Проект программы по предмету "История русской культуры"
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее, сегодня, как никогда (что вероятно, хаpaктерно для рубежа веков), человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия:
Каков мир и место человека в нем?
Что является сегодня нравственным эталоном?
Что есть красота и что является эстетическим эталоном?
Школьнику на все эти вопросы прямо или косвенно даются ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов.
Математика, физика, химия, биология создают естественно- научную картину мира.
Истории - общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомит с окружающим миром, с его осмыслением, но через творчество человека.
Нелёгкие времена переживает наша Родина. Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций, сегодня как никогда актуальны и необходимы.
Для этой важной миссии и разработана данная программа. Она предназначена для изучения учащимися 8 класса два часа в неделю в течение одного года (68 часов).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры.
- выявить в многогранном историческом наследии русской художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их.
- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставивших наиболее заметный след в истории русской художественной культуры.
- проанализировать шедевры русского искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы) с позиций эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
- воспитывать через изучение русской культуры у учащихся чувства гордости, патриотизма за своё Отечество, свою культуру.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.
За последние годы в России разработан ряд программ курса "Мировая художественная культура" для учащихся средних классов общеобразовательной школы и для старших классов гимназий, лицеев и т.д.
Среди них : Солодовников Ю.А. "Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения" - Москва, 2001 г.;
"Мировая художественная культура" 5-11 классы (факультативный курс) под редакцией В.Г. Марацман.- Москва, 1998 г.;
Киященко Н.И., Рапацкая Л.А., Шапинская Е.Н., Сокольников Н.М. "Мировая художественная культура" 9 класс -Москва ,1999 г. ;
И.В. Кошмина "Мировая художественная культура" 6-9 классы- Москва ,2001 г. ;
О.Б. Лисичкина "Мировая художественная культура" для средней школы ,старшие классы.- Санкт-Петербург , 1997 г. ; и другие.
Новизна программы в концентрации материала, освещающего доминантные идеи разных периодов истории России , имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся общеобразовательных школ России.
Концепция курса - основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуре.
Исходя из этого в программе:
а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров.
б) в разделе, где становление русской художественной культуры рассматривается исторически с древнейших времен до начала ХХ века, охватывает 8 столетий.
в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (ХVII- нач. XXв.) автор опирается на реальные факты историко - художественного развития, следует традиции, сложившейся в искусствоведении.
г) произведения русских мастеров не "вкраплены" в общеевропейский культурно-художественный процесс, а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Автор пытается избежать дублирования курса истории, поэтому в программе нет упоминаний о многих памятниках древнерусской культуры. По этим же соображениям сокращен материал о памятниках литературы, музыки, театра. Принципиальным для данной программы является отсутствие какого-либо "крена" литературного, музыкального, театрального, изобразительного, поскольку эти предметы хорошо изучены учащимися до 8 класса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа состоит из трёх разделов вводной части и основного курса , построенного по принципу историзма с древнейших времен возникновения до ХХ века.
Принцип историзма, положенный в основу программы, тpaктуется как способ "погружения в культуру" определенной исторической эпохи развития России.
В вводной части учащиеся знакомятся в широком смысле с основными видами искусств через изучение науки искусствознание. Ибо имеет первоначальные знания по видам искусств, главным в разделе является творчество учащихся через теорию к пpaктике.
Творческие работы по живописи, лепка, составление чертежей и макетов, создание стихов и размышлений об искусстве, культуре и её месте в жизни человека, значения для становления личности.
Творческие работы посвящены изучению малой родине г.Зея, осенью отмечается день города и широко празднуется общественностью.
Основная часть состоит из двух разделов, делится на 10 глав.
"Культура Древнерусского государства". Начало IХ до ХVII века, охватывает период в восемь веков истории России.
"Культура Нового времени" с ХVIII до ХХ веков, рассматривает развитие русской культуры с реформ Петра I до Серебряного века русской культуры.
В программе запланировано посещение выставок, музеев, просмотр видео материалов по истории русской культуры.
Помимо теоретических знаний учащиеся овладевают пpaктическими, ибо имеют возможность видеть, любоваться произведениями искусств своих современников и являются активными творцами.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
"По законам красоты" (8 часов)
Введение в предмет. Содержание и цели урока.
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения.
Прострaнcтвенные пластические искусства. Виды и жанры ИЗО.
Архитектура . "Каменная летопись мира" . Язык, особенности, виды, стили.
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза". Виды, жанры, язык.
Творческая работа.
Графика "Эти ритмы линий".
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
I раздел.
Глава I.
Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) (5 часов)
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания.
Понятия религии. Первобытные религии.
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи.
Принятие христианства. Две ветви христианства.
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература.
Архитектура Древней Руси. Живопись.
Глава II.
"Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа)
Общая хаpaктеристика.
- Литература и научные знания.
- Зодчество.
- Живопись
Глава III.
Русская культура ХIV-XV веков (4 часа)
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи.
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись. Живопись и творчество Ф. Грека, А. Рублева.
Глава IV.
Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа)
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература.
Зодчество. "Московский Кремль"
Живопись. Творчество Дионисия.
II раздел.
Глава VI.
"Культура нового времени". (ХVIII-начало XX веков) (6 часов)
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь.
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. и т.д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись.
Глава VII.
Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)
(8 часов)
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь.
Живопись середины ХVIII века. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот .Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева.
Глава VIII.
Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи).
Глава IX.
Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль.
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература.
Скульптура. Музыка и театр.
Глава X.
"Серебряный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов)
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. Литература.
Музыка. Театр.
Архитектура. Живопись.
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Определяются:
- возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе.
- активным использованием творческих методов обучения, проблемно-поискового хаpaктера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с оценкой, анализом художественных явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса "Истории русской культуры" учащиеся должны :
ЗНАТЬ:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- культурные доминанты различных эпох в развитии русской культуры;
- эстетические идеалы различных эпох русской культуры;
- что такое искусство, на какие виды, роды и жанры оно делится;
- роль и место классического наследия России в художественной культуре
- современности;
- основные особенности художественного развития культуры России;
- выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох русской культуры;
- основные художественные музеи России и мира;
УМЕТЬ:
- отличать произведения искусства различных видов и жанров;
- самостоятельно давать оценку произведениям искусства;
- показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой культуре;
- составлять краткий конспект урока и лекций;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать её.
Дата | Тема раздела | Содержание урока | Творческие задания |
I раздел. "По законам красоты" (8 часов) |
Введение в предмет. Содержание и цели урока. |
Проверочная работа. Работа с карточками (мысли великих) |
|
Введение в основы искусствознания. Искусство слова, звука, изображения. |
Творческая работа ко дню города. | ||
Прострaнcтвенные пластические
искусства. Виды и жанры ИЗО. |
Работа по карточкам. | ||
Архитектура . "Каменная летопись мира" Язык, особенности, виды, стили |
План Мой дом . Работа по карточкам. |
||
Скульптура. "Молчаливая и скрытая муза" Виды, жанры, язык |
Галерея Создаем скульптуру (пластилин) |
||
Творческая работа | Пластилин, макет (спички) | ||
Графика "Эти ритмы линий" |
Рисунок на свободную тему | ||
II раздел. Глава I. Культура древнерусского государства (IХ-начало ХII в.) |
Общая хаpaктеристика. "Эпоха монументального историзма". Славянское язычество. Открытия, знания |
Конспект | |
Понятия религии. Первобытные религии. |
Маска шамана. | ||
Фольклор. Народные промыслы, ремесла, обычаи. |
Рисунок. | ||
Принятие христианства. Две ветви христианства. |
Кроссворд. | ||
Письменность. Просвещение. Общественно-политическая мысль и литература. |
Источники древнерусской литературы (знакомство). | ||
Архитектура Древней Руси.Живопись. | Работа по карточкам. | ||
3 часа на видео просмотры (13 часов) |
|||
Вторая четверть. Глава II. "Золотой век культуры Домонгольской Руси" (ХII -30-е годы ХIII в.) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. 1.Литература и научные знания. 2.Зодчество. 3. Живопись |
Творческая работа | |
Глава III. Русская культура ХIV-XV веков (4 часа) |
Просвещение и накопление знаний. Общественные идеи. |
||
Фольклор и литература : Храмовое зодчество. Русская иконопись.Живопись и твор-во Ф.Грека, А.Рублева |
Народные песни, сказы, легенды, былины. Иллюстрации. |
||
Глава IV. Культура эпохи русского предвозрождения (2 часа) |
Фольклор. Общественная и политическая мысль. Литература. |
||
Зодчество. "Московский Кремль" |
Макет. Чертеж. |
||
Живопись. Творчество Дионисия. |
Галерея. | ||
Глава V. Барокко в русской культуре ХVII в. (3 часа) |
Общая хаpaктеристика. Школа и просвещение. Научные знания. Общественная мысль |
Кроссворд. | |
Зодчество. Живопись. "Годуновская школа". "Строгановская школа" |
Видео слайды. Иллюстрации. |
||
2 часа на видео просмотр (14 часов) |
|||
Третья четверть. III раздел. Глава VI. Культура нового времени. (ХVIII-начало XX веков) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика. Преобразования Петра I . Образование и наука. Книжное дело и печать. Общественная жизнь. |
Составление конспекта. | |
Архитектура ХVIII века. Петербург. Творчество Растрелли Б., Трезини Д. Новое явление в быту и общественной жизни. Живопись. |
Рефераты по творчеству. | ||
Глава VII. Формирование русской национальной культуры (середина ХVIII- XIX веков)(8 ч.) |
Общая хаpaктеристика. Система образования. Наука и техника. Общественная жизнь. |
||
Живопись середины ХVIII века Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И.Аргунов, П.Ротари, Г.Гроот Гравюры. Творчество А. Зубова, М. Махаева. |
Доклады. Сообщения. |
||
Скульптура ХVIII века. Творчество А.Растрелли. |
|||
Архитектура ХVIII века. Москва. Творчество В. Баженова, М.Казакова, И.Старова, Ч. Камерон, Д.Кваренги. Литература. Театр. Музыка. |
Рефераты. Кроссворд. |
||
Глава VIII. Культура предреформенной России (начало XIX века) (3 часа) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, наука, техника. Общественная мысль. Театр. Музыка.. |
Конспект. |
|
Скульптура и живопись (обзор резервного времени на экскурсии, поездки, встречи) 3 часа | |||
17 часов |
|||
Четвертая четверть. Глава IX. Культура пореформенной России (60-90 годы XIX века) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Школа. Печать. Просвещение. Наука и техника. Общественная мысль. |
Конспект. | |
Архитектура. Живопись. Суриков В., В. Васнецов. Живопись Перов В. Передвижники. Литература. (3 часа) |
Галерея. | ||
Скульптура. Музыка и театр. | |||
Глава X. "Серебрянный век русской культуры" (конец XIX-нач. XXвека) (6 часов) |
Общая хаpaктеристика эпохи. Образование, просвещение, наука. |
||
Литература. Музыка. Театр. . | |||
Архитектура. Живопись.3 часа | Размышления. | ||
2 часа на видео просмотр по культуре XX века ,экскурсии (14 часов) |
Утверждаю зав. уч. частью.
- Программа разработана с учетом государственного стандарта.
- Цель курса - сформировать у учащихся целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры России .
- Приоритетной областью содержания данной учебной программы является русская художественная культура.
- В основе построения программы лежит исторический принцип рассмотрения русской художественной культуры.
- Каждая тема рассматривается через такие виды искусства как литература, архитектура, живопись, скульптура.
- Многие темы имеют художественно-образный, эстетический или нравственный аспекты.
ЛИТЕРАТУРА
- Программа общеобразовательных учреждений "Мировая художественная культура" Глава "Средневековье", стр.187 по190
- Глава "Искусство России", стр. 240-244
- "История отечественной культуры" (библиотечка гимназиста),-Москва,1994 г.
- "Мировая художественная культура",11 класс(билеты к экзаменам), стр.69-102,-изд."Учитель" г.Волгоград.
- "Всемирная история искусств" автор П.П. Гнедич стр.246-295,-Москва 1996г.
- Н. Мирецкая, Е. Мирецкая, И. Шапирова "Культура эпохи Просвещения",-Москва 1996г.
- "История русского и советского искусства",-Москва ,Высшая школа, 1989 г.
- "История русского искусства",-Москва ,1980 г.
- "Славянская мифология",энциклопедический словарь-Москва,1995г.
- Г. Белякова "Славянская мифология"-Москва,1995 г.
- Б.Рыбаков "Язычество древних славян", Москва , "Наука",1994 г.
- Учебник по мировой художественной культуре. Автор Н.Г. Грибунина ,лекция 13 "Киевская Русь",-Москва,1997г.
- Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун "тайны богов и религий",-Москва,19999г.
- В.Н.Демин "Тайны русского народа",- Москва,1997г. "Русское искусство барокко",-Москва,1977 г.
- Серия "Я познаю мир". "Театр", "Культура", "Музыка",- Москва,2002 г.
- "Краткий биографический словарь" "Архитекторы", "Музыканты и композиторы",-Москва, 2002 г.
- Серия "Самые знаменитые артисты России",-Москва,2001 г.
- Серия "100 великих чудес свет", "100 великих скульпторов",-Москва,1999 г.
ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ, ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
- Тесты по МХК. Владос., Москва
- Л. Куприянова "Русский фольклор в школе", -Москва 2000 г.
- Е.В. Мишина " Материалы и пpaктические задания по изучению курса "Истории русской культуры для иностранных студентов".,-выпуск 1-2, г. Благовещенск ГБПУ.-1996 г.
- "Вариации прекрасного" введение в МХК, автор А. Вачьянц, - Москва, 2000г.
- Ю.С. Рябцев "История русской культуры" (рабочая тетрадь) стр.1-2
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
18 03 2024 9:13:31
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной. ...
17 03 2024 1:46:15
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
16 03 2024 21:19:42
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
15 03 2024 20:40:25
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии. ...
14 03 2024 18:21:21
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
13 03 2024 4:21:51
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
12 03 2024 11:37:42
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
11 03 2024 6:23:38
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
10 03 2024 17:13:50
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
09 03 2024 3:25:31
Возможности дидактического театра позволяют «оживить, раскрасить» историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху. Спектакль «Виват, Россия!» позволяет достичь этого путем слияния двух искусств: театра и музыки. Спектакль посвящен эпохе Петра I. Показано его детство, реформы, их влияние на судьбы отдельных людей и всей России. ...
08 03 2024 16:56:18
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
07 03 2024 0:14:41
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
06 03 2024 4:12:55
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
05 03 2024 0:29:31
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
04 03 2024 23:43:34
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
03 03 2024 5:13:12
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
02 03 2024 5:51:58
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
01 03 2024 10:54:20
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
29 02 2024 0:27:12
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
28 02 2024 5:57:27
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
27 02 2024 17:13:55
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
26 02 2024 10:55:36
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
25 02 2024 13:17:35
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
24 02 2024 19:31:42
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
23 02 2024 14:21:18
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
22 02 2024 21:34:37
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
21 02 2024 22:36:40
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
20 02 2024 6:14:34
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
19 02 2024 19:52:51
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
18 02 2024 14:57:18
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
17 02 2024 9:34:35
Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
16 02 2024 11:41:33
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
15 02 2024 18:49:10
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
14 02 2024 14:54:49
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
13 02 2024 13:55:53
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
12 02 2024 10:25:42
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
11 02 2024 12:26:57
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
10 02 2024 0:12:25
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
09 02 2024 15:20:27
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
08 02 2024 7:44:11
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
07 02 2024 23:27:26
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
06 02 2024 20:35:30
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
05 02 2024 14:13:54
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...
04 02 2024 23:50:31
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
03 02 2024 0:16:32
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
02 02 2024 20:19:22
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
01 02 2024 10:37:59
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
31 01 2024 4:37:58
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
30 01 2024 9:57:22
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
29 01 2024 5:54:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::