Урок "Восстание декабристов"

Тема урока: «Восстание декабристов»
Цель урока: создать у учащихся яркий, целостный образ о декабристах; познакомить учащихся с деятельностью декабристов на Кубани.
Задачи урока:
- Образовательная: усвоить понятия и факты, связанные с восстанием декабристов; выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций; значение восстания на Сенатской площади.
- Развивающая: продолжить формирование навыков индивидуальной работы с материалом учебника, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия.
- Воспитывающая: воспитывать интерес и уважение к выдающимся личностям, пребывавшим на Кубани и внесшим свой вклад в ее развитие.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, системный блок с программным обеспечением.
ХОД УРОКА
I. Сообщение цели урока и задач
– Прочитайте предложенный вам отрывок из стихотворения.
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
– Кто написал это стихотворение? (Приложение
1. Слайд № 2)
– Кому он посвятил его?
– Как оно называется?
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
– Сейчас вспомним факты и события, необходимые
нам для работы по теме урока. Ответим на вопрос:
тайные общества появились в России после
окончания наполеоновских войн. Как вы думаете,
почему?
Во время войны с Наполеоном многим русским
офицерам пришлось подолгу находиться в Европе,
где они не только воевали, но и знакомились с
жизнью европейцев. И невольно сравнивали с тем,
что видели у себя на Родине. Их впечатляли
хорошие дороги, благоустройство городов,
отрегулированные законом общественные порядки.
Русскую арию везде встречали с восторгом, Она
несла избавление от жестокого наполеоновского
господства, сопряженного с насилием,
бесконечными поборами и рекрутскими
призывами.
Власти почти всех городов и стран, где
останавливались русские полки, проявляли к ним, в
первую очередь к «офицерам-освободителям»,
повышенное внимание, окружали заботой,
демонстрировали то лучшее, что есть в стане.
Всякие же несуразности, жестокости и
несправедливости. То, что называется язвами, на
обозрение, естественно не выносили. Эту выставку
жизни некоторые наши соотечественники
восприняли как истинную картину. Почему же в
России по-другому? Ответы были разные. Один из них
приобрел популярность в офицерской среде – в
России порядки плохи. Плохи потому, что нет
«правильных» законов. А, значит, надо по-другому
организовать власть, изменить государственное
устройство, выработать «правильные» законы.
Восхищавшиеся увиденным в Европе не
помышляли о том, чтобы, вернувшись в свое имение,
построить в округе дорогу, организовать для
сельчан школу или ветеринарную лечебницу,
сделать свое хозяйство образцовым – и тем самым
способствовать общественному и экономическому
прогрессу в стране. Такой путь казался им долгим
и неинтересным.
Воображение охватывала другая идея:
насильственно свергнуть существующий строй и на
его руинах, исходя из новейших политических
теорий, создать государство справедливости.
После окончаниянаполеоновских войн в офицерской среде стали возникать тайные сообщества с политическими целями.
III. Работа по теме урока
– Как назывались эти общества, когда они
появились, кто был организаторами и какие они
ставили цели, сейчас мы узнаем из сообщений
ребят.
(Дети подготовлены заранее) (Приложение
1. Слайды № 3-6)
Сравните.
– Назовите общие цели всех тайных обществ будущих декабристов.
– Восстание назначено на 1826 год. Но что произошло?
IV. Краткий экскурс в историю.
Рассказ учителя. В ноябре 1825 года
неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге,
Александр I. Сына у него не было, и наследником
престола являлся его брат Константин. Но женатый
на простой дворянке, особе не царской крови,
Константин по правилам престолонаследия не мог
передать престол своим потомкам и поэтому
отрёкся от престола. Наследником Александра I
должен был стать следующий брат, Николай –
грубый, жестокий, ненавидимый в армии. Отречение
Константина держали в тайне, о нём знал лишь
самый узкий круг члeнов царской семьи.
Необнародованное при жизни императора отречение
не получило силы закона, поэтому наследником
престола продолжал считаться Константин; 27
ноября население было приведено к присяге
Константину. Создалось двусмысленное и
положение междуцарствия. Николай боялся
народного возмущения и выступления тайного
общества, не дождался от брата формального акта
об отречении. На 14 декабря была назначена
переприсяга, – на этот раз уже Николаю I.
Декабристы ещё при создании первого тайного
общества приняли решение выступить в момент
смены императоров на престоле. Этот
момент теперь и наступил. Декабристы не знали
о грозящих опасностях и возможности личной
гибели. На квартире Рылеева был разработан план
действия. 14 декабря на площадь выйдут
революционные войска под комaндованием члeнов
тайного общества. Диктатором восстания был
выбран князь Сергeй Трубецкой. Войска должны
были выйти рано утром на Сенатскую площадь,
потому что именно там сенаторы буду присягать
новому императору. Силой оружия нужно заставить
их объявить правительство низложенным и издать
Манифест к русскому народу. В революционном
Манифесте объявлялось уничтожение бывшего
правления и учреждение Временного
революционного правительства.
На деле же все получилось иначе, чем
планировалось. Предупрежденный о готовящемся
выступлении, Николай провел присягу для члeнов
Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с
13 на 14 декабря.
П.Г. Каховский, которому было поручено в
критической обстановке убить Николая I,
отказался это сделать, Трубецкой вовсе не
прибыл к войскам, и оно оказалось без
руководства.
Николай I предпринял попытку с помощью
духовенства и военачальников мирным путем
ликвидировать выступление. Каховский выстрелил
в Милорадовича, пытавшегося убедить солдат в том,
что их обманывают. После того, как мирные
переговоры не удались, Николай приказал принести
присягу войскам и открыть огонь картечью по
московскому полку. После второго выстрела
восставшие дрогнули и побежали.
Ребята, запомните и запишите: 14 декабря 1825 года в
Петербурге было подавлено восстание
революционеров-дворян, выступивших против
самодержавия и
крепостничества. В историю они вошли под именем
декабристы. (Приложение 1.
Слайд №7)
– Каковы итоги восстания? (Приложение 1. Слайды № 8-11)
– Роль декабристов в истории пытались отразить многие художники, поэты, режиссеры. Создан замечательный фильм «Звезда пленительного счастья». Сейчас мы с вами посмотрим эпизод казни декабристов.
V. Просмотр фрагмента художественного фильма «Звезда пленительного счастья», сцена казни
Проверка восприятия.
– Какой момент запечатлен в этом отрывке?
– Как они вели себя?
– Не только русских, но и иностранцев поразил вынесенный декабристам суровый приговор. Маршалы Англии и Франции, прибывшие в Петербург для поздравления Николая I с восшествием на престол, просили царя пощадить и помиловать декабристов. Их страны прошли через ряд восстаний и революций, и они хорошо знали, чем вызываются мятежи. Император Николай ответил: «Я удивлю Европу своим милосердием».
VI. Физминутка
VII. Творческая работа
Движение декабристов было первым в России
крупным оппозиционным политическим выступление
XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую
российскую общественность, направить ее усилия
на борьбу с крепостным правом и самодержавием.
Декабристские традиции вдохновляли последующие
поколения борцов за свободу, многие из которых
видели в декабристах своих духовных наставников,
считали себя продолжателями их дела.
Многие остались неравнодушными к деятельности
декабристов. Многих волновала их судьба.
Перед вами известное стихотворение Н. Некрасова.
Прочитайте его самостоятельно и ответьте на
вопрос: кому Некрасов посвятил свое
стихотворение?
А могли бы, могли декабристы (Приложение 1. Слайд №12)
На Сенатскую не выходить
И не брать себе жребий тернистый,
Кандалами детей не будить.Как же так, не подумали сразу,
Что у каждого сын или дочь
И от них, как от страшной проказы
Убегать будут многие прочь?Отчего ж на Сенатскую вышли?
Не хватало что ль царских щедрот?
Надоели покой и затишье,
Не пугал роковой эшафот!Нет, обиды и тяжкие слезы
Разоренных дотла деревень
Собирали грядущие грозы,
Приближали возмездия день.
Аналитическая работа
– Обобщите и сделайте вывод: каково значение восстания декабристов?
VIII. Региональный компонент
Декабристы на Кубани
– Героический образ пострадавших за свободу
делал декабристов примером для подражания и
объектом почитания, народного уважения.
Мы знаем, что, начиная с 1829 года, на Кавказ
начинают прибывать декабристы, которые уже
отбыли часть наказания в холодной Сибири.
Николай I не торопился вернуть оставшихся в живых
«государственных преступников» в европейскую
часть России.
«Этим господам путь в Россию лежит через Кавказ»
– таким был ответ царя на прошения.
Присланных их далекой Сибири декабристов
направляли в самые опасные места.
Где же они были и что делали?
Давайте рассмотрим таблицу.
IX. Работа по учебнику кубановедения (стр. 63)
Проверка восприятия
– Так где же пребывали декабристы, что они
делали?
– Более 30 городов и станиц связаны с именами
декабристов. Города: Адлер, Сочи, Туапсе,
Кабардинка, Головинка, Лазаревское, Лермонтово
строились с их участием. Без их вклада невозможно
представить развитие Черноморского побережья
Кавказа.
Более подробно о жизни и деятельности
декабристов на Кубани узнаем на следующем уроке.
Литературная минутка
– Эпиграфом к уроку взят отрывок из
стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине
сибирских руд…»
– В ответ на послание Пушкина, декабрист А.И.
Одоевский пишет стихотворение «Струн вещих
пламенные звуки». После 12 лет сибирской кат opги
он был направлен на Кавказ, где и умер от
кавказской лихорадки.
Послушайте это стихотворение и ответьте на
вопросы:
– Что автор говорит о судьбе декабристов?
– Как он оценивает движение декабристов?
Струн вещих пламенные звуки, (Приложение 1. Слайд №13)
До слуха нашего дошли.
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард цепями,
Своей судьбой гордимся мы.
И за оковами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Взберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы.
Она нагрянет на людей,
И радостно вздохнут народы.
Проверка восприятия
– Ответьте на поставленные вопросы. Прокомментируйте
X. Проверка усвоенного материала
Выполните задания теста. (Приложение 1. Слайды №14-17)
Выставление отметок в журнал и в дневники.
XI. Домашнее задание
– Подготовить сообщение на тему «Просветительская деятельность декабристов на Кубани».
XII. Итог урока
Благодарность ученикам за активную, интересную работу на уроке. (Приложение 1. Слайд №17)
Литература:
1. П.И.Кабанов «Три поколения
борцов за свободу», Москва, «Просвещение»,1969 г.
2. М.Нечкина «Декабристы». Москва,
издательство «Наука», 1983 г.
3. Серова М.И. «Декабристы и их
политическая культура», Краснодар, 2002 г.
4. Интернет.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
04 03 2021 0:11:31
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
03 03 2021 0:52:37
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
02 03 2021 12:15:19
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
01 03 2021 19:13:24
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
28 02 2021 15:57:42
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
27 02 2021 9:51:21
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
26 02 2021 5:21:44
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
25 02 2021 9:25:13
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
24 02 2021 4:43:56
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
23 02 2021 23:16:53
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
22 02 2021 18:49:50
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
21 02 2021 14:51:59
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
20 02 2021 0:54:14
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
19 02 2021 12:58:51
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
18 02 2021 8:28:41
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 02 2021 8:12:42
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
16 02 2021 20:25:26
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
15 02 2021 9:36:47

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
14 02 2021 22:29:29
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
13 02 2021 23:48:56
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
12 02 2021 13:43:39
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
11 02 2021 14:53:42
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
10 02 2021 6:39:26

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
09 02 2021 9:35:21
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
08 02 2021 19:50:16
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
07 02 2021 10:33:26

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
06 02 2021 3:30:13
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
05 02 2021 9:36:46
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
04 02 2021 1:59:52
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
03 02 2021 23:34:13

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
02 02 2021 6:38:27
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
01 02 2021 1:39:41
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
31 01 2021 8:40:37
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
30 01 2021 7:59:34
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
29 01 2021 0:18:43
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
28 01 2021 22:59:58
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
27 01 2021 19:26:36
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
26 01 2021 18:18:57
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
25 01 2021 6:51:46
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
24 01 2021 22:33:39
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
23 01 2021 19:38:35

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
22 01 2021 23:12:26
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
21 01 2021 19:29:16
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
20 01 2021 9:35:27
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
19 01 2021 16:31:24
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
18 01 2021 22:37:23
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
17 01 2021 23:17:34

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
16 01 2021 9:52:49
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История".
...
15 01 2021 9:23:43
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
14 01 2021 22:49:29
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
13 01 2021 11:48:49
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
11 01 2021 23:15:13
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
10 01 2021 23:45:30
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
09 01 2021 19:17:22
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
08 01 2021 3:45:40
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
07 01 2021 10:38:15
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
06 01 2021 3:48:10
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
05 01 2021 20:49:37
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
04 01 2021 13:25:59
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
03 01 2021 4:35:25
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
02 01 2021 16:32:53
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
01 01 2021 19:12:30
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
31 12 2020 21:25:56
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
30 12 2020 3:44:10
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
29 12 2020 11:20:19

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
28 12 2020 7:55:30
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
27 12 2020 10:18:38
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
26 12 2020 21:27:37
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
25 12 2020 3:52:36
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
24 12 2020 10:11:46
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
23 12 2020 2:56:13
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
22 12 2020 23:57:39
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
21 12 2020 14:44:56
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал.
...
20 12 2020 1:57:52
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
19 12 2020 11:48:54
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
18 12 2020 2:40:16
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
17 12 2020 11:39:52
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
16 12 2020 13:44:30
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
15 12 2020 23:12:36
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
14 12 2020 10:29:41
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
13 12 2020 14:59:31
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
...
12 12 2020 22:16:59
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
11 12 2020 7:45:52
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
10 12 2020 20:56:57
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
09 12 2020 19:57:24
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране.
Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
08 12 2020 3:23:51
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
07 12 2020 12:14:23
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
06 12 2020 14:26:30
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
05 12 2020 6:35:22
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
04 12 2020 12:29:36
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
03 12 2020 10:42:33
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
02 12 2020 13:56:44
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
01 12 2020 9:21:44
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
30 11 2020 14:58:36
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
29 11 2020 12:36:53
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
28 11 2020 15:30:15
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
27 11 2020 14:10:51
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
26 11 2020 12:49:29
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
25 11 2020 20:54:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::