Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"
Источник:
|

Цели:
- образовательная: охаpaктеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу XVIII в.; рассказать о начале Северной войны и формировании новой армии в России; показать, что Полтавское сражение было переломным моментом в Северной войне;
- развивающая: продолжить развивать навыки работы с учебником, умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
- воспитывающая: раскрыть полководческое искусство Петра I, патриотизм и мужество русского народа в борьбе со Швецией.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- учебник под редакцией А.Н. Сахарова “История России к XVII – XIX в.”
- тетради
- карта “Россия в н. XVIII в.”
- м/м проектор
- видеохрестоматия “Ожившая история” XVIII в.
Внутрипредметные связи: 1701–1714 гг. – война за Испанское наследство в Европе.
Основные понятия:
- регулярная армия
- рекруты
Важнейшие даты:
- 1700–1721 гг. – Северная война
- 1700 г. – поражение русских под Нарвой
- 1701 г. – победа русских войск под Дерптом
- 1702 г. – взятие Орешка
- 16 мая 1703 г. – основание С-Петербурга
- 1704 г. – взятие Яма, Копорье, Дерпта, Нарвы
- 28.IX.1708 г. – победа у д. Лесной
- 27.VII.1709 г. – разгром Карла XII, Полтавская битва.
Выдающиеся личности: Е.И. Украинцев, Карл XII, М.М. Голицын, Я.В. Брюс, Б.А. Репнин, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, Ф.М. Апpaксин, А. Меншиков.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Всем желаю получения хороших знаний, отличных ответов. На прошлом уроке вы начали изучение эпохи Петра Великого и рассмотрели вопросы, о начале его правления, исходя из этого ответьте, пожалуйста, на следующие, вопросы, а ваши ответы я буду оценивать при помощи специальных знаков.
2. Проверка домашнего задания
А) Вопросы классу:
– Каковы были основные направления внешней политики России в конце XVII – началеXVIII веков? (На юге выход к Азовскому и Чёрному морям, а на севере к Балтийскому морю.)
– Каким образом ПётрI начал решать эти задачи? (Организовал поход на Азов.)
II слайд (Приложение 2.)
3) Б) Найдите ошибку. /Читаю текст, даю 1 мин. на обдумывание, проверяю ответы./
Будучи в Архангельске в разговорах с Лефортом Петр обсуждал вопрос о море, его крайней необходимости для России и сейчас вы прочитаете текст об Азовском походе и найдёте те ошибки, которые в нем допущены.
В 1693 г. был издан указ всем служилым людям с требованием собираться в поход на Крым. Во главе войска был поставлен Петром I Г.А. Потемкин. Его отряды двинулись по Дунаю и захватили четыре турецких крепости. Две из них были разрушены, а в двух других оставлены русские гарнизоны. Еще одна часть русского войска под комaндованием Ф.А. Головина шла по Волге и Дону. Третья группа русских войск под комaндованием Ф. Лефорта двигалась сухим путем и сильно задержалась.
Основные события развернулись на Днепре. Главным объектом боевых действий стала мощная турецкая крепость Азов. Русские войска подошли к ней в июле 1693 г. Осада крепости длилась три месяца. В результате крепость была захвачена и разрушена
Работа над ошибками.
Указ о подготовке к Азовскому походу был издан в 1695 г., и все события этого отрывка происходят в этом же году.
Первую часть русского войска возглавлять Г.А. Потемкин не мог, т.к. он родился только в 1739 г., комaндовал этими частями Б.П. Шереметев.
Войска Шереметева двигались не по Дунаю, а по Днепру – Придунайские земли не входили тогда в состав Российского государства.
Основные события развернулись на Дону, в Приазовских территориях, которые принадлежали Турции.
Захватить крепость в этом походе русским войскам не удалось, для чего и был предпринят второй Азовский поход в 1696 году, который закончился победой русских войск. Город стал базой для армии Петра на южных рубежах.
– Почему первый Азовский поход закончился неудачей? (Для осады Азова необходимо было иметь флот.)
– В 1697 году Пётр отправляет Великое посольство, каковы были его цели? (Найти союзников для войны с Турцией.)
– Почему же европейские страны не хотели воевать с Турцией? (Европейские страны готовились к войне за “Испанское наследство” и это благоприятствовало России в международной обстановке.)
Вывод: После Великого посольства южное направление внешней политики меняется на северное, и Петр ведет тайные переговоры за спиной Швеции с Турцией об окончании войны, чтобы начать новую войну, но уже с северной соседкой.
– А чем это было вызвано? (Желанием Росси вернуть прибалтийские территории и выход к Балтийскому морю.)
– Ребята, а были ли у России попытки до XVIII века разрешить вопрос выхода в Балтийское море? (Иван Грозный в ходе Ливонской войны)
– Вспомните, когда Россия окончательно потеряла прибалтийские земли? (После Смутного времени 27 февраля 1617г., по Столбовскому договору Швеции передавались земли по южному и восточному берегам Финского залива с городами Иавнгород, Ям, Копорье, Орешек. Россия потеряла выход к Балтийскому морю.)
III слайд
Задачи урока. Сегодня мы с вами должны выяснить: каким образом ПетруI удалось решить проблему возвращения этих территорий и определить, какую роль оказало Полтавское сражение на ход Северной войны, для этого мы рассмотрим следующие вопросы:
IV слайд
План урока.
3. Объяснение нового материала
а) Начало Северной войны. Причины. Получив известие о заключении перемирия с Турцией на 30 лет, 8 август 1700г., 9 августа Россия объявила войну.
Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 21 с абзаца № 3 до мелкого текста.
V слайд
1) Определите, какие причины, побудили Россию к началу Северной войны?
а) необходимость возвращения древних русских земель у Финского залива;
б) объективными потребностями развития экономики;
в) отсутствие выхода к морю грозило экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.
VI слайд
2) Как Петр готовил Россию к войне? (Стал с конца XVII в. создавать полки регулярной армии, провел Рекрутские наборы.)
Рекруты – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
3) Какие страны вступили в Северный союз против Швеции? (1699г., Россия, Дания, Саксония; показываю на карте)
VII слайд Портрет Карла XII .
В 1700 году начались военные действия между Данией и Швецией. Но Дания развалилась как карточный домик. 18-летний Карл XII, несмотря на молодость, он проявил яркие полководческие способности. После этого “шведский лев”, как его стали называть, ринулся в Прибалтику.
VIII слайд Карта
б) Нарва.
Русское войско выступило к Нарве – крепости на восточной границе Карла XII в Прибалтике 22 августа, а 23сентября уже началась её осада. Петр сам руководил осадой, но пороха, ядер и бомб хватило только на 2 недели.
IX–X слайд Нарва.
Карл подошел к Нарве 18 ноября 1700 г., Петр уехал в Новгород, чтобы поторопить оставшиеся войска, а Карл XII 19 ноября подвел свою армию к русским позициям, растянутым на 7 верст.
Под прикрытием разыгравшейся метели шведы атаковали русские позиции. Иностранные офицеры, служившие в русской армии, в том числе и комaндующий Шарль Де Кроа сдались в плен. Стойко держались лишь лефортовцы, гавардейцы.
Карл XII, одержавший быструю и легкую победу, все же боялся удара русских в тыл и приказал восстановить разрушенный мост через р. Нарву, чтобы русские смогли уйти на восточный берег.
Русские потеряли 6 тыс. человек, почти все офицеры либо погибли, либо попали в плен, так же 135 пушек достались противнику.
Но Карл XII недооценил русского царя и отправился под Ригу, где вступил в войну против Августа II, с которым у Петра было заключено соглашение.
XI слайд
в) Преобразования и первые победы.
Нарвское поражение стало школой для Петра, но он его назвал “великим счастьем”, потому что оно “леность отогнало и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудило”.
1) 1705 г. окончательна введена рекрутская повинность
2) На Урале началось строительство металлургических заводов
3) Было снято часть церковных колоколов (изготовлено 300 орудий)
4) Поиск денег – ведение новых налогов, прибыльщики.
5) Олонецкая верфь – постройка 43 кораблей.
XII слайд Карта (Показать места первых побед)
Уже в ходе начавшихся преобразований Пётр начинает боевые действия и первую победу одерживает, хоть и не в Прибалтике, а под Архангельском, но над шведскими кораблями. В конце 1701 года одержана победа у деревни Эрестфер под Дерптом, разгромлен корпус г. Шлиппенбаха. Шведы потеряли 3 тыс., а 350 человек попало в плен к русским. Эта победа имела огромное мopaльное значение, Б.П.Шереметьев был произведён в фельдмаршалы. Постепенно от шведов очистили земли по Неве, в 1702 г. была взята крепость Орешек (Нотебург), которую Пётр переименовал в Шлссельбург (т. е ключ-город ко всей Лифляндии). Пётр писал “Првда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен”. Весной 1703 г. взяли Ниеншанц, небольшой городок в устье реки Невы. Пётр стремился закрепиться на отвоёванных территориях, которые исторически принадлежали России, строя там крепости.
XIII–XIV слайд Строительство Санкт-Петербурга 16 мая 1703г.
В 1704 г. русские войска атаковали Нарву и после короткой, но яростной атаки Нарва пала, что означало рубеж на первом этапе войны.
Тем временем Карл XII овладел Варшавой, вторгся в Саксонию.
Август II запросил мира. Карл XII повернул свою армию против России, решив дать русским генеральное сражение.
XV слайд – карта
г) Полтавская битва.
Шведский король имел 63 тыс. солдат, русский царь – 100 тыс., но на стороне Карла XII были боевой опыт, наступательная инициатива, слава непобедимого полководца. Однако на пути к Полтаве произошло несколько крупных схваток.
XVI слайд – Таблица
1708 г., июль, с. Головчино | Поражение русских войск под
комaндованием Репнина; Поворот на Москву Карла XII |
1708 г., август, с. Доброе | Победа русских войск во главе с
Голицыным; Шведы повернули на Украину, надеясь на гетмана Ивана Мазепу, который обещал поддержку продовольствием, физической силой и даже восстанием против царя. |
1708 г., сентябрь, д. Лесная | Победа русских над корпусом г. Левенгаупта |
Если в первом случае потеряли достаточно солдат, во втором шведы потеряли 3 тыс. человек, русские – 375, то Левенгаупт оставил на поле 8 тыс. убитых, почти всю артиллерию и весь обоз с продовольствием, привел королю 6,7 тыс. голодных, оборванных солдат.
Карл XII подошел к Полтаве и 3 месяца осаждал её, 4 июля к Полтаве приехал Петр. Турция, на которую надеялся Карл XII, отказалась вести войну против России, но несмотря ни на что, шведский король 26 июня решил дать генеральное сражение.
XVII слайд – Полтавская битва.
Вопрос классу: Что такое генеральное сражение?
Предлагаю им приложение № 1, зачитываем определение. (см. Приложение 1)
Генеральное сражение – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – н. XIX в. исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий.
XVIII слайд – вопросы
Задание классу: Прослушав мой рассказ и просмотрев отрывок:
- Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия.)
- Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы.)
- Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”.)
- Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
- Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)
XIX слайд – карта
А.С. Пушкин посвяти этому событию, которому в этом году исполняется 300 лет, поэму “Полтава”.
Отрывок из поэмы “Полтава”:
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Битва началась в 3-м часу 27 июня 1709 г. Соотношение сил было таковым: со стороны русских 42 тыс. человек, со стороны шведов 30 тыс., превосходство в артиллерии: 102 орудия русских против 39 шведских. Пехота шведов пошла в наступление и бросилась на русские редуты – специальное насыпанное укрепление. Только со второй попытки шведам удалось преодолеть укрепления, Карл XII решил обойти полосу редутов слева. Но Будищинский лес слишком близко подступал к полю сражения. В результате разгоревшегося боя 6 батальонов пехоты и 10 эскадронов конницы шведов г. Росса и Шлиппенбаха оказались отрезанными от основных сил. Меншиков отправился за ними в вдогонку с 5 батальонами пехоты и 5 драгунскими полками разбил противника и взял Шлиппенбаха в плен.В это время шведы прорвались сквозь редуты, но из-за шквального огня русских вынуждены были отойти к Будищенскому лесу, поле боя очистилось.
Петр, оставив в лагере 9 батальонов резерва, к 8.00 утра выстроил главные силы в две лини: центр- пехота и артиллерия по бокам кавалерия под комaндованием Брюса и Меньшикова. Карл же сумел растянуть свою пехоту в одну линию. Русские полки по общему сигналу начали атаку.
Просмотр видеофрагмента.(3 мин. 40 сек.)
На обеде Петр предложил свой знаменитый тост:
– За здоровье учителей, за шведов!
– Хорошо же, Ваше величество, – тут ответил граф Пипер, первый министр Карла XII, – отблагодарили своих учителей.
ИТОГИ: (стр. 28 учебника)
Шведы потеряли: более 8 тыс. убитыми, 3 тыс. пленными.
Русские потеряли – 1345 убитыми, 3290 ранеными.
XX слайд – с вопросами задания.
д) Подведение итогов, проверка задания.
- Определите, какие части русской армии сыграли решающую роль в Полтавском сражении? (Конница, артиллерия)
- Какова причина поражения КарлаXII , по мнению автора документа, который вы получили для подготовки на дом.
- Почему шведский король Карл XII не смог лично повести свою армию в бой? (Был ранен в ногу за несколько дней до битвы)
- Сравните обращение Карла XII и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам более убедительными и почему? (Карл призывал к завоеванию России, во имя себя; Петр говорил о защите Отечества, “народа всероссийского”)
- Почему Петр I так милостиво обошелся с пленными шведскими генералами? (Получил от них хорошие уроки и был великодушен как победитель.)
- Докажите, что Полтавская битва была генеральным сражением Северной войны. (Она создала коренной перелом в ходе войны, и наступательная инициатива перешла в руки русских войск.)
XXI слайд – “Пётр I в Полтавском бою” Тиннауэр И.
XXII слайд
ВЫВОД: Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Опасность его, как генерального сражения состояла в том, что в итоге можно было потерять всё, выиграв сражение в войне наступает перелом!
Домашнее задание: пар. 42, вопрос № 2,5,6.
Список использованной литературы:
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России. М. Вако. 2005.
- Интеллектуальные игры на уроках истории.
- Рыжов К.В. Все монархи России. М. Вече. 2003.
- Интернетресурсы.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
23 02 2021 17:54:26
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
22 02 2021 9:34:56
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
21 02 2021 6:28:13
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
20 02 2021 6:53:30
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
19 02 2021 1:58:14
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
18 02 2021 0:24:21
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
17 02 2021 18:26:29
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
16 02 2021 20:48:15
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
15 02 2021 10:56:45
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
14 02 2021 21:18:35
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
13 02 2021 15:18:25
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
12 02 2021 6:18:18
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
11 02 2021 7:54:15
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
10 02 2021 19:30:56
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
09 02 2021 9:30:11

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
08 02 2021 5:10:46
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
07 02 2021 22:25:32
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
06 02 2021 12:47:36
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
05 02 2021 18:43:28
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
04 02 2021 6:10:19
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
03 02 2021 1:46:10
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
02 02 2021 1:57:24
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
01 02 2021 7:59:31
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах.
...
31 01 2021 20:18:19
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
30 01 2021 10:36:37
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
29 01 2021 10:53:27
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
28 01 2021 10:32:50
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
27 01 2021 0:54:37

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
26 01 2021 10:35:50
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
25 01 2021 23:36:57
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
24 01 2021 1:56:49
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
23 01 2021 7:44:56
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
22 01 2021 20:40:46
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
21 01 2021 12:16:32
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
20 01 2021 18:28:14
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
19 01 2021 4:50:14
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
18 01 2021 19:45:59
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
17 01 2021 8:44:20
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
16 01 2021 1:23:31
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
15 01 2021 9:51:15
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
14 01 2021 3:33:51
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
13 01 2021 7:13:25
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
12 01 2021 2:16:46
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
11 01 2021 0:11:10
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
10 01 2021 17:31:30
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
09 01 2021 9:12:59

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
08 01 2021 9:58:12
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
07 01 2021 19:27:30
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
06 01 2021 2:35:28
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
05 01 2021 1:54:30
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
04 01 2021 0:52:32
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
03 01 2021 14:52:18
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
02 01 2021 21:31:51
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
01 01 2021 8:37:11
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
31 12 2020 4:16:15
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
30 12 2020 18:50:37
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
29 12 2020 22:18:55
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
28 12 2020 6:44:15
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
27 12 2020 5:31:42
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
26 12 2020 22:36:53
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
25 12 2020 22:25:45
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
24 12 2020 23:26:46
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
23 12 2020 19:17:46
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
22 12 2020 5:47:45
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
21 12 2020 8:41:35
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
20 12 2020 19:49:34
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
19 12 2020 0:24:27

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
18 12 2020 13:52:24
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
17 12 2020 10:15:54
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
16 12 2020 20:16:13
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
15 12 2020 4:13:48
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
14 12 2020 9:59:46
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
13 12 2020 7:17:53
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
12 12 2020 0:28:51
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
11 12 2020 17:31:12
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
10 12 2020 13:35:10
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
09 12 2020 11:17:38
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
08 12 2020 11:46:13
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
07 12 2020 6:37:41
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
06 12 2020 11:39:55
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
05 12 2020 13:16:40
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
04 12 2020 13:37:13
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
03 12 2020 0:46:34
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
02 12 2020 9:52:48
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
01 12 2020 10:31:40
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
30 11 2020 15:30:42
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
29 11 2020 11:26:32
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
28 11 2020 15:28:10
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
27 11 2020 16:59:25
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
26 11 2020 12:29:22

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
25 11 2020 0:25:42
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
24 11 2020 3:54:20
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
23 11 2020 1:13:49
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
22 11 2020 17:30:31
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
21 11 2020 9:55:33
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
20 11 2020 13:58:49
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
19 11 2020 16:12:13
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
18 11 2020 15:22:35

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
17 11 2020 1:48:38

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
16 11 2020 5:43:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::