Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"
Оборудование:
- Класс, компьютером, включая мультимедийный проектор с демонстрационным экраном.
- Учебное пособие "История Якутии" Васильев Н.И. Якутск: Бичик, 2004.
- Карта "Продвижение России в Сибирь" или "Карта России"
- Презентация "Якутия в XVII в.: вхождение в состав Российского государства"
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав российского гос-ва; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине.
План урока:
- Открытие Ленского края русскими землепроходцами
- Первые годы колонизации
- Географические открытия русских землепроходцев
- Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства
Основные понятия: ясак, колонизация, аманат.
Предварительная подготовка: Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".
Ход урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Краткая беседа о продвижении русских в Сибирь в XVI-XVII вв, далее привести учащихся к выводу о том, что Россия не всегда была такой огромной, что ее территория расширялась, что в ее состав вливались многие народы и какое значение это имело.
Далее объявляется тема урока, и формулируются учебные задачи (цели) урока.
II. Изучение нового материала.
Открытие Ленского края русскими землепроходцами
Общая теоретическая часть материала урока не является новой для учащихся, и поэтому новый материал можно разобрать методом беседы, акцентируя внимание на основные понятия и записывая их в рабочую тетрадь. (слайд 4-5)
В 1582 г русскими казаками под предводительством Ермака было разгромлено Сибирское ханство Кучума, началось быстрое продвижение в Сибирь. В конце XVI в. на реке Енисей были построены 3 острога: Мангазея, Туруханск и Енисейск, ставшие базой для дальнейшего продвижения на восток.
Здесь служилые люди получали от местных тунгусов сообщения о "якольской земле". Одним из первых, кто принес эти сообщения, был тунгусский вождь Илтик.
В 1619 г Илтик рассказал о якутах, живущих на реке Лин (по эвенк. - Большая река), которые имеют лошадей и судна. Для проверки слухов была снаряжена Мангазейская экспедиция в 40 чел. во главе с Пантелеем Демидовичем Пянда. Экспедиция прошла по Нижней Тунгуске до Вилюя, по нему пришли на Лену и в 1642 г вернулись в Мангазею.
Из доклада Пянда:
"Та великая река Лена угодна и пространна, и людей по ней розных земель кочевных и сидячих, и соболей: много: Славнее и люднее тое реки нет:"
Работа с учебником и в тетради:
Заполнение таблицы "Экспедиции землепроходцев" (слайд 6).
В Москве заинтересовались докладом Пянды и решили отправить военную экспедицию. Задание: заполнить таблицу используя учебник стр 25-27
Дата | Имя | Ход и итоги экспедиции |
1628-29, 1632 | Антон Добрыньский, Мартын Васильев | С Ниж.Тунгуски перешли на Чону и Вилюй, проникли на р.Лену и Алдан. Собрали пушнину и вернулись в Тобольск. |
1631 | Иван Галкин | Ватага И.Галкина добралась из Енисейска до Лены и проплыла до "якутской землицы". Совершили поход по Алдану и вверх по Лене, собирая пушнину |
1632 | Петр Бекетов | Прибыл на смену Галкину из Енисейска. Посылал служилых людей на стругах по Лене и привел "под государеву руку" местные племена. |
Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".
Работа с документом - письмо П.Бекетова - и выполнение и беседа по вопросам к нему (слайд 7)
": Сентября в 25 день по государеву указу: поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальнейней украине и для ясачного сбору, для приезду якуцких людей, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев острог новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли"
Кто написал это письмо? Какому царю?
Записать в тетрадях хронологию Якутского острога (слайд 8).
25 сентября 1632 г основание г.Якутска
Петр Бекетов заложил острог в 70 верстах ниже современного Якутска.
Иван Галкин перенес острог выше, около с.Суотту
В 1643 г Петр Головин перевез его на Еюков луг
В 1681 г И.Приклонский перевез его около озера Сайсары
Работа с учебником:
Прочитать и записать в тетрадях в чем состояла главная цель освоения русских Сибири и Якутии (слайд 9 и стр.28-30 учебника).
Цель - "мягкая рухлядь" - пушнина - валюта XVII в. Во 2-й пол. XVII в пушнина занимала 1/3 доходов государства. Еще не были разведаны месторождения золота и серебра, и их в основном заменяли меха ("мягкая рухлядь"), моржовая кость (рыбий зуб), бивни мамонтов.
Первые годы колонизации.
Местное население облагалось ясаком - царским налогом пушниной. Для того, чтобы население не уклонялось от уплаты, служилые люди захватывали у них заложников - аманатов.
Для принуждения местного населения служилые люди применяли шертование - кровавую присягу по своей вере.
Ясак в центральных уездах составлял 2 соболя с лица, на севере до 5-8 соболей. В 1647-48 гг. с местного населения было собрано около 6 тысяч шкурок соболей.
Положение простых якутов ухудшилось, т.к., их теперь эксплуатировали не только свои тойоны, но и давил "государев ясак". Поэтому местами отдельные восстания не прекращались.
Работа с учебником:
Заполнение таблицы "Восстания местного населения" (слайд 11; 2-й форзац учебника или стр. 31-35 учебника).
Год | Территория | Участники | Предводитель |
1634 | Якутск, центральные улусы | Кангаласцы, намцы, ботурусцы | Мымак, Откурай, Бозеко |
1639-1640 | Алдан | Якутская и эвенкийская беднота | Оилга |
1642 | Якутск, центральные улусы | Якуты центральных улусов | Мымак, Ника |
1676 | Олекма | Олекминские якуты и эвенки | Балтуга Тимирев |
1682 | Кангаласский улус, с.Покровск | Кангаласцы, казаки, старообрядцы | Дженник |
Географические открытия русских землепроходцев.
Материал данного раздела изучен учащимися на уроках истории России, так, что, можно в ходе беседы вспомнить землепроходцев и их открытия. Более подробно можно остановиться на С.И.Дежневе, который долгое время служил в Якутии, два раза был женат на якутках, в г.Якутске установлен памятник - скульптурная композиция посвященная Дежневу, его жене Абакаяде Сючю и их сыну. На этом месте организуется просмотр отрывка из фильма якутского режиссера Айсена Дойду - "Якутия:Познание и обретение себя", где о С.Дежневе рассказывает писатель Д.К.Сивцев Суорун-Омоллоон (слайд 12).
С.И. Дежнев в 1648 проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой.
В 1643 началась экспедиция В.Д.Пояркова - прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато и реку Уссури, предпринял плавание вдоль юго-западного берега Охотского моря.
Дело Пояркова продолжили в 1650-1656 Е.П. Хабаров и П. Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем, но благодаря его деятельности Приамурье вошло в состав России. Бекетов жe прошел по всему Забайкалью и осуществил первое плавание по всему течению Амура.
В 1651 г М.В. Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря.
Историческое значение присоединения Якутии в состав Российского государства.
Закрепление пройденного материала в ходе беседы по вопросам (слайд 13).
1. Как повлияло географическое расположение Якутии на ее хозяйственное развитие?
2. Почему продвижение русских землепроходцев шло так быстро?
3. Какова цель освоения Сибири и Якутии?
4. Какое значение имело присоединение Якутии к Российскому государств?
Выводы и определения записать в тетрадь (слайд 14). При нехватке времени, это дается на дом.
Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.
III. Далее выполнение тестового задания по изученному материалу.
Русские землепроходцы впервые узнали о якутах от тунгусского вождя Илтика в:
А) 1619
Б) 1632
В) 1624
Г) 1630
2. Главная цель освоения Якутии русскими было:
А) христианизация местного населения
Б) поиски месторождений золота и железной руды
В) погоня за пушниной
Г) выход к Тихому океану
3. Город Якутск основал:
А) И.Галкин
Б) П.Бекетов
В) П.Головин
Г) А.Добрыньский
4. Ясак - это:
А) денежная единица
Б) родовой старейшина
В) дань пушниной
Г) служилый человек
5. Восстание якутов в 1642 г. произошло из-за:
А) перенесения Якутского острога
Б) переписи мужского населения
В) насильного крещения местных жителей
Г) жестокого обращения с инородцами
6. Экспедиция Семена Дежнева состоялась в:
А) 1641-1659
Б) 1652-1655
В) 1700-1721
Г) 1643-49
Приложение.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
18 03 2024 16:56:54
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
17 03 2024 14:53:29
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
16 03 2024 2:31:23
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
15 03 2024 11:45:59
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
14 03 2024 12:45:45
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
13 03 2024 5:45:48
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
12 03 2024 23:41:50
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
11 03 2024 7:50:17
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
10 03 2024 18:12:54
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 03 2024 15:13:48
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
08 03 2024 1:45:37
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
07 03 2024 2:53:15
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
06 03 2024 15:46:53
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
05 03 2024 8:25:22
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
04 03 2024 14:12:27
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
03 03 2024 15:47:25
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
02 03 2024 20:55:10
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
01 03 2024 3:53:35
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
29 02 2024 13:46:55
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
28 02 2024 5:26:11
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
27 02 2024 18:40:52
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
26 02 2024 18:50:39
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
25 02 2024 19:13:11
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
24 02 2024 8:43:23
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
23 02 2024 2:35:55
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
22 02 2024 3:51:42
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
21 02 2024 9:32:30
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
20 02 2024 16:30:46
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
19 02 2024 14:44:51
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
18 02 2024 15:13:43
Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
17 02 2024 9:16:44
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
16 02 2024 21:58:41
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
15 02 2024 14:15:52
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
14 02 2024 7:15:42
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
13 02 2024 15:31:29
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
12 02 2024 12:18:12
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
11 02 2024 22:28:51
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
10 02 2024 9:45:16
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
09 02 2024 5:57:24
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
08 02 2024 12:26:20
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
07 02 2024 17:41:46
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
06 02 2024 3:18:52
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
05 02 2024 17:45:57
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
04 02 2024 0:29:33
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
03 02 2024 11:55:35
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
02 02 2024 3:44:21
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
01 02 2024 10:29:21
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
31 01 2024 9:12:52
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
30 01 2024 4:45:25
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
29 01 2024 23:23:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::