Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной"
Цель:
- на основе изученного материала помочь учащимся глубже осознать один из крупнейших и поворотных моментов в России – эпоху Реформ;
- помочь учащимся понять ограниченность и неоднозначность реформы 1861 года, связанные с реальными противоречиями общественной жизни эпохи;
- развивать устную монологическую речь;
- формировать навыки самостоятельной научной и исследовательской деятельности;
- показать антигуманность крепостного права и эволюцию идеи свободы человека;
- содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент. Звучит стихотворение О.Левитана “19 век” на фоне музыки М. Балакирева. (см. Приложение)
2. Слово учителя истории (ставятся задачи урока и проблемный вопрос “Была ли крестьянская реформа подлинно великой?”)
3. Беседа с учениками.
– Проследим эволюцию идеи подготовки этой реформы.
А) общественная обстановка в России. Итоги окончания Отечественной войны
1812 года.
(окончание Отечественной войны породило надежду у народа на благодарность
правительства в виде отмены крепостного права)
Б) идеи декабристов
(дать конституцию, дать гражданскую свободу, отменить крепостное право)
В) слово учителя литературы. (Вы помните, чем закончилась попытка изменить существующий строй? Об этом говорится в поэме Ю.Друниной “Дети 12 года”) (см. Приложение)
Действительно, первые годы, последовавшие за 1825 годом были ужасны. Об этом говорил А.И.Герцен: “Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа”.
– Вспомним причины отмены крепостного права (в ходе фронтального опроса)
Г) итоги Крымской войны
– Давайте вспомним, как это нашло отражение в “Севастопольских рассказах” Л.Н.Толстого.
(Зачитывается фрагмент из части 1“Севастопольских рассказов” на фоне музыки М. Мусоргского “Богатырские ворота”)
4. Слово учителя литературы о роли В.А.Жуковского в воспитании царя-освободителя.
В разгар войны умирает Николай I и на престол вступает Александр II.
Александр II родился 17 апреля 1818 года. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В.А.Жуковский, по-видимому, догадывался, какая судьба ожидает новорожденного. В стихотворном послании матери младенца поэт высказал пожелание, чтобы “ на чреде высокой” ее сын не забыл “святейшего из званий: человек”. Прошло 8 лет, и император Николай I предложил Жуковскому занять должность наставника наследника престола. Поэт согласился. Он старался воспитать в цесаревиче гуманность, любовь к своему народу. “Без любви царя к народу нет любви народа к царю”, – наставлял он Александра. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Александр боялся его и восхищался им. Всю жизнь в душе Александра боролись 2 начала: гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, которое странным образом повлияло на события в начале его царствования. Он был страстным охотником и, конечно, не мог пройти мимо “Записок охотника” И.С.Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.
5. Показ положения крестьян до реформы. (Инсценировка фрагментов из “Записок охотника” И.С.Тургенева: рассказы “Хорь и Калиныч”, “Ермолай и мельничиха”, “Малиновая вода”, “Льгов”, “Однодворец Овсяников”) (см. Приложение)
6. “Реформы необходимы”.
А) Звучит музыка. На сцену выходит Александр II.
“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует; и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому придти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу…Я вступил на престол уже немолодым человеком – в 36 лет. Трудно сказать, что больше повлияло на мое решение отменить крепостное право – “Записки охотника” или Крымская война.
Б) Отношение писателей к крепостному праву (на сцену выходят Л.Н. Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов)
Л.Н.Толстой: Вы знаете, Михаил Евграфович, в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения.
М.Е.Салтыков-Щедрин: Это лишний раз доказывает, Лев Николаевич, что помещики сидят на вулкане.
Л.Н.Толстой: Думаю, в ближайшее время Россия может перейти в разряд второстепенных держав.
Н.А.Некрасов: Крепостное право слишком похоже на рабство. Это же безнравственно.
Л.Н.Толстой: “Нужно спасать все здание от пожара, который с минуты на минуту обнимет его…Ежели в 6 месяцев крестьяне не будут освобождены – пожар..”
М.Е.Салтыков-Щедрин: В 1858 году назначили меня вице-губернатором в Рязани, а с 1860-1862 года являлся вице-губернатором Твери. Считаю, что дело всех честных граждан помочь правительству последовательно пресекать действия цепляющихся за свои права крепостников. Вятский опыт мне подсказывал, что и правительство, и чиновники всех регионов горой стоят за помещика. “Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа. Очень, слишком даже будет!”
Н.А.Некрасов: Полностью согласен с вами, Михаил Евграфович. Мы, писатели, это особенно чувствуем. “Каждый писатель передает то, что глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких унижений, то мотивы для своих стихов беру из их среды.” В одном убежден, вечно так продолжаться не может. Настанет время, когда народ “широкую, ясную гpyдью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу.
Слово учителя литературы: Вся литература 19 века так или иначе высказала свое отношение к крепостному праву. Представители революционно-демократического течения смело заговорили о забитости, темноте, диком невежестве и бессмысленной покорности крестьян, вызвав на себя огонь либеральной критики и негодование славянофилов. Статья Н.Г.Чернышевского “Не начало ли перемены?”, посвященная очеркам и рассказам Н.Успенского, стала для беллетристов-60-ков литературно-теоретическим манифестом. Эти изображения, полные “правды без всяких прикрас”, должны были ответить на вопрос: “какие особенности быта и сознания народа сегодня, в данный момент его существования, сковывают его силу?” Единственным способом решения такой задачи только и могли стать жесткая документальность и фактичность. Однако нужно заметить, что не только о забитости и покорности русского народа писали писатели. Отмечалась еще очень важная черта – это талантливость русского народа. Назовите, пожалуйста, произведения, где говорится о талантливости народа.
/В “Записках охотника” И.С. Тургенева мы найдем рассказ “Певцы” о даровитом самородке-певце Яшке-Турке, чье пение описано с лирической силой. Сказ “Левша” Н.Лескова о талантливом тульском оружейнике, который подковал блоху. Повесть “Тупейный художник” Лескова о страшной судьбе крепостных художников, о трагической жизни талантливой актрисы, ставшей жертвой дикого помещичьего произвола. Повесть А.И.Герцена “Сорока-воровка”, рассказывающая о судьбе крепостной актрисы графа Каменского– Кузьминой./
Данная история была рассказана Герцену Михаилом Семеновичем Щепкиным, который был сам выкуплен из крепостничества уже в зрелом возрасте, ставшим прославленным актером и заложившим основы русского сценического реализма.
Учитель истории: Также можно вспомнить и крестьянку Прасковью Ивановну Ковалеву. Она выступала в крепостном театре графа Шереметева под фамилией Жемчугова. Более 10 лет жила в доме на положении не то paбыни, не то жены, пока граф не предоставил документы, по которым следовало, что Прасковья Ковалева происходит из польских шляхтичей Ковалевских, и законным образом оформил бpaк. За несколько месяцев до cмepти она стала графиней Шереметевой.
…К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне пpaктически отсутствовала. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие школы для своих крестьян, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Подробнее об этом вы расскажете, представляя сегодня ваши исследовательские работы. Итак, крестьянская реформа необходима.
Назовите государственные и местные органы по подготовке крестьянской реформы.
7. Работа с документом. (проводится работа по статье К.Д.Кавелина “Записки об освобождении крестьян в России”) (см. Приложение)
8. Инсценировка
Звучит музыка Персела “Фанфары”. На сцене Александр II зачитывает и подписывает Манифест
Божею милостию
Мы, Александр Второй,
Император и самодержец всероссийский,
Царь Польский, великий князь Финляндский,
И прочая, и прочая, и прочая,
Объявляем всем нашим верноподданным
- Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
- На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу…
- Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
- Крестьяне за отведенный надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.
Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля. В лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствование же нашего в седьмое.
Учитель истории: Только через 2 недели, 5 марта, манифест был обнародован.С чем связано запоздалое обнародование?
9. Последствия отмены крепостного права.
А) Как восприняли реформу?
Учитель литературы:
“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Н.А.Некрасов переживал события тех лет трагически.
Н.А.Некрасов: В день объявления воли я был крайне подавлен.Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами.
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? В напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?”
Учитель литературы: Н.Г.Чернышевский понял грабительский хаpaктер реформы и назвал ее “ мерзостью”. “Освобождение – обман”, – писал А.И.Герцен. Л.Н.Толстой отнесся критически к манифесту. Он писал Герцену: “Как вам понравился манифест? Я его читал нынче по-русски и не понимаю, для кого он написан. Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим.”.
Выходят 2 крестьянина.
Крестьяне: Добра ты царска грамота, да не про нас ты писана.
Учитель истории: Обманутое крестьянство ответило восстаниями. Насколько накалена была обстановка в стране, видно из того, что в течение 1861–1862 г.г. произошло около полутора тысяч крестьянских восстаний, значительно больше, чем за 30-летнее мрачное царствование Николая I. В университетах не прекращались студенческие волнения, появился ряд революционных прокламаций, в которых народные массы призывались к борьбе с самодержавием. И то, что изменились только формы угнетения народа, понимал почти каждый.
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мpaк.
1 крестьянин:
мы, по божьей милости,
Теперь крестьяне вольные,
У нас, как у людей,
Порядки тоже новые.
Да тут статья особая…
Не только над помещиком,
Привычка над крестьянином сильна,
Я раз по подозрению
В острог попавши, чудного
Там видел мужика.
За конокрадство, кажется,
Судился, звали Сидором,
Так из острога барину
Он посылал оброк!
2 крестьянин:
|
Зерно, что в землю брошено, И овощь огородная, И волос на нечесаной Мужицкой голове – Все ваше, все господское! В могилках наши прадеды, На печках деды старые И в зыбках дети малые – Все ваше, все господское! |
А мы, как рыба в неводе,
Хозяева в дому!
Н.А. Некрасов
Б) сообщение “Марийский край в период отмены крепостного права”
В) учитель литературы: 60–70 гг. 19 века – эпоха глубоко драматическая. Происходит “ быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых устоев старой России”, и как следствие этого – неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс.
Ф.М.Достоевский писал: “…теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях, в убеждениях…в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла”. Жизнь ставила перед русскими писателями сложные социальные, нравственные и философские вопросы, которые они пытались разрешить в своих произведениях. В эти годы раскрылся талант А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. эпоха 60-х годов вызвала расцвет живописи, многогранно выраженной в творчестве художников-передвижников. Общественный подъем оказал благотворное влияние на развитие музыкального искусства.(М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков).
Г) Учитель истории: Крестьянская реформа подтолкнула к преобразованиям во всех сферах жизни. Назовите 4 реформы, последовавшие после отмены крепостного права.
10. Презентации исследовательских работ обучающихся :
– Интерьер дворянской усадьбы во 2-ой половине 19 века
– Мужская и женская дворянская одежда во 2-ой половине 19 века
– Мужская и женская крестьянская одежда во 2-ой половине 19 века
– Развитие медицины и образования во 2-ой половине 19 века
– Русский театр во 2-ой половине 19 века
– Изобразительное искусство во 2-ой половине 19 века
– Публицистика во 2-ой половине 19 века
11. Подведение итогов
Учитель истории: Подводя итоги, возвращаемся к вопросу: “Была ли
крестьянская реформа подлинно великой, как ее называли
современники?”
- Реформа была противоречивой, так как учитывались прежде всего интересы помещиков, а не народа.
- Реформа была не завершена, и это порождало новые общественные конфликты.
- Такую противоречивость реформы отмечали еще в 19 веке (ученик читает
стихотворение Н.Некрасова “Свобода”)
Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь – останешься век мужиком,
Сможешь – под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!...но распутать их легче народу,
Муза! С надеждой приветствуй свободу!Стихотворение написано вскоре после 1861 г. Опубликовано в 1869 г.
- Положительным моментом можно назвать то, что проведение демократических реформ 60–70 гг. вело к некоторой демократизации системы власти и управления при сохранении монархии и многих традиционных институтов.
- Идея свободы способствовала дальнейшему развитию всех видов искусств
- Реформа имела глубоко нравственное значение, так как покончила с крепостным рабством.
Учитель литературы: Итак, 19 век – век борьбы, борьбы за свободу Отечества, борьбы за свободомыслие, борьбы за права человека. Н.А.Некрасов писал: “ Пускай нам говорит изменчивая мода,/ Что тема старая – “страдания народа”/ И что поэзия забыть ее должна, – / Не верьте, юноши, не стареет она”. Заканчивая урок, хочется напомнить:
19 век,
Он как будто за тонкой стеной.
Но как много всего происходит порой.
Время быстро летит, и эпоха сменяет другую.
Время важных реформ и славных побед –
И страна превратилась в иную.
Важно нам не забыть, важно все удержать
В исторической памяти нашей:
И свободу крестьян, и реакции тень,
Императора, думу, собранья.
Помня славные вехи прошедших эпох,
Мой друг, не забудь:
Человек и свобода превыше всего.
Это страны нашей путь!
Волкова Е.Б.
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
18 03 2024 7:25:58
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
17 03 2024 21:11:23
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
16 03 2024 12:51:44
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
15 03 2024 18:17:12
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...
14 03 2024 9:30:18
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
13 03 2024 10:11:17
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
12 03 2024 20:34:38
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
11 03 2024 20:52:34
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
10 03 2024 13:16:58
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
09 03 2024 22:21:43
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
08 03 2024 5:14:15
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
07 03 2024 12:59:25
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
06 03 2024 3:11:38
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
05 03 2024 6:45:25
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
04 03 2024 11:39:10
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
03 03 2024 1:56:50
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся. ...
02 03 2024 1:33:51
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
01 03 2024 8:27:40
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
29 02 2024 9:51:10
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
28 02 2024 12:55:17
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
27 02 2024 15:42:29
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
26 02 2024 9:32:48
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
25 02 2024 18:49:20
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
24 02 2024 8:44:57
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
23 02 2024 3:18:48
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
22 02 2024 12:31:41
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
21 02 2024 1:49:31
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
20 02 2024 0:13:46
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
19 02 2024 4:28:42
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
18 02 2024 18:24:11
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
17 02 2024 12:22:30
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
16 02 2024 3:55:18
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
15 02 2024 0:26:44
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
14 02 2024 6:52:59
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...
13 02 2024 3:36:27
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
12 02 2024 14:11:41
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
11 02 2024 9:53:39
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
10 02 2024 22:40:48
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
09 02 2024 10:27:30
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
08 02 2024 12:38:11
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
07 02 2024 18:33:59
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
06 02 2024 11:11:42
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
05 02 2024 11:36:25
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...
04 02 2024 5:45:57
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
03 02 2024 11:29:36
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
02 02 2024 21:42:30
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме. ...
01 02 2024 15:19:57
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
31 01 2024 8:16:21
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
30 01 2024 18:37:12
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
29 01 2024 11:22:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::