История для молодежи    

Формирование культуры познавательной компетентности на уроках истории в условиях инновационных технологий

В ходе исторического процесса развития человечества школа являлась зеркалом общества. Она возникла с появлением цивилизации и развивалась вместе с ней. Общество через свой главный политический институт – государство определяет для школы главные приоритеты. В качестве результата современного образования рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. Перед учителем встает главная проблема: как подготовить выпускника, соответствующего предъявленным обществом и государством требованиям?

Целью инновационного обучения является создание для учащихся возможности занимать не просто активную, а инициативную позицию, не просто усваивать предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на достигнутом. Позиция учителя – партнер.

Обратившись к новым технологиям, я апробировала на своих уроках технологии: педагогических мастерских, критического мышления и проблемного обучения.

В качестве критерия отслеживания я выбрала познавательную компетентность, в которой школьник:

  • имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность, оценивает ее последствия;
  • при возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленных целей;
  • учится нести ответственность за правильность своего выбора, уровня знаний, темпа изучения материала.

При этих условиях ученика можно считать субъектом учебной деятельности, а культура познавательной компетентности формирует умение учиться.

В 2002 году я открыла для себя технологию педагогических мастерских. В ходе мастерской воспитывается инициативная, думающая и ответственная личность. Она проявляет себя во всех аспектах: в возможности определить собственный выбор, избавиться от неуверенности, подтвердить свою значимость, научиться коммуникативности, проявить толерантность.

Процесс создания собственных мастерских потребовал огромных усилий, каждая апробировалась на разных классах, перерабатывалась, корректировалась и давала свои результаты. В построении моих мастерских проявились некоторые закономерности:

проживание ситуации, вхождения в образ (представьте, что Вы...);

строительство ряда ассоциаций;

  • использование цвета, символов (рисунка) для передачи чувств и переживаний (рисовали понятие гражданская война, символ эпохи Екатерины Великой, страх и др.);
  • литературных образов, стихотворений в роли индуктора (отрывков из оды Державина “Фелица”, Волошина “Гражданская война” и “Красная пасха” и др.);
  • музыкальных произведений с целью усиления ощущений и создания фона (“Священная война” Александрова, “Он вчера не вернулся из боя” Высоцкого, “Россия” Талькова и др.).

С самого начала своей работы поставила перед собой цель: во время проведения мастерских отслеживать в форме наблюдения умения, связанные с учебной деятельностью.

Так в педмастерской “Гражданская война” учащиеся, разделенные на группы белых и красных, получили большое количество общей информации о белом и красном движении и должны были оставить лишь то, что относилось к их движению. Это потребовало умения работать в группе в тесной кооперации, т.к. индивидуально выполнить задание за указанное количество времени было невозможно. Я наблюдала, кто из учеников берет на себя ответственность, участвует в принятии решений. Перед учащимися встала проблема: необходимо уметь договариваться, выслушивать чужое мнение, приходить к какому- либо выводу. Я увидела, что часть ребят смогли справиться со своей неуверенностью, они стали более активны. Во время традиционного урока некоторые ученики опасались высказывать свое мнение. На данном уроке я услышала интересные высказывания ребят, с ними соглашались, их идеи выдвигались от имени группы. Повышение самооценки позволило данным учащимся преодолевать трудности и препятствия в дальнейшем.

Использование необычного приема позволило мне создать интригу в ходе работы над текстом стихотворения М. Волошина “Гражданская война” без последнего четверостишия, ученики должны были дописать его сами. Вынужденные действовать в неопределенной ситуации, искать пути ее разрешения, ребята предлагали различные варианты его окончания. Однако суть сводилась к “победе любой ценой” красных. Возник интерес: а как у автора?

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Тишина в классе...Таким образом созданная интрига породила у учащихся чувство потрясения и осознания.

Выполнение роли в группе побуждает учащегося отстаивать и обосновывать свою точку зрения, вызывает стремление участвовать в дискуссии. Сыграв роль сторонника красных и попав по жребию в группу белых, ученик вынужден анализировать, искать новые аргументы и решения. Он концентрирует свои силы на достижении вновь поставленной цели.

В мастерской я подвожу каждого учащегося к оценке своей учебной деятельности в рефлексии, которую начинаем словами: “я сегодня понял”, “ я сделал”, “я пережил” и т.д.

Обязательной частью моих мастерских является чувственная рефлексия. Я считаю, этого требует специфика моего предмета. Чувства ребята передают через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны (Приложение 1). Я убедилась, что мои мастерские не забываются, потому что остается масса вопросов и желание ученика найти ответы самостоятельно. Много раз, выходя с урока, я слышала: “Надо почитать, (узнать, найти)”. Мастерская живет и после окончания урока.

Главная сложность урока в данной технологии состоит в подготовке учителя. Необходимо подобрать избыточное количество информации, а самое главное определить индуктор, который смог бы “зажечь” учащихся на работу.

Разрабатывая и анализируя свои мастерские, я поняла, что они требуют от учащихся осознания мотивов своей учебной деятельности, умения решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, принимать продуманные решения на основе полученной информации. Убежденность в том, что те учащиеся, которые способны эффективно управлять познавательным процессом и думать критически, менее подвержены различным манипуляциям и находятся в большей безопасности (поскольку у них есть собственная система взглядов), способствовала внедрению мною технологии критического мышления в учебный процесс.

Я применяю на своих уроках следующие приемы и методы данной технологии:

  • тонкие и толстые вопросы (простые и сложные) составляют ученики, задают друг другу;
  • метод активного слушания (не повторять то, что уже звучало);
  • синквейн (рефлексия) часто использую в педмастерских;
  • взаимообучение в парах или группах;
  • кластеры (смысловые единицы текста, графическое его оформление).

На стадии осмысления учу ребят составлять кластеры по новому материалу. Осуществляю данную работу следующими приемами: читая текст, ученики подчеркивают ключевые слова, пробуют самостоятельно составить кластер, затем обсуждают в группе или представляют классу. Вместе мы ищем нужное слово, устанавливаем связи, исправляем, добавляем. В процессе составления кластера и его осмысления ученик развивает критическое мышление, анализирует информацию, активно включается в учебную деятельность. Так на уроках в 5 классе, объединяя темы (например, “Демократия в Афинах”, “Культура Афинского государства”), добивалась хороших результатов усвоения, благодаря составленным кластерам. Я наблюдаю, что на моих уроках по данной технологии повышается мотивация учения, учащиеся при подготовке творческих домашних заданий используют дополнительную историческую литературу. Работая с текстом, составляют вопросы разного уровня сложности.

Особенно эффективна эта технология на уроках в 5 классе. Учащиеся показывают высокий уровень активности в стремлении участвовать в дискуссии, желании задавать вопросы, отвечать на каждом уроке. Отслеживая активность каждого ученика, я определила, что за полгода результат по данным показателям вырос с 32% до 48%. На своих уроках поддерживаю желание высказать множество идей, стараюсь дать возможность учащимся размышлять. Особенно уделяю внимание тем, кто не всегда активен, поощряю, хвалю, убеждаю, что именно его идея помогла нам найти необходимый ответ.

Я учу пятиклассников слушать разные мнения, не перебивать товарища, умению признать чужую точку зрения. Часть ребят успешно составляет кластеры по теме урока, показывая, таким образом, способность к критическому мышлению. В процессе формирования культуры познавательной компетентности они учатся учиться.

См. Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

Урок по истории России на тему « Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....

11 07 2020 16:44:57

Лекторий "Знай свои права и обязанности"

Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....

10 07 2020 6:54:26

Урок-семинар по истории России. 10-й класс

Открытый урок по теме « История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей ( Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме « Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

09 07 2020 3:57:49

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в В О В. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

08 07 2020 22:49:15

Свободное телевидение: за и против. 11-й класс

Интерактивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные С М И, должны осознать роль массовой культуры и С М И в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....

07 07 2020 1:33:55

Тема плена в "школьной" истории и немецких источниках: "точки несходства" и фигуры умолчания

Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....

06 07 2020 10:12:20

Интегрированный урок английский язык + обществознание (10-й класс)

Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....

05 07 2020 12:26:32

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение практических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

04 07 2020 2:34:39

Повторительно-обобщающий урок по главе I "Человек". 6-й класс

Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интерактивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....

03 07 2020 17:47:37

Преподавние истории в начальной школе по курсу "Человек и человечество", 4-й класс, по теме: "Новейшее время"

Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: " Новейшие достижения". У М К Д. Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе " Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...

02 07 2020 3:46:35

Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности

Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....

01 07 2020 10:31:32

Викторина "Елабуга тысячелетняя". Внеклассная работа по истории

Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....

30 06 2020 9:37:47

Интегрированный урок немецкого языка и истории по теме "Старый немецкий город"

Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного пространства, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....

29 06 2020 15:48:52

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

28 06 2020 10:38:19

Внеклассное мероприятие по истории "С любовью к Родине"

Сценарий внеклассного мероприятия " С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....

27 06 2020 20:11:42

Урок-игра

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что  применение  игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....

26 06 2020 19:25:42

Урок по теме "Занятость и безработица"

Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся У У Д. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к Е Г Э....

25 06 2020 7:46:25

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

24 06 2020 21:26:12

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

23 06 2020 8:26:42

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С. В. Колпакова, Н. А. Селунской " История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с членами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

22 06 2020 6:55:34

Некоторые факты из жизни и деятельности Толе би

Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....

21 06 2020 23:52:26

Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Урок является завершающим при изучении темы « Гражданское право» в курсе " Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику « Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...

20 06 2020 12:33:15

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

19 06 2020 9:16:32

План-конспект "Перестройка и ее итоги"

В работе ставится задача выявить причины " Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....

18 06 2020 1:52:46

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

Цель урока: обсудить вопрос важности морального выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

17 06 2020 0:39:18

Урок по истории России в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....

16 06 2020 8:56:34

"Живая родословная". 70-летию Курской битвы посвящается

Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В. И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....

15 06 2020 14:17:18

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

14 06 2020 8:54:23

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опорных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...

13 06 2020 0:12:13

Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"

Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....

12 06 2020 22:30:50

Фашистское нашествие. Первые неудачи

Цели и задачи урока: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

11 06 2020 5:58:14

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"

Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, вырабатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Характеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....

10 06 2020 0:20:28

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

09 06 2020 11:34:41

Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный характер усвоения З У Н, и И К Т дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....

08 06 2020 5:42:21

В защиту традиционной (классической) технологии

При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы практически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

07 06 2020 20:45:30

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

06 06 2020 12:44:53

Дом, в котором мы живем. 6-й класс

Тема « Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А. Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены практические задания для обобщения и закрепления материала....

05 06 2020 8:24:32

Урок-игра "Путешествие в Древнюю Грецию"

Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....

04 06 2020 2:55:39

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме: "Ты и твои товарищи"

Интегрированный урок посвящен описанию характера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....

03 06 2020 4:55:19

Урок истории по теме: "Великая Отечественная война"

Данный урок является вводным в теме " Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...

02 06 2020 10:48:26

Тема урока: "Ассирийская держава". 5-й класс

Урок по теме « Ассирийская держава» с учетом требований Ф Г О С, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....

01 06 2020 1:58:33

Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"

Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е. Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е. Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения " Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: " Согласна ли официальная историческая наука с А. С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...

31 05 2020 18:36:58

Урок-практикум по биологии в 6-м классе. Тема: "Мышечная и нервная ткани животных"

Урок-практикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...

30 05 2020 9:34:46

Интерактивная игра «По страницам истории Российского государства»

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....

29 05 2020 17:49:31

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

28 05 2020 0:30:49

Урок по методу проектов

Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

27 05 2020 11:17:44

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Урок по теме « Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....

26 05 2020 20:41:22

Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

25 05 2020 3:37:14

Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)

Представлена деловая игра " Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера " Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...

24 05 2020 10:39:59

Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

23 05 2020 13:19:21

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

22 05 2020 11:12:58

Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....

21 05 2020 21:36:28

История России. 10-й класс

Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

20 05 2020 17:17:56

Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах

Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....

19 05 2020 6:59:37

"Демография современной России". 11-й класс

Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая практическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....

18 05 2020 6:11:21

Мозаика культур. 10-й класс

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....

17 05 2020 17:15:12

Ценности православной культуры

Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....

16 05 2020 13:48:25

Мировое хозяйство и международная торговля. 8-й класс

Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема " Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....

15 05 2020 4:18:28

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

14 05 2020 6:30:20

Урок-путешествие в 6-м классе "Средневековые рыцари"

Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...

13 05 2020 5:16:35

От Удельной Руси к Единой России

Урок проводится в форме игры " Звёздный час". В каждом классе создаётся по две команды игроков (по 6 человек каждая) и по две команды "родителей"(команды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

12 05 2020 7:17:36

Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?"

Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...

11 05 2020 17:43:11

КВН "Древняя Греция" в 5-м классе

К В Н является заключительным звеном в цепи уроков по теме « Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....

10 05 2020 4:35:51

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

09 05 2020 5:21:22

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

08 05 2020 0:59:58

Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года"

Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....

07 05 2020 13:38:14

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения....

06 05 2020 11:31:26

Внедрение инновационных технологий для достижения результатов по истории

Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей практике....

05 05 2020 4:16:19

Викторина: «Рыцари и замки»

Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, М Х К, иностранных языков, материальной технологии и родителями....

04 05 2020 15:56:14

"Страны Запада в 1945-2011 гг." Методическая разработка темы

Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме " Страны Запада в 1945–2011 гг."....

03 05 2020 0:21:14

Путешествие по Cредневековью

Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в команде, анализировать допущенные ошибки. ...

02 05 2020 10:23:35

Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию

Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. « Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-практической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....

01 05 2020 10:32:32

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Поклонимся великим тем годам"

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой « Поклонимся великим тем годам»....

30 04 2020 3:30:59

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

29 04 2020 2:28:51

Демократические преобразования в РФ

Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...

28 04 2020 23:17:24

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

27 04 2020 5:16:40

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

26 04 2020 10:22:41

Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

В конспекте урока представлены основные характеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интерактивных методов обучения, стратегии З У Х (знал, узнал, хочу узнать)....

25 04 2020 3:13:30

Открытый урок по истории отечества "Борьба русского народа против иноземных завоевателей"

Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А. А. Данилова « История России». В основе организации урока опорные сигналы по теме и групповая работа учащихся....

24 04 2020 21:13:10

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

23 04 2020 15:27:42

Итоговый урок по теме "Духовные ценности культуры" (11-й класс)

Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....

22 04 2020 17:47:14

Урок истории и культуры Санкт-Петербурга". "Мимолетный архитектурный стиль или северный модерн в Петербурге". 8-й класс

Урок проводится как итоговый в разделе « Архитектурные стили Санкт- Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на практике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....

21 04 2020 22:53:49

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М. В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, М Х К, искусствоведения....

20 04 2020 18:46:51

Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества"

Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...

19 04 2020 9:24:52

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

18 04 2020 22:55:58

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Т Р К М - технология Л О П, востребованная объективным развитием общества. Основа Т Р К М - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов Т Р К М формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме Т Р К М у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....

17 04 2020 18:31:57

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан « Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

16 04 2020 16:30:40

Рынок, ратуша, собор

Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....

15 04 2020 6:44:14

"Я – гражданин России"

Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....

14 04 2020 1:16:22

Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

13 04 2020 13:13:40

Планирование познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....

12 04 2020 6:31:16

Отечественная война 1812 года

На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....

11 04 2020 16:22:39

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

10 04 2020 14:55:32

Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....

09 04 2020 5:53:44

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

08 04 2020 19:47:47

Столетняя война

Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д' Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....

07 04 2020 8:37:39

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала Х ХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

06 04 2020 20:20:20

Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению " Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам " Ссылка и каторга России", " Шаги репрессий в С С С Р", " Бутовский полигон", " Зырянгал"....

05 04 2020 1:34:39

Урок-викторина "Умники и умницы"

Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...

04 04 2020 2:36:44

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает характеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....

03 04 2020 11:45:25

Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"

Средствами И К Т учитель создает картину " Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....

02 04 2020 19:29:10

Нашествие с Востока

Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

01 04 2020 22:59:42

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

31 03 2020 19:15:14

Урок истории в 4-м классе по теме "Детство Зевса"

На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....

30 03 2020 4:22:57

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

29 03 2020 17:33:34

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

28 03 2020 8:29:41

Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия

Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....

27 03 2020 13:29:47

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

26 03 2020 2:32:44

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

25 03 2020 3:12:32

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

Данный урок разработан для курса " История России" в 7-м классе, по теме " Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

24 03 2020 15:51:21

Восьмое чудо света

О чудесах света. От античности до современности....

23 03 2020 14:41:12

Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф. Шопена....

22 03 2020 1:25:43

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...

21 03 2020 12:44:34

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

20 03 2020 20:20:17

Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата

Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....

19 03 2020 15:39:44

Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

18 03 2020 20:18:20

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

17 03 2020 23:16:54

Повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги

В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....

16 03 2020 9:38:30

Первая мировая война

Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....

15 03 2020 5:38:30

Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"

Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в С Ш А, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в С Ш А. На примере характеристики А. Линкольна подчеркивается роль личности в истории....

14 03 2020 19:34:31

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в В У Зах по специальностям различной направленности....

13 03 2020 23:24:48

Россия в Первой мировой войне

Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, характеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

12 03 2020 19:55:57

Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между С С С Р и С Ш А; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...

11 03 2020 16:52:25

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

В статье даётся методическая разработка урока истории России или М Х К. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

10 03 2020 22:42:32

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

09 03 2020 12:49:35

Необходимость использования ИКТ в преподавании истории

Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования И К Т не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

08 03 2020 5:35:18

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

07 03 2020 18:18:57

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

06 03 2020 15:28:42

Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс

На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....

05 03 2020 23:18:49

Смутное время в России

Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

04 03 2020 19:30:38

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

03 03 2020 17:12:37

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в С С С Р....

02 03 2020 5:51:52

Презентация кафедры истории

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспорно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

01 03 2020 22:23:11

Начало монголо-татарского вторжения

Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

29 02 2020 23:10:58

Программа элективного курса "Межнациональные отношения: история и современность"

Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...

28 02 2020 13:41:24

Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"

Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интерактивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....

27 02 2020 20:43:41

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

26 02 2020 5:39:39

Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"

Урок построен в виде семинарско-практического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спорных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...

25 02 2020 17:21:26

Урок по обществознанию "Политическая система общества"

Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии Т Р К М: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

24 02 2020 14:37:52

Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"

Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....

23 02 2020 11:14:12

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Природа Древнего Египта и занятия его жителей". 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...

22 02 2020 9:33:20

Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

21 02 2020 17:51:56

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

20 02 2020 10:24:47

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

19 02 2020 10:21:13

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

18 02 2020 14:39:48

Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…"

Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....

17 02 2020 3:46:17

Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс

Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса " Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

16 02 2020 12:21:29

Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс

Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре команды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....

15 02 2020 18:44:23

История школьного обучения

Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

14 02 2020 14:45:17

Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"

Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...

13 02 2020 19:17:44

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.