких животных, древний человек как бы изображал самого себя и этапы своей жизни: рождение, смерть и др.».

Ответ педагога был таким: «Игорь! Ты привёл очень интересную версию расшифровки первобытного искусства! Возможно, произведения искусства были одним из тех «кодов», о существовании которых писал Андре Леруа-Гуран в своих книгах «Первобытные религии» (1964), и «Доистория западного искусства» (1965)». Он высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире. Если принять идеи Леруа-Гурана то, согласно предположению Игоря, это вполне могли быть мифы о человеке-звере, на которых, в свою очередь, могла основываться такая ранняя форма религии, как тотемизм. И здесь Игорь не одинок: ещё один французский автор – М. Лорбланше (эти мысли опубликованы в разделе «From man to animal and sign in Palaeolithic art» книги «Animals into Art», вышедшей в Лондоне в 1989 году) отмечает, что в палеолитическом искусстве не видно преобладания человека над зверем (бизоном, мамонтом и т.д.) и происходит это оттого, что человек в ту эпоху ещё не отелял себя от кружающего мира, в том числе – знакомых ему животных.
Подробнее об этих идеях А. Леруа-Гурана и М. Лорбланше вы сможете прочитать в статье о «семантике» (то есть о «значениях», «смыслах») первобытного искусства Я.О. Шер, доктора исторических наук, специалиста по первобытному искусству. http://www.portal-slovo.ru/art/36141.php

Одна из учениц подметила, что рисунок с бизоном и охотником сложно вписать в магическую теорию (её словами были «Смерть охотника – на удачу?»). Педагог ответил, что она не одинока в своих сомнениях относительно магического назначения первобытного искусства. Ещё в начале 60-х годов прошлого века А. Леруа-Гуран писал: «Популярных работах пишут что угодно, никогда не проверяя, никогла не критикуя, и, взятое из сферы предположений, возводят в ранг бесспорного. Доисторический человек, - продолжает Леруа-Гуран, - с необыкновенной лёгкостью переодет в рогатого колдуна и занимается в пещерах, подобно миму, подражаниями действиям охотника, порывает стены рисунками беременных кобыл и заколдованных бизонов. Соединённых в пары людей и зверей, хижин, бумерангов, гапрунов, ловушек и обиталищ духов. Приложив руку с отрезанными пальцами к стене, обводит её охрой и тащит под холодные совды пещеры бедняг-подростков, чтобы посвятить их в суровые будни сверхъестественной жизни. Таков, примерно, смысл хилого и простенького образа пещерной религии». На фоне критичного высказывания об исследованиях первобытного искусства ярким примером аргументированного, взвешенного подхода к интерпретации обсуждаемого сюжета о раненом бизоне и мёртвом охотнике предстаёт версия одного из авторитетнейших отечественных исследователей Б.А. Рыбакова: «Обычно охотник в этой сцене трактуется как мёртвый, убитый бизоном, но мне представляется что этот вывод, кажущийся на первый взгляд очевидным, не может быть окончательным. Необходимо учесть особенности охоты с помощью копьеметалки, появившейся в конце палеотлита, как своего рода итог развития метательной техники. Пронзить огромного бизона насквозь, навылет можно было только при очень большой силе удара длинного и тяжёлого копья. Такое здесь и изображено. Этнографические параллели копьеметалкам дают по существ иной вид метательного снаряда – дощечку с загибом, позволяющую метать сравнительно лёгкие дротики. Конструкция верхнепалеолитических «толкачей» - пропюльсеров совершенно другая: копьё не лежит на снаряде (как в этнографических примерах); во вток копья впивается крюк «толкача», а сам «толкач», всегда имеющий на конце отверстие для ремня-темляка, связан с рукой охотника. Охотник, мечущий копьё, должен стремительно броситься навстречу зверю и почти в прыжке рвануть ремень «толкача», как бы падая всей тяжестью тела. Только тогда может быть достигнута необходимая сила удара копья. Падение охотника на землю после того, как копьё, выпущено им, вполне естественно. Поэтому и рисунок из Ложери , и роспись Ляско дают нам не раненых и не мёртвых охотников, а удачливых и метких силачей, поразивших свои цели». В итоге академик Б.А. Рыбаков делает вывод, что этого охотника «следует рассматривать как прославление мужества охотников, вступающих в единоборство с могучим зверем и побеждающих его». http://paganism.msk.ru/liter/rybakov04.htm

Одной из основных задач этой коллективной работы является освоение умения цивилизованно вести дискуссию, формулировать и отстаивать собственное мнение, приводить аргументы и обсуждать доказательства других.

Вопрос 5 –  «Данные археологии и этнографии о происхождении религии».

Учитель может начать с того, что отметит, что более древними, чем рисунки в пещерах, являются захоронения древнего человека эпохи среднего палеолита (каменного века) 100-35 тысячелетия до н.э. Найденные в пещерах почти 300 захоронений неандертальцев свидетельствуют о существовании у них ритуалов, связанных с погребением и представлениями о «загробной» жизни: умершие похоронены в специально подготовленных ямах, им придана поза спящего на каменной «подушке» человека, зачастую - с каменными орудиями рядом.

Позднее, в эпоху позднего палеолита (35-10 тысячелетиях до н.э.), тела умерших стали посыпать охрой, символизировавшей, вероятно, кровь и новое рождение. Рядом с ними клали не только каменные орудия, но и украшения из раковин, костей, клыков.

Рисунок 6.

Ожерелье. Сунгирь (окраина г. Владимир, Россия).
Поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

На стоянках древнего человека этого времени археологами были найдены скульптуры. Среди них – женские фигурки с подчёркнутыми грудью, животом и бёдрами. За «пышные» формы эти изображения были названы учёными «Палеолитическими Венерами». Вероятно, они были символами плодородия и матери-прародительницы.

Рисунок 7.

Палеолитические Венеры.

Итак, данные археологии неопровержимо свидетельствуют о наличии у древних людей религиозных представлений и ритуалов, связанных со смертью, погребением, почитанием природы и предков».

В заключении нашей статьи, хотелось бы отметить, что приведённые материалы могут использоваться не только в рамках курса «История религии», но и на близких по тематике уроках обществознания, истории и мировой художественной культуры.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Олимпийские игры в Древней Греции

Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....

19 01 2020 22:48:15

Викторина "Я гражданин России"

Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....

18 01 2020 15:45:38

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

17 01 2020 12:44:48

Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

Урок-игра по теме " Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

16 01 2020 7:38:46

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

15 01 2020 1:41:56

Урок по истории России "Восточные славяне и их соседи". 6-й класс

Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового Ф Г О С. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....

14 01 2020 22:30:29

Восстание декабристов. 8-й класс

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....

13 01 2020 16:22:40

Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

12 01 2020 21:37:37

Классный час "Уникальные памятные места города Пензы"

Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию « Уникальные памятные места города Пензы»....

11 01 2020 5:21:56

Тема урока «Формы культуры»

Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....

10 01 2020 18:19:49

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

09 01 2020 18:23:39

Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"

Тема « Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: « Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...

08 01 2020 18:27:16

Варианты использования модульных и компьютерных технологий на уроках истории в условиях перехода на новые ФГОС

И К Т развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опорные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....

07 01 2020 23:58:57

Внеклассное мероприятие "Правовая викторина"

В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по О П З, так и во внеурочной работе....

06 01 2020 14:41:45

Вклад республики в достижение Великой Победы

Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала Б А С С Р в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

05 01 2020 13:28:45

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в С С С Р. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость морально-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

04 01 2020 9:53:16

Восточное путешествие. 5-й класс

Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

03 01 2020 19:46:27

Эпоха Возрождения

На уроке дается краткая характеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический характер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....

02 01 2020 13:11:35

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

01 01 2020 7:27:57

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

31 12 2019 2:40:54

Тема урока: "Тоталитарные режимы 30-х гг. в Европе: сущность, типология, происхождение". 11-й класс

Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...

30 12 2019 13:24:51

Тесты по истории Ямало-Ненецкого автономного округа

Тесты по истории Я Н А О составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории Я Н А О. Они составлены по материалам: " Исторический атлас Я Н А О" ( Голикова И. А., Квашин Ю. Н., Сазонов А. В., 1999,издательство Д И К), и " Методические рекомендации по работе с " Историческим атласом Я Н А О" ( А. Ф. Макеев, Л. И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение Н Р К выделено в процентном соотношении), так и по курсу " История Ямала" для 7-11-х классов....

29 12 2019 1:50:38

Урок истории по теме "История Древнего мира"

Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу " История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....

28 12 2019 7:57:23

Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

27 12 2019 19:46:40

Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе

Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....

26 12 2019 15:20:11

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять характеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

25 12 2019 6:16:11

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

24 12 2019 6:46:52

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

23 12 2019 10:20:21

Интегрированный урок. Роль А.Линкольна в Гражданской войне в США (1861–1865 гг.)

Представлен конспект интегрированного урока " Роль А. Линкольна в гражданской войне в С Ш А (1861–1865 гг.)"....

22 12 2019 10:53:59

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

21 12 2019 22:46:15

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

20 12 2019 16:28:20

Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси"

Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...

19 12 2019 6:40:28

Викторина для учащихся 7–11-х классов "Героические страницы нашей истории"

Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....

18 12 2019 9:59:16

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

17 12 2019 15:38:55

Презентация и план проведения занятия по теме "Международное гуманитарное право" с использованием ИКТ

В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: М Г П; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...

16 12 2019 8:30:38

Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....

15 12 2019 17:57:44

Новомосковск – город трудовой славы

В 2015 году г. Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г. Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....

14 12 2019 12:16:58

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

13 12 2019 0:21:17

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

12 12 2019 22:22:15

Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина

Труды П. А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....

11 12 2019 3:15:22

"Кубанцы в годы Великой Отечественной войны" (урок-экскурсия)

Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....

10 12 2019 21:41:21

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

09 12 2019 6:14:11

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"

При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....

08 12 2019 15:51:13

Тема предпрофильного занятия "Наследование"

Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...

07 12 2019 6:55:18

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

06 12 2019 4:58:15

Разработка занятия по обществознанию на тему "Отрасли российского права: основные понятия"

Предложенное занятие - промежуточное в теме " Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...

05 12 2019 9:38:39

Программа по истории. 9-й класс

Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

04 12 2019 9:55:26

Введение в краеведение. История Шарангского района

Программа факультативного курса " Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....

03 12 2019 10:34:49

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

02 12 2019 22:51:40

Искусство Древнего Египта

Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...

01 12 2019 14:44:36

Урок по истории России ХХ в. "Последний русский Витязь"

Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме « Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П. А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....

30 11 2019 4:33:35

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

29 11 2019 8:43:45

Урок истории по теме "Культура Киевской Руси. Православная церковь Киевской Руси". 6-й класс

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....

28 11 2019 5:46:11

Индийские касты

Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отрабатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

27 11 2019 11:37:43

КВН по теме "Древний Восток". 5-й класс

Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме " Древний Восток"....

26 11 2019 0:21:56

Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)

Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...

25 11 2019 19:56:41

Конституция – Основной закон государства

В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

24 11 2019 4:25:52

"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс

Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и практическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...

23 11 2019 8:36:47

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

22 11 2019 20:27:30

"Государственная символика, Урок в 6-м классе

В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

21 11 2019 1:16:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 11 2019 11:10:23

Урок-игра "Преобразование мира в XIX в."

В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу « Новая история» ( ХI Х век)....

19 11 2019 0:25:59

Права ребенка: проблемы и перспективы

Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

18 11 2019 22:37:54

Культура Древнего Египта

На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...

17 11 2019 9:36:18

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

16 11 2019 5:55:49

Религия древних греков. 5-й класс

Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра « Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....

15 11 2019 2:54:55

Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику " История древнего мира" для 5-го класса (авт. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая) издательства " Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение П К, мультимедиапроектора....

14 11 2019 17:40:16

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука " История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

13 11 2019 22:39:59

Урок изучения нового материала по теме «Дворцовые перевороты». 7-й класс

Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....

12 11 2019 20:58:55

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

11 11 2019 16:17:20

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в В У Зах по специальностям различной направленности....

10 11 2019 23:29:21

История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)

Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....

09 11 2019 2:51:28

Программа элективного курса в 9-х классах "История глазами компьютера"

Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...

08 11 2019 20:21:41

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

07 11 2019 4:28:32

Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."

Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....

06 11 2019 20:21:57

Интегрированный урок всеобщей истории и истории России (ХХ век) по теме: "Холодная война: война в Афганистане?"

Как помочь учащимся не заблудиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: " Холодная война: война в Афганистане?". ...

05 11 2019 12:14:28

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

04 11 2019 13:42:43

Образование славянских государств

Урок в 6-м классе по теме " Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

03 11 2019 20:29:36

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

02 11 2019 0:41:15

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

01 11 2019 19:14:12

Программа патриотического воспитания учащихся как средство формирования гражданской ответственности личности

В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...

31 10 2019 10:56:23

Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интерактивного пособия в школе на уроках истории, литературы, М Х К....

30 10 2019 9:23:15

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

29 10 2019 17:46:13

Урок с применением интерактивной доски "Завоевания Александра Македонского". 5-й класс

Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интерактивным материалом....

28 10 2019 23:59:28

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

27 10 2019 7:18:39

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт- Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....

26 10 2019 17:31:25

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

Тема " Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

25 10 2019 18:29:57

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

24 10 2019 4:44:39

Исторический вечер в лицах

Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...

23 10 2019 2:54:58

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

22 10 2019 20:29:44

Курская битва. 70 лет. Мы помним…

Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

21 10 2019 22:17:27

Внеклассное мероприятие по истории "Умники и умницы"

Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....

20 10 2019 13:42:38

Этнос: нации и народности

На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....

19 10 2019 14:17:29

Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....

18 10 2019 9:44:42

Урок истории "Гражданская война"

На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

17 10 2019 9:13:34

"Экономика развитого социализма". 9-й класс

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с И К Т. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника « История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» ( А. А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к Г И А; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в С С С Р наблюдался социально-экономический застой....

16 10 2019 19:16:24

Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны"

Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте Х Х века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....

15 10 2019 19:11:35

Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания

В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....

14 10 2019 11:51:47

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

13 10 2019 5:39:53

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

12 10 2019 17:45:56

Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"

Урок по обществознанию " Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника " Введение в обществознание" под редакцией Л. Н. Боголюбова, является третьим по теме " Человек в обществе". ...

11 10 2019 10:48:58

Олимпийские игры в Древней Греции. Урок в 5-м классе

Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....

10 10 2019 19:32:18

Интегрированный медиаурок "Индейский летний фестиваль"

На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....

09 10 2019 0:37:59

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск « История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....

08 10 2019 17:36:53

Урок-исследование в рамках проекта "Как зарождалось образование на Руси и в России?"

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....

07 10 2019 23:58:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

Разработка урока кубановедения по теме " Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

06 10 2019 8:13:51

Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....

05 10 2019 11:54:24

Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...

04 10 2019 23:10:59

Разработка урока на тему "Жертвоприношение в античности – союз богов и людей"

Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета " Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

03 10 2019 19:34:55

Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в школе вызвана практической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....

02 10 2019 10:57:41

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

01 10 2019 1:11:30

Мультимедийные презентации на уроках истории

Презентации по курсу « История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....

30 09 2019 7:37:14

Программа элективного курса "История кадетских корпусов" (8–9-е классы)

Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....

29 09 2019 22:14:16

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

28 09 2019 5:53:28

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

27 09 2019 3:58:43

Урок истории в 9-м классе "Вологодская область в годы Великой Отечественной войны"

Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....

26 09 2019 13:31:15

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 09 2019 11:56:27

Урок истории "Олимпийские игры - праздник, объединяющий эллинов"

Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...

24 09 2019 9:32:35

Комплект рабочих тетрадей по обществознанию. Методическое пособие для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования

Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....

23 09 2019 2:21:52

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

22 09 2019 3:38:55

Первые русские князья

Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: « Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....

21 09 2019 3:37:33

Системно-деятельностный подход на уроке истории по теме "Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Быт и нравы Древней Руси"

Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....

20 09 2019 5:52:54

Урок по теме "Шаманизм как ранняя форма религии древних жителей Алтая"

Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....

18 09 2019 2:50:24

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....

17 09 2019 6:31:58

"Мы живем в Красноярском крае"

Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....

16 09 2019 1:50:35

Урок истории по теме "Политическое развитие России в XVII веке"

Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....

15 09 2019 1:12:11

Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов

Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения ( Ф Г О С Н О О). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....

14 09 2019 5:56:29

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

13 09 2019 2:45:34

Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"

Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опорный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...

12 09 2019 14:51:15

Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"

Представлен урок-исследование по теме " Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, характеризующих деятельность тайных обществ декабристов....

11 09 2019 19:22:46

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

10 09 2019 21:19:19

Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы

В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других Т С О для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные практикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования Т С О на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам. ...

09 09 2019 13:15:55

Дворцовые перевороты. 7-й класс

При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....

08 09 2019 6:45:20

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 09 2019 8:26:26

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

06 09 2019 19:48:14

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....

05 09 2019 7:49:55

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

04 09 2019 2:41:37

Актуальные возможности музея сельской школы

Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

03 09 2019 7:56:31

Разработка урока по истории России (8-й класс) "Начало Отечественной войны 1812 года"

Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....

02 09 2019 7:19:44

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

01 09 2019 12:19:33

Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"

С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....

31 08 2019 9:47:46

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

30 08 2019 7:28:32

Смутное время

Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия « Смутное время»....

29 08 2019 8:11:48

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....

28 08 2019 13:55:44

Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"

В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....

27 08 2019 16:23:41

Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, характеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....

26 08 2019 21:41:44

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

25 08 2019 22:11:56

Использование современных педагогических технологий на уроках истории

В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

24 08 2019 23:40:24

Урок-исследование "Начало Отечественной войны 1812 года"

Урок с использованием И К Т и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....

23 08 2019 20:18:19

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.