Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли


    Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

Цель урока: углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.

Задачи урока:

  • Образовательные: привести учащихся к новому уровню осмысления проблемы "Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли", рассмотреть различные аспекты начала присоединения Сибири в рамках становления Российского централизованного государства; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания по истории родного края.
  • Развивающие: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в комaнде, формировать умение отбирать исторический материал, анализировать полученную информацию, подводить итог проделанной исследовательской работе в форме творческих отчётов (презентаций).Способствовать творческому самовыражению, самостоятельной познавательной деятельности.
  • Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание чувства патриотизма; интереса к истории родного края.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок-экскурсия, рассчитан на 1 пару (1,5 часа)

Опережающее задание: Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на группы в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами учащихся. Получают индивидуальное задание: составить творческий отчёт об экскурсии в Кузнецкую крепость( г.Новокузнецк) в виде презентации или реферата на основе собранного во время экскурсии материала и дополнительной литературы. Несколько учеников получают индивидуальные опережающие задания, они будут играть роль экспертов в различных областях (этнографы, географы, биографы, историки, экскурсоводы, оружейных и корабельных дел мастера)

Оборудование урока:

  • карта "Территория Российского государства в 16в." Плакаты: "Гербы сибирских городов", "Кузнецкая крепость"
  • Слайды:
  • Карта Сибири
  • "Народы Сибири"
  • Сибирское ханство
  • "Струг"
  • "Кольчуга"
  • Защитное вооружение
  • "оружие казаков"
  • "Кузнецкий острог"
  • ПК, Презентации:
  • "Коренные жители кузнецкой земли", (Приложение№1)
  • " Биография Ермака", (Приложение№2)
  • "Поход Ермака в Сибирь", (Приложение№3)
  • "Первые Сибирские города" (Приложение№4)
  • "История Кузнецкой крепости" (Приложение№5)

План урока:

Содержание этапов урока Приемы и методы
1. Организационный этап

2. Изучение нового материала

2.1.Народы Сибири до русской колонизации.

2.2 Сибирское ханство.

2.3.Поход Ермака.

2.4.Первые Сибирские города.

3. Закрепление полученных знаний

4. Подведение итогов урока

 вступительное слово учителя

Беседа,

доклады,

демонстрация презентаций

Кроссворд

Выставление оценок. Рефлексия, демонстрация видеоролика "Как мы съездили в Кузнецкую крепость"

Ход урока

1. Организационный этап

Преамбула (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её пpaктической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, создание доброжелательной атмосферы - 5 мин.

2. Изучение нового материала

2.1.Народы Сибири до русской колонизации.

Учитель:

СИБИРЬ, часть азиатской территории России от Урала до Тихого океана. Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. На протяжении XII-XIV вв. новгородские дружины периодически появлялись в Приуралье для пушного промысла, менового торга и сбора ясака В грамотах XIII в. Югорская волость уже фигурировала как владение Новгорода. Однако зависимость "югорских князей" от боярской республики была номинальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани.

С XIV в. по мере возвышения Москвы Приуралье переходит в сферу влияния московских князей и большая часть вывозимой из Югры пушнины попадает уже не в Новгород, а в Москву. После утраты в 1478 г. Новгородом независимости все его северные владения, включая и Приуралье, вошли в состав Московского государства.

Для утверждения своей власти на новых территориях великий князь Иван III не раз направлял в Северное Приуралье военные экспедиции, которые вторгались и в Сибирь. Но походы московских войск в Зауралье во второй половине XV в. принесли очень незначительные пpaктические результаты - установилась лишь формальная власть московского князя над населением нижней Оби. Как только его воеводы и войска покидали эти места, местные племенные старейшины - или князцы, как их называли русские - забывали о своих клятвах верности. Они собирали дань со своих соплеменников, но в Москву отправляли ее нерегулярно. В XVI в. проникновение русских в Зауралье усиливается. Инициатива переходит в руки частных предпринимателей - купцов и промышленных людей (Промышленными людьми в XVI-XVIII вв. называли людей, занимавшихся каким-либо промыслом ("промышлявших") - добычей морского или пушного зверя, моржового клыка, рыбы, соли и т. п.), которых манили пушные богатства Сибири. Вероятно, около середины XVI в. на территории Сибири стали появляться и первые русские поселения, пока еще временного хаpaктера. Это были торговые и промысловые фактории-зимовья. В конце XVI - XVII в., по примерным подсчетам историков, на огромной территории Сибири проживало всего 200-220 тыс. человек. Аборигенное население, более плотное на юге и чрезвычайно редкое на севере, различалось по языку, хозяйственному укладу и социальному развитию

Запись в тетради: Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. В XVI в. проникновение русских в Зауралье усиливается. В конце XVI - XVII в на территории Сибири прож?вало всего 200-220 тыс. человек.

Этнограф1:

Даю справку:

По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи - кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, в верховьях Енисея - енисейские киргизы, на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. человек) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов, а также белые калмыки - телеуты.

Запись в тетради: Разнообразный этнический состав жителей Сибири в XVI в.

Этнограф 2:

Даю справку:

Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края.

Телеуты- это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам, входившим в тюркский каганат. Еще в XVII-XVIII веках телеуты вели кочевой образ жизни, их хозяйство носило натуральный хаpaктер, Основной вид занятий телеутов-скотоводство В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "шор". По его имени шорцами стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Мрассу и Кондомы. Возможно, что и название рода "шор" происходит от реки Шор - левого притока Томи.

Приложение№1 (Презентация "Коренные жители Кузнецкой земли")

Запись в тетради: Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края. Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия: Кузнецкая земля, Кузнецкий острог, город Кузнецк.

2.2 Сибирское ханство.

Учитель:

В середине XVI в. Московское государство активизировало наступательную политику на востоке. Его войска разгромили Казанское и Астpaxaнское ханства. Царю Ивану IV принесла присягу Ногайская орда. Русские владения вплотную приблизились к границам Сибирского ханства.

Этнограф 3:

Даю справку:

Сибирское ханство.

Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - Сибирское ханство - возникло в результате распада империи Чингис-хана.

Основу экономики сибирских татар составляло пастбищно-кочевое скотоводство, которое сочеталось с земледелием и ремеслами: гончарным и скорняжным делом, качеством, обработкой металла. Важную роль играла торговля со Средней Азией. Религией сибирских татар был ислам. Во главе ханства стоял хан, при котором имелись визирь и советники. Административными и опopными базами ханской власти являлись укрепленные городки - Кызыл-Тура, Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. Из своей ставки Кашлыка, расположенной на берегу Иртыша (недалеко от современного Тобольска- 17 км), хан рассылал по подвластной территории своих представителей и сборщиков ясака Война была одним из средств обогащения сибирских татар. Сибирское ханство силой подчинило себе местные племена хантов и манси на Урале, в низовьях Иртыша и на Оби. С них в пользу хана взимался ясак.

Запись в тетради: Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - Сибирское ханство - возникло в результате распада империи Чингис-хана.

Учитель:

Итак, в середине XVI в. Русские владения вплотную приблизились к границам Сибирского ханства

Историк 1:

Даю справку:

правящий в то время сибирский хан Едигер решил заручиться покровительством русского царя. В 1555 г. его послы просили Ивана IV, чтобы он "всю землю Сибирскую взял в свое имя и от сторон ото всех заступил (защитил) и дань свою на них положил". В 1557 г. Едигер принес" присягу русскому царю и обязался "дань... со всей Сибирской земли давати". Тем самым Сибирское ханство признало свою зависимость от Московского государства. В 1563 г. ханом стал Кучум, он разорвал отношения с Москвой и в 1573 г. открыл против русских военные действия. Кучуму удалось расширить владения Сибирского ханства. Территорию ханства покрыла сеть укрепленных татарских городищ. Не имея возможности противопоставить Кучуму "государевых ратных людей", Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышленникам Строгановым, дав им во владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568 г. они получают от царя жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой. В 1581 г. в ответ на обращение Строгановых царь Иван Грозный разрешил им набрать вольных казаков для защиты поселений на реке Чусовой от татарских набегов. Собравшись на берегах Яика, казаки прошли на Волгу. С Волги Ермак свернул на Каму, затем на Чусовую. Казаки появились во владениях Строгановых как нельзя более кстати. Сильное татарское войско перевалило Уральский хрeбeт и принялось громить и жечь русские деревни в Пермской земле. Летом 1582 г. во владениях солепромышленников появился отряд казаков под комaндованием атамана Ермака.

Запись в тетради: Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышленникам Строгановым, разрешил им набрать вольных казаков для защиты поселений на реке Чусовой от татарских набегов. Летом 1582 г. во владениях солепромышленников появился отряд казаков под комaндованием атамана Ермака.

Биограф 1:

Даю справку:

В составе отряда были вольные казаки с Волги, Яика, Дона и Терека. Наряду с Ермаком исторические документы называют и других атаманов - Ивана Кольцо, Никиту Пана и Савву Волдыря. Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история

( Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза.) Все они делятся по двум признакам - по происхождению или по наиболее типичным чертам хаpaктера: Мещеряк - человек, родом из Мещеры; Черкас - выходец из Украины; Пан - уроженец Польши.
А вот как можно "перевести" на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности хаpaктера, манеру поведения: Кольцо - человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком - "перекати-поле". Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый. Брязга - от воровского термина того времени - бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге. Карчига - прозвище человека с сиплым голосом.
Про такого говорили: "Карчит, как ворон на ели". Болдырь - так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астpaxaни болдырем мог быть ребенок от бpaка русского и калмычки и т.п. Барбоша (от барабошить) - так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской - бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской - собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза - суровый, грозный человек.
Биограф 2:

Даю справку:

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению.

Приложение№2 (Презентация "Биография Ермака")

2.3 Поход Ермака.

Учитель: Традиционно считалось, что поход Ермака начался 1 сентября 1581 г. Изредка назывались и другие даты: 1577, 1578, 1579 и 1580 годы. Однако исследования петербургского историка Р. Г. Скрынникова убедительно показали, что поход начался 1 сентября 1582 г. В поход за Урал отправилось более 500 казаков (вместе с казачьими "учениками", возможно, до 1500 человек), Во время похода в войске Ермака царила суровая дисциплина. Походу предшествовала серьёзная подготовка.

Корабельных дел мастер:

Даю справку:

Волжские казаки готовились к походу на север. Они устроили "плотбища", чтобы починить старые суда и пополнить флотилию новыми. Плотники строили на верфях речные струги.Струг - парусно-гребное плоскодонное деревянное судно с отвесными бортами и заостренными оконечностями Применялось в России для плавания по рекам в 11-18 вв Работу начинали с того, что присматривали неподалеку от воды большое дерево, чаще всего липу. Дерево валили и обтесывали. Затем ствол долбили и изготовляли колоду, именовавшуюся струговой трубой. Колода служила остовом струга. К ней с боков прибивали длинные доски - по несколько с каждой стороны. Обычный струг имел длину в 10- 12 метров и ширину в 2-3 метра. Его осадка не превышала 1 метра, борта судна возвышались над водой не более чем на 70 сантиметров. Казацкая ладья не имела палубы. Корма и нос у нее были острые. Нередко струги имели на корме и на носу по рулевому веслу, что позволяло им не терять понапрасну время, чтобы разворачивать свои длинные суда. Посреди струга укреплялись мачты. При попутном ветре казаки поднимали парус. Впрочем, парусу они всегда предпочитали весла. Струг имел с каждой стороны от 10 до 15 весел. Очевидно, в речной флотилии Ермака преобладали "легкие" струги, поднимавшие 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием. Такие суда имели по 8-9 весел каждого борта и кормовое весло. По самому примерному подсчету такие струги имели водоизмещение не свыше 6-8 тонн.

Оружейных дел мастер:

Даю справку:

Экипировка казака была несложной: рубаха, двое шаровар кафтан из толстого сукна и шапка. Перед походом люди запасались сухарями. Хранили сухари в бочках, которые укладывали на дно ладьи. Сухари извлекали через отверстие, затыкавшееся втулкой Сверх того, казаки брали ячмень, из которого варили себе кашу готовили напитки. Кисловатый квас с разведенным тестом считался у них лакомым кушаньем. Каждый брал с собой в поход саблю, пищаль, свинец порох. Пищаль- фитильное дульнозарядное ружье; один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия с 1-й трети 15 в. Заряжалась с дула каменными, а затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. В 16 в. заменена мушкетом. Оружием ближнего боя были меч и топор Боевые русские топоры, были меньше и легче обычных, плотницких, имели хаpaктерный косой вырез внизу, шедший от лезвия к обуху. Это было чрезвычайно популярное и распространенное оружие, особенно на русском Севере, где в местах сражений археологами найдено топоров вдвое больше чем мечей. Объясняется это, отнюдь, не плохим качеством русских клинков, а простотой и универсальностью топора, его относительной (по сравнению с мечом) дешевизной. На Руси меч являлся дорогостоящим предметом вооружения, часто передавался от отца к сыну. На Руси длину лучших клинков для каждого бойца определяли индивидуально, измеряя расстояние от центра гpyди мечника, до его ладони. Обычно длина такого меча составляла 1 м, лишь в исключительных случаях, для людей богатырского сложения подбирались или ковались заново более длинные и тяжелые клинки., Переход в 14-15 веках от кольчуги к наборным доспехам повлиял и на эволюцию меча. Доспехи в бою легче стало проколоть, чем разрубить. Поэтому рубящий меч заменяется на колюще-рубящий. Мечи становятся длиннее, до 120-140 см, увеличиваются их рукояти, крестовины становятся прямыми и длинными, до 26 см.

Защитное вооружение- средства защиты воинов в бою.

До широкого распространения огнестрельного оружия защитное вооружение было приспособлено главным образом для защиты от холодного оружия. К защитному вооружению относились головные уборы ( шлем, шишак, ерихонка), нательные доспехи (кольчуга, панцирь, броня, латы, , зерцало), а также нагрудник, бармица, наручи, поножи, рукавицы и щиты. Для защиты боевого коня использовалась плотная ткань с нашитыми на ней металлическими кольцами или пластинами. Тяжелое защитное вооружение применялось до 16-17 веков.

Кольчуга -доспех, рубашка из железных колец. Появилась в 1-м тыс. до н. э. в Ассирии. В средние века широко распространена в Европе и Азии. Кольчуга весила 12кг более 10 тыс. колец Появляются пластинчатые и чешуйчатые доспехи. Видоизменяется и кольчуга.. Но гораздо более популярными доспехами в этот период становятся бахтерец и юшман, в которых сочеталось использование кольчужной защиты с панцырной. Пластины крепились в наиболее уязвимых местах, у бахтерца - они прикрывали спину и гpyдь, у юшмана спину, гpyдь и бока. Разновидностью бахтерца, но без рукавов был колонтарь. В 16-17 вв. появляется дополнительное защитное вооружение - зерцало, надевавшееся поверх кольчуги и состоявшее из четырех крупных стальных пластин, прикрывавших спину, гpyдь и бока воина. Пластины соединялись ремнями и кольцами. Шишак- защитное вооружение, предназначенное для защиты головы от ударов холодным оружием; шлем из железа, стали или меди; отличается навершием в виде длинного шпиля (шиша - отсюда название). К венцу шишака могли крепиться козырек, науши, наносник, назатыльник, бармица - кольчужная сетка, которая часто покрывала не только шею и плечи, но и лицо воина. В таком случае в бармице делали отверстия для глаз.

Часто к шишу прикрепляли еловец (или яловец) - кусок красной ткани или кожи (красной юфти) в виде флюгера. В начале 20 века форма шишака послужила прообразом для создания буденовки - головного убора Красной Армии в 1919-1941 годах. Зерцало- оборонительный доспех из железных пластин на Руси в 16-17 вв.Наручи- часть средневекового доспеха, металлические пластины, прикрывавшие руки воина.Поножи- часть доспеха - металлические пластины, защищавшие голени воина.

Среди малоимущих ратников вплоть до 17 в. были распространены неметаллические доспехи - тегиляи, которые изготавливали в виде стеганых на вате или пеньке кафтанов, а в подкладку зашивали фрагменты кольчуг и панцирей.

Запись в тетради: Экипировка отряда Ермака: Пищаль меч, топор, кольчуга, тегиляи, шишак. Дружина двинулась в путь на стругах.

Учитель: Основательно подготовившись, дружина двинулась в путь.

Историк 2:

Даю справку:

Дружина Ермака двинулась в путь по реке Чусовой 1 сентября 1581( 1582 г.)

Приложение№3 (Презентация "Поход Ермака")

Запись в тетради:

1 сентября 1581( 1582 г.) начало похода Ермака по реке Чусовой

26 октября 1582 г. сражение на Чувашевом мысу казаки разбили собранное войско Кучума.

Лето 1583 г казаки отправили в Москву послов с известием о "сибирском взятии.

1584 г гибель Ермака.

2.4 Первые Сибирские города.

Географ 3:

Даю справку:

Дело Ермака довершали уже правительственные войска, котрые на берегу р. Туры основали Тюмень(1586г), а на Иртыше- Тобольск. Русские выстроив укреплённые пункты на севере двинулись на южные окраины бывшего сибирского ханства, где кочевал непокорный Кучум. В1598 г. были разгромлены остатки Кучума.

Приложение№4 (Презентация "Первые Сибирские города")

Запись в тетради:

1586 г. основание Тюмени

1587 г. основание Тобольска

1604 г. основание Томска

1617 г. основание Новокузнецка

Географ 4:( об освоении Кузнецкой земли)

Даю справку:

В начале ХVII в русские поселенцы продвигаясь вверх по р. Томь, появились в землях "кузнецких татар". В 1617г. томскими воеводами был отправлен сын боярский Остафий Харламов с 45 казаками, чтобы в устье реки Кондомы построить Кузнецкий острог. Зимой 1618г построили острог.

Первым кузнецким воеводой стал Остафий Харламов. Кузнецк стал самым южным укреплённым пунктом Русского государства в Западной Сибири. Кузнецк это был путь не только к землям Кузнецкой котловины, но и к землям алтайским, к богатствам рудным и пушным, к кузнецкому железу всего юга Западной Сибири. Однако, постоянная военная угроза и экономическая оторванность тормозили освоение и развитие Кузнецкой котловины. Поэтому вслед за Кузнецким острогом были поставлены Верхотомский(1657г), Сосновский(1696), остроги. К концу ХVII в. на территории нашего края уже насчитывалось свыше 50 русских деревень. Среди них были Щегловка, Ильинское, Атаманово, Кузедеево и др. В 1745г. началось строительство Кузнецкой укреплённой линии общей продолжительностью свыше 300 км. На линии сооружено17 укреплений: 14 редутов, Кузедеевский фортпост, в том числе и две крепости Бийская и Кузнецкая.

Экскурсовод:

Приглашаю вас на экскурсию по Кузнецкой крепости

Приложение№5 (Презентация " История Кузнецкой крепости")

Запись в тетради:

В конце XVIII в. город Кузнецк оставался важным опopным пунктом на восточном фланге пограничной линейной системы от Каспия до Алтая. Комaндующий Сибирским корпусом генерал-поручик Густав Штрандман разработал проект, сооружения двух земляных крепостей бастионного начертания. В апреле 1798 году император Павел I этот проект утвердил. В 1799 год одно укрепление (так называемая "Болотная цитадель") у подошвы Вознесенской горы уже построено. На самой горе строительство инженерно-фортификационного сооружения началось в 1800 году.

Учитель:

К началу ХVII в Почти вся территория Западной Сибири была подчинена русскими и вошла в состав Московского государства. Покорение Западной Сибири открывало путь в ещё неведомые для русских дали Восточной Сибири.

3. Закрепление полученных знаний

Учитель:

Проверим наши знания, полученные на уроке и разгадаем кроссворд

По горизонтали: 1. Вид судов, на которых плыла дружина Ермака. 2. Татарский хан- противник Ермака. 3. Татарский воин, cмepтельно ранивший Ермака. По преданию, он был пленником Ермака, получил свободу и отомстил Ермаку. 4. Река, на которой погиб Ермак. 5. Голова отряда, посланногов1584г.. на помощь Ермаку.

По вертикали: 1. Начальник казачьего войска. 2. Большой камень, обломок горной породы. 3. Мансийский князь, добровольно признавший власть Ермака и принесший ему ясак. 4. Владетельный хантыйский князь, погибший в бою с Ермаком. 5. Плен, неволя.

Ответы : По горизонтали: 1. Струг. 2. Кучум. 3. Кучугай. 4. Вагай  . 5. Глухов. По вертикали: 1. Атаман. 2. Валун. 3. Суклем. 4. Самар 5. Полон.

4. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия: учащиеся получают весёлые и грустные "мордашки" и в конце урока показывают, в зависимости от впечатления от урока ту или иную "мордашку".

Демонстрация фильма о нашей поездке в Кузнецкую крепость

Литература:

  1. Томск //Города России.,М.,2005., с.420-424.
  2. Тобольск //Города России.,М.,2005., с.414-420
  3. Тюмень //Города России.,М.,2005., с.392-396
  4. Новокузнецк //Города России.,М.,2005., с.424-427.
  5. Сибирское ханство//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.580-585.
  6. Оружие//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.473-477.
  7. Ермак Тимофеевич//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.214-215.
  8. Ермак Тимофеевич //Герои Русской истории.,М., 2006.с.154-155.
  9. Зуев Сибирь: вехи истории
  10. Кацюба Д.В. История Кузбасса., Кемерово 1975.с.9-42
  11. Скрынников Р.Г. Ермак., М.,1986.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 15:17:17

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 10:46:14

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 13:30:25

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 19:39:16

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 8:42:51

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 7:47:18

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 4:14:38

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 21:58:23

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 16:27:33

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 14:18:46

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 4:36:53

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 6:51:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 16:33:24

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 12:25:48

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 22:52:27

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 3:52:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 5:10:57

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 23:36:12

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 20:25:56

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 19:10:30

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 7:38:32

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 2:44:44

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 19:54:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 3:59:51

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 19:43:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 20:22:26

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 4:21:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 10:41:43

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 14:36:18

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 8:54:33

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 7:11:35

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 17:18:21

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 17:38:47

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 15:23:54

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 19:19:23

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 10:51:52

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 3:45:18

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 1:23:42

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 12:31:42

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 5:31:23

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 9:45:31

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 9:54:49

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 16:44:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 6:39:38

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 7:38:54

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 12:51:41

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 10:59:37

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 21:56:22

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 0:12:25

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 15:11:20

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::