Программа элективного курса "Русская музыкальная культура"
Введение
Элективный курс “Русская музыкальная культура” предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов.
Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор. Создает ориентационные и мотивационные основы для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения через рассмотрение вопросов музыкальной культуры в контексте исторического развития.
Элективный курс “Русская музыкальная культура” является частью общекультурного воспитания учащихся. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования эстетически развитой личности.
Элективный курс предоставляет возможность учащимся удовлетворить индивидуальный интерес в процессе познавательной, творческой и самостоятельной деятельности при изучении темы “Русская музыкальная культура”.
Курс “Русская музыкальная культура” способствует:
– повышению уровня образованности учащихся с помощью музыкального искусства
через изучение вопросов культуры в истории;
– развитию художественного и музыкального вкуса учащихся, расширению кругозора.
Так же знакомит учащихся с шедеврами музыкального искусства, воспитывает учащихся слушателями на лучших образцах мировой музыкальной классики, решает задачи патриотического воспитания через приобщение к русской музыкальной культуре.
Основными требованиями к знаниям по музыкальной культуре является применение разнообразных методов обучения, соответствующих целям и содержанию занятий. При знакомстве с биографиями композиторов целесообразно обращение к рассказу, либо сообщениям самих учащихся. При освещении наиболее сложных вопросов – к объяснению. Через беседу идет путь к проблемному обучению, развивающему активность и самостоятельность.
Способы демонстрации музыкальных произведений:
– прослушивание звукозаписи;
– привлечение самих учащихся к исполнению всего произведения или фрагмента.
Критерием успешности прохождения курса является создание положительной мотивации обучения на гуманитарном профиле.
Особенности курса
Вопросы | Ответы |
1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребенку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? | 1. Данный элективный курс посвящен изучению вопросов культуры с опорой на знания, полученные при изучении базового курса истории в разделе “Культура России”. Вопросы музыкальной культуры в базовом курсе освещены недостаточно, не обозначена взаимосвязь исторических событий и развития музыкального искусства. В ходе работы учащиеся формируют умение анализировать и самостоятельно осваивать учебный материал, приобретают опыт публичных выступлений. |
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено “вскользь”, о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне; не отражены другие точки зрения и т.п.)? | 2. Содержание данного курса расширяет и углубляет знания, полученные при изучении базового курса по теме “Культура России”. В программе по истории время на изучение данной темы отведено недостаточно, и вопросы развития музыкального искусства представлены “вскользь”. |
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? | 3. а) Теоретический блок. б) Прослушивание музыкального произведения. в) Анализ. Подача учебного материала отталкивается от основных теоретических понятий элективного курса или воспроизведения знаний, полученных в ходе изучения базового курса по истории. Данная логика подачи материала позволяет всесторонне представить явления русской музыкальной культуры в контексте исторического развития общества. |
4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? |
|
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? | 5. Для изучения материала элективного курса
“Русская музыкальная культура” необходимо 16 часов. А) теоретический
блок – 13 ч. |
6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материала и т.д.)? | 6. Данный курс обеспечен фондом городской и школьной библиотеки, необходимым материалом и оборудованием кабинета музыки. Для самостоятельного изучения курса рекомендуется использовать литературу: Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М6 Музыка, 1989.-126 с. |
7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием? | 7. В процессе изучения курса учащиеся занимаются частично-поисковой (подготовка сообщения, составление реферата), аналитической деятельностью (анализ музыкального произведения). Программа профессионально ориентирует учащихся на гуманитарный профиль через формирование умения работы с исторической и музыковедческой литературой. |
8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? | 8. Для подтверждения своей успешности учащиеся выполняют тестовую работу, выступают с сообщениями, эссе, рефератами. |
9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу? | 9. Доля самостоятельности учеников составляет примерно 81%, инициативу они могут проявить в частично-поисковой деятельности при работе над темой сообщения, реферата, анализе музыкального произведения. |
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? | 10. Критерием успешности прохождения курса
является: – представление художественного анализа музыкального
произведения, либо эссе (по выбору); |
11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? | 11. Динамика интереса будет отслеживаться методом анкетирования. |
12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности? | 12. Форма отчетности – защита реферата. |
2. Цель:
1. Иметь представление:
1.1 о взаимосвязи исторических событий и творчества русских композиторов,
1.2 о жизни и творчестве русских композиторов,
1.3 о народной музыке (вокальной и инструментальной),
1.4 о музыкальной терминологии.2. Знать:
2.1 жанры народной музыки,
2.2 названия русских народных инструментов,
2.3 выдающиеся произведения русских композиторов.3. Уметь:
3.1 определять на слух изучаемые музыкальные произведения,
3.2 на слух определять музыкальные инструменты.4. Иметь опыт (владеть):
4.1 работы с исторической и музыковедческой литературой,
4.2 нализа музыкального произведения,
4.3 представления сообщения,
4.4 защиты реферата.
3. Ожидаемые результаты
- Расширение кругозора учащихся через изучение вопросов культуры на фоне исторических событий.
- Сформировать умения определять взаимосвязь истории и творчества русских композиторов.
- Получение представления о традициях развития русской музыкальной культуры.
- Формирование опыта самостоятельного анализа музыкальных произведений и составление эссе, представление сообщения, защиты реферата, публичного выступления. Данные виды деятельности являются типичными для гуманитарного профиля.
Структура курса.
Приложение
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
18 03 2024 17:13:24
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
17 03 2024 5:55:25
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
16 03 2024 0:36:18
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
15 03 2024 3:45:15
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
14 03 2024 6:30:38
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
13 03 2024 19:18:51
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
12 03 2024 16:38:15
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
11 03 2024 14:43:51
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
10 03 2024 3:36:17
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...
09 03 2024 15:26:20
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
08 03 2024 9:11:11
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
07 03 2024 21:34:39
Исследовательская работа по теме....
06 03 2024 5:12:32
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
05 03 2024 2:30:16
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
04 03 2024 13:22:41
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
03 03 2024 7:48:51
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
02 03 2024 10:20:27
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
01 03 2024 11:25:32
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
29 02 2024 17:13:31
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
28 02 2024 2:22:58
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
27 02 2024 5:49:56
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
26 02 2024 16:56:37
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
25 02 2024 20:16:39
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
24 02 2024 9:24:33
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
23 02 2024 4:55:15
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
22 02 2024 0:32:29
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
21 02 2024 10:50:21
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
20 02 2024 1:40:37
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
19 02 2024 4:17:45
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
18 02 2024 20:41:38
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
17 02 2024 18:50:12
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
16 02 2024 0:53:47
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
15 02 2024 11:39:29
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
14 02 2024 8:37:52
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
13 02 2024 1:44:57
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
12 02 2024 13:26:36
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
11 02 2024 3:11:55
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
10 02 2024 4:14:44
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
09 02 2024 12:50:34
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
08 02 2024 9:30:19
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
07 02 2024 23:42:35
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
06 02 2024 21:44:59
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
05 02 2024 12:30:25
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
04 02 2024 5:34:22
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
02 02 2024 10:54:52
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
01 02 2024 16:34:59
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
31 01 2024 7:54:20
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
30 01 2024 3:57:13
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
29 01 2024 8:29:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::