План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."


    План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

Цель: закрепить знания обучающихся по изученным темам «Культура».

Задачи:

  1. Учебные (ЗУНы):
    знания: ознакомить обучающихся с развитием русской архитектуры и живописи; научить различать хаpaктерные черты новгородской, псковской, московской архитектуры и живописи;
    умения: формирование умения сравнивать, анализировать и делать вывод;
    навыки: коллективная работа.
  2. Развивающие: развитие слуховой и зрительной памяти, развитие исторической речи, внимания, аналитического мышления.
  3. Воспитательные: эстетическое воспитание на примере шедевров архитектуры и живописи.

Средства обучения:

Наглядность: карта Русское государство в 14-16 в.в., учебник § 27, таблица «Хаpaктерные черты 14-16в.в.», тест «Московский Кремль», проект «История Московского Кремля», картина Рублева «Троица», картина иконостас Благовещенского собора Феофана Грека.

Видеофильмы: «Андрей Рублев», «Феофан Грек». Художественный фильм «Андрей Рублев».

Литература:

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва. 1978.
  2. Алпатов М.В. Древнерусская живопись. Москва. 1984.
  3. Алпатов М.В. Феофан Грек. Москва. 1979.
  4. Забелин И.Е. История города Москвы. Москва. 1990.
  5. Лазарев В.Н. Искусство Великого Новгорода. Москва. 1947.
  6. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. Москва. 1976.
  7. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. Москва. 1980.
  8. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. Москва. 1961.
  9. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. Москва. 1966.

Ресурсы:

  • Московский Кремль http://www.kremlin.museum.ru/
  • ХРОНОС- Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
  • Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/ikons/
  • История архитектурных стилей, произведений архитектуры, архитектурные термины http://www.archi-tec.ru

Тип урока: комбинированный.

Понятия: иконопись, шатровый стиль, юродивый.

Личности: Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро, Пьетро Антонио Солари, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный, Дионисий, Марк Фрязин, Барма и Постник, Андрей Чохов.

Ход урока 

1. Организационный момент.

/1мин./

2. Повторение домашнего задания

(фронтальный опрос) /2мин./: назвать имя деятеля культуры, дети должны отметить его произведение и наоборот.

3. Изучение новой темы:

/30мин./

План:

l. Архитектура.

  1. Особенности архитектуры.
    а/ формула Витрувия.
    б/ типы и устройство храмов.
    в/ хаpaктерные черты архитектуры.
  2. Москва – центр русской архитектуры.
    а/ Стены и башни Кирпичного Кремля.
    б/ Сооружения Московского Кремля.
    в/ Появление шатрового стиля. Собор Василия Блаженного.

ll. Живопись.

  1. Этапы развития живописи
  2. Рождение иконостаса.

Задачи:

  1. Каково было значение строительства Московского Кремля? (вопрос №2, страница 243, § 27).
  2. Докажите, что Москва – центр русской архитектуры и живописи.

I. 1. Cегодня мы проведем комбинированный урок, побываем на выставке, на экскурсии, поработаем с учебным текстом, рисунками, заполним таблицу, запишем новые слова, узнаем об особенностях и хаpaктерных чертах архитектуры и живописи XIV-XVI веков /ознакомить с планом/, и ответим на поставленные вопросы /ознакомить с задачами/.

Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви (рисунок, стр. 242).

С особенностями архитектуры мы познакомимся при просмотре презентации. Итак, идем в поход в кино (презентация «Особенности архитектуры»). (После просмотра презентации – физкультминутка).

Физкультминутка: дети встают, хлопая в ладоши, считают: «раз, два, три…Учитель продолжает и указывая на ученика: «формулу Витрувия назови» (таким образом три раза). Затем считалка меняется «Типы храмов назови» – 5 раз, т.е . дети делают физкультминутку и закрепляют изученное.

Запись в тетради:

а/ Формула Витрувия: прочность, польза, красота.

б/ Типы храмов: 1. крестово-купольный; 2. шатровый; 3. ярусный; 4. церковь-ротонда; 5. храм-«корабль».

-?- Можем назвать особенности?

  1. каменное строительство.
  2. прочность, польза, красота.
  3. умелые мастера.
  4. хаpaктерные черты.
  5. шатровый стиль.

в/ Архитектуру XIV-XVI веков можно разделить на три центра: Новгородская; Псковская; Северо-Восточная (Московская).

Задание: Мы познакомимся с этими центрами, прочитав текст на странице 233-235, и ответив на вопрос: какие хаpaктерные черты архитектуры, в чем различие и общее, и вместе заполним таблицу на доске «Хаpaктерные черты архитектуры XIV-XVI в.в.».

центры сравнение
различие общее
Новгородская - нарядность;
- единство архитектурного целого;
- каменное;
- красота;
- использование камня;
- для Московского и Псковского - крепости;
Псковская - суровость;
- лаконичность;
- новая система перекрытия;
- оборонное зодчество;
Московская - начало каменного строительства;
- плоскость,
- дробность;

 2. Продолжаем изучать архитектуру Московского центра. Мы совершим экскурсию в Московский Кремль. По окончании экскурсии вы должны ответить на вопрос, каково было значение строительства Московского Кремля. Экскурсию проведут ребята, с вопросами методики подготовки и проведения экскурсии мы с вами ознакомились, думаю, экскурсия будет интересной и полезной.

/Вопросы методики: Подготовка: приемы подготовки экскурсии с использованием литературы и источников, работа с ними. Сочетание рассказа и показа. Способы активизации работы с аудиторией. Защита: логичность, изложения, владение экскурсионными приемами рассказа и показа. Роль и мастерство экскурсовода./

а/. Знакомство Кремля начнем с ее башен. Их всего 20, и каждая имеет свое название. Самая старейшая-Тайницкая, молодая- Царская, маленькая-Кутафья, проездные-Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская, звезы имеют Спасская, Никольская, Троитская, Боровицкая, Водозводная башни.

(при наличии времени можно просмотреть презентацию «Башни Кремля» – у автора, "История Кремля").

(затем раздать 2-4 школьникам открытки с заданием на схеме «Памятники Кремля»: расставить карточки с названием памятников на Соборной площади, во время закрепления изученной темы проверить).

б/. презентация «История Московского Кремля».

Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира (презентация, слайд3). Это средневековая крепость в центре Москвы. В XII-XVIII вв. – резиденция московских князей, царей и церковных иерархов, с 1918 – резиденция советского, позднее российского правительства. История Кремля тесно переплетена с событиями жизни русского государства. Кремль имеет площадь 28 га, протяженность стен по периметру 2 235 м, толщина стен от 3 до 5 м, высота от 10 до 19 м. История стен на протяжении веков менялась, от деревянного к каменному, от сосновых стен до краснокаменной (презентация, слайд 4).

1 экскурсовод: XII в. Москва представляла собой маленькое поселение, форпост, защищавший путь к древнему Владимиру. Первую деревянную крепость-кремль (от греч. «кремнос» – «крутой берез реки», «скала») выстроили в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого. Выбор места был продиктован стратегическими соображениями: Кремль на высоком холме при впадении р.Неглинной в р.Москву должен был защищать устья двух судоходных рек – Яузы и Всходни. Не последнюю роль сыграла и красота места. Кремлевский холм был покрыт густым бором, а перед ним расстилались живописные луга, перерезанные петлями рек. Самый древний сосновый Кремль занимал небольшую территорию ок. 3-4 га. Кроме деревянных стен, ее защищали рвы и земляные валы.

Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору. Ни один из них не сохранился до нашего времени.

2 экскурсовод: При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень (1366–1368), и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.

Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.

Фонограмма «Матерь русских городов».

3 экскурсовод: На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор (1474–1479) под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский. Высокие гладкие стены, расчлeненные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стене примыкали пять алтарных апсид-полукруглых выступов. Успенский собор предназначался для торжественных служб.

В 1484 артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – домовую Благовещенскую церковь (1484–1486) и церковь Ризоположения (1484–1489). Благовещенский собор был построен на высоком подклете и окружили ее обходной галереей. Храм был домовой церковью великого князя Московского.

На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата (1487–1491), где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.

4 экскурсовод: В 1505–1508 был построен Архангельский собор архитектором Алевиз Фрязиным. Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Шестистолпный храм был увенчен пятиглавием. Архитектурный собор самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными paковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.

В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого. Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находившейся в ее основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. В 1505-1508 г.г. перестраивал колокольню итальянский архитектор Бон Фрязин. Колокольня представляла собой высокий столп и походила на сторожевую башню, хорошо были видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Колокольня славилась своим звоном, и москвичи почтительно ее называли – Иван Великий.

5 экскурсовод: Кремль, как он ни был велик, не мог вместить в себя всего города. Местность вокруг Кремля – с улицами, теремами, церквами, лавками, посольскими и торговыми дворами – обнесли высокой стеной и назвали Китай-городом. Но и Китай-город не вместил в себя всей Москвы. Тогда и появился белый город. Строил его Федор Конь, великий мастер каменной кладки. Потом возник Земляной город. Москва стала больше. А на дальних подступах к столице были поставлены монастыри-крепости-стражи: Донской, Ново-Девичий, Андроньев, Ново-Спасский… Так росла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: «Москва – всем городам голова».

/Обобщение:/ Таким образом, Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель.

Беседа: вопрос 2 стр. 243. Каково было значение строительства Кремля?

в/. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры появились в церковных постройках. Стал появляться шатровый стиль (рисунок, стр. 238). Церковь Вознесения в с. Коломенском и Собор Василия Блаженного.

Чтение стиха Дмитрия Кудрина «Зодчие».

Мастера выплетали узоры из каменных кружев
Выводили столбы и, работой своею горды, –
Купол золотом жгли,
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись стрельчатые башенки сверху,
Переходы, балкончики, луковки да купола
И спросил благодетель:
– А может сделать пригожей
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
– Можем!
Прикажи государь!
И ударили в ноги царю.
И тогда государь
Приказал ослепить этих зодчих.
Чтоб в земле его церковь
Стояла одна такова.

Вершиной русского зодчества XVI века явился Покровский собор «на рву» (чтение о Соборе, посл. абзац стр. 238 и 2 абзац, стр. 239). Второе название собор получил по имени юродивого Василия Блаженного, который был погребен около стен храма. Внутреннее убранство храма намного скромнее, а снаружи храм выглядит более мощным и сильным. По замыслу создателей храм должен был олицетворять красоту, силу и славу Руси.

Запись слов в словарь, стр. 245:

  • шатровый стиль – вид архитектурного сооружения. которое завершается высокой многогранной пирамидой.
  • юродивый – странник, обладающий даром предвидения.

II. В соборах и храмах творили чудеса иконописцы. Развитие живописиможно разделить на этапы: 1. рубеж 14-15в.в. 2. рубеж15-16 в.в.

1 этап – называют «Золотым веком» стеной живописи. Успешно развивается Новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Позднее он сыграет роль в Московской художественной школе. Его работа – «Христос», (чтение, стр. 240).Это время складывания русской национальной школы живописи. Ярким представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев. Его работа – «Троица», (чтение, стр. 240). Иконы художников – великий вклад в развитие истории. 2 этап: Православие и возвеличивание царской власти и церкви стало главным в творчестве мастеров. Роль принадлежит Дионисию, им расписано часть икон и фресок Успенского собора. Дионисий – мастер радости и красоты.

В это время зарождается иконостас. Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Ряды икон: 1 – (нижний) – местный ряд; 2 – праздничные иконы; 3 – диесусный (диесус); 4 – иконы пророков; 5 – иконы ветхозаветных праведников; Царские врата и диаконские врата. Икона «Святая Троица». Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке.

Таким образом, XIV-XVI века – время возрождения и дальнейшего развития каменного зодчества и формирования национальной иконописной школы.

4. Работа над проблемным вопросом,

/2мин./ Докажите, что Москва стала центром русской архитектуры и живописи.

5. Закрепление изученного материала:

/3мин./ Ответить на вопросы:

  1. Назвать стены Кремля и их основателей.
  2. Для чего нужны были башни?
  3. Почему рубеж XIV-XV веков называют «Золотой век» стенной живописи?

6. Итог урока:

/3мин./ рецензия на ответы обучающихся:

  1. точность ответа;
  2. полнота ответа;
  3. сделан ли вывод;
  4. речь, ее недостатки;
  5. дополнение;
  6. исправление;
  7. оценка;

7. Рефлексия:

/2мин./bответить на вопросы по тесту «Московский Кремль» (презентация).

8. Домашнее задание:

/2мин./ описать храм своего населенного пункта.

Презентация автора.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 23:52:56

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 19:43:28

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 20:22:48

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 5:24:10

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 17:55:31

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 0:11:29

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 20:17:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 7:10:59

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 14:48:17

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 0:46:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 14:53:22

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 1:41:17

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 2:25:35

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 15:38:41

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 5:45:49

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 5:19:29

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 3:42:48

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 12:17:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 13:49:11

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 6:42:33

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 3:31:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 11:55:22

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 13:42:34

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 6:30:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 1:42:57

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 4:14:54

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 23:54:15

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 14:15:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 23:48:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 10:37:59

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 12:14:51

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 19:27:23

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 11:15:36

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 17:20:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 12:18:59

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 0:21:40

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 7:33:30

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 21:35:59

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 8:36:36

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 6:33:55

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 3:41:32

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 1:19:13

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 13:29:27

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 21:58:56

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 5:30:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 21:27:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 23:17:35

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 15:57:20

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 10:31:57

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 5:16:25

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::