Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

Ход мероприятия
Приложение 1
1 Ведущий: Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, тысячи погибших.
2 Ведущий: Ещё 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссенбург, отрезав от Ленинграда от страны.
Звук метронома.
1-й чтец: Из дневниковых записей Марты Сизовой.
23 сентября 1941 года.
Один час ночи. Я вместе с Тоней, моей однокурсницей, дежурили в профессорском парадном. Сейчас тихо, тревоги нет. Решила воспользоваться свободной минутой, чтобы продолжить дневник.
Начиная с 8 сентября, в Ленинграде воздушные тревоги бывают по восемь раз в день. Фашисты безжалостно бомбят город. Немцы стоят у ворот города, они пытаются любыми способами взять Ленинград.
12 октября.
Полночь. Только что кончила заниматься по физике. И вот, пользуясь тишиной, пишу дневник.
…Воздушные тревоги в Ленинграде стали обычным явлением. Гитлер бомбит нас днём и ночью. Я уже свыклась с этим и во время бомбёжек чувствую себя теперь спокойно.
Продуктов стали выдавать ещё меньше: подвозить их к Ленинграду очень трудно.
20 ноября.
Теперь часто бывают лёгкие морозы. Нева замерзает. Воздушные тревоги по нескольку раз в день. Продуктов на эту декаду выдают ещё меньше. Мы с Женей живём вместе, у неё в общежитии.
Занимаемся по четыре часа в день. Лекции посещаю аккуратно, всё записываю. Понемногу готовлюсь к сессии.
23 декабря.
…Занятья у меня в институте идут регулярно. Сессия начнётся 1 января. До 27 января надо сделать 4 экзамена и 4 зачёта. Беда ещё, что ни в институте, ни в общежитии нет электричества, и когда будет неизвестно. Энергия нужна сейчас, как никогда, военной промышленности. Вот уже четыре месяца немцы рвутся к Ленинграду. Но ничего у них не выходит и не выйдет. Ленинградцы стоят наcмepть. Мы радуемся, что немцев теперь крепко бьют и под Ленинградом. У всех здесь только одно желание: только бы пережить эту проклятую блокаду, только бы не подвело здоровье!
1 Ведущий: На этом обрываются записи в дневнике Марты Сизовой. В осаждённом городе, собрав всю свою волю, она успешно закончила зимнюю экзаменационную сессию. В 1942 году институт эвакуируют. Под огнём вражеской артиллерии, под беспрерывными бомбёжками вместе с подругами Марта прошла по знаменитой “Дороге жизни” м выбралась на Большую землю.
Но силы дeвyшки уже были подорваны. 5 марта 1942 года её не стало. Её похранилиии в одной из братских могил в Вологде.
Звук разрывающегося снаряда.
2-й чтец: (Стихотворение О. Берггольц “Я говорю с тобой под свист снарядов”)
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – cмepтная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколeблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады –
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И над всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей!
2 Ведущий: Связь с городом поддерживалась только по воздуху Ии через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – ленинградская “Дорога жизни”
3-й чтец: (стихотворение А. Межирова “Страшный путь”)
Страшный путь!
На тридцатой,
Последней версте
Ничего не сулит хорошего?!
Под моими ногами
Устало хрустеть
Ледяное
Ломкое
Крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меняя ведёшь,
Только небо с тобой,
Над тобою высоко.
И нет на тебе никаких одежд:
Гол как сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец.
И ветер устал
Над тобою свистеть,
И устал грохотать свинец…
Почему не проходит
Над Ладогой мост?!
Нам подошвы
Невмочь ото льда оторвать.
Cyмacшедшие мысли бывает мозг.
Почему на льду не растёт трава?!
Самый страшный путь
Из моих путей!
На двадцатой версте
Как я мог идти!
Шли навстречу из города
Сотни детей…
Замерзали в пути…
Одинокие дети на взорванном льду –
Эту теплую cмepть
Распознавать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова “ вперед”
Под каким бы нам
Ни бывать огнём –
У меня в глазах
Чёрный
Ладожский лёд,
Ленинградские дети
Лежать
На нём.
1 Ведущий: и всё же многих удалось спасти. Это было настоящим чудом.
4-й чтец: …Дeвoчка я ленинградская… из Ленинграда нас вывезли на Урал, в город Карпинск. Вывезли всю нашу школу. В Карпинске мы сразу бросились в парк, мы не гуляли в парке, мы его. Особенно любили лиственницу, её пушистые иголочки – это такая вкуснятина! С блокады я знаю всю съедобную траву. Это сорок второй год, на Урале тоже голодно было. А в детдоме у нас только ленинградские дети, которых нельзя было накормить, нас долго не могли накормить.
Не помню, кто первый в детдоме увидел… немцев. Когда я увидела первого пленного, то я уже знала, что работают они за городом на угольных копях.
До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?
Когда я его увидела, он ничего не говорил. У нас только кончился обед. Он стоял возле меня, нюхал воздух, и у него непроизвольно двигалась челюсть, она как будто что-то жевала. Я совершенно не могла видеть голодного человека. Не могла на него смотреть. У нас у всех это было как болезнь. Побежала и позвала девочек, у кого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек хлеба.
Он ничего не говорил, только благодарил:
– Данке шён… Данке шён…
Мы уже знали, когда они приходили, один или два человека. Выбегали с тем, у кого что находилось. Все девчонки что-нибудь им оставляли, а оставляли ли мальчишки, не помню.
В сорок третьем они уже к нам не приходили, в сорок третьем стало легче. Урал уже не так голодал. В детдоме был настоящий хлеб, давали вдоволь каши.
Но до сих пор я не могу видеть голодного человека.
1 Ведущий: Из письма Михаила Ивановича Калинина защитникам Ленинграда: “Подлый враг нарушил мирный труд города и сейчас вооружённой до зубов бандой осаждает Ленинград. Трудная задача, стоящая перед ленинградцами. Враг силён. Но я думаю, что беззаветная преданность делу защиты Ленинграда вселят уверенность в том, что ленинградцы устоят перед врагом и не только, они заставляют его с позором отступить от стен героического города”.
Исполняется песня В. Баснера на стихи М. Матурсовского “У незнакомого посёлка на безымянной высоте”.
5-й чтец: (стихотворение М. Дудина).
На Невском надписи пестрели.
Кричала каждая стена:
“Внимание!
При артобстреле
Опасна эта сторона!”
Весь Ленинград как на ладони
С горы Вороньей виден был
И немец бил
С горы Вороньей
Из дальнобойной “берты” бил.
Без перерыва
В голод, в горе
В ребячий выкрик,
В хлеб соль,
В последний свет
В последнем взоре
В его отчаянья и боль.
2 Ведущий:
Кто в город не пустил врага,
Кто в cмepтной схватке
Одолел блокаду –
Тому, как высший орден дорога
Медаль за оборону Ленинграда.
6-й чтец: (стихотворение В. Суслова)
Время слово сказать о солдатской медали.
Ту медаль в сорок третьем на фронте вручали.
Поздравлял награждённый комбат,
И темнел за спиной Ленинград.
Может вам рассказать, ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли – ни шагу назад! –
Ленинградцы за свой Ленинград!
Звучит песня из к/ф. “Офицеры” “От героев былых времён не осталось, порой, имён”
1 Ведущий: 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады. Это был самый счастливый день в жизни ленинградцев, выстоявших в жестокой схватке с врагом.
Звучит “Гимн великому городу” на фоне музыки.
7-й чтец: (стихотворение Ю. Воронова “27января 1944 года”)
За залпом залп
Гремит салют.
Paкеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лица заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
А ленинградцы тихо плачут.
1 Ведущий:
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой
Завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
2 Ведущий:
Песню свою отправляя в полёт, –
Помните!
О тех, кто уже не споёт, –
Помните!
1 Ведущий:
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
2 Ведущий:
Во все времена бесcмepтной Земли
Помните!
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
02 03 2021 22:18:18
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
01 03 2021 5:52:25
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
28 02 2021 7:51:24
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
27 02 2021 3:49:55
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
26 02 2021 23:37:51
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
25 02 2021 4:37:15
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
24 02 2021 2:46:42
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
23 02 2021 2:35:46
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
22 02 2021 16:59:14
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
21 02 2021 5:28:31
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
20 02 2021 9:56:35
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
19 02 2021 19:26:44
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
18 02 2021 6:24:51
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
17 02 2021 7:59:51
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
16 02 2021 18:14:38
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 02 2021 23:27:30
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
14 02 2021 23:49:41
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
13 02 2021 11:39:37
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
12 02 2021 12:26:29
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
11 02 2021 15:30:50
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
10 02 2021 20:11:49
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
09 02 2021 18:26:15
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
08 02 2021 9:10:37
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
07 02 2021 13:26:56
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
06 02 2021 15:19:57
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
05 02 2021 0:12:44
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
04 02 2021 7:25:11
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
03 02 2021 0:12:46
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
02 02 2021 10:50:19
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....
01 02 2021 21:59:26
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
31 01 2021 5:57:40
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
30 01 2021 3:53:23
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
29 01 2021 6:14:27
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
28 01 2021 20:20:26
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
27 01 2021 0:28:13
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
26 01 2021 17:23:18
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
25 01 2021 16:33:32

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
24 01 2021 16:57:15
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
23 01 2021 18:27:20
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
22 01 2021 8:44:16
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
21 01 2021 18:14:25
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
20 01 2021 19:59:31
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
19 01 2021 1:47:26
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
18 01 2021 12:15:11
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
17 01 2021 18:15:25
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
16 01 2021 0:39:57
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
15 01 2021 14:24:13
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
14 01 2021 10:55:30
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
13 01 2021 0:32:11
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
12 01 2021 5:23:31
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
11 01 2021 6:31:59
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
10 01 2021 4:24:38
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
09 01 2021 3:43:38
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
08 01 2021 20:46:54
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
07 01 2021 4:48:55
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
06 01 2021 10:45:54
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
05 01 2021 16:36:19
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
04 01 2021 21:26:21

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
02 01 2021 18:15:46
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
01 01 2021 20:46:42
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
31 12 2020 4:53:15
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
30 12 2020 4:35:32
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
29 12 2020 18:55:55
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования.
...
28 12 2020 3:18:23
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
27 12 2020 23:39:29
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
26 12 2020 8:18:57
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
25 12 2020 15:38:17
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
24 12 2020 18:26:29
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
23 12 2020 1:46:28
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
22 12 2020 17:32:38
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
21 12 2020 4:41:33
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
20 12 2020 12:30:28
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
19 12 2020 11:21:39
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
18 12 2020 8:28:18
Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории.
...
17 12 2020 7:43:44
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
16 12 2020 4:29:49
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
15 12 2020 9:10:15
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
14 12 2020 14:48:56
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
13 12 2020 14:48:12
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы.
...
12 12 2020 23:54:16
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
11 12 2020 4:55:43
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
10 12 2020 23:25:19
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
09 12 2020 10:25:17
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
08 12 2020 7:16:31
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
07 12 2020 1:30:10
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
06 12 2020 15:56:17
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
05 12 2020 5:19:44
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
04 12 2020 6:21:55
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
03 12 2020 19:26:14
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
02 12 2020 8:43:34
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
01 12 2020 16:56:52
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
30 11 2020 17:39:37
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
29 11 2020 18:20:42
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
28 11 2020 16:25:42
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
27 11 2020 0:55:45
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
26 11 2020 4:51:18
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
25 11 2020 15:32:40
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
24 11 2020 1:49:19
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
23 11 2020 14:18:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::