"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе
«О, Родина, святая Родина!
Какое на свете сердце
Не встрепенётся при виде твоем?
Какая ледяная душа
не растает от веянья
твоего воздуха?»
А.Бестужев-Марлинский
Тема урока: Куликовская битва.
Цели:
- раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига;
- привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.
- Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве.
- Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».
- Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
- Раздаточный материал.
- Выставка книг и детских рисунков.
Презентация к уроку не приводится из-за размеров, превышающих дозволенные. (Прим. ред.)
ХОД УРОКА
В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа – монголо-татар.
1. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий с уровневой дифференциацией (деятельность учащихся – воспроизведение и показ по карте, закрепление в памяти темы «Нашествие Батыя», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы», слайд 2).
Б – Когда русские земли были захвачены
монголо-татарами?
А – Почему русские земли не смогли дать отпор
Батыю?
Б – Покажите на карте территорию, захваченную
Батыем?
В – Их данных слов у магнитной доски составьте
определения (баскаки, иго, ярлык, дань).
В – Какие последствия для Руси имело
монголо-татарское иго?
Б – Укажите хронологические рамки
возникновения процесса Москвы.
В – Назовите основные причины возвышения Москвы?
А – Выявите причины противостояния Москвы и
Твери?
Б – Кого из первых московских князей вы знаете?
А – Какими методами они добивались усиления
Москвы?
2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с эпиграфом и планом работы (слайды 3, 4).
1) Великий князь Московский Дмитрий
Донской
2)Усиление Московского княжества и ослабление
Золотой Орды в ХIV веке.
3) Битва на реке Воже.
4) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь
и Орда накануне сражения.
5) Битва на Куликовом поле.
6) Историческое значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?
Учитель: Политика «разделяй и
властвуй», как могло показаться на первый взгляд,
навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто
уже не могло вернуть Русь к единству и согласию.
Однако «время, исторический процесс
способствовали появлению на Руси личности,
способной нейтрализовать её губительное
действие». Такой личностью оказался
Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд
6).
– В 1359 году на московском престоле оказался
девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович
(1359-1389). Именно с его именем связано начало
решительной борьбы за освобождение Руси из-под
власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал).
3. Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.
4. Работа с отрывком из документа (слайд 7).
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»
Вопросы:
– Какими черты хаpaктера Дмитрия Донского вы
можете выделить?
– Повлияли ли они на умение руководить
государством?
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении
государством (учащиеся дают ответы на основе
сообщения и документа)? Показ слайдов 8, 9.
Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в ХIV веке (слайд 10).
Если Русь стремилась к единству, то Золотая
Орда переживала период феодальной
раздробленности.
Работа с учебником, стр. 184 и таблицей
(раздаточный материал)
Вопросы: Какие факты доказывают ослабление
Золотой Орды (работа с картой)? Что
происходило на Руси в это время?
– Однако к середине 70-х годов в правобережной
Орде усобицы прекратились. Правителем стал
темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и
изворотливый правитель (слайд 11).
Но ханом стать он не мог, так как не был
потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился
доказать через завоевание Руси, что он является
продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
5. Работа с отрывком из документа (слайд 12).
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).
6. Работа с документом (слайд 14).
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая в борьбе с его главными соперниками – Тохтамышем и Тимуром.
7. Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)
В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде
долгие годы. За большую плату была нанята
генуэзская пехота. Множество различных мелких
феодалов – разбойников со своими
отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же
время хан Мамай заключил военный союз с
литовским князем Ягайло и рязанским князем
Олегом.
Немешкал и Дмитрий Иванович. Разослал он «по всей
Русской земле гонцов со своими грамотами по всем
городам».
В роли Дмитрия Донского выступает ученик:
«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »
В собирании ратей участвовало не менее 36
городов. Формирование такого войска заняло в
общей сложности около 30 дней.
Русское войско по свидетельствам летописцев, не
уступало в численности Мамаевской рати – «от
начала такой силы русской не бывало». Оно
состояло из княжеских дружин и ополчений
большинства земель. Основным ядром были
москвичи.
8. Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина ХIVв.
– Тем временем Мамай двигался с войском в
сторону Руси (слайд 19).
Дмитрий Иванович стремился дать сражение за
пределами русской земли (работа с картой).
Поэтому русское войско покинуло Коломну 20
августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой
остановке в его состав вливались новые
пополнения, подтягивались отставшие.
Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович
стремился дать сражение за пределами русской
земли.
По пути к Дону русская рать во главе с князем
остановилась у Троицкого монастыря, где получила
благословение настоятеля монастыря Сергия
Радонежского (слайд 20).
– Заслушивается сообщение учащегося о жизни
Сергия Радонежского (в учебнике стр.156).
Битва на Куликовом поле
Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).
Вопросы (слайд 21):
– Почему местом для сражения князь Дмитрий
выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое
неровное, изрытое оврагами, перелесками,
речушками.
– Почему было принято решение переправиться
через Дон?
– Какое событие и почему можно считать
генеральной репетицией Куликовской битвы?
9. Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22, 23).
Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр.160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный ими удар во фланг и в тыл врага. В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.
10. Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).
Только что взошло солнце, рассеялся осенний
утренний туман, и русские увидели врага. Всё
войско пришло в движение. Один потянулся за
щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал
в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё,
зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа (25
слайд).
11. Чтение фрагментов из поэмы «Задонщина», в котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал).
Вопросы:
– Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как
вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её
как-то оправдать?
– Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни
одного меча?
12. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины (слайд 26):
1. Умелые действия князя, его авторитет среди
воинов.
2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
3. Объединение сил русских княжеств.
4. Ослабление Орды и усиление Московского
княжества.
5. Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?
– Это была решающая военная победа Руси над
монголо-татарами.
– Победа доказала, что при объединении сил
русского народа иго монголо-татарских ханов
может быть свергнуто.
– Куликовская битва ускорила объединение
русских земель вокруг Москвы, которая
превратилась в центр
национально-освободительной войны.
13. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Обращается внимание на выставку книг и рисунков учащихся.
14. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков.
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
18 03 2024 10:12:13
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
17 03 2024 19:20:29
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
16 03 2024 12:28:35
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
15 03 2024 18:32:48
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
14 03 2024 23:55:14
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
13 03 2024 2:32:11
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
12 03 2024 11:45:46
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
11 03 2024 6:10:50
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
10 03 2024 4:48:56
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
09 03 2024 12:11:55
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
08 03 2024 10:41:17
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
07 03 2024 10:46:25
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
06 03 2024 4:20:44
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
05 03 2024 3:17:29
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
04 03 2024 1:19:40
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
03 03 2024 5:34:33
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
02 03 2024 14:13:25
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
01 03 2024 19:54:42
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
29 02 2024 18:15:21
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
28 02 2024 10:41:47
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
27 02 2024 16:41:39
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
26 02 2024 16:35:50
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
25 02 2024 0:54:37
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
24 02 2024 18:49:32
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
23 02 2024 22:13:27
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
22 02 2024 6:20:38
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
21 02 2024 4:17:58
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века". ...
20 02 2024 13:54:30
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
19 02 2024 22:14:27
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
18 02 2024 2:27:21
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
17 02 2024 7:30:25
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
16 02 2024 1:14:18
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
15 02 2024 4:14:17
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
14 02 2024 17:44:59
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
13 02 2024 18:30:30
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
12 02 2024 22:41:23
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
11 02 2024 6:54:57
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
10 02 2024 20:58:44
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
09 02 2024 2:47:15
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
08 02 2024 11:28:51
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
07 02 2024 18:20:53
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
06 02 2024 3:36:38
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
05 02 2024 21:39:23
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 02 2024 1:10:13
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
03 02 2024 13:13:55
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
02 02 2024 12:52:51
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
01 02 2024 21:28:50
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
31 01 2024 18:31:46
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
30 01 2024 17:59:44
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
29 01 2024 11:41:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::