Урок истории "Отечественная война 1812 года. Туляки — участники Отечественной войны 1812 года"

Задачи урока:
- Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов;
- Подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
- Акцентировать внимание на связи времен и значение традиций прошлого.
- Главное направление - выработка навыков работы с документами и разными источниками знаний на одну и ту же тему .
- Организация работы исследовательского хаpaктера по РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
- На уроках продолжается развитие умения работать с картой, делать выводы и обобщать материал, готовить сообщения с привлечением нескольких источников.
- Дальнейшее овладении учащимися художественными выразительными свойствами языка.
- При организации работы в группе учитывать, прежде всего психологический и эмоциональный настрой ребенка, его познавательный интерес, организовывать работу так, чтобы у каждого ребенка была потребность и возможность с ней справиться.
Оборудование урока
- настенная карта "Отечественная война 1812 г."
- репродукции картин В. В. Верещагина
- фрагменты панорамы Ф. Рубо "Бородинская битва"
- репродукция картины А.Д. Кившенко "Военный совет в Филях"
- портретная галерея полководцев 1812г
- подборка художественной и научно-популярной литературы о войне 1812 г.
Ход урока
Продолжим работу, начатую на уроке вчера.
- Какая была тема ? /причины, ход, основные события войны 1812г/
Мы знаем, чем завершилось нашествие армии двунадесяти языков в Россию в ноябре-декабре 1812 г. Судьба страны лежала на весах. Наш жребий поднялся вверх, жребий Наполеона упал. Сегодня мы выясним, как нашим предкам это удалось, и главное, что это значило и значит для страны, для народа, для каждого из нас.
Тема урока: Отечественная война 1812 г. Туляки, участники Отечественной войны 1812 г.
На доске.
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
- спрашивает себя А.С. Пушкин.
Ответить для себя на эти вопросы - значит понять природу нашей сегодняшней независимости и свободы. В ответах на эти вопросы главная учебная цель для всех нас.
Вспомните, что для постановки целей на уроке надо спросить себя? Что мы (все вместе ) сегодня узнаем и чему сегодня научимся?
А узнать всем предстоит "кто нам, друзья, тогда помог - остepвенение народа, Барклай, зима или русский Бог" - т.е. какие же причины привели заранее слабейшую сторону к победе над заведомо сильнейшей;
Научиться работать с документами и с заданиями в группах, анализировать их и сотрудничать друг с другом.
Проверка Д/З
- 2 человека - по карточкам с кроссвордами на первую парту
- 2 человека - за первый стол для работы на контурных картах
- Все вместе - повторим термины Словарная работа.
/слова записаны на доске, опрос ведется по цепочке/
- рекрут - солдат, призванный в армию от определенного количества мужчин, служили крепостные крестьяне 25 лет
- флеши - земельные и долговременное укрепление в форме тупого угла
- редут - сомкнутое прямоугольное , многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа
- народное ополчение - военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах
- кавалерия - конное войско
- пехота - пешее войско. В 19 в. - инфантерия.
- фураж - корм для лошадей
- артиллерия - огнестрельное оружие (пушки, гаубицы) или род войск с таким вооружением
- батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий
- мародеры - грабители
- партизаны - члeны боевых отрядов, составленных из местных жителей и самостоятельно действующие в тылу врага
Фронтальный опрос.
- Чем вызвано отступление русских войск в начале войны 1812г.?
- Кто был участником и организатором партизанских рейдов во время войны 1812г?
- Кто автор слов "С потерей Москвы не потеряна еще Россия" /М.И. Кутузов/
- Когда состоялось Бородинское сражение /26 августа 1812г/
- Определите, кому принадлежат слова "Через 5 лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее" /Наполеону/
Собрать карточки и контурные карты
Сегодня мы посмотрим видеофрагмент, иллюстрирующий наглядно историю войны 1812г., о которой мы только лишь читали текст учебника, перед нами предстанут зрительные образы. Обратите внимание: кое-что из увиденного вам пригодится через несколько минут для выполнения групповой работы. /просмотр видеофрагмента с учебной видеокассеты "История Москвы", часть "1812г.", продолжительностью 4 минуты 20 сек./
Работа с цветной карточкой по группам: /рисунок 1/
- Работаете всей группой, обсуждаете и готовитесь аргументировать. Некоторые объекты не вызовут затруднений, т.к. с ними знакомы по Д/З, а для узнавания других придется включить смекалку, сообразительность, творческое мышление. Заслушать ответы
Изучение нового материала.
Сегодня мы попытаемся заняться очень важным видом деятельности - работой с разными источниками, дающими информацию по одной и той же теме.
Раздаю карточки и книги по группам.
Работаете, обсуждаете, ищите ответы на предложенные вопросы в предложенных текстах и высказываете суждения .
1группа сборник "Тульский край", документ № 63
- Составьте связанный рассказ из ответов на вопросы, предварительно ответив на поставленные вопросы.
- Кто и кому писал?
- На каком виде собрания этот приговор принимался?
- Кто зарегистрировал это письмо?
- Когда оно написано (до начала Отечественной войны или уже после начала войны)?
- Что обещали делать?
- Чем вызвано написание этого приговора?
"Приговор тульского оружейного общества об изготовлении в свободное время от заводских работ время оружия сверх положенного наряда. 9 мая 1812 г.
1812 г. мая 9 дня в присутствии оружейного цехового разряда тульское оружейное общество со общего согласия учинило приговор в рассуждении объявления им комaндиром здешнего завода господином артиллерии ген.-майором и кавалером Федором Никитовичем Вороновым предписания по случаю нужности на сделание сверх надлежащих наших уроков нового образца ружей и переправить из старого ружья.
Мы, желая оказать в сем нужном случае верноподданническую нашу ревность и усердие е. и. в. нашему всемилостивейшему государю императору, согласились в те дни и часы, в которые мы от заводских работ бываем свободны, посредством своих домашних заведений и чрез наем в некотором изделии посторонних людей и неусыпными своими трудами изготовлять, получая из магазинов на новые материалы по казенной цене, а на переправочные стволы и замки с приделкою новых вещей своих, и непременно в каждый месяц как нового, так и старого по переправке по 1000 ружей : А сверх того стараться будут увеличивать дело оружия столько, сколько силы их, одушевленные усердием к е. и. В. всемилостивейшему нашему государю и любезному нашему отечеству, нам позволить могут. И тот приговор утвержден всех бывших при том старост, старшин и мастеровых людей подписанием:"
(ГАТО, ф. 187, оп. 1, д. 5242, л. 416-416 об. Подлинник.)
2 группа сборник "Тульский край" № 63 - ознакомьтесь с содержанием документа.
Выслушайте внимательно рассказ, который произнесут ученики из 1 группы и будьте готовы его дополнить.
3 группа текст в пособии "История Тульской области" стр. 118-119
Прочитайте текст и будьте готовы дополнить своей информацией то, что не скажут ребята из 1 и 2 групп про тульских оружейников .
"Туляки в Отечественной войне 1812г. Ещё при планировании похода французских войск на Россию Наполеон учитывал значение Тулы как основного центра снабжения русской армии оружием. Известен высказанный им в одной из бесед его замысел, касающийся нашего города: "Я иду на Москву и в одно или два сражения всё кончу: Я сожгу Тулу и обезоружу Россию:"
Близились грозные испытания и, видимо, в России это осознавалось и народом. Ещё в мае 1812г. тульские мастера, собравшись "всем оружейным обществом" на арсенальном дворе, "учинили приговор": "Изготовлять оружие сверх положенного наряда, в те дни и часы, в которые мы от заводских работ бываем свободны:"
В июне 1812г. началось вторжение наполеоновских войск на территорию нашей страны. Русские войска отступали. Вести о событиях приходили тревожные. В июле туляки получили именной царский указ об изготовлении ежемecячно по семи тысяч ружей казенным заводом, по три тысячи частным "фабрикам", да еще по три тысячи предписывалось переделывать из старого оружия. Тульские оружейники дали в эти годы родине такое количество ружей, которое они никогда не давали прежде и долгое время не могли дать и после (600 тысяч ружей за 1812-1814 гг.)."
1. Когда вы читали свой текст, то вы работали с источником знаний? (да)
2. Когда читали свой текст , то выработали с документом? (нет, это авторская работа с теми же самыми документами, с которыми работали наши одноклассники)
3. Сильно ли различаются тексты по содержанию ученический и книжный после обработки документа? (нет, получился приблизительно один и тот же рассказ, но только в пособии он написан специалистом-историком).
4 группа Пособие Г. Чуднова "История Тульского края" страница 123, абзацы сверху 2,3 и 4.
"Как только началась война, весь запас ружей был моментально исчерпан для довооружения полевых войск: вновь рекрутируемым и ополченцам давать было нечего. Это вынудило императора Александра 1 обратиться к тульским оружейникам со специальным посланием, в котором были такие слова: "Никакое ещё время в Отечестве нашем не требовало от каждого усердия и пожертвований, как нынешнее". Государь просил туляков приложить все силы к тому, чтобы выпускать по 13 тысяч новых ружей ежемecячно на заводе и от частных фабрикантов по 3 тысячи новых и 3 тысячи ремонтированных. В указе от 17 июля 1812г. Александр выражал уверенность, что "из фабрикантов найдутся такие усердные сыны Отечества, что все фабрики свои обратят к одному делу оружия".
Напрасно государь искал усердных сынов Отечества там, где их было наперечет, - Лялины, Гннидины, Бривины, Маликовы и прочие не взяли ни одного наряда до тех пор пока не были существенно повышены цены на готовое оружие. Это вынудило генерала Воронова срочно открывать на заводе 3 новые мастерские : Основную нагрузку несли на себе всё-таки рядовые оружейники, получавшие крайне низкую задельную плату: Самоотверженный труд и бескорыстие истинных русских патриотов позволили оружейному заводу уже к сентябрю поставлять в армию более 7 тысяч ружей в месяц".
- Что совсем нового вы сможете сообщить к тому , что не сказали ваши одноклассники?
- Как вы думаете, почему они (хозяева частных тульских оружейных предприятий) себя так повели?
- Как же тульские оружейники всё-таки сумели наладить производство 600 тысяч ружей за 1812-1814 гг? ( за счет эксплуатации работников оружейного казенного завода)
Предлагаю всем группам ознакомиться с текстом стр.127 пособия Г. Чудного "История Тульского края":
"Вклад же государственного завода в победу над наполеоновскими захватчиками вообще трудно переоценить: По справедливому замечанию И.Ф. Афремова, они: ":таким примерным усердием Отечеству на вечные времена обесcмepтили себя в истории". Комaндир завода Ф.Н. Воронов в рапорте артиллерскому департаменту написал о туляках замечательные слова: "Соизмеряя отечественным нуждам и усиливая рвение свое, трудились они день и ночь, и все праздничные и табельные дни, определенные для свободы и отдохновения от трудов, употрeбляли только на одно дело оружия, торжествуя их в трудах, Отечеству посвящаемых. Такова есть жертва оружейников!"
- Почему документов о нeблаговидном поведении тульских частных оружейных заводов нет в сборнике документов "Тульский край"?
/Стыдно, стараются не вспоминать нeблаговидное поведение) лучшее надо помнить и не забывать. Подвиги великие не меркнут в веках и не стираются в памяти, тем более если воспеты великими мастерами в великих творениях./
Вывод: одно и тоже событие (поставка ружей в армию) можно рассматривать в истории с несколько разных позиций, все зависит от того:
- какие факты будут подвергаться осмыслению и анализу, а какие будут упущены из анализа (они могут быть сознательно не взяты, а могут быть недоступны исследователю)
- кто анализирует и в чьих интересах он делает какое-то исследование
Поэтому в истории много личного, субъективного привносится при каких-то исследованиях реальных объектов и явлений.
Суммируя знания с прошлого урока и те, которые добавили сегодня, постараемся ответить на проблемное задание, которое стоит у нас с начала урока. В чем же источники победы России в войне с Францией? /высказываются, обосновываются, обобщаются ответы/
- Гений французского полководца и боевой опыт его армии оказались бессильны против мужества и воинского искусства русских, полководческого таланта Кутузова. Чернышевский "главными причинами нашего торжества в 1812 г. должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев".
- Но эта война не столько военно-политическое явление, сколько духовно-нравственное, религиозное (морозы, растянутость коммуникаций, сверхъестественное заступничество, героическая простота).
- Это война без правил (Пушкин охаpaктеризовал это как "остepвенение народа" - состояние крайней жестокости при защите своего).
Прослушать 2 заранее подготовленных рассказа о туляках-героях войны генерале Д.С. Дохтурове и о генерале И.С. Дорохове.
Участники событий 1812 г. - это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память 1812 г. не должна и не может быть предана забвению.
Рассказ об отражении в культуре великого подвига россиян (заслушать предварительное подготовленное задание - перечислить наиболее крупные памятники войны 1812 г.).
- Храм Христа Спасителя (архитектор К.А. Тон)
- Небольшая церковь и Спасо-Богородицкий женский монастырь (основаны вдовой Александра Алексеевича Тучкова - Маргаритой Михайловной) - единственный монастырь, где денно и нощно идут поминальные службы по погибшим воинам
- Гранитные памятники с орлом, широко раскрывшим крылья на Бородинском поле и под Смоленском
- Казанский собор в Санкт-Петербурге
- А перед ним по краям - скульптурные памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу де Толли (скульптор Орловский)
- Триумфальная арка в Москве (архитектор О. Бове)
- Здание Манежа (архитектор - Бетанкур)
- Здание Главного штаба (архитектор Карл Иванович Росси)
- Иссакиевкий собор и Александровская колонна на дворцовой площади в Санкт-Петербурге (архитектор - Монферан)
- Музей "Бородинская панорама" Франца Рубо
- В Москве у кремлевской стены разбит Александровский сад
- В литературе:
- В музыке - П. И. Чайковский "Увертюра 1812г"
- Названия улиц - Кутузовский проспект и станций метро - Багратионовская и Фили.
а) Пушкин Стихотворение "Полководец"
б) Жуковский "Певец во стане русских воинов"
в) Басни И.А. Крылова "Волк на псарне" и "Кот и
повар"
г) М.Лермонтов "Бородино"
д) Л.Н. Толстой "Война и мир"
Домашнее задание.
1. Поработать с анкетой сами и привлеките к обсуждению родителей.
а) анкета подскажет мне, на какие вопросы нужно обратить внимания больше,
б) поспособствует общению детей и родителей на эти мировоззренческие темы /
Анкета.
Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким из мнений согласны лично вы?
А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;
Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;
В) Чувство Родины существовало, существует и будет существовать;
Г) Родина - это главное, что у каждого народа и человека
Д) такая проблема меня не интересует.
Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?
А) да
Б) в целом - да
В) зависит от обстоятельств
Г) нет
Д) трудно сказать.
Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 г. с какими из них вы согласны?
А) Отечественная война 1812г. была великим подвигом народа, защищавшим свою независимость
Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии;
В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи;
Г) французская армия несла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае, покорения Наполеоном в 1812 г. Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;
Д) если бы Наполеон смог уничтожить российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.
Почти 200 лет обсуждается вопрос, надо ли было сдавать французам Москву. Как вы считаете?
А) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит и России, просто не было;
Б) следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления;
В) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородина.
Сейчас много и упopно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 г., а также установить новые. Вы поддерживаете подобные предложения?
А) да, полностью;
Б) в принципе, да, но сейчас у страны на это нет денег;
В) нет, сейчас не время всем этим заниматься;
Г) лучше эти средства из государственного бюджета пустить на добавку пенсий старикам-пенсионерам и нуждающимся многодетным семьям, детдомам, приютам.
2. Составить наиболее полный маршрут экскурсии по местам, связанным с событиями Отечественной войны 1812 г.
3. Повторить параграф 4.
Закрепление.
Выберите ответ или несколько ответов из приведенных ниже суждений и расставьте их по степени значимости.
Главнейшими причинами победы России были:
А. патриотизм народа
Б. мужество армии
В. искусство полководцев
Г. слабость французской армии
Д. сильные морозы зимой 1812 г.
Список литературы.
- Чуднов Г.М. "История Тульского края". Тула: Издательский дом "Пересвет", 2000.
- Пеньков В.В. "История Тульской области". Тула: Издательский дом "Пересвет", 2003.
- "Тульский край. Документы и материалы. Часть 1", Тула: "Приокское книжное издательство", 1966.
- Кириллов В.В., Чернова М.Н. "История России. Поурочные методические разработки. 10 класс", М.: Эксмо, 2006.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
22 04 2021 4:56:58
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
21 04 2021 19:54:58
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
20 04 2021 23:21:37
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
19 04 2021 18:17:44
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
18 04 2021 22:24:15
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов.
...
17 04 2021 5:49:47
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
16 04 2021 19:40:43
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
15 04 2021 9:56:33
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
14 04 2021 11:13:41
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
13 04 2021 5:11:34
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
12 04 2021 16:53:24
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
11 04 2021 19:20:22
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
10 04 2021 6:46:27
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
09 04 2021 22:51:49
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
08 04 2021 10:27:34
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
07 04 2021 0:58:18
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
06 04 2021 8:55:13
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
05 04 2021 8:54:43
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
04 04 2021 13:31:19
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
03 04 2021 9:36:23
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
02 04 2021 8:15:14
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
01 04 2021 0:45:31
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
31 03 2021 5:47:11
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
30 03 2021 9:33:36
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
29 03 2021 7:38:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
28 03 2021 20:18:38
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
27 03 2021 10:44:51
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
26 03 2021 5:33:47
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
25 03 2021 20:22:51
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
24 03 2021 6:56:22
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
23 03 2021 17:46:54

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
22 03 2021 6:53:58
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
21 03 2021 14:39:31
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
20 03 2021 0:23:27
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
19 03 2021 12:43:24
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
18 03 2021 4:19:39
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
17 03 2021 22:25:53
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
16 03 2021 8:28:16
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
15 03 2021 16:51:27
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
14 03 2021 16:14:33
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
13 03 2021 8:26:45
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
12 03 2021 7:28:10
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
11 03 2021 9:53:36
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
10 03 2021 6:27:38
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
09 03 2021 6:14:15
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
08 03 2021 5:10:32
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
07 03 2021 16:48:53

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
06 03 2021 20:59:59
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
05 03 2021 2:41:12
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
04 03 2021 17:26:14
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
03 03 2021 0:56:22
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
02 03 2021 8:22:42
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
01 03 2021 11:33:15
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
28 02 2021 3:17:34
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
27 02 2021 23:57:40
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
26 02 2021 6:23:55
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
25 02 2021 21:58:30
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
24 02 2021 3:34:22
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
23 02 2021 17:24:57
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
22 02 2021 0:51:59
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
21 02 2021 12:51:31
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
20 02 2021 9:30:46
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
19 02 2021 8:21:20
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
18 02 2021 7:54:56
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
17 02 2021 2:21:56
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
16 02 2021 18:13:39
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
15 02 2021 8:50:11
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
14 02 2021 8:57:52
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
13 02 2021 17:33:43
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
12 02 2021 21:25:46
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
11 02 2021 12:37:41
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
10 02 2021 17:12:35

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
09 02 2021 7:16:20
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
08 02 2021 13:31:39
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
07 02 2021 7:49:55
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
06 02 2021 10:33:45

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
05 02 2021 6:36:18
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
04 02 2021 22:18:33
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
03 02 2021 11:37:10

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
02 02 2021 10:38:46
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
01 02 2021 9:16:42
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами.
...
31 01 2021 3:28:12
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
30 01 2021 17:51:29
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
29 01 2021 12:17:27
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
28 01 2021 0:56:54
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
27 01 2021 15:19:43
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
26 01 2021 2:41:13
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
25 01 2021 17:30:43
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
24 01 2021 9:58:58
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
23 01 2021 4:42:51
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
22 01 2021 15:22:14

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
21 01 2021 0:56:57
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
20 01 2021 16:28:55

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
19 01 2021 1:53:16
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
18 01 2021 10:22:12
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 01 2021 22:18:55
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
16 01 2021 2:37:44
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
15 01 2021 23:50:21
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
14 01 2021 8:25:57
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
13 01 2021 14:46:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::