Warning: file(http://www.youtube.com/results?search_query=%0A++++%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81+%28%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F+%2B+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%29+%26quot%3B%D0%98%D0%B7+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%E2%80%93+%D0%B2+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5%26quot%3B%0A%0A++++++): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 429 Too Many Requests in /home/u492513/molodejjport.ru/www/i_youtube.php on line 7
История для молодежи    

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

“Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому”

А. С. Пушкин

Пояснительная записка

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Почти никто не задумывается над тем, откуда эти предметы пришли в нашу жизнь. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность как носителя национальных культурных традиций.

В соответствии с федеральным компонентом Государственных стандартов основного общего образования по истории и технологии элективный курс способствует решению задач, которыми являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма и толерантности.

Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.

Элективный курс “Из прошлого – в настоящее” предполагает изучение следующих разделов:

“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;
“Рушник”;
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном костюме”;
“Проектирование”.

Целью элективного курса является возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие художественных традиций как частей материальной и духовной культуры русского народа.

Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач:

– формировать знание культурных традиций предков, обучать конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов декоративно-прикладного искусства;

– воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям России, уважение к труду;

– развивать образное и логическое мышление, творческие способности, эстетический и художественный вкус; развивать навыки самообразования и самоанализа; содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным (технология + история), в его основу положена научно-практическая деятельность ребенка, которая предполагает исследовательское изучение культурного явления с последующим его изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может быть освоен в течение года (одно занятие в неделю).

Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы как рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также выполнение практических заданий.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Элективный курс не является традиционной формой обучения, в отличие от урока. Этим объясняется выбор формы контроля в виде разработки и презентации творческого проекта. Для того, чтобы получить допуск к работе над проектом, учащимся предлагается выполнить тест. По результатам презентации выставляется зачет.

Содержание курса

Вводное занятие (2ч).

Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность. Специфика.

Народный стиль. Народный стиль в современной моде. Показ школьной коллекции “Старинный образ”. Примерочная. Беседа по охране труда. Анкетирование.

Основные задачи раздела:

– познакомить с целями, задачами, спецификой, актуальностью курса;

– развивать интерес к народной культуре через знакомство со школьной коллекцией;

– прививать учащимся безопасные приемы трудовых действий.

Народный быт (3 ч).

Отношение человек — природа. Строительство дома. Трехчастная структура дома (верх, середина, низ). Выбор материала для строительства. Выбор места строительства. Выбор времени начала строительства. Дерево как значимая составляющая народного быта.

Отношение человек — вещь. Окна. Двери. Труба. Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца, занавеси и т.д.). Отношение человек — человек. Хозяин и хозяйка. Особенности национального гостеприимства.

Особенности орловского народного быта. Основные народные обряды (рождение, крестины, свадьба и др.). Орловский свадебный обряд.

Основные задачи раздела:

– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата, матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;

– расширить представление о доме как макете мироздания;

– познакомить с особенностями орловских народных обрядов.

Вышивка родного края (4 ч.).

История вышивки орловского края. Виды вышивок. Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.

Вышивка крестом. Орловский спис. Приемы работы.

Выполнение образца.

Основные задачи раздела:

– познакомить с историей вышивки орловского края, ее видами и символами;

– закрепить навыки вышивания крестом и в технике “орловский спис”;

– отработать безопасные приемы вышивания.

Рушник (2 ч.).

История появления полотенец. Этимология слова рушник. Выбор термина. Использование полотенец в быту. Виды рушников. Символика орнамента. Материалы.

Выполнение эскиза рушника (рисунок).

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;

– рассмотреть особенности использования полотенец, рушников;

– выполнить эскиз рушника.

Народная кукла (2ч.).

Народная кукла. Типы и назначение кукол. Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы, обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол. Функции, назначение кукол. Место народной куклы в современном мире. Куклы-сувениры.

Изготовление обереговых кукол: Зольница, Пеленашка, Куватка.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: народная кукла, культовые и обрядовые куклы, Зольница, Пеленашка, Куватка;

– расширить знания учащихся о функциональном назначении кукол;

– изготовить обереговую куклу (по выбору учащихся).

История народного костюма (4 ч.).

Из истории народного костюма. Северный и южный вариант народного костюма (общее и отличия).

Женский народный костюм (рубашка, понева, гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока, кичка, кокошник и др.).

Декоративные украшения праздничного женского костюма (ожерелки, гашник и др.).

Орловский народный костюм. Народные верования, связанные с одеждой.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: северный и южный вариант народного костюма, рубашка, понева, гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник, ожерелки, гашник и т.д.;

– рассмотреть особенности орловского народного костюма.

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме (5ч.).

Технология изготовления куклы-сувенира в народном костюме.

Изготовление куклы-закрутки.

Изготовление рубахи для куклы.

Изготовление поневы, передника.

Изготовление головного убора и декоративных украшений.

Основные задачи раздела:

– изучить технологию изготовления кукол-сувениров;

– изготовить сувенирную куклу в народном костюме.

Заключительное занятие (2ч.).

Экскурсия в краеведческий (школьный) музей.

Тестирование.

Основные задачи раздела:

– комплексный контроль приобретенных знаний, умений, навыков.

Проектирование (8 ч.)

Основные задачи раздела:

– отработать навыки проектной деятельности;

– закрепить знания, полученные в ходе изучения элективного курса “Из прошлого – в настоящее”.

Презентация проектов (2 ч.)

Возможные темы проектов:

  1. Мы родом из Орловщины (народный быт орловских крестьян).
  2. Дом и семья в русской традиции.
  3. Орловский рушник.
  4. Магическое узорочье Орловщины (“орловский спис”)
  5. Час потехи: русская игра и игрушка.
  6. Праздничный день в крестьянском доме (рассказ, сценарий).
  7. Орловская народная свадьба (рассказ, сценарий).
  8. Старинный образ (женский народный костюм)
  9. Древо жизни (народная вышивка).
  10. Народная кукла и крестьянские праздники.

Учебно-тематический план

№ п/п

Основное содержание

Всего

Лекции с элементами беседы

Интерактивных занятий

Практических занятий

Экскурсий

1

Вводное занятие

2

1

1

   

2

Народный быт

3

2

1

   

3

Вышивка родного края

4

1

1

2

 

4

Рушник

2

1

 

1

 

5

Народная кукла

2

1

 

1

 

6

История народного костюма

4

2

2

   

7

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме

5

 

2

3

 

8

Заключительное занятие

2

 

1

 

1

9

Проектирование

8

 

8

   

10

Презентация проектов

2

 

2

   
 
  Всего:

34

8

18

7

1

Список литературы

  1. Аниканов В.Ф. На земле вятичей.– Мценск, 2000.
  2. Бойцова Т.Е. Динамика численности и состав населения Орловской области. // Материалы для учителей географии. Орел, 2005. (По данным Всесоюзной переписи населения 2001 г.)
  3. Воронов А.А. Крестьянские свадьбы в Устюженском уезде Новгородской губернии. В сборнике: Устюжна: Краеведческий альманах. Вып. III. Вологда: "Русь", 1995. Печатается по изданию: Памятная книжка Новгородской губернии на 1897 год. Новгород, 1897.
  4. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  5. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  6. Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
  7. Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. - М., 1981.
  8. Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.
  9. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
  10. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008
  11. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
  12. История Орловского края. Ч.1. С древнейших времен до конца XIX века.– Орел, 2004.
  13. Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый город”, 2005.
  14. Костромичева М.В. Этнолингвистическая программа-вопросник по теме “Свадебный обряд”. Учебно-методическое пособие по проведению диалектологической практики для студентов филологического факультета.- Орел, 2004.
  15. Костромичева М.В. Свадебный обряд Орловского края. Учебное пособие по курсу “Лингвистическое краеведение” для студентов филологического факультета.– Орел: ОГУ, 2005.
  16. Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  17. Макашов А.И. В центре России.– Орел: издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.
  18. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  19. Народные песни Орловского края: Сборник/Записи, вступительная статья, примечания Р. А. Масленниковой.– Тула: Приок. кн. изд-во, 1987.
  20. Неделин В.М. Орел изначальный.– Орел: Вешние воды, 2001.
  21. Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566 – 2000 гг.– Орел: Изд-во ОРАГС, 2003.
  22. России Черноземный край.– Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002.
  23. Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы.– Л., 1978.
  24. Словарь русского языка Т.1-4-М., 1981-1984, с.224
  25. Толстой Н.И. Некоторые вопросы соотношения лингво- и этнографических исследований. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. - Л., 1974. С. 16-21.
  26. Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.
  27. Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.130-146

Ресурсы Интернет

  1. http://ermak65.ru
  2. http://www.sunhome.ru
  3. http://russwedding.narod.ru
  4. http://narod.ru
  5. http://www.art.oryol.ru
  6. http://www.RUKUKLA.ru
  7. http://www.skreen.ru
  8. http://www.rondtb.ru
  9. http://www.DollPlanet.ru
  10. http://www.tipilip.ru
  11. http://www.orna.ru


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Исторический практикум Русь IX–XV веков. Новые задания части В в ЕГЭ по истории

В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии Е Г Э по истории 2013 года....

22 10 2019 17:32:10

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

21 10 2019 14:21:27

Программа по основам истории военного дела "Патриот" для 5–8-х классов с углубленным изучением предметов образовательной области "Физическая культура"

Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....

20 10 2019 19:42:55

Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"

Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу « Человек и общество» 10–11-й классы ( Л. Н. Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интерактивной доской....

19 10 2019 3:10:15

Восстание декабристов. 8-й класс

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....

18 10 2019 17:40:27

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

17 10 2019 15:59:35

Авторская разработка "Урок-суд над П.А. Столыпиным". 11-й класс

В центре данного урока - рассмотрение деятельности П. А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....

16 10 2019 22:26:34

Начало монголо-татарского вторжения

Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

15 10 2019 15:45:13

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

14 10 2019 0:36:27

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

13 10 2019 1:41:51

"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)

Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А. С. Пушкина А. П. Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....

12 10 2019 7:28:23

Философия человека. Самопознание

В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании « Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....

11 10 2019 7:59:34

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

10 10 2019 16:49:17

Русь в X–XIII вв. Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России в 6-м классе

Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков. ...

09 10 2019 14:57:18

История формирования государственных символов России

Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе « Овеянные славой». К работе прилагается презентация....

08 10 2019 16:44:48

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

07 10 2019 1:26:48

Урок в 9-м классе по теме "Образование СССР"

На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, П О П С-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...

06 10 2019 13:24:14

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

05 10 2019 1:57:49

Методические приемы в использовании современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...

04 10 2019 2:58:26

Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.

Урок является первым из двух занятий в разделе " Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный характер. Данный урок показывает несправедливый характер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....

03 10 2019 11:11:57

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

02 10 2019 7:27:25

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

01 10 2019 13:43:25

Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся

Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....

30 09 2019 1:26:14

Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс

Урок обществознания с электронным модулем из коллекции Ф И П И Ц О Р « Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....

29 09 2019 5:55:12

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

28 09 2019 9:41:46

Урок истории в 5-м классе "Финикийские мореплаватели"

Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опорному конспекту. ...

27 09 2019 3:43:13

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

26 09 2019 22:22:27

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма " Турецкий гамбит" и песня группы " Ногу свело" - " Идем на восток"....

25 09 2019 0:25:25

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

24 09 2019 19:31:23

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интерактивной доске, составляют опорный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

23 09 2019 3:55:25

Тема урока "Конституция – основной закон государства"

Урок завершает изучение темы " Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....

22 09 2019 2:20:42

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

21 09 2019 9:49:25

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

20 09 2019 16:53:42

Финикия

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....

19 09 2019 19:15:38

Правовое лото "Права и свободы человека и гражданина"

Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции Р Ф для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что Р Ф является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....

18 09 2019 20:34:19

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему " Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

17 09 2019 13:42:53

Контрольная работа по истории России в форме ЕГЭ. 6-й класс

Предлагаются тесты по истории России по теме " Древнерусское государство" в формате Е Г Э . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....

16 09 2019 15:39:15

Особенности преподавания истории в школе глухих

Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный характер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстрактных понятий....

15 09 2019 23:40:30

Информационные технологии в преподавании истории

Урок на тему « Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

14 09 2019 6:32:51

Урок — закрепление знаний по истории в 7-м классе "Три великие революции"

Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", " Война за независимость в С Ш А", " Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....

13 09 2019 13:39:47

Наука и образование Российской империи первой половины XIX века

На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...

12 09 2019 20:43:58

Урок истории России на тему "Московское государство в конце XV – начале XVI в." 6-й класс

На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....

11 09 2019 12:14:48

Образование Российской империи

Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме « Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании команд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....

10 09 2019 19:49:42

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

09 09 2019 11:39:47

Творческая встреча по истории "Под солнцем пламенной Эллады"

Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету " История". Творческая встреча " Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою команду. ...

08 09 2019 0:32:21

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

07 09 2019 5:10:54

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

06 09 2019 2:41:34

КВН "Государственные символы России и Татарстана". 5–6-е классы

Внеклассное занятие ( К В Н) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....

05 09 2019 4:41:15

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....

04 09 2019 14:55:37

Историческая игра "В мире прекрасного" для учащихся 7-х классов

Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...

03 09 2019 10:33:16

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России

Материал содержит описание урока-семинара « Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....

02 09 2019 4:26:50

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

01 09 2019 4:51:54

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники георгиевской славы!"

Исторический образ Св. Георгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Георгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана характеристика образа Св. Георгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

31 08 2019 22:43:44

Судебник 1550 года

При изучении курса « История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, И К Т значительно обогащают урок....

30 08 2019 13:16:23

Урок "Оружие кавказцев"

Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгеи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....

29 08 2019 7:18:45

Элективный урок "Азбука потребителя"

Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потребления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потребления. Данный курс имеет прикладной характер, направлен на практико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...

28 08 2019 13:29:46

Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, брак, условия заключения брака, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

27 08 2019 10:34:28

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

26 08 2019 22:44:59

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

25 08 2019 0:24:54

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

24 08 2019 13:47:28

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

23 08 2019 17:57:44

Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"

Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....

22 08 2019 12:16:36

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

21 08 2019 10:12:19

«Новый курс Франклина Делано Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?»

Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность « Нового курса» Ф. Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....

20 08 2019 2:41:25

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

19 08 2019 9:57:34

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

18 08 2019 2:35:53

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

17 08 2019 19:58:27

Экономика России в первой четверти XVIII века

Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....

16 08 2019 4:55:11

В театре Диониса. 5-й класс

Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....

15 08 2019 4:57:26

Восточное путешествие. 5-й класс

Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

14 08 2019 2:36:14

Урок истории в 6-м классе по теме "Культура XVI века"

На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин Р Ф" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...

13 08 2019 10:22:12

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

12 08 2019 3:48:18

Урок обществознания по теме "Рынок труда"

Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охарактеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

11 08 2019 15:19:21

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

10 08 2019 20:24:53

Урок по обществознанию

Урок является составной частью темы " Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....

09 08 2019 3:44:51

Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

08 08 2019 15:49:26

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и М Х К; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....

07 08 2019 12:40:25

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...

06 08 2019 20:50:20

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд практика. Проект "Память поколений"

В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой практически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Р Ф»....

05 08 2019 21:10:17

Интегрированный урок-игра в 6-м классе по истории Средних веков и наглядной геометрии "Рыцарский турнир. Эпоха Средневековья"

Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме " Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....

04 08 2019 5:14:44

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

03 08 2019 8:37:56

Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"

Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....

02 08 2019 9:44:45

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе " Кот-ворюга". ...

01 08 2019 13:26:54

Перспективы и особенности развития малого бизнеса в России как фактор экономического роста. Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права

Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...

31 07 2019 18:18:19

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

30 07 2019 15:26:53

Урок обществознания по теме "Семья". 6-й класс

Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....

29 07 2019 11:58:43

Начальный этап Второй мировой войны (1939–1942 гг.), 9-й класс

На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....

28 07 2019 19:34:23

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

27 07 2019 2:27:14

Актуальный урок по обществознанию в 9-м классе "Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую"

Вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема смертной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный характер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....

26 07 2019 8:23:15

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

25 07 2019 11:35:19

Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

Разработка урока " Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу " История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....

24 07 2019 4:52:47

Урок истории и английского языка. 6-й класс. Средневековый город и его обитатели"

Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...

23 07 2019 2:21:31

Урок истории по теме "Избирательный процесс". 9-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....

22 07 2019 19:49:48

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

21 07 2019 16:38:57

Куклы в русских народных играх и обрядах

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....

20 07 2019 21:21:23

Урок "Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве"

Урок является завершающим при изучении темы « Гражданское право» в курсе " Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику « Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л. Н., Матвеева А. И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...

19 07 2019 18:45:22

Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и транспорт в пореформенной России"

Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...

18 07 2019 10:35:46

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

17 07 2019 17:41:14

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

16 07 2019 19:58:28

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"

Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: « Права человека», « Международные документы о правах человека». ...

15 07 2019 21:33:53

Гибель царской семьи

Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....

14 07 2019 2:43:46

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

13 07 2019 20:48:57

«За отчизну не жаль и жизни отдать…»

Урок содержит материал об Иване Сусанине, К. Ф. Рылееве, М. И. Глинке. Произведение « Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....

12 07 2019 6:39:47

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

11 07 2019 0:24:25

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

10 07 2019 23:19:37

Социализация личности в курсе обществознания

Тема « Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую практическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...

09 07 2019 5:58:22

Деловая игра "Выборы" (курс "Основы политологии и права", 9-й класс)

Деловая игра " Выборы" носит обучающий характер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...

08 07 2019 11:30:47

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

07 07 2019 5:16:29

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

06 07 2019 7:56:28

Северная война и реформы Петра I на Севере

На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....

05 07 2019 16:52:52

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

04 07 2019 13:57:35

"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс

Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....

03 07 2019 7:49:24

Новая экономическая политика

Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги Н Э П А в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

02 07 2019 6:13:53

История Республики Хакасии (программа 10–11-х классов общеобразовательной школы)

Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...

01 07 2019 0:15:18

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"

Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу « Жизнь первобытных людей». ...

30 06 2019 7:13:28

Сценарий устного журнала "История нашей армии", посвященного Дню защитника Отечества

Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....

29 06 2019 20:26:27

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

28 06 2019 2:51:47

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

27 06 2019 20:12:53

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи - Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

26 06 2019 6:29:49

Интегрированный урок истории с использованием ИКТ по теме "Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика"

При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М. А. Шолохова « Поднятая целина»....

25 06 2019 15:14:41

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

24 06 2019 11:43:39

"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"

В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....

22 06 2019 6:21:32

Истинный и ложный патриотизм

Автор на уроке использует активные и интерактивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....

21 06 2019 3:22:37

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"

Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...

20 06 2019 7:38:41

"Католическая церковь и еретики". 6-й класс

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....

19 06 2019 16:32:57

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

18 06 2019 1:37:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

17 06 2019 18:31:51

Интегрированный урок. Роль А.Линкольна в Гражданской войне в США (1861–1865 гг.)

Представлен конспект интегрированного урока " Роль А. Линкольна в гражданской войне в С Ш А (1861–1865 гг.)"....

16 06 2019 15:44:20

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

15 06 2019 10:26:25

Современные методы преподавания исторического краеведения

Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

14 06 2019 2:50:58

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

13 06 2019 16:50:57

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

12 06 2019 1:14:19

Турнир знатоков истории родного края

Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный характер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в команде. ...

11 06 2019 12:22:32

Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П. А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....

10 06 2019 1:38:10

Ассирийская держава. 5-й класс

Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

09 06 2019 16:23:33

Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг

Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием « Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....

08 06 2019 15:25:11

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

07 06 2019 9:15:32

"Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....

06 06 2019 5:48:17

Урок истории в 7-м классе по теме "Россия в XVII в. Новые явления в экономике"

Урок повторения и обобщения темы " Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....

05 06 2019 11:21:33

Наука и образование XVIII века, 7-й класс

Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу " История России" на тему " Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...

04 06 2019 18:25:24

Дорога к храму "Святыни Земли русской"

Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....

03 06 2019 17:59:15

Февральская революция на фоне традиций

История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

02 06 2019 16:13:19

Забытая Первая мировая война

В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

01 06 2019 21:39:31

Внеклассное познавательное мероприятие по правоведению "Своя игра"

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют команды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....

31 05 2019 7:42:10

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

30 05 2019 8:27:24

Урок по теме "Становление и развитие антифашистской коалиции"

Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...

29 05 2019 19:59:40

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

28 05 2019 20:30:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. " В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2019 6:42:33

"Золотые ворота" в Древнюю Русь

Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

26 05 2019 10:15:44

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.